Это предложение уничтожает особый юридический статус судебного решения как акта правосудия.
Решение суда является актом правосудия и по вступлении в законную силу наделяется особыми, присущими только ему свойствами. Только решение может дать окончательный ответ по существу любого вопроса. В силу этого решение суда должно быть не просто им принято, а объяснено, т. е. тяжущимся, а также любому другому субъекту должно быть понятно – почему суд вынес то, а не иное решение.
Именно мотивированное решение является внешним выражением свершившегося правосудия. Европейский суд по правам человека неоднократно подчеркивал, что недостаточность мотивировки судебных актов свидетельствует об отсутствии справедливого судебного разбирательства[9]. Неверные, плохо мотивированные решения уменьшают степень доверия к судебной системе со стороны общества в целом и отдельных граждан в частности, формируют отрицательное отношение общества к суду и отдельным судьям. При этом даже сейчас социологические опросы показывают весьма низкий уровень доверия к суду в современном российском обществе.
Прежде всего, мотивы, положенные в основу решения, являются единственной гарантией его обоснованности. Никто: ни стороны спора, ни общество, ни вышестоящая инстанция – не способны понять обоснованность вынесенного решения, если неизвестны его мотивы.
Одновременно мотивированность решения выступает дополнительной гарантией его законности: нельзя иначе удостовериться в порядке принятия решения, установленном законом (ст. 196 ГПК). В частности, именно мотивировочная часть решения суда выступает гарантией реализации права быть выслушанным, установленного ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Без мотивировочной части не только невозможно установить правосудность решения вообще, но также и выяснить ряд специальных вопросов:
- оценить преюдициальность установленных в решении фактов;
- определить внешнее тождество исков;
- проверить, правильно ли распределены судебные расходы;
- разъяснить решение или вынести дополнительное решение и др.
Поэтому, если сторона по делу в силу самых разных причин не потребовала составления мотивировочного решения, в последующем суды не смогут установить тождество исков, преюдициальность фактов и т. д.
Оговорка ВС РФ о том, что сторона спора может заявить ходатайство о составлении решения в полном объеме, не является контраргументом против высказанных выше доводов. К тому же она нарушает логику самого закона: ст. 196 ГПК, ст. 168 АПК, ст. 178 КАС предписывают определенную последовательность ответа на вопросы судом, принимающим решение, последним из которых является вопрос – ка́к следует разрешить дело. При отказе от мотивировочной части суд сначала будет принимать решение о том, как разрешить спор, а потом, при поступлении ходатайства, «подгонять» под уже оглашенную резолютивную часть мотивы принятия решения. Поэтому обязанность мотивировать решение – это важнейший механизм сдерживания судебного произвола и, одновременно, противокоррупционный механизм: иначе суд будет выносить решения невзирая на представленные доказательства, в отсутствие необходимости опровержения доводов проигравшей стороны.
Также немотивированное решение не обеспечивает прав лиц, не привлеченных к участию в деле, вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Если для лиц, участвовавших в деле, имеется возможность настоять на составлении полного решения при намерении его обжаловать, то для «неучастников» такой возможности не предусмотрено, что существенно затрудняет реализацию ими права на апелляционное или кассационное обжалование.
Мотивированность решения является гарантией его убедительности как для сторон спора, так и для общества в целом (см. п. 30 постановления ЕСПЧ по делу «Хирвисаари против Финляндии» от 27 сентября 2001 г. по жалобе № 49684/99). Предложение ВС РФ отказаться от обязательности мотивировочной части прямо уничтожает одну из задач судов (ст. 2 ГПК): усеченное судебное решение не может способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Наконец, предложение ВС рассогласовывается с уже внесенными изменениями, касающимися опубликования судебных актов в полном объеме (Федеральный закон от 29.07.2017 № 223-ФЗ).
И совершенно непонятно, как быть, если после окончания рассмотрения дела по существу и оглашения резолютивной части судебного решения, но до подачи заинтересованным лицом заявления о необходимости составления мотивированного решения судья прекратил свои полномочия. Такая ситуация более чем вероятна с учетом того, что потребность в составлении мотивированного решения вполне может возникнуть и спустя значительное время после окончания судебного разбирательства. Понятно, что в такой ситуации мотивированное решение не может быть составлено иным судьей, поскольку он не участвовал в рассмотрении дела. Получается, что дело должно будет рассматриваться заново, однако очевидно, что создаваемая ситуация ни в коей мере не будет способствовать судебной защите заинтересованных лиц и создаст неопределенность в праве.
Еще раз повторим, что в заключении нами указано лишь на часть положений законопроекта, которые профессиональным сообществом расцениваются резко отрицательно, однако даже из этих возражений видно, что планируемые к внедрению в процессуальные кодексы положения способны не просто пошатнуть, а по сути разрушить гарантии, позволяющие считать порядок рассмотрения и разрешения дел судами правосудием. Следовательно, поддержать принятие этих предложений, по мнению многих представителей юридического сообщества, ни в коем случае нельзя. Также хотим обратить внимание на то, что подписавшие настоящее правовое заключение юристы не отрицают необходимости определенного реформирования законодательства, но напоминают, что любые, а тем более глобальные его изменения должны происходить без спешки, с тщательным и всесторонним обсуждением всех ключевых положений с учеными – представителями ведущих научных школ и практиками, а не только с представителями судейского сообщества.
Только такой подход способен привести к тому, что новые положения улучшат, а не ухудшат правовое регулирование общественных отношений в той или иной сфере жизни общества, то есть будут отвечать общественным интересам.
С текстом заключения ознакомились и подтвердили согласие с его аргументами и выводами[10]:
А. Т. Боннер, д. ю. н., заслуженный деятель науки РФ, профессор (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
В. М. Жуйков, д. ю. н., заслуженный юрист РФ, профессор (ИЗиСП, МГЮУ им. О. Е. Кутафина), один из разработчиков ГПК РФ, зампред ВС РФ в отставке
А. К. Сергун, к. ю. н., профессор, один из разработчиков ГПК РФ и АПК РФ (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
Т. Г. Морщакова, д. ю. н., заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ, профессор (НИУ ВШЭ), зампред КС РФ в отставке
Т. К. Андреева, к. ю. н., заслуженный юрист РФ, доцент (МГУ им. М. В. Ломоносова), один из разработчиков АПК РФ, зампред ВАС РФ в отставке
С. В. Сарбаш, д. ю. н., заслуженный юрист РФ, судья ВАС РФ в отставке, профессор (ИЦЧП им. С.С. Алексеева при Президенте РФ)
Н. А. Громошина, д. ю. н., профессор (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
Л. Ю. Василевская, д. ю. н., профессор (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
Е. Е. Уксусова, к. ю. н., профессор (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
Л. А. Терехова, д. ю. н., профессор (ОмГУ им. Ф. М. Достоевского)
Е. В. Кудрявцева, д. ю. н., профессор (МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ)
Е. И. Носырева, д. ю. н., профессор (ВГУ)
Д. Я. Малешин, д. ю. н., профессор (МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ)
А. С. Автономов, д. ю. н., адвокат, главный редактор журнала "Государство и право", профессор
В. В. Лапаева, д. ю. н, главный научный сотр. ИГП РАН
В. В. Долинская, д. ю. н., профессор (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
С. Б. Поляков, д. ю. н., профессор (ПГНИУ)
В. А. Белов, д. ю. н., профессор (МГУ им. М. В. Ломоносова)
Д. Х. Валеев, д. ю. н., профессор (КФУ)
Т. В. Сойфер, д. ю. н., профессор (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
С. В. Тычинин, д. ю. н., профессор (НИУ БелГУ)
Д. Б. Абушенко, д. ю. н., профессор (УрГЮУ)
И. В. Воронцова, д. ю. н., профессор (КФ РГУП)
А. В. Пчелинцев, д. ю. н., ст. партнер АБ «Славянский правовой центр», гл. редактор журнала «Религия и право», почетный адвокат России
А. Н. Кузбагаров, д. ю. н., профессор (СЗФ РГУП)
Т. В. Злотникова, д. ю. н., профессор (МИИГАиК)
П. А. Скобликов, д. ю. н.
