Таинством в православном богословии называется «священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божественную благодать» [Макарий].
Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
Божественное установление таинства. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, умягчение, оживление. Помазание маслом больных употребляли апостолы, как читаем у евангелиста Марка 6:13: многих больных мазали маслом и исцеляли.
Наиболее ясное свидетельство о таинстве елеосвящения находится у апостола Иакова (5:14-15): Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи – простятся ему. Апостол говорит здесь не об особом «даре» исцелений; он предписывает определенную форму священнодействия, которое должно войти в обычай Церкви: совершение его пресвитерами Церкви, молитву, помазание; соединяет с ним, как следствие его, облегчение телесной болезни и отпущение грехов. Нельзя также понимать указание ап. Иакова на помазание елеем, как на обычное (хотя бы для того времени) врачебное средство, так как елей, при своем благотворном свойстве, не является врачебным средством от всех болезней. Апостолы не вводили ничего сами от себя, но учили только тому, что заповедал им Господь Иисус Христос и что внушал Дух Святой. Они называли себя не установителями таин Божиих, а только строителями таин и слугами Христовыми. Следовательно, и елеосвящение, заповедуемое св. апостолом Иаковом, имеет Божественное установление.
В древней христианской письменности можно найти косвенные свидетельства о таинстве елеосвящения у св. Иринея Лионского и у Оригена. Позднее более ясные свидетельства о нем есть у свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста, от которых остались молитвы на исцеление недужного, вошедшие впоследствии в чин елеосвящения, – а также у св. Кирилла Александрийского. В пятом веке папа Иннокентий 1-й отвечает на ряд вопросов касающихся этого таинства. Он указывает, что совершать его следует над верующими больными и совершать его может и епископ, так как в словах апостола: да призовет пресвитеры – нельзя видеть запрещения епископу участвовать е священнодействии; только проходящим церковное покаяние нельзя сообщать этого помазания, потому что оно есть «таинство»; а кому запрещены прочие таинства, нельзя дозволить и это одно.
Это таинство совершается над болящими, способными сознательно его принимать и участвовать в молитве о себе. Оно может совершаться и над детьми. Местом этого таинства может быть храм или помещение где находится больной. Елеосвящение обычно предваряется исповедью и завершается таинством причащения.
Видимая сторона таинства состоит в семикратном помазании последовательно священнослужителями болящего елеем в виде креста на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и обеих сторонах рук. Помазание сопровождается молитвами, чтением установленных зачал из апостола и Евангелия. При самом помазании семикратно произносится молитва: Отче Святой, врачу душ и телес, пославый Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (имя рек) и т. д. Чин елеосвящения начинается пением тропарей и канона. Последняя молитва в чине есть разрешительная от грехов. За изнемогающего больного предстает перед Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Его, премилосердного, даровать немощному отпущение прегрешений и очистить его совесть от всякой скверны. Имеется в виду и то, что человек, изнемогающий телом и душой, не всегда способен принести должное исповедание своих грехов; это облегчение совести принимающего таинство елеосвящения открывает путь и для благодатного уврачевания его телесного недуга через молитву веры.
Разрешается и применяется иногда в практике особый чин елеосвящения, совершаемого в храме одновременно над многими лицами в особо назначенный для этого день для общего исцеления немощей душевных и телесных; но этот чин не тождествен с таинством елеосвящения.
(Протестанты отвергли таинство елеосвящения, хотя Лютер, по крайней мере на первых порах, не был против его допущения в богослужебной практике. Римская церковь преподавала до сих пор таинство елеосвящение только находящимся при смерти, в виде напутствия к смерти, и поэтому оно у них называется последним помазанием, таинством отходящих. Такое учение появилось в Римской церкви с 12 века и находится в явном противоречии со словами апостола Иакова. В Церкви с древних времен напутствием умирающим было причащение Тела и Крови Христовых).
[Левшенко] Предуказание таинства было во власти, данной апостолам целить «всяк недуг и всяку болезнь». Когда Господь посылал апостолов на проповедь, Он им заповедовал исцелять болящих (Мф. 10:1-8). Мк. 6:7, 12-13 – «И призва обанадесять и начат их посылати два два... И изшедше проповедах, да покаются.., и мазаху маслом многи недужныя, и изцелеваху».
Это прообраз таинства: многих недужных апостолы с молитвой мазали маслом после предварительного покаяния, после чего происходило исцеление. Это случалось не от того, что больных мазали маслом, а сверхъестественным образом волей Божией. Но масло было необходимо как некий внешний знак (Сам Господь тоже использовал такие внешние знаки: плюновение, брение). Хотя масло действительно является целебным при некоторых болезнях (вспомним самарянина, который возлил на раны пострадавшему от разбойников вино и елей), но болезни исцеляются при Елеосвящении самые разнообразные, от которых масло может и не быть непосредственным лекарством. В таком случае масло является как бы неким внешним знаком исцеления. Разумеется, это было еще только предуказание, потому что само таинство могло быть только в Церкви. Речь идет о временной власти, данной апостолам (у них эта власть осталась и на более позднее время).
Что касается самих исцелений, то вы знаете, что Господь исцелял людей разными способами. Эти сверхъестественные исцеления были разнообразны и у апостолов (исцеляла даже тень, падавшая от ап. Петра). Сами по себе исцеления могли происходить многими способами и непосредственно, но было дано еще и указание, чтобы использовался елей с молитвой, чтобы люди исцелялись.
Вероятно, таинство было установлено, когда Господь учил Своих учеников, как устроить Царство Божие (Церковь) на земле. Один из слушавших Его ап. Иаков пишет (Иак. 5:14-15): «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне, и молитва веры спасет болящего и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему». В этом послании мы видим и указание на то, что само по себе исцеление по молитве и прощение грехов – это не чрезвычайный дар, который был дан апостолам на то время. Это была заповедь на все времена.
Видимая сторона таинства
Прежде всего это молитва о ниспослании на елей Духа Святаго. Что касается елея, то по древней практике это было оливковое масло, но может быть использовано и другое растительное масло.
Веществом для Елеосвящения является и красное вино, но эта добавка была принята Церковью между XI и XV веками. Это добавка как бы несущественная, потому что освящается елей, но принято это было в связи с тем, что самарянин на раненого возлил елей и вино. Такое же вино используется и при Евхаристии.
Происходит семикратное помазание с чтением Апостола, Евангелия. Семикратное – потому что это древняя практика, связанная с тем, что пророк Илия семь раз молился о ниспослании дождя. 3 Цар. 18 – о том, как семь раз он посылал отрока к морю посмотреть, нет ли дождевых облаков. Но семикратное помазание никогда не понималось как таинство, повторенное семь раз. Это одно таинство.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 267.