МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА..................................................... 19
АКСИОМЫ ФИЛОСОФИИ ........................................................................ 21
КРИТЕРИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ............................................................... 25
КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ...................................................................... 27
ВТОРАЯ ЧАСТЬ.
МИР КАК ОН ЕСТЬ САМ ПО СЕБЕ. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
РАЗДЕЛ I . НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ................................................................. 31
КАРТА ВСЕЛЕННОЙ.................................................................................. 3 1
ОСНОВНАЯ СТРУКТУРА МИРА............................................................. 35
КАРКАС МИРА............................................................................................. 36
ПЕРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ МИРА (НАЧИНКА МИРА)................ 3 8
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ КАРКАСА...."............................ 43
ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ БЫТИЯ.................................................. 47
ОБНОВЛЕНИЕ МИРА................................................................................. 49
РАЗДЕЛ II . БИОСФЕРА.ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ............................................. 53
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БИОСФЕРЫ.
СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ....................................... :.......................................... 53
СИСТЕМАТИКА ЖИВОГО. ГЕНЕЗИС ЖИВОГО ................................. 56
СООБЩЕСТВА ЖИВОГО........................................................................... 58
Раздел III . ЧЕЛОВЕЧЕСТВО: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА,
СУЩНОСТЬ ................................................................................................. 63
МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В КЛАССИФИКАЦИИ ЖИВОТНЫХ................... 63
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ............................ 65
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА................................................................... 70
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ.
МИР КАК ОН НАМ ДАН.
ПСИХИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА
Раздел I . ПСИХИКА ЖИВОТНЫХ ................................................................. 75
ВНЕШНЕЕ ЧУВСТВОВАНИЕ..................................................................... 77
УМСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ ЖИВОТНЫХ.............................. ■........ 81
ЖИВОТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА........................................................... 82
МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ......................................................................... 83
Раздел II . ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ............ 85
ВНУТРЕННЕЕ ЧУВСТВОВАНИЕ. ЭМОЦИИ.......................................... 85
МЫШЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ................................................................................ „88
РАССУДОК. МЫСЛЬ, ВИДЫ МЫСЛЕЙ................................................... 90
ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ.
НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ФОРМЫ ПСИХИКИ............................................. 93
ЧЕТВЁРТАЯ ЧАСТЬ. МИР КАК ВОЛЯ. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА
Раздел I . СПЕЦИФИКА ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ. ПОНЯТИЕ
НООСФЕРНОЙ СИЛЫ. НООСФЕРА ..................................................... 98
КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.................... 102
КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ............................................... 104
ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
СХЕМА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ.......................................... '..................... 106
Раздел ПЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА:
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ................................................. 107
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.......................................................................... 108
СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ЛИЧНАЯ ПРОБЛЕМА ...................................... 112
СМЕРТЬ, ЕЕ ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ..................................................... 113
АГОНИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА........................................... 115
РАЗДЕЛ III . СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВЕННОГО
ЧЕЛОВЕКА ................................................................................................. Ш
1 .ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ............................................................ 118
ИСТИНА ...................................................................................................... 119
ДОБРО.......................................................................................................... 121
КРАСОТА ....................................................................................................... 122
БОГ................................................................................................................. 123
ТВОРЧЕСТВО............................................................................................... 126
ПОЗНАНИЕ.................................................................................................. 130
2. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА................................................. 136
ПРОИЗВОДСТВО.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ПРОИЗВОДСТВА........................................................................................ 136
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕННОГО ПРОДУКТА.
СОБСТВЕННОСТЬ..................................................................................... 142
3.СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. ГОСУДАРСТВО.
^ ИМПЕРИИ. ЦИВИЛИЗАЦИИ................................................................... 145
ИМПЕРИИ.................................................................................................... 149
ЦИВИЛИЗАЦИИ......................................................................................... 151
4. ДИНАМИКА ОБЩЕСТВА .......................................................................... 153
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА............................................................ 155
5.ВИДЫ ОБЩЕСТВ........................................................................................... 157
ЛИНИЯ ИСТОРИИ: ОТ ЗАКРЫТОГО
К ОТКРЫТОМУ ОБЩЕСТВУ................................................................... 159
ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО........................................................................... 162
ПЯТАЯ ЧАСТЬ. МИР СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
XX ВЕК: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА ................................................................... 166
БУДУЩЕЕ ЛЮДЕЙ (ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ)............... 171
ПОСЛЕСЛОВИЕ .............................................................................................. 176
ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................... 177
I
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ .
СУЩНОСТЬ , ПРОИСХОЖДЕНИЕ , МЕТОД И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ ?