Е. Г. Стрельцова, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина, ВАВТ)
Д. А. Туманов, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина, ВАВТ)
С. А. Алехина, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
С. С. Казиханова, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
Л. А. Прокудина, к. ю. н., доцент (НИУ ВШЭ)
М. А. Филатова, к. ю. н., доцент (НИУ ВШЭ)
Л. Н. Бардин, к. ю. н., доцент (НИУ ВШЭ)
И. Н. Лукьянова, к. ю. н., старший научный сотрудник, доцент (ИГП РАН, ВАВТ)
О. П. Чистякова, к. ю. н., доцент
Е. А. Моргунова, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
А. М. Молотников, к. ю. н., доцент (МГУ им. М. В. Ломоносова)
М. Д. Олегов, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
И. В. Уткина, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
Д. Ю. Ионова, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
И. И. Черных, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
М. В. Самсонова, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
В. Ю. Кулакова, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
С. В. Моисеев, к. ю. н., доцент (МГУ им. М. В. Ломоносова)
В. В. Аргунов, к. ю. н., доцент (МГУ им. М. В. Ломоносова)
Р. М. Масаладжиу, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
Ф. Р. Гаджиева, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
Д. И. Бекяшева, к. ю. н. доцент (НИУ ВШЭ)
М. С. Навасардова, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
В. В. Грачев, к. ю. н., доцент ЯрГУ им. П. Г. Демидова, адвокат.
А. Р. Султанов, начальник юридического управления ПАО «Нижнекамскнефтехим»
Ю. В. Тай, к. ю. н., доцент (МЧГП МГИМО(У))
Д. Я. Примаков, к. ю. н., доцент (ВАВТ), эксперт по вопросам противодействия коррупции ОБСЕ
А. А. Семенова, к. ю. н. (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
С. П. Портянкина, к. ю. н. (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
Л. Н. Ракитина, к. ю. н., доцент
Е. Ч. Сторожкова, к. ю. н, доцент (УлГУ)
А. Л. Бурков, к. ю. н., доктор права (Кембридж), заведующий кафедрой Европейского права и сравнительного правоведения Гуманитарного университета (Екатеринбург)
Е. А. Нахова, к. ю. н, доцент (Санкт-Петербургский институт (филиал) «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»)
Ю. А. Тарасенко, к. ю. н.
Ю. Л. Мареев, к. ю. н., доцент
Е. С. Смагина, к. ю. н., доцент (ЮФУ)
И. А. Невский, к. ю. н., доцент (ЮФУ)
C. М. Ахмедов, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
О. В. Ерофеева, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
О. Ю. Фомина, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
М. М. Ненашев, к. ю. н., доцент
Т. В. Шершень, к. ю. н., доцент (ПГНИУ)
П.В. Хлюстов, к. ю. н., адвокат, партнёр КА "Барщевский и Партнёры"
Н. В. Степанюк, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
М. М. Силкина, к. ю. н., общественный деятель, соучредитель Общероссийского профессионального союза сметчиков
А. Н. Беседин, к. ю. н., доцент (МГЮУ им. О. Е. Кутафина)
А. И. Зайцев, к. ю. н., доцент
М. Д. Дзагурова, к. ю. н, доцент (СОГУ)
А. В. Лобжанидзе, к. полит. н., доцент, сопредседатель общественной организации (МАДИ)
М. А. Никонов, к. ю. н., адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Владимира
М. С. Борисов, к. ю. н.
Е. М. Игонькин, к. ю. н.
А. В. Власова, к. ю. н., адвокат, Москва
С. Р. Багаутдинова, к. ю. н., доцент (ГУЗ)
Е. А. Никчемная, к. ю. н., судебный юрист
Е. В. Зайченко, к. ю. н., ассистент кафедры гражданского процесса (МГУ им. М. В. Ломоносова), адвокат
Д. А. Шаманский, к. ю. н., доцент (Юридический институт СКГГТА)
В. Ф. Прокофьев, к. ю. н., доцент (НовГУ)
М. С. Трофимова, к. ю. н., доцент (НовГУ)
Т. Б. Шибанова, к.э.н., доцент (НовГУ)
Т. Н. Дорошенко, к. и. н., доцент (НовГУ)
В. А. Гавриленко, к. ю. н., (НовГУ)
О. Е. Калпинская, к. ю. н., доцент (НовГУ)
Е. А. Макарова, к. и. н., доцент (НовГУ)
И. Д. Озерский, адвокат, член Совета Московского клуба юристов, член исполкома Международного союза юристов
С. В. Редких, юрист, и. о. Председателя Центрального арбитражного комитета Госкорпорации «Росатом»
В. В. Лапинский, председатель Президиума Коллегии адвокатов "Лапинский и партнеры" Санкт-Петербург
К. П. Гилельс, юрист, учредитель-президент Фонда содействия сохранению творческого наследия Эмиля Гилельса
Е. Ц. Дугарон, практикующий юрист, преподаватель (ВСГУТУ)
А. О. Саморукова, адвокат, МКА «Правовой эксперт», Адвокатская палата Московской области
А. Н. Сидоров, генеральный директор ООО «АЗС Комплект»
А. Г. Бессонов, адвокат
В. В. Волкова, председатель Московской городской коллегии адвокатов «Волкова, Лесников и коллеги», вице-президент Фонда содействия сохранению культурного, исторического и духовного наследия имени преподобного Андрея Рублева
Л. Е. Кириллова, практикующий юрист
А. В. Чайкина, практикующий юрист, преподаватель (ВАВТ)
К. М. Сулейманова, адвокат
А. Д. Нагуманова, адвокат (Адвокатская палата г. Севастополя)
Л. А. Мельникова, практикующий юрист
И. Г. Рожнов, практикующий юрист.
