Таинством в православном богословии называется «священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божественную благодать» [Макарий].
Богоустановленность таинств [Сарычев]. Таинства – установления божественные, а не человеческие. Богоустановленность есть существенный признак, входящий в понятие о таинствах. Таинства установлены Иисусом Христом отчасти до Его воскресения, отчасти по воскресении в течении сорока дней, когда Он являлся Своим ученикам и беседовал с ними о царствии Божием. Нельзя относить установление таинств к апостолам. Апостолы вообще не вводили и не устанавливали ничего такого, на что не имели повеления от Господа. Поэтому они признают себя не установителями, а только слугами Христовыми и строителями тайн Божиих (1 Кор. 3, 5, 4, 1).
Почему Господь установил таинства, т.е. спасительные действия благодати соединения с видимыми действиями? Главное основание установления Богом таких средств спасения заключается в любви и благости Божией. В силу этих свойств Бог, даровавший в искупительном подвиге Сына Божия и учреждения Церкви средство спасения роду человеческому, не мог предоставить каждому самому изыскивать способы пользоваться этим средством. Он Сам указал и действительные способы для усвоения совершенного Христом дела спасения. Таинства, в которых Сам Бог под видимыми знаками подает людям спасающую благодать, и являются такими способами.
Две стороны в таинствах – видимая и таинственная находятся в полном соответствии со всем планом домостроительства спасения. Видимым было воплощение Сына Божия, Его жизнь, учение, страдание, смерть, воскресение, вознесение. Видимо же, как быв огненных языках ниспослан Церкви и Дух Святый, в ней пребывающий. Божественная премудрость изменила бы порядок своих действий, если бы предложила средства для усвоения человеком спасения Христова чисто духовные, – если бы не установила таинств.
Избрание Богом духовно-чувственных средств для совершения Искупления и усвоения его даров становится понятным, если вспомнить истину о двухсоставности человеческой природы. Человек – не бесплотное существо, но соединение духа и тела: поэтому он имеет нужду в духовно-чувственных посредствах для получения благодати. Для существ, не имеющих подобной нам телесности, возможно непосредственное созерцание тайных действий Духа Божия и восприятие благодати без посредства видимых чувственных знаков, каковы таинства. «Если бы ты был бестелесен, – говорит св. Иоанн Златоуст, то Христос сообщал бы тебе дары бестелесно: но так как душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает тебе через чувственное». Как существо духовно-телесное, человек имеет и нужду в освящении не только души, но и тела. Св. Григорий Богослов, говоря о таинстве Крещения, учит: «поелику мы состоим из двух естеств, т.е. из души и тела, естества видимого и невидимого, то и общение двоякое, именно, водою и Духом; и оно приемлется водимо и телесно, а другое в тоже время совершается нетелесно и невидимо; одно есть образное, а другое истинное и очищающее самые глубины».
Установление Богом духовно-чувственных средств преподания благодати имеет существенно-важное значение для убеждения человека в несомненности дарования ему благодати. Такое установление устраняет всякую возможность сомнений в получении благодати, а также всякую возможность заблуждений, самообманчивых мечтаний и гаданий и удостоверяет в действительности общения с Богом, поддерживает и укрепляет надежду на спасение во Христе. Наконец, через видимые посредства сообщения благодати верующие видимо посвящаются в члены Церкви Христовой и отделяются от неверующих, что способствует теснейшему соединению их между собою в единое тело Христово: этим ощутительно напоминается им об истинах веры и обязанностях членов Церкви.
Согласно Православно-догматическому богословию архиеп. Макария, «таинств Церкви не менее и не более, как семь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение». Однако следует сказать, что «Церковь, – по замечанию еп. Александра (Семенова-Тян-Шанского), – не всегда принимала это исчисление, и оно условно, т.к. трудно провести грань между таинствами и обрядами (имеются в виду прочие священнодействия), через которые также преподаются благодатные дары». И все же семь таинств выделены из ряда других священнодействий в силу того, что они имеют утверждение авторитетом Свщ. Писания: «каждому усвояется в Писании все свойства истинного таинства, т.е. Божественное установление, видимый или чувственный знак и невидимое благодатное действие на человека». Именно через эти семь таинств особым образом благодать Божия дает все необходимое и потребное для христианской жизни человека.
[ЛП] В каждом Т. сообщается верующему христианину определенный дар благодати, свойственный именно известному Т.; так, напр., в Т. крещения сообщается благодать, очищающая от греха и возрождающая человека; в Т. миропомазания – благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; в Т. елеосвящения – благодать, исцеляющая недуги; в Т. покаяния – благодать, прощающая грехи, и проч.
По православному учению, условиями для совершения и действенности Т. признаются присутствие обеих сторон Т.: объективной и субъективной. Первая сторона (объективная) состоит в правильном совершении Т. законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы Т., согласно божественному установлению; субъективная же сторона Т. заключается во внутреннем настроении и расположении христианина, принимающего Т. Первая сторона таинств составляет условие для действительности таинств; вторая служит условием для их благодатной действенности. Действительность Т., по православному учению, не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих Т.; спасительное же действие Т. обусловливается известным нравственным состоянием человека, приемлющего Т.; оно требует от человека веры, сознания великого значения и важности Т. и, наконец, искреннего желания и полной готовности принять его. При отсутствии этих последних требований принятие Т. служит к осуждению человека (1 Кор. 11:26-30). Древние еретики – донатисты и средневековые – вальденсы, альбигойцы, последователи Виклифа, – учили, что для совершения и действенности Т. требуется священнослужитель не только законно поставленный, но и благочестивый, так что Т., совершенные порочными служителями алтаря, не имеют никакого значения. По учению лютеран, действительность каждого Т. зависит от веры лиц, его приемлющих. По учению католической церкви, от достоинства и качества лиц, совершающих Т., не только не зависит действительность Т., но не зависит и спасительное действие их. Эта теория Т. известна под особым латинским термином «opus operatum».
[КР] Таинства действительно сообщают верующему благодать Божию, это не только знаки Божественных обетований, не только аллегория или внешний обряд. Т.к. человек обладает душевно-телесной природой, то и таинства состоят из видимой стороны – собственно совокупности слов, действий, употребляемого вещества – и невидимой – действия благодати, духовно преобразующей и возрождающей человека. Для совершения таинства необходимы: призвание Св. Духа, законно рукоположенный священнослужитель и соответствующие таинству предметы.
[Сарычев] Под действительностью таинств разумеется то, что известное священнодействие есть именно совершение таинства, т.е. при этом и в видимом знаке заключается и под видимым знаком сообщается приступающему к таинству определенный дар божественной благодати. Под действенностью же таинства развеется такое или иное действие на человека благодати, сообщаемой в таинстве – действие во спасение или во осуждение.
[К.Р.] В каком случае таинство считается совершенным и действенным?
Дата: 2019-02-19, просмотров: 334.