Задание. 1. Написать 20-25 фундаментальных проблем духовной жизни, которые волнуют каждого(или большинство) людей развитых стран.
2. Выделить среди них так называемые "вечные" проблемы, к ре
шению которых человечество возвращается и будет возвращаться нео
днократно.
3. Подчеркнуть в списке те проблемы, которые можно отнести к
"базовым" проблемам, от решения которых зависит решение прочих
фундаментальных проблем. Базовые являются ,как правило, мировоз
зренческими проблемами, то есть такими, решение которых зависит от
принятой жизненной позиции или точки зрения субъекта на мир.
На лекциях по философии я предлагаю студентам составить список фундаментальных проблем. Несмотря на различие аудитории (физиков, "лириков", экономистов и т.п.) результат примерно одинаков. Обычно в списке оказываются вопросы: в чем смысл жизни ?,есть ли бог?, будем ли мы жить после смерти?, как устроена Вселенная?, есть ли счастье?, кто мы?, откуда мы?, куда мы (люди) идем?, что есть истина?, как человек мыслит?, из чего соткана душа человека?, что такое общество?, откуда появляются народы?, куда уходит прошлое?, что такое время?, загадка истории ?, тайна творчества?, сущность таланта и гения?, есть ли судьба?, можно ли предсказать будущее?, как отделить ложь от истины?, как спасти природу?, чем занимается философия? и т.д.
Можно провести мысленный опыт :предлож«ть каждому из ныне живущих образованных людей составить собственный полный список из 100-150 фундаментальных проблем, которые волновали или волнуют его душу.
Списки собрать и выделить общие вопросы. Таким образом возникнет единый СПИСОК базовых фундаментальных проблем современных образованных людей.
Задание. Попробуйте, уважаемый читатель, предугадать состав СПИСКА.
Я тоже составил вопросы СПИСКА. Они даны мной в оглавлении настоящего учебного пособия и составляют экзаменационные вопросы по философии.
Задание: посмотрите еще раз оглавление пособия и проанализируйте, какие фундаментальные, мировоззренческие проблемы опущены автором предлагаемого учебника.
* * *
Важны, однако, ответы на вопросы СПИСКА . Как решать фундаментальные духовные проблемы человечества?
Можно решать их путем идеологических спекуляций, средствами фантазии и выдумки. Или на основе веры. Так поступают идеология,
6
теософия и религия. Философия делает это посредством категориального, концентрированного обобщения результатов науки, которыми обладает человечество в соответствующий период времени. По информационной нагруженности философия сродни поэзии: в малом и кратком она говорит о главном и сущностном на базе науки.
Философия находится внутри человеческого опыта и решает проблемы средствами опыта. Посмотрите оглавление настоящего пособия. Нетрудно заметить, что многие разделы содержат термин "мир" или характеризуют его. Так оно и есть. Все , к чему причастен человек, все, что его окружает, представляет собой различные формы, аспекты мира. Ниже я дам его определение. Сейчас отмечу: мир-объект философии. Предметом философии, в отличие от частных научных дисциплин, являются всеобщие характеристики мира или его основных форм. При этом философия выступает средой, соединяющей движение отдельных научных дисциплин или их комплексов в единый духовный процесс в решении упомянутого СПИСКА фундаментальных базовых проблем человечества.
В этой связи не могу не процитировать крупнейшего ученого XX века, нашего соотечественника, В.И. Вернадского:
"Философское миропредставление в общем и в частностях создает ту среду, в которой имеет место и развивается научная мысль. В определенной мере она ее обуславливает, сама меняясь /в результате/ её до-стижений"/Философские мысли натуралиста М.:Наука,1988, стрЗб/.
* * *
Полное представление о сущности философии можно получить после опыта работы в области философии. Однако и в самом начале имеет смысл познакомиться с расхожими определениями и характеристиками, а так же выделить еще раз предмет философии.
Список разъяснений сущности философии содержит сотни единиц. Например:
1. Философия - наукоучение (И.Фихте), любомудрие, толкование
авторитетов.
2. Вид духовного наставничества, учебная дисциплина, где обсуж
даются вопросы, касающиеся всех людей.
3. Естественная склонность души (И.Кант), потребность, духовная
пища, форма общественного сознания.
4. Основа мировоззрения, фундамент, строительные леса всякого
мышления; по Аристотелю, - дисциплина, изучающая первопринципы
всякой науки.
5. Вид жизни, настроение и особое отношение к действительности.
6. Мысленное рассмотрение предмета (Гегель); эпоха, схваченная в
мыслях; концептуальное, категориальное, концентрированное выраже
ние действительности.