А. А. Марченко, практикующий юрист
О. Д. Блатова, юрист ОМННО «Совет Гринпис»
С. Ю. Нугаева, юрист ОМННО «Совет Гринпис»
Э. В. Зайцева, практикующий юрист
Ю. Е. Мещерякова, юрист, генеральный директор и учредитель АНО Научное медицинское общество «Медицинская практика»
Р. М. Гибатдинов, заместитель директора по правовым вопросам и защите экономических интересов МУП "Ульяновская городская электросеть", независимый антикоррупционный эксперт
Г. П. Чопозов, практикующий юрист, директор ООО "Юридическое агентство ЛЕКС"
А. Н. Поздеев, генеральный директор юридической компании "КОМПАС" (ООО)
Ю.А. Хотькова, практикующий юрист
А. В. Сынтин, практикующий юрист
Г. М. Амирханян, юрист
С. Л. Рыскин, юрист, замдиректора ООО "Юридическая фирма "Траст"
К. А. Овчинников, практикующий юрист
А. В. Нужина, юрист, директор ООО фирма "Виком"
В. А. Сивков, практикующий юрист, генеральный директор ООО «Гарант Консалтинг»
Р. В. Морозов, юрист, директор ООО "МИР"
И. В. Данилов, практикующий юрист
В. В. Добровольская, ПАО Сбербанк (Юридическое управление)
С. Н. Сёмкин, юрист
А. А. Лавошниченко, практикующий юрист
А. М. Гриневич, частнопрактикующий юрист
В. И. Михайлов, корпоративный юрист
В. Н. Максимова, юрист
А. Е. Самошкина, ведущий юрист ООО "ТСЖ Столица" и Ассоциации "ЖКХ Партнерство"
Ю. В. Федонина, управляющий партнер Felicity Laaw
М. А. Конобеевских, юрист
А. А. Кильмаматова, юрист
Л. А Жукова, практикующий юрист (заместитель начальника юридического отдела МКУ "Центр организационного обеспечения деятельности муниципальных организаций" г. Сургут ХМАО-Югра), член ассоциации юристов России
М. В. Самощенков, адвокат
В. И. Терехов, практикующий юрист
М. С. Назин, практикующий юрист
М. О. Бахарев, директор МОУ "Агентство по защите прав потребителей", практикующий юрист
Д. М. Капралов, юрист, основатель юридической компании "ЗаконПравит", генеральный директор производственной организации ООО "ТЕМПЕРО
Е. В. Тумилович, юрист, заместитель генерального директора по корпоративному управлению АО НПП «Биотехпрогресс»
И. П. Минин, практикующий юрист
И. В. Львова, практикующий юрист
А. В. Навицкий, юрист компании
А. В. Терлецкая, практикующий юрист
Г. И. Гавриленко, практикующий юрист
С. Б. Шкляев, зампредседателя Первой московской коллегии адвокатов "Еврозащита"
М. А. Шинкарев, юрисконсульт МКУ "Ильская Единая Служба"
А. О. Корлыханов, практикующий юрист
П. А. Кишенин, практикующий юрист
С. В. Грахова, практикующий юрист, генеральный директор ООО "Успешный бизнес"
А. В. Зяблицкий, практикующий юрист
Е. В. Богович, практикующий юрист
Д. Е. Козырев, практикующий юрист
Н. Н. Брюховецкий, начальник юридического отдела ООО "Импрод.
Е. Г. Зарецкая, адвокат
Ю. В. Валуева, практикующий юрист
Ю. В. Магда, практикующий юрист
С. А. Моцный, практикующий юрист
II
Приложения
Индивидуальные заключения на законопроект ВС РФ от 03.10.2017[11]
1.
Д. А. Туманов,
к. ю. н., доцент МГЮУ им. О. Е. Кутафина (МГЮА)
Е. Г. Стрельцова,
к. ю. н., доцент
МГЮУ им. О. Е. Кутафина (МГЮА)
С. С. Казиханова,
к. ю. н., доцент МГЮУ им. О. Е. Кутафина (МГЮА)
Экспертное заключение на проект закона о внесении изменений в ГПК, АПК, КАС РФ, подготовленный Верховным Судом РФ
1. 3 октября 2017 года Пленум Верховного Суда РФ постановил внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как следует из текста пояснительной записки к законопроекту, «потребность в реализации предложенных проектом новаций, базирующихся на сохранении основополагающих принципов гражданского и административного процессов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и в отраслевых законах, обусловлена объективной необходимостью совершенствования некоторых процессуальных институтов в целях повышения эффективности защиты прав граждан и организаций, улучшения качества правосудия, оптимизации судебной нагрузки».
Из приведенного текста следует, что те новые правила, которые предлагается внедрить в процессуальное законодательство, с одной стороны, сохраняя конституционные принципы правосудия, с другой стороны, еще в большей мере, чем действующие в настоящее время процессуальные нормы, будут способствовать эффективной защите прав и интересов различных субъектов права.
Однако соответствует ли данное утверждение реальности? Перед тем как ответить на обозначенный вопрос, кратко коснемся основных связанных с правосудием положений.
Правосудие осуществляет только суд. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Именно суд путем осуществления правосудия может разрешить правовой вопрос окончательно. Любое решение и действие (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц могут быть оспорены в суде. Деятельность по осуществлению правосудия – это деятельность по рассмотрению различных правовых дел, которая происходит в рамках особой системы гарантий, в максимальной степени обеспечивающих достижение целей судопроизводства (к которым, в первую очередь, относится защита прав и интересов различных субъектов права) и обеспечивающих безопасность от возможного произвола как со стороны лиц, внешних по отношению к судебному процессу, так и со стороны его участников, в том числе и суда. К основополагающим чертам указанной системы гарантий относятся следующие:
– существует особая система конституционных принципов правосудия (осуществления правосудия только судом, независимости судей, гласности судебного разбирательства, состязательности, равенства перед законом и судом, процессуального равноправия), а также отраслевых процессуальных принципов;
- заинтересованные в исходе дела лица должны быть вовлечены в процесс его рассмотрения судом, и им предоставляется широкий объем прав по защите своей позиции в суде. Суд не вправе выносить решение, не выслушав таких лиц (не предоставив возможности быть выслушанными таким лицам), которые, конечно же, должны быть надлежащим образом и в надлежащий срок извещены о времени и месте рассмотрения дела;
- решение суда основывается только на тех фактах, которые были установлены в ходе судебного разбирательства дела на основании относимых и допустимых доказательств.
Именно системой особых гарантий деятельность суда по осуществлению правосудия качественно отличается от деятельности любых других субъектов, пусть даже и уполномоченных на рассмотрение каких-либо дел в административном или ином порядке.
Благодаря тому, что деятельностью по осуществлению правосудия признается только деятельность суда, протекающая в особой системе гарантий, итоговый акт правосудия – судебное решение – при вступлении в законную силу приобретает особые свойства, которыми не обладает никакой другой акт правоприменения.
Только обеспеченная особой системой гарантий деятельность суда по рассмотрению различных дел приобретает высокую социальную ценность, поскольку рассмотрение дела судом в таком случае совершается в порядке, который обеспечивает наивысшее (по сравнению с любыми другими порядками) качество рассмотрения дела и предоставляет максимальную возможность действительной, а не мнимой защиты прав и интересов заинтересованных лиц.
В свою очередь, вне системы гарантий правосудие как явление исчезает, а деятельность суда – даже несмотря на то, что суд как орган, решающий тот или иной вопрос, остается – в действительности уже не является правосудием и становится практически ничем не отличимой от деятельности любых других правоприменительных органов.
Следовательно, основные, т. е. базовые гарантии, составляющие порядок осуществления правосудия, должны сохраняться при любом изменении процессуального законодательства.
2. После освещения основных постулатов правосудия соотнесем с ними те положения, которые в соответствии с законопроектом планируется закрепить в процессуальном законодательстве. При этом в рамках краткого аналитического заключения, разумеется, невозможно рассмотреть все предлагаемые новшества, в силу этого мы остановимся лишь на некоторых из них. Объектом анализа в первую очередь будут являться те положения, которые планируется закрепить в ГПК РФ. Однако результаты анализа в целом применимы и к аналогичным положениям, которые планируется закрепить в АПК РФ и КАС РФ.
А. Как известно, в настоящее время в рамках приказного производства рассматриваются так называемые бесспорные требования о взыскании денежных сумм или истребовании имущества, если размер взыскиваемых сумм или стоимость имущества не превышает пятисот тысяч рублей. В юридической литературе неоднократно подчеркивалось, что приказное производство – это не деятельность суда по осуществлению правосудия, поскольку в нём отсутствуют базовые, обеспечивающие правосудие гарантии и, в частности, вообще не действуют или действуют не в полной мере базовые принципы правосудия (гласности, состязательности, независимости судей[12] и др.). Именно в силу этого судебный приказ не признается актом правосудия и не наделяется теми же свойствами, которыми обладает судебное решение.
В свою очередь, в соответствии с ГПК РФ ряд дел рассматривается в рамках упрощенного производства. В настоящее время в таком порядке рассматриваются дела о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает ста тысяч рублей (кроме тех случаев, когда взыскание происходит в порядке приказного производства).
С одной стороны, в сравнении с приказным производством можно видеть, что упрощенное производство проистекает в порядке, содержащем определенные гарантии, однако таких гарантий все же недостаточно для того, чтобы упрощенное производство можно было считать полноценным правосудием.
