Отпускная цена единицы продукции, руб.
Базисный период
Отчетный период
Базисный период
Отчетный период
Базисный период
Отчетный период
Таблица 2. Анализ динамики затрат на 1 руб. реализованной продукции
Показатель |
Базисный период, руб. |
Отчетный период, руб. | Изменения к базисному периоду (+,-), руб | Изменения (+,-), факт к плану, руб. | ||
план | факт | план | факт | |||
Выручка | 70 000 | 77 460 | 77 476 | 7 460 | 7 476 | 16 |
Себестоимость | 61 400 | 66 060 | 64 860 | 4 660 | 3 460 | -1 200 |
Прибыль | 8 600 | 11 400 | 12 616 | 2 800 | 4 016 | 1 216 |
По данным таблицы 2 видно, что в отчетном периоде наблюдается рост себестоимости реализованной продукции и работ, однако темп роста себестоимости (6% = 3460/61400) меньше темпа роста реализованной продукции предприятия (11% = 7476/70000).
На основании вышеприведенных данных определим уровни затрат на один рубль товарной продукции.
Таблица 3. Уровень затрат на 1 руб. товарной продукции
Товар |
Базисный период, коп. |
Отчетный период, коп. | Динамика к базисному периоду, % | Динамика факт к плану, % | ||
план | факт | план | факт | |||
А | 87,50 | 84,62 | 82,45 | 96,7% | 94,2% | 97,4% |
В | 88,00 | 86,30 | 85,71 | 98,1% | 97,4% | 99,3% |
Итого | 87,71 | 85,28 | 83,72 | 97,2% | 95,4% | 98,2% |
Данные о расходах на один рубль товарной продукции свидетельствуют о сокращении удельных затрат в целом по товарным группам, по сравнению с базисным периодом на 3% по планируемым показателям (100%-97%) и на 5% по фактическим данным (100%-95%).
В отчетном периоде наблюдаем снижение затрат на рубль реализованной продукции в силу превышающего темпа роста объемов производства и реализации работ над темпом роста себестоимости продукции.
Фактически удельные затраты организации по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 4 коп. (83,72-87,71), по сравнению с плановыми показателями удельные издержки снизились на 1,57 коп. (83,72-85,28).
Снижение значения показателя в отчетном периоде свидетельствует об успешности работы предприятия по внедрению новой техники, повышению производительности труда, соблюдению режима экономии в расходовании материальных, трудовых и денежных ресурсов, выявлению и использованию внутренних резервов.
Определим влияние факторов на изменение затрат на 1 руб. товарной продукции способом цепных подстановок.
Таблица 4. Влияние факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции
Показатель | Затраты на 1 рубль, коп. |
Затраты на рубль товарной продукции: | |
по данным предыдущего года | 87,71 |
при фактическом объеме выпущенной продукции и при себестоимости и ценах за предыдущий год | 87,71 |
при фактическом объеме выпущенной продукции и фактической себестоимости продукции и при ценах за прошлый год | 73,96 |
при фактических данных | 83,72 |
Влияние факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции, в т.ч.: | -4,00 |
- Влияние фактора изменения цен | 9,76 |
- Изменение количества выпущенной продукции | 0,00 |
- Изменение себестоимости единицы производимой продукции | -13,76 |
Из данных таблицы видно:
1. Снижение цен реализации в отчетном периоде неблагоприятно сказалось на величине затрат на рубль товарной продукции и привело к его увеличению на 9,76 коп.
2. Изменение объема и ассортимента производимой продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом не оказало влияния на показатель.
3. Фактическое снижение удельных затрат единицы продукции благоприятно повлияло на показатель (значение затрат на рубль товарной продукции снизилось в отчетном периоде на 13,76 коп.)
17 Приведите состав абсолютных и относительных показателей, характеризующих финансовые результаты коммерческой организации
Несмотря на кажущуюся простоту расчетов, показатели этой группы, как и в случае с характеристикой финансовой устойчивости, достаточно неочевидны как с позиции теории, так и с позиции практических расчетов, выполняемых в рамках пространственно-временных сопоставлений.
Так, фразы "прибыль предприятия ABC составляет Р руб." или "рентабельность предприятия ABC составляет ?%" ни финансовому аналитику, ни руководителю не говорят ни о чем. Неоднозначность трактовок предопределяется многими обстоятельствами: нередко встречающейся двусмысленностью терминологии, множественностью расчетных формул с позиции теоретической обоснованности того или иного алгоритма расчета, а также множественностью исходных показателей, используемых в этих формулах. К показателям именно этой группы прежде всего и относится упоминавшееся выше требование о необходимости четкой идентификации алгоритмов расчета. Коротко рассмотрим основные аспекты данной проблемы.
В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект - показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель; его можно суммировать в пространстве и времени (в данном случае мы абстрагируемся от понятия временной стоимости денег). В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров и т.д.
Основным показателем безубыточности работы коммерческой организации является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Прибыль в 20 тыс. руб. может быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала коммерческих организаций, иными словами, сумма объявленной прибыли, как правило, не дает возможности судить о масштабах фирмы. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов.
Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени (подобные суммирования делают лишь в статистике, например, при построении уравнений регрессии, однако в этом случае показатель рассматривается как некая обобщенная статистическая характеристика изучаемого явления). Например, если известна оборачиваемость товаров по отдельным товарным группам, то товарооборачиваемость по магазину в целом не может быть найдена прямым суммированием исходных показателей товарооборачиваемости; нужно использовать показатели, характеризующие товарооборот и запасы магазина.
Существуют два подхода к оценке экономической эффективности - ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффективности (EFF) выражается формулой
Дата: 2019-02-25, просмотров: 301.