7. Наука о наиболее общих законах природы, общества, мышления
(марксизм).
8. Философия - не теория, а деятельность. (Л.Витгенштейн), соци
альный институт общества, где сохраняется, развивается, коллекцио
нируется мудрость.
7
9. Философия - это самосознание общества, теоретическая рефлек
сия основ мировоззрения людей.
10. "В сущности говоря, вся философия - есть человеческий рассу
док на туманном языке" (И. Гете), поток сознания о сокровенном (эк
зистенциализм).
11. Философия - искусство спора и размышления (софисты), служе
ние истине и только истине.
12. Философия - есть примечания на полях произведений Платона
(А. Уайтхед), . ,
Список определений и характеристик открыт, и каждый может его продолжить.
Обратим внимание: каждая строка приведенного списка характеризует современную философию, но ни одна из них, отдельно взятая, не достаточна для полного ее определения. В этом нет ничего удивительного: определить такое сложное явление одной фразой не представляется возможным. Здесь нужна система фраз. Правда, в каждой системе имеется ключевое определение. Примем в качестве ключевого следующее толкование: философия - это сторона духовной жизни людей, суть которой состоит в решении фундаментальных мировоззренческих проблем средствами науки. Прочие определения философии редактируются в соответствии с ключевым.
Соответственна цель настоящего пособия: дать краткое, систематизированное изложение ответов на вопросы СПИСКА, вытекающее из содержания современной науки.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ фИЛОСОфИИ
Существовала ли философия всегда и всюду, когда и где существовал человек разумный? Мыслители, которые полагают, что философия - это естественный разум /Т.Гоббс/ или любомудрие, положительно отвечают на этот вопрос. Однако история духовной жизни людей показывает, что это не так. На европейском континенте философия появилась в 7-6 веке до н. э., на ионийском побережье древней Греции в эпоху, когда рушилась система родового строя, когда зарождалась частная собственность и появлялась наука. Термин "философия" восходит, вероятно, к Гераклиту (около 544-483 г.г. до н.э.) или Геродоту (484-425г.г. до н.э.). Платон и Аристотель впервые стали пользоваться понятием "философия" в смысле, близком к современному, для обозначения нерасчлененной науки древних, науки всех наук. Одновременно термин "философия" обозначал мировоззрение людей, выступающих против социальных порядков тысячелетиями существовавшего первобытного строя. Изначальная цель философии ясна: быть сводом правил людей, рвущих с родовым строем, провозглашающих частную собственность, признающих личную жизнь, опирающихся на себя, на природ-. ные силы и знания. Например, Эпикур (342-271 г.г. до н. э.) и стоики усматривали в философии не столько теоретическую картину мироздания, сколько всеобщее правило практической жизнедеятельности.
Историческая деталь: философия появляется там и тогда, где и когда появляется и развивается наука. Первые философы были и первыми
учеными в современном смысле этого слова. Фалес Милетский (около 624-547г.г. до н э.) основал доказывающую геометрию, вычислил зат мение Солнца. Анаксимандр из Милета (около 610-546г.г. до н. э.) - автор первого философского сочинения "О природе" - высказал идею бесконечности Вселенной, изобрел географическую карту. Пифагор открыл формулу соотношения сторон прямоугольного треугольника. Демокрит из Абдер (около 460-370 г.г. до н. э.) - основатель атомистики. Аристотель (387-322 г.г. до н.э.) доказал шарообразность Земли, со здал первую научную теорию - силлогистику, построил классификацию видов животных.
Первые философы были универсальными умами человечества. Ряд имен из списков семи мудрецов света (в целом списки содержат поряд ка 20 имен) - философы. Философы -люди, которые знают все обо всем.
Рассмотрим, к примеру, философское наследие Аристотеля. Оно огромно. Трактаты Аристотеля делятся по своему содержанию на восемь подгрупп:
1) логические ("Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика",
"Опровержение софизмов", "Категории", "Об истолковании" - объе
динены позднее под общим названием "Органон");
2) философские ("Метафизика");
3) физические ("Физика", "О небе", "О возникновении и уничтоже
нии", "Метеорологика");
4) биологические ("История животных", "О частях животных", "О
движении животных");
5) психологические ("О душе", 8 работ под общим названием " Parva
naturalia ");
6) этические ("Никомахова этика", "Евдемова этика", "Большая
этика");
7) политико-экономические ("Политика", "Экономика");
8) искусствоведческие ("Поэтика", "Риторика").