В силу этого в его рамках рассматриваются лишь относительно незначительные по цене требования. Во всех остальных случаях дела рассматриваются с применением развернутой судебной процедуры (в рамках полноценных гарантий правосудия).
Однако в законопроекте предлагается установить правило, согласно которому в рамках упрощенного производства должны рассматриваться дела по искам о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает пятисот тысяч рублей в том случае, если они не подлежат взысканию в рамках приказного производства.
Выходит, что в случае изменения процессуального законодательства рассмотрение практически всех требований о взыскании денежных сумм (истребовании имущества), если размер таких сумм (стоимость имущества) не превышает пятисот тысяч рублей, будет происходить в рамках либо приказного (при наличии условий, установленных гл. 11 ГПК РФ), либо упрощенного производства, т. е. вне системы гарантий, составляющих полноценное правосудие.
Однако с учетом того, что годовой доход среднестатистического россиянина не превышает 400 тысяч рублей, получается, что в рамках приказного либо упрощенного производства теперь будет рассматриваться не просто большой объем дел, а дела, которые для многих лиц незначительными конечно же не являются. В то время как полноценное правосудие становится доступным лишь лицам, спорящим не просто о существенных суммах денег, но о таких суммах, которые для множества лиц оказываются баснословно крупными. То есть возникает не что иное, как ситуация, в которой правосудие гарантируется исключительно богатым, бедные же вынуждены довольствоваться чем-то, отличающимся от собственно правосудия, а это, несомненно, не может считаться правильным. Такая дифференциация прямо нарушит положения ст. 19 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что все равны перед законом и судом, а значит, исходя из совокупного смысла ст. 19 и ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируется право на полноценную судебную защиту, несмотря на его имущественное и социальное положение.
Более того, положения ст. 7 Конституции РФ устанавливают, что Россия – это социальное государство. Поэтому денежные требования социальной направленности (споры о начислении пенсий, заработной платы, споры о взыскании алиментов и т.д.) находятся под особым протекторатом государства. Все это требования невысокой стоимости. Однако механизмы приказного производства и упрощенного производства не дают возможности, в отличие от искового порядка, реализовать дополнительные гарантии по контролю за защитой социальных прав (фактически не может быть реализована повышенная активность суда, в деле не участвуют прокурор и лица, указанные в ст. 47 ГПК и т.д.).
Предложение законопроекта не может считаться правильным и, на наш взгляд, противоречит Конституции Российской Федерации и международным правовым актам, положения которых следует понимать как гарантирующие доступность именно правосудия.
Б. Классический подход к судебным извещениям заключается в том, что именно на суд возложено бремя извещения о ходе процесса лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса, что нашло отражение в ГПК РФ. Однако в проекте закона предлагается отличный подход к извещениям, согласно которому: информация о движении дела (о принятии искового заявления к производству суда и т. д.) заблаговременно размещается судом на официальном сайте суда. Документы же, подтверждающие такое размещение, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела; лица, участвующие в деле, – после получения определения о принятии искового заявления, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники гражданского процесса – после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу – самостоятельно принимают меры для получения информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и средств связи; лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Из вышесказанного видно, что а) в гражданский процесс пытаются внедрить тот подход к извещению участников процесса, который в настоящее время применяется в процессе арбитражном; б) вместо издавна существующего в гражданском процессе бремени извещения судом участников процесса о его ходе в действительности вводится бремя поиска информации самими участниками процесса о движении дела. При этом по сути как таковое судебное извещение модифицируется в иное явление – обеспечение открытости для заинтересованных лиц информации о движении дела.
Указанный подход действительно будет способствовать скорости рассмотрения дела. Однако заметим, что это как раз тот случай, когда в жертву скорости приносится качество, поскольку получается, что лицо будет считаться извещенным о деле не тогда, когда оно в действительности извещено, а тогда, когда ему будет обеспечен доступ к информации.
Кроме того, вызывает сомнения даже вопрос о реальном обеспечении доступа к информации. Во-первых, информация, размещаемая на интернет-ресурсах, не всегда достоверна, кроме того, в их работе случаются сбои. В свою очередь, подтвердить факт отсутствия возможности доступа к информации, содержащейся в Интернете, зачастую довольно сложно. Во-вторых, несмотря на кажущееся повсеместное распространение сети Интернет, в действительности возможности ее использования у различных лиц неодинаковы. Речь в данном случае идет об очень многом. Например, очевидно, что возможностей доступа к Интернету у лиц, финансово обеспеченных, существенно больше, чем у малоимущих; возможность доступа к Интернету в значительной мере зависит от места проживания или нахождения лица. Так, в некоторых регионах России с доступом к этой сети существуют значительные трудности; определенный контингент граждан (например, многие пожилые граждане) не умеет пользоваться интернет-ресурсами и средствами доступа к ним – компьютерами, смартфонами и т. п. Возможность пользования Интернетом также связана с дополнительными тратами для граждан: приобретением техники, ежемесячными абонентскими взносами и т.п.
Следовательно, вменение поиска информации о судебном деле, в том числе посредством сети Интернет, в обязанность граждан приведет к абсолютной оторванности правового регулирования судопроизводства от объективной действительности и к очевидной утрате одной из фундаментальных основ правосудия – права на действительное, а не теоретически возможное извещение о судебном деле заинтересованных в нём лиц. Поэтому распространение подхода к извещениям в арбитражном процессе на всё гражданское судопроизводство вряд ли допустимо в ближайшее время. Более того, заметим, что указанный подход к извещению вызывает критику также применительно к самому арбитражному процессу. С одной стороны, как было сказано выше, в нём рассматриваются дела по спорам с участием предпринимателей и юридических лиц, а, как нередко отмечается в литературе, такие лица в большей мере, чем простые граждане, в состоянии совершать действия по поиску информации в Интернете. Кроме того, возложение на них рисков неполучения соответствующей информации компенсируется их профессионализмом. Однако подобный подход как минимум не учитывает того, что и в арбитражном процессе в определенных случаях лицами, участвующими в деле, могут становиться также и граждане, не являющиеся предпринимателями. Да и реальные возможности граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, далеко не всегда одинаковы.
Необходимо различать компьютеризацию внутренней работы суда (вполне правильную и продуктивную) и совершенно иное - обязывание к участию в компьютеризации граждан страны, у которых нет практической и финансовой возможности осуществить это.
К тому же в настоящее время граждане, желающие воспользоваться новейшими технологиями для связи с судом и имеющие возможность сделать это, итак могут получать соответствующие извещения суда посредством сети интернет.
Полагаем, что в ближне- и среднесрочной перспективе вариант добровольного использования новейших технологий для лиц, обращающихся в суд, является наиболее правильным, т.к. позволяет учесть различные факторы (возраст, финансовая обеспеченность, развитость информационных технологий в регионе и т.д.).
В. В предложенном Верховным Судом Российской Федерации законопроекте предлагается внести изменения в ст. 49 ГПК и в ст. 59 АПК, указав, что представителями в суде могут быть адвокаты и иные, оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование. Подобное положение существует в ст. 55 КАС. Закрепление в процессуальных кодексах требования наличия высшего юридического образования у представителей по доверенности является необоснованным, нецелесообразным и по существу препятствующим реализации права на судебную защиту и доступу к правосудию. В подтверждение этому можно привести следующие соображения.
Как известно, существование судебного представительства обусловлено различными причинами. В целом ряде случаев, когда лицо в силу различных обстоятельств (болезнь, занятость на работе, возраст) не может лично участвовать в процессе, участие в деле через представителя является единственной возможностью реализации его права на судебную защиту. Следовательно, установление в законе ограничений права лица выбирать себе представителя (в частности, только из числа лиц с высшим юридическим образованием) усложняет или вовсе делает невозможным получение им судебной защиты. В связи с этим очевидно, что при установлении таких ограничений должны учитываться реальные возможности населения прибегнуть к помощи профессиональных представителей. Следует признать, что на сегодняшний день значительная часть населения России неспособна оплатить услуги представителей-юристов при достаточно неразвитой системе бесплатной юридической помощи. Введение норм о профессиональном представительстве ограничит их право на судебную защиту. К тому же введение профессионального представительства ставит в неравное положение участников процесса. Речь идет о том, что если у лица нет финансовой возможности обратиться к услугам представителя-юриста, то это лицо во всяком случае будет вынуждено вести свой процесс самостоятельно, в то время как другую (например, более состоятельную) сторону будет представлять именно дипломированный юрист. Несостоятельный же гражданин, не имея никакого опыта ведения дела в суде, в такой ситуации даже не сможет обратиться за помощью в ведении дела к лицу (другу, знакомому, соседу и др.), которое хотя и не является юристом по образованию, но тем не менее обладает навыками ведения судебных тяжб. Очевидно, такое положение вещей существенно умаляет равенство возможностей тяжущихся.
Нередко введение профессионального представительства пытаются обосновать необходимостью реализации ст. 48 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Между тем о гарантиях этого права можно говорить в том случае, когда любое лицо, нуждающееся в судебной защите и не имеющее возможности прибегнуть к помощи представителя, может получить ее бесплатно. В законопроекте, предложенном Верховным Судом Российской Федерации, вопрос о бесплатной юридической помощи не затрагивается, а значит, нововведение не связано с реализацией этого конституционного права.
Не обосновано введение профессионального представительства и целями повышения эффективности правосудия. Как известно, суд в гражданском процессе обладает достаточными активными полномочиями для установления действительных обстоятельств дела. Следовательно, цели правосудия – защита нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций – достигаются и без участия профессиональных представителей. Однако введение профессионального представительства может затруднить достижение этих целей. Ведь нередко участие в деле представителя, не являющегося юристом, связано исключительно с необходимостью пояснить суду фактические обстоятельства и представить доказательства в тех случаях, когда сам представляемый не может явиться в процесс. При введении профессионального представительства суды будут вынуждены рассматривать дела в отсутствие стороны, не имеющей возможности оплатить услуги представителя и самостоятельно защищать свои права. Это может привести к вынесению неправильного решения. Кроме того, участие в процессе представителя, не имеющего юридического образования, но способного более грамотно, нежели чем сам представляемый, довести его позицию до суда, будет, в большей степени, способствовать правильному и своевременному рассмотрению дела.
К тому же следует учитывать, что наличие высшего юридического образования у представителя совершенно не гарантирует качественную юридическую помощь. Это требование создаст препятствия для привлечения специалистов из других областей, которые зачастую могут лучше юристов разбираться в специфике правового регулирования той или иной области. Так, например, требование высшего юридического образования у представителей будет дополнительным обременением для субъектов предпринимательской деятельности, которые при наличии неплохо разбирающихся в определенных правовых вопросах специалистов (бухгалтер, аудитор и т.д.), вынуждены будут искать представителей-юристов. Не оправдана и сама попытка ограничить возможность лиц выбирать себе представителя по договору (только из числа юристов).
Весьма спорным в законопроекте является предложение дополнить ГПК, АПК и КАС положениями об участии в деле поверенных (ст. 54.1 ГПК, ст. 63.1 АПК, ст. 58.1 КАС). Все полномочия поверенного может осуществлять представитель. Тот факт, что поверенный может участвовать в процессе только с представителем и ему надо выдавать доверенность, что сопряжено с дополнительными расходами, лишает всякого смысла его участие в процессе.
Г. Известно, что по действующему законодательству суд обязан составить мотивированное решение в срок, не превышающий пяти дней со дня окончания разбирательства дела. Исключение сделано для мировых судей, которые по общему правилу, за исключением некоторых случаев, могут не составлять мотивированного решения.
Однако в законопроекте предлагается подход, по которому все суды по общему правилу не будут обязаны составлять мотивированное решение. Такое решение должно будет выноситься лишь по четко указанным в законе делам (о восстановлении на работе (службе); о защите пенсионных прав; о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц; по корпоративным спорам и некоторым другим), а также в случае поступления от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения, которое нужно будет подать в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании, или в течение десяти дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «отсутствие необходимости в вынесении мотивированного решения связано с тем, что подавляющее большинство судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции и арбитражными судами по первой инстанции, в дальнейшем не обжалуются, а большая часть из тех, которые обжаловались, в результате проверки оставлены вышестоящими судами без изменений. Приведенные данные свидетельствуют о высокой стабильности судебного решения как акта правосудия, о согласии сторон с содержанием решения и, следовательно, об отсутствии необходимости его обжаловать». Там же указано, что «поскольку изготовление мотивированного решения связано с временными и финансовыми затратами, то использование полноценной, дорогостоящей и трудозатратной судебной процедуры, связанной с изготовлением судебного решения в полном объеме даже в тех случаях, когда лица, участвующие в деле, в этом не заинтересованы, не оправданно ни с организационной, ни с экономической точек зрения».
Однако думается, что отказ от обязанности суда во всяком случае составлять мотивированное решение не согласуется с сущностью судебного решения. Начнем с того, что решение суда – это акт правосудия, акт, которым окончательно разрешается тот или иной правовой вопрос и который при вступлении в законную силу обретает особые, присущие только ему свойства. Этот акт должен быть в максимальной степени убедительным и давать объяснение того окончательного вывода, к которому пришел суд. В свою очередь объяснение такого вывода исконно содержалось в мотивировочной части судебного решения.
Безусловно, объяснение окончательных выводов решения суда важно для заинтересованных в деле лиц. Без него им не ясно, на чём основана резолютивная часть решения, т. е. почему иск был или не был удовлетворен. Указанный в пояснительной записке аргумент, согласно которому мотивировочная часть решения якобы не нужна, поскольку судебные акты зачастую не обжалуются, ошибочен. Зачастую судебные решения не обжалуются именно в силу убедительного объяснения судом своих выводов, которое излагается в мотивировочной части судебного решения и ознакомление с которыми показывает непереспективность обращения в вышестоящие инстанции.
На значение мотивировочной части решения суда неоднократно указывалось учеными, а также авторитетными судебными органами, в числе которых ЕСПЧ, которые обращали внимание в том числе на право заинтересованных лиц на получение именно мотивированного решения. При этом надо иметь в виду, что на первый взгляд может показаться, что такое право в предлагаемом в законопроекте заинтересованным лицам обеспечивается, поскольку с суда снимается лишь обязанность вынесения мотивированного решения в каждом случае, по требованию же заинтересованных лиц суд обязан это сделать.
Однако в действительности такое право будет скорее иллюзорным, а не реальным. Речь в данном случае идет о многом.