Первых философов часто называли безбожниками по той причине, что они непочтительно относились к господствующим религиозным догматам, насмехались над генеалогиями богов и их похождениями, видели в мифах притчи, аллегории и даже безнравственные истории. Фалес из Милета -первый исторически достоверный представитель древ негреческой философии - основой всего существующего объявил теле сное чувственно данное и очевидное начало - воду. Анаксагор (около 500-428 г.г. до н. э.), друг Перикла (около 495-425 г.г. до н.э.), по обви нению в безбожии был приговорен к смертной казни и спасся, покинув Афины. Сократ (469-399 г.г. до н.э.) выпил чашу с ядом в связи с анало гичным обвинением и т.д.
Указанное отношение первых философов к религии имеет своё оп равдание. Дело в том, что религия и философия выросли из одного идейного корня - магии. Как известно, магия, исторически предшествую щая и религии, и философии форма общественного сознания первобыт ных людей. Первобытные народы одушевляют находящуюся вне человека реальность - всякий предмет, как и человек, имеет свою душу или духа. Духи, как душа человека, управляют людьми и предметами. Вспом-
ним греческую мифологию: гром, молнию объясняли действиями бога Зевса, опьянение - влиянием Вакха, а любовь - проделками Венеры и шалостью амуров и т.д. Это во-первых. Во-вторых, магия предполагает способность человека с помощью разных таинственных слов, заклинаний, жестов, действий, амулетов и тому подобных приемов заставить силы духов исполнять волю людей. В-третьих, существуют специалисты (шаманы, колдуны, ведьмы), которые могут сделать это лучше, чем кто-либо. В-четвертых, возможен прямой выход любого человека к духам во время оргических представлений. Религия взяла у магии принцип раздвоенности бытия на чувственно данный, телесный мир и сверхъестественный мир, идею влиять на сверхъестественное (культ) и идею посредников между людьми и сверхъестественным1.
Философия Приняла от магии принцип возможного господства человека над реальностью, но предложила, в противоположность религии, иные средства управления миром: человек овладевает миром, познавая законы природы и применяя их в своей деятельности. Иных средств нет. Поэтому, с точки зрения философа, магия и религия - суеверия, а словосочетание "религиозная философия" предстает такой же невнятностью, как "сухопутный моряк" или "сухая вода". Всякие попытки увидеть в религии философские основания представляют попытки прикрыть идейные несуразицы религии респектабельностью философии.
Первые философы были соавторами демократии свободы и справедливости. До них тысячелетиями господствовала в первобытном обществе демократия равенства. Демократия свободы - это такой общественный порядок, при котором приоритетными оказываются права отдельной личности над правами государств, коллектива людей или даже всего общества. Народовластие не всегда оказывалось демократией свободы. Таковой оно становилось только тогда, когда защищало людей от узурпации власти отдельных лиц, групп людей или классов. В этой связи первоначалом всякой философии следует считать задачу философии способствовать демократизации общества ( в указанном выше смысле слова).
Это и понятно: отдельный человек всегда слабее общества, группы людей, класса или государства. Поэтому он должен быть защищен от
1) С магией вы, коллега , знакомы не понаслышке. Если вы на экзамене берете билет, стоя на одной левой ноге(такова примета), то вы верите в магию, в то, что какой-то ритуал (стоять на левой ноге), а не тщательная подготовка к экзамену, может решающим образом повлиять на его ход. Согласно магии, злу предшествует и сопровождает его черная кошка - она бежит впереди беды. Не поэтому ли вы, уважаемый читатель, останавливаетесь, когда перед вами оказывается черная кошка? Магия делится на белую и черную. Однако, все рецепты ее смехотворны. Например, как приворожить мужчину? Рецепт: "колдунья идет в баню с девушкой, собирает ее пот в рюмочку и подливает его в вино тому, кого хотят приворожить" (из рецептов русской магии). Еще более фантастическими оказываются рецепты как отгородить мужа от измены и т.д. .
10
произвола общественных сил. Определить, каким должно быть общество, чтобы в нем реализовалась приоритетность личности, - важнейшая задача философии.
В связи с упомянутым стремлением философии провозглашать приоритет права, достоинства человека и справедливости, её судьба была печальна. Во всех тоталитарных социальных системах философы преследовались, изгонялись из общества. Казнь Боэция (480-524 г.г.) и разгром в 529 году императором Юстинианом философских школ в Афинах, как известно, положили конец античной философии. Средневековая Европа не нуждалась в философии. Ее роль выполняло богословие. Философия, как наука и искусство, превратилась в служанку богословия.
Если в "Коране" все сказано, то зачем другие книги? Судьба Александрийской библиотеки была предрешена - ее не стало. В 1922-1923 годах Россию вынуждены были покинуть величайшие философы XX века - Н. А. Бердяев, П. А. Сорокин, И. А. Ильин, С. Л. Франк и др. Характерная строчка из биографии И. А. Ильина:"... в сентябре 1922 года философ был арестован в шестой раз и приговорен к смертной казни, которая была заменена высылкой из России. Месяц спустя после этого, вместе с большой группой ученых, философов, историков и литераторов Ильин был выслан из страны"1. Такова история всех закрытых обществ -сначала из философии делают суррогат, превращают ее в служанку богословия (в средние века), в составную часть идеологии, в четвертую главу "Краткого курса истории ВКП(б)", затем (или одновременно) третируют, убивают,, высылают философов. По сути дела, только в эллинском мире и, в настоящее время, в открытых обществах философия предстает в свойственном ей облике - учения о свободе личности, о приоритете его прав над правами социальной среды и учения справедливости.
Методология философии
Ряд мыслителей считает философию наукой, выполняющей функцию интеграции результатов отдельных конкретных наук в единую книгу знаний. На самом деле философия больше, чем наука, и это большее состоит в том, что философия является также литературой. Ф. Достоевский, Л. Толстой - не меньшие философы, чем И. Кант или Г. Гегель. Ж. Сартр, А. Бергсон, А. Камю - классики философии XX века - получили нобелевские премии за литературные произведения. Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Руссо - философы, работавшие в литературном жанре.
В настоящее время нет термина, который бы называл духовную деятельность, объединяющую в себе литературу и науку. Этим термином мог бы быть термин "философия". Такое толкование сущности философии соответствует истории философии. Первоначально философия объявлялась не только нерасчлененной наукой древних, но и включала в себя литературу и искусство. Посмотрим, например, на одну из исторически первых классификаций наук и искусств Аристотеля. В ней философия делится на следующие разделы:
1) Ильин И.А. Путь к очевидности. М: Изд-во Республика. 1993, с.405
I 1
.Теоретическая Аналитика Физика Математика Метафизика |
2. Практическая 3. Творческая
Этика Поэтика
Экономика Риторика
Политика Искусство
Со временем от философии постепенно отделились литература и искусство, а так же конкретные науки. В классификации Ф. Бэкона (1561-1626) поэзия и история вынесены за рамки философии, а в классификации наук О. Конта (1798-1857) места для философии вообще не находится. Она оказывается духовной средой, связывающей обособленные науку и искусство в единый культурный процесс.
Отпочкование от философии наук, искусств и литературы в самостоятельные сферы духовного производства не привели к исчезновению философии или растворению ее в литературе и науке. От философии древних осталось то, что в ней всегда было - мировоззрение, а наука, литература и искусство стали тем, чем они для философии по сути дела были всегда - средствами, методами.
От литературы и искусства философия берет образность, картинность, эмоциональность. Это делает философские произведения привлекательными и понятными для всех. Благодаря художественному методу истины философии обретают статус правды с элементами чувственности и красоты, превращаются в проповеди, прорицание пророка, обретают мифическую иррациональность.
От науки философия берет то, что ранее вложила в нее: - рационалистическую трактовку природы и общества без предположения о вмешательстве в них сверхъестественных сил,
- желание представить все сложные явления человеческой жизни: звез
дного неба, языков, музыки, геометрических фигур и т.д. в виде
сочетания наименьшего числа простых элементов,
- типичность, фактуальность, объективность.
Благодаря науке философия является совокупностью утверждений, которые:
1) касаются исключительно фактов, имеющих место в мире; 2) носят объективный характер, подлежат интерсубъективной проверке, то есть проверке хотя бы двумя различными людьми; 3) формируются и систематизируются с тщательностью, присущей ученым; 4) проходят научное рецензирование и защищаются в кругу специалистов.
Наука организует профессиональную защиту философии от неве жества, идеологии, суеверий, предрассудков. При этом философия ос тается мировоззрением (то есть совокупностью точек зрения, взглядов человека на мир, общество) людей сильных, свободных, отстаивающих суверенность личности.
Признание науки методом философии не означает, что наука имеет единственную цель - служить философии. У науки свои прагматичес-
кие задачи давать людям тепло, пищу, одежду и т.д. и только для философов цель науки - служить философии, быть ее средством.
Часто философию рассматривают как методологию науки. В этом видят ее призвание. Призвание философии в другом - давать общую картину мироздания, используя науку, литературу и искусство как средства для этого.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 266.