Так, очевидно, что простому гражданину далеко не всегда понятно, что значит мотивированное решение, чем оно отличается от немотивированного, а следовательно, если суд при оглашении резолютивной части просто сообщит тяжущимся, что они имеют право на получение мотивированного решения, то вряд ли они непременно поймут, о чём в действительности идет речь и тем более успеют отреагировать и заявить о его вынесении в течение трех дней; абсолютно непонятно, почему для лиц, которые не участвовали в судебном заседании, установлен лишь 10-дневной срок для подачи заявления о вынесении мотивированного решения, поскольку нет никакой гарантии, что в этот срок они узнают о том, что решение было вынесено. При этом сложно понять, как быть в ситуации, когда заявление о вынесении мотивированного решения в установленный срок подано не было, но лицо намерено обжаловать решение. Получается, что если такое лицо обратится с заявлением о вынесении мотивированного решения, то в удовлетворении такого заявления должны отказать, поскольку для его изготовления в такой ситуации необходимо именно обжаловать судебное решение. Однако понятно, что это противоречит логике, поскольку, чтобы обжаловать судебное решение и указать, в чём заключается его незаконность и необоснованность, для начала в действительности необходимо ознакомиться с его мотивировочной частью, в которой по определению концентрируется вся позиция суда об установленных по делу фактах и применяемом праве. Безусловно, можно предположить, что если лицо пропустит срок, отпущенный на заявление о составлении мотивированного решения, то оно должно будет подать апелляционную жалобу без обоснования ошибок суда, суд, в свою очередь, на основании такой жалобы вынесет мотивированное решение, а податель жалобы после этого дополнит жалобу аргументами. Однако абсолютно очевидно, что такой алгоритм действий очень сложен и существенно затрудняет, а не упрощает судебную защиту. В законопроекте ничего не говорится о том, что суд составляет мотивированное решение по заявлению лиц, которые не были привлечены к участию в деле, но вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом. Несомненно, такие лица должны иметь право на получение мотивированного решения, как минимум даже потому, что в соответствии с законом они вправе обратиться в проверочные инстанции.
Конечно же понятно и то, что в случае, если предложенный в законопроекте подход будет реализован, то существенно пострадает качество мотивировочной части решения. Это связано по меньшей мере с тем, что при таком подходе период, в течение которого может быть вынесено мотивированное решение, становится весьма значительным. Такое возможно, например, в ситуации, когда правом на обжалование хочет воспользоваться лицо, которое не было привлечено к участию в деле, но о правах и обязанностях которого было вынесено решение, и которое по понятным причинам могло узнать о нарушении его прав судебным решением спустя значительное время после того, как такое решение было судом принято. Вместе с тем понятно, что в такой ситуации весьма вероятно, что судья, который рассматривал дело, многие существенные для дела детали к этому времени попросту забыл, а следовательно, мотивированное решение, очевидно, не будет качественным. Вряд ли в полной мере в такой ситуации спасет обращение к протоколу судебного заседания.
Наконец, совершенно непонятно, как быть, если после окончания рассмотрения дела по существу и оглашения резолютивной части судебного решения, но до подачи заинтересованным лицом заявления о необходимости составления мотивированного решения судья прекратил свои полномочия. Такая ситуация более чем возможна с учетом того, что, как было показано выше, потребность в составлении мотивированного решения вполне может возникнуть и спустя значительное время после окончания судебного разбирательства. Понятно, что в такой ситуации мотивированное решение не может быть составлено иным судей, поскольку он не участвовал в рассмотрении дела. Получается, что дело должно будет рассматриваться заново, однако очевидно, что создаваемая ситуация ни в коей мере не будет способствовать судебной защите заинтересованных лиц и создаст неопределенность в праве.
Необходимо заметить также, что допущение существования судебного решения без мотивировочной части отнюдь не согласовано с другими положениями процессуального законодательства. В частности, неясно даже, как в таких условиях будет действовать правило о преюдициальности судебных актов с учетом того, что преюдицирующие факты преимущественно отражаются в мотивировочной части судебного решения; неясно и как определять тождество исков, поскольку внешнее тождество нередко можно понять только путем изучения мотивировочной части судебного решения и др.
Надо обратить внимание также на следующее обстоятельство. То объяснение выводов суда, которое дается в мотивировочной части судебного решения в действительности имеет значение не только для тяжущихся или тех лиц, вопрос о правах и обязанностях которых разрешен судом, но и для общественности, поскольку судебное решение как акт правосудия должно объяснять общественности, почему в той или иной ситуации суд поступил определенным образом. Судебное решение в таком случае носит убеждающий характер, и, с одной стороны, способствует укреплению законности и правопорядка, предупреждению совершения правонарушений, а с другой стороны – укрепляет авторитет суда в глазах людей, которые не просто понимают, что суд выносит некое решение, а понимают, почему именно он вынес такое решение.
Более ста лет назад профессор И. Е. Энгельман писал, что в отсутствие в решении объяснений «присутствующая при разбирательстве гражданских дел публика, слушавшая прения сторон, остается, когда судьи удаляются в совещательную комнату, совершенно в неведении о том, какие вопросы считаются судом существенными, каким образом суд постановил оные, и почти всегда поражаются, когда вдруг без самомалейших доводов провозглашается: суд присудил A с Б столько-то рублей. Слушатель более или менее оглушен, но никак не убежден». В таких случаях, по мнению профессора Энгельмана, публичное производство гражданских дел не имеет почти никакого воспитательного воздействия на слушателей.
Мотивирование решения – это то, что дисциплинирует суд, заставляет его еще раз обдумать существо принимаемого постановления, его обоснованность. Но одновременно мотивированность решения повышает уважение к суду.
В действительности именно ясная и правильная мотивировочная часть снижает потребность в дальнейшем обжаловании решения и способствует его надлежащему исполнению. Не случайно в ряде европейских стран в последние годы проводится реформа, в соответствии с которой качество работы судов оценивается по простоте, ясности и убедительности мотивов принимаемых решений (например, в Финляндии).
Из всего сказанного можно сделать вывод, что предлагаемые изменения – это не просто отступление от некоторых гарантий при рассмотрении дела, а по сути выхолащивание основополагающих положений правосудия. Гражданское судопроизводство в новом виде будет представлять собой нечто следующее: для граждан по значительному числу требований в действительности обеспечивается не доступ к правосудию, а доступ к производствам, которые правосудием не являются либо содержат существенно усеченный объём составляющих порядок осуществления правосудия гарантий. В тех же случаях, когда речь идет о рассмотрении дела в, казалось бы, развернутой процедуре, многие базовые гарантии также не обнаруживаются, поскольку не обеспечиваются ни извещение заинтересованных лиц о ходе судебного процесса, ни возможность участия через свободно выбранного представителя, да и сам финальный судебный акт – судебное решение судом может не мотивироваться, т. е. он может быть вынесен без объяснения того, почему суд разрешил дело тем, а не иным образом.
Следование по предлагаемому разработчиками законопроекта пути приведет к тому, что рассмотрение дела судами будет практически неотличимым от деятельности несудебных органов, что лишает различных субъектов права на правосудие в полном смысле этого слова, а это со всей очевидностью противоречит основополагающим положениям Конституции Российской Федерации и международным правовым актам.
Важно учитывать также, что отдельные подходы, которые предлагаются к внедрению в российское процессуальное законодательство, нашли реализацию в законодательстве некоторых государств. Однако в данном случае заметим, что реализованы в таких случаях они не в столь глобальной форме, как это планируется сделать в России, а также зачастую и в этих странах служат объектом научной критики. Понятно и то, что далеко не всё, что эффективно функционирует в рамках иных правопорядков, окажется столь же действенным в российской юридической реальности с учетом уровня обеспеченности населения, размеров территории России и особенностей работы судов.
Ориентиром любой реформы в области защиты права должен быть простой гражданин с его объективными возможностями защиты. И если в результате реформы мы сможем сказать, что положение гражданина улучшится, его права будут лучше защищены – такая реформа должна быть проведена.
Но если при анализе предлагаемых изменений мы ясно видим, что правовая защищенность маленького человека становится только хуже, мы обязаны не допустить принятие таких законопроектов.
2.
Л. А. Прокудина,
к. ю. н, доцент кафедры судебной власти
НИУ «Высшая школа экономики»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект ВС РФ по реформированию процессуального законодательства в целях снижения нагрузки судей.
Проблема значительной перегрузки судей определилась достаточно давно и является межнациональной, поскольку существует практически во всех национальных судебных системах. В связи с этим озабоченность ВС РФ по этому поводу вполне оправданна. Однако представляется, что ее решение не может стать антиподом достигнутого на сегодняшний момент уровня доступности правосудия и обеспечения защиты прав граждан и организаций. К сожалению, изучение проекта приводит к диаметрально противоположным выводам. Не ставя перед собой задачу анализа каждой статьи проекта, представляется целесообразным остановиться на нескольких крупных проблемах, в частности, реализации права граждан на доступность правосудия и обеспечение международно-правовых стандартов его отправления, на получение качественной юридической помощи.
1.Законодательные инициативы, реализованные Верховным Судом Российской Федерации в целях совершенствования процессуального законодательства, в первую очередь были направлены на сближение подсистем судов общей юрисдикции и арбитражных судов посредством унификации и оптимизации процедур и правил, применяемых при разрешении споров и иных юридических дел[13]. Однако проводимые исследования показали, что регламенты, сформировавшиеся и успешно применяемые в арбитражных судах, разрешающих споры «профессиональных субъектов» хозяйственного оборота, рассчитаны именно на них и в настоящее время просто не могут применяться в отношении граждан, не снижая достигнутых стандартов защиты их прав. Во-первых, проблема использования современных электронных технологий. Это связано с расширением использования современных технологий. Так, внедренная в АПК система возложения на участвующих в деле лиц риска по вопросам получения информации о движении процесса, связанная с тем, что первичное определение о возбуждении процесса направляется участникам процесса по почте, а в дальнейшем последние обязаны самостоятельно отслеживать на сайте арбитражного суда всю информацию о движении дела и несут риски, связанные с этим, применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям функционирует. Это обеспечивается практически полной обеспеченностью этих профессиональных участников соответствующей техникой и доступом к сети Интернет, которую они используют в своей повседневной работе. Попытка применить подобную систему в судах общей юрисдикции в настоящий момент совершенно несвоевременна. Проводимыми исследованиями установлено[14], что аудитория интернет-пользователей в России (по итогам 2016года) в возрасте от 16 лет и старше осталась на уровне 2015 года - 70,4%, что составляет порядка 84 млн. человек. В то же время количество пользователей госуслуг в электронном виде на начало 2017 г. составляет всего 40 млн.чел., т.е. всего 35% от населения старше 18 лет, а это именно та категория граждан, которая готова и может потреблять услуги в электронном виде. При этом доля пользователей интернета в старших возрастных категориях может не превышать 30-40%. Количество интернет-пользователей в селах и малых городах не превышает 67% . Портрет типичного «непользователя» электронными технологиями в России получается следующий: преимущественно лица старше 64 лет, пенсионеры или респонденты с ограниченной занятостью, малообеспеченные, структура семей которых состоит, как правило, из двух взрослых людей. Их материальное положение невысоко: около 24% имеют возможность приобретать лишь самые необходимые продовольственные товары, что само по себе может являться барьером для приобретения компьютера, смартфона и выхода в сеть. Те, кто выходит в интернет лишь изредка, составляют «промежуточную» группу: 64% – люди старше 40 лет, высшее образование имеет каждый четвертый, большая часть (84%) не имеют возможность приобретать дорогостоящие товары.
В результате можно заключить, что при реализации подобных новелл в жизнь треть населения страны может остаться без доступа к судебной защите, причем это будет самые бедные и незащищенные слои населения.
Такой вывод подтверждается и тем, что в проекте предлагается значительно расширить круг дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства. В частности, в проекте содержится предложение об увеличении цены исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, – до пятисот тысяч рублей в судах общей юрисдикции (проектируемые пункт 1 части 1 статьи 2322,). Увеличение стоимостного порога по указанным делам позволит судам разрешать более 50% требований о взыскании денежных средств с граждан и организаций посредством применения упрощенных процедур (приказного и упрощенного производств). Поскольку упрощенные регламенты предполагают возможность разрешения дел лишь посредством электронной процедуры , что безусловно снижает расходы как государства, так и самих сторон, то при отсутствии возможности использования современных технологий по указанным причинам подобная новелла в свою очередь также делает невозможным доступ к правосудию значительного слоя социально незащищенных групп граждан России.
2. Для сторон высокое качество мотивировки решения является важной гарантией их правовой защиты. На основании мотивировочной части стороны решают, осуществил ли суд полномочия, данные ему законом, надлежащим образом, т.е. вынес ли он законное и обоснованное решение, разрешают вопрос о необходимости дальнейшего обжалования и вероятности его успеха. Мотивация судебного решения должна быть понятна как участникам процесса, так и всем лицам, знакомящимся с решением. Мотивировка делает возможной оценку действий суда и в более широком контексте, с точки зрения общества в целом. Неверные, плохо мотивированные решения уменьшают степень доверия со стороны общества в целом и отдельных граждан, в частности, формируют отрицательное отношение общества к суду и отдельным судьям. Социологические опросы показывают весьма низкий уровень доверия суду в современном российском обществе.
Предложение о возможности формулирования мотивировочной части судебного решения лишь по ходатайству участвующих в деле лиц, если они намерены обжаловать судебное решение, неоднократно возникало как способ снижения существующей нагрузки судей, однако оно было отвергнуто, поскольку мотивировочная часть решения призвана убедить в правильности разрешения конкретного дела. В противном случае сторонам непонятно, какими соображениями руководствовался судья, вынося то или иное решение. Европейский Суд неоднократно подчеркивал, что недостаточность мотивировки судебных актов свидетельствует об отсутствии справедливого судебного разбирательства. Еще в 1992 г. в Постановлении по делу «Хаджианастасиу против Греции»3 (Hadjianastassiou v. Greeсе) Европейский Суд установил факт нарушения права на справедливое судебное разбирательство немотивированным судебным актом, напомнив, что суды должны указывать с достаточной ясностью доводы и мотивы, на которых они основывают свои решения. Причиной нарушения права на справедливый суд в данном деле явилось вынесение столь краткого судебного акта, из которого не были ясны мотивы вывода суда, что создало проблемы с обжалованием судебного акта. Процедура обжалования предполагает оспаривание мотивов суда, однако как их можно оспорить, если они в судебном акте отсутствуют? Таким образом, вынесение немотивированного акта может явиться нарушением права на справедливый суд, гарантированного ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Право на мотивированные судебные акты вытекает из права быть выслушанным судом. Например, право «быть услышанным судом» закреплено в Конституции Германии. В российских нормативных актах данное право напрямую не закреплено. Однако Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 марта 2001 г. № 4-П назвал «право быть услышанным» общеправовым принципом, процитировав правило справедливого правосудия, сформулированное еще в древнем Риме: audi alteram partem (выслушать обе стороны).Право быть выслушанным, в свою очередь, порождает право быть услышанным судом, а гарантией того, что сторона была выслушана и услышана, является мотивированное решение суда. Конституции ряда европейских государств закрепляют требование мотивированности судебных актов и действий судебной власти как конституционно-правовой принцип.
ЕСПЧ повторяет, что в соответствии с установленным прецедентным правом, которое отражает принцип надлежащего отправления правосудия, в решении судов и органов правосудия должны быть надлежащим образом указаны основания, по которым они были вынесены. Пункт 1 статьи 6 обязывает судебные инстанции указывать мотивировку постановленных ими решений, но этот пункт нельзя толковать как обязывающий предоставлять подробный ответ по каждому доводу. То, в какой мере должна исполняться данная обязанность излагать мотивировку, зависит от характера решения (см. п. 29 Постановления по делу «Руис Ториха против Испании» от 9 декабря 1994 г., Серия А, № 303-А). И хотя национальные суды пользуются ограниченным правом принятия решения в вопросе выбора доводов по конкретному делу и приобщения доказательств достоверности утверждений сторон, эти органы обязаны указать основания для своих действий, изложив мотивировку этих решений. Еще одна роль мотивированного решения состоит в том, что оно доказывает сторонам, что их позиции были выслушаны. Кроме того, мотивированное решение дает возможность какой-либо стороне обжаловать его, а апелляционной инстанции — возможность пересмотреть его. Изложение мотивированного решения является единственной возможностью для общественности проследить отправление правосудия (см. п. 30 постановления по делу «Хирвисаари против Финляндии» от 27 сентября 2001 г. по жалобе № 49684/99).
В деле «Кузнецов и другие против Российской Федерации» Европейский Суд установил нарушение права на справедливый суд (ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) в силу игнорирования российским судом при рассмотрении дела ключевого вопроса спора и явной непоследовательности судов при рассмотрении дела в России. Таким образом, можно сделать вывод, что коль скоро немотивированные судебные акты могут быть нарушением права на справедливый суд, то требование мотивированности должно стать объектом пристального внимания всех судебных инстанций[15].
При этом закон допускает освобождение суда от дачи подробного обоснования принятого им решения. В соответствии со ст. 198 ГПК РФ (ч. 4 ст. 170 АПК РФ) при признании ответчиком иска и принятии его судом в мотивировочной части решения может быть указано только на эти обстоятельства; при отказе в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения судом указывается только на установление данных обстоятельств (ст. 198 ГПК РФ, ч. 5 ст. 180 КАС РФ). Сторона может признать какие-либо факты, что освобождает другую сторону от их дальнейшего доказывания, а следовательно и его отражения в мотивировке.
В настоящее время составления мотивированного решения лишь по заявлению участвующих в деле лиц реализуется в практике мировых судей (ч. 4 ст. 199 ГПК РФ) и в обновленном формате упрощенного производства в гражданском и арбитражном процессах. Решение арбитражного суда, вынесенное в упрощенном порядке, принимается немедленно после разбирательства дела в отсутствии сторон путем подписания судьей резолютивной части решения, которая не позднее следующего дня размещается на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Мотивированное решение в порядке упрощенного производства составляется арбитражным судом лишь по заявлению лица, участвующего в деле (ч. 1, 2 ст. 229 АПК РФ). Подобные регламенты приемлемы для незначительных дел, для электронной процедуры. Это оптимизирует судебные расходы. Однако для всех сложных гражданских дел необходима мотивация судебного решения, которая позволит понимать и воспринимать его справедливость.
Обязанность судьи обосновать свои выводы является также фактором, сдерживающим произвол, поскольку в противном случае может сложиться практика вынесения судьей абсолютного любого решения невзирая на любые представленные доказательства, в отсутствии необходимости опровержения доводов проигравшей стороны.
Для сторон высокое качество мотивировки решения является важной гарантией их правовой защиты, поскольку на ее основании они решают, осуществил ли суд свои законные полномочия надлежащим образом, разрешают вопрос о необходимости дальнейшего обжалования решения и вероятности его успеха. Неверные, плохо мотивированные или просто немотивированные решения уменьшают степень доверия суду со стороны общества в целом и отдельных граждан, в частности, формируют отрицательное отношение общества к суду и отдельным судьям. Понятная мотивация судебного решения как участникам процесса, так и всем лицам, знакомящимся с ним, делает возможной оценку действий суда и в более широком контексте, с точки зрения общества в целом. Социологические опросы же показывают низкий уровень доверия суду в современном российском обществе, поэтому предложение упразднения обязанности мотивировки судебных актов, не представляется оправданным в настоящее время.
Еще одно негативное последствие введения возможности вынесения большинства решений без их мотивации представляется в последующей сложности и дальнейшей невозможности существования единообразия судебной практики, поскольку она в первую очередь формируется при анализе мотивов выносимых судебных решений, а не их резолютивных частей. Отсутствие мотивировки сделает невозможным подобный анализ со всеми вытекающими последствиями.
3. Арбитражные дела, как правило, основываются на динамично меняющемся, сложном материальном законодательстве, регламентирующем предпринимательскую деятельность. Для юридических лиц, имеющих, как правило, в своем составе правовое подразделение, юрисконсульта или адвоката, привлечение в арбитражный процесс представителя-профессионала не является серьезной проблемой. Арбитражным судьям также значительно проще рассматривать дела вместе с профессиональными юристами – представителями сторон, поскольку это позволяет общаться на профессиональном языке, и судье не приходится разъяснять сторонам положения и термины материального законодательства.
Действуя в таком направлении, разработчики АПК РФ 2002 г. включили в ст. 59 положение об ограничении представительства юридических лиц лишь их штатными сотрудниками или адвокатами (в отношении физических лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей, подобных ограничений не предполагалось). Представляется, что подобное ограничение было вполне логичным и разумным. Оно позволяло юридическим лицам выбирать кого-либо из своих сотрудников, в наибольшей степени способного защищать их позицию в суде, либо заключить договор с адвокатом, прошедшим квалификационный экзамен и подтвердившим свою компетентность. В противном случае клиент, поручая свое дело неопытному специалисту, мог понять свою ошибку и оценить ее последствия, лишь проиграв дело, что ощутимо сказывается на положении фирмы. Однако это положение просуществовало лишь до вынесения Конституционным Судом РФ постановления от 16.07.2004 г. № 15-П, которым подобное ограничение было признано неконституционным.
Предложение проекта в свою очередь направлено снова на ограничение свободы по допуску представителей во все процессы и связано с обязательностью наличия у представителя высшего юридического образования (ст.49 ГПК и ст.59 АПК). Вместе с тем, ничего не сказано о том, что понимается под этим. Какое образование? Бакалаврское или магистерское, диплом ли любого ВУЗа будет приниматься? Известно, что в 90-е годы существовали, а возможно и сейчас существуют ВУЗы, фактически лишь выдающие дипломы, совершенно не подкрепленные соответствующими знаниями. Таких ли представителей желает видеть ВС РФ? А как суды смогут проверить «качество» представляемых дипломов при отсутствии необходимых возможностей? Подобный подход, используемый сейчас в КАСе, представляется абсолютно неэффективным и бесперспективным. Предложения проекта также расходятся с проводимой реформой законодательства об адвокатской деятельности, что дестабилизирует обстановку в этом вопросе в целом.
4. Представляется неоправданной новелла проекта о введении единоличного рассмотрения дела апелляционной инстанцией( ч.1 ст. 266 АПК РФ). Если для районных судов, являющихся апелляционной инстанцией для мировых судей, это правило действует в настоящее время, однако его существование является вынужденной мерой в условиях функционирования малосоставных районных судов, то введение аналогичного порядка для апелляционных арбитражных судов, где в настоящее время обеспечивается коллегиальное рассмотрение апелляционных жалоб, представляется неоправданным. Рассмотрение дела дважды единоличным составом суда (в первой и второй инстанциях) представляет серьезное снижение достигнутого уровня обеспечения справедливого суда.
Также следует заметить, что в арбитражных судах существует процедура рассмотрения отвода, заявленного единоличному судье, не самим судьей (как это установлено в судах общей юрисдикции), а председателем состава или коллегии. Подобный порядок предлагали ввести и в Концепции единого ГПК. Этот подход делает саму процедуру более справедливой и беспристрастной, именно так ее воспринимают участники арбитражного процесса, однако в проекте, наоборот, предлагается вернуть в арбитражный процесс рассмотрение отвода самим единоличным судьей (ст.25 проект АПК). Представляется, что подобное нововведение не повысит степень доверия к суду.
3.
О. П. Чистякова, к. ю. н., доцент
ЗАМЕЧАНИЯ НА ЗАКОНОПРОЕКТ,
Дата: 2019-02-25, просмотров: 364.