МИР КАК ОН НАМ КАЖЕТСЯ. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА..................................................... 19

АКСИОМЫ ФИЛОСОФИИ ........................................................................ 21

КРИТЕРИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ............................................................... 25

КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ...................................................................... 27

ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

МИР КАК ОН ЕСТЬ САМ ПО СЕБЕ. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА

РАЗДЕЛ I . НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ................................................................. 31

КАРТА ВСЕЛЕННОЙ.................................................................................. 3 1

ОСНОВНАЯ СТРУКТУРА МИРА............................................................. 35

КАРКАС МИРА............................................................................................. 36

ПЕРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ МИРА (НАЧИНКА МИРА)................ 3 8

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ КАРКАСА...."............................ 43

ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ БЫТИЯ.................................................. 47

ОБНОВЛЕНИЕ МИРА................................................................................. 49

РАЗДЕЛ II . БИОСФЕРА.ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ............................................. 53

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БИОСФЕРЫ.

СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ....................................... :.......................................... 53

СИСТЕМАТИКА ЖИВОГО. ГЕНЕЗИС ЖИВОГО ................................. 56

СООБЩЕСТВА ЖИВОГО........................................................................... 58

Раздел III . ЧЕЛОВЕЧЕСТВО: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА,

СУЩНОСТЬ ................................................................................................. 63


МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В КЛАССИФИКАЦИИ ЖИВОТНЫХ................... 63

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ............................ 65

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА................................................................... 70

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ.


МИР КАК ОН НАМ ДАН.

ПСИХИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА

Раздел I . ПСИХИКА ЖИВОТНЫХ ................................................................. 75

ВНЕШНЕЕ ЧУВСТВОВАНИЕ..................................................................... 77

УМСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ ЖИВОТНЫХ.............................. ■........ 81

ЖИВОТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА........................................................... 82

МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ......................................................................... 83

Раздел II . ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ............ 85

ВНУТРЕННЕЕ ЧУВСТВОВАНИЕ. ЭМОЦИИ.......................................... 85

МЫШЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ................................................................................ „88

РАССУДОК. МЫСЛЬ, ВИДЫ МЫСЛЕЙ................................................... 90

ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ.

НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ФОРМЫ ПСИХИКИ............................................. 93

ЧЕТВЁРТАЯ ЧАСТЬ. МИР КАК ВОЛЯ. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

Раздел I . СПЕЦИФИКА ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ. ПОНЯТИЕ

НООСФЕРНОЙ СИЛЫ. НООСФЕРА ..................................................... 98

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.................... 102

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ............................................... 104

ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

СХЕМА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ.......................................... '..................... 106

Раздел ПЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА:

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ................................................. 107

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.......................................................................... 108

СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ЛИЧНАЯ ПРОБЛЕМА ...................................... 112

СМЕРТЬ, ЕЕ ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ..................................................... 113

АГОНИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА........................................... 115

РАЗДЕЛ III . СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВЕННОГО

ЧЕЛОВЕКА ................................................................................................. Ш

1 .ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ............................................................ 118

ИСТИНА ...................................................................................................... 119

ДОБРО.......................................................................................................... 121

КРАСОТА ....................................................................................................... 122

БОГ................................................................................................................. 123


ТВОРЧЕСТВО............................................................................................... 126

ПОЗНАНИЕ.................................................................................................. 130

2. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА................................................. 136

ПРОИЗВОДСТВО.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

ПРОИЗВОДСТВА........................................................................................ 136

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕННОГО ПРОДУКТА.
СОБСТВЕННОСТЬ..................................................................................... 142

3.СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. ГОСУДАРСТВО.

^ ИМПЕРИИ. ЦИВИЛИЗАЦИИ................................................................... 145

ИМПЕРИИ.................................................................................................... 149

ЦИВИЛИЗАЦИИ......................................................................................... 151

4. ДИНАМИКА ОБЩЕСТВА .......................................................................... 153

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА............................................................ 155

5.ВИДЫ ОБЩЕСТВ........................................................................................... 157

ЛИНИЯ ИСТОРИИ: ОТ ЗАКРЫТОГО

К ОТКРЫТОМУ ОБЩЕСТВУ................................................................... 159

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО........................................................................... 162

ПЯТАЯ ЧАСТЬ. МИР СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

XX ВЕК: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА ................................................................... 166

БУДУЩЕЕ ЛЮДЕЙ (ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ)............... 171

ПОСЛЕСЛОВИЕ .............................................................................................. 176

ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................... 177

I



 


 


ВВОДНАЯ ЧАСТЬ .







СУЩНОСТЬ , ПРОИСХОЖДЕНИЕ , МЕТОД И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ ?

Задание. 1. Написать 20-25 фундаментальных проблем духовной жиз­ни, которые волнуют каждого(или большинство) людей развитых стран.

2. Выделить среди них так называемые "вечные" проблемы, к ре­
шению которых человечество возвращается и будет возвращаться нео­
днократно.

3. Подчеркнуть в списке те проблемы, которые можно отнести к
"базовым" проблемам, от решения которых зависит решение прочих
фундаментальных проблем. Базовые являются ,как правило, мировоз­
зренческими проблемами, то есть такими, решение которых зависит от
принятой жизненной позиции или точки зрения субъекта на мир.

На лекциях по философии я предлагаю студентам составить список фундаментальных проблем. Несмотря на различие аудитории (физиков, "лириков", экономистов и т.п.) результат примерно одинаков. Обычно в списке оказываются вопросы: в чем смысл жизни ?,есть ли бог?, будем ли мы жить после смерти?, как устроена Вселенная?, есть ли счастье?, кто мы?, откуда мы?, куда мы (люди) идем?, что есть истина?, как чело­век мыслит?, из чего соткана душа человека?, что такое общество?, от­куда появляются народы?, куда уходит прошлое?, что такое время?, за­гадка истории ?, тайна творчества?, сущность таланта и гения?, есть ли судьба?, можно ли предсказать будущее?, как отделить ложь от исти­ны?, как спасти природу?, чем занимается философия? и т.д.

Можно провести мысленный опыт :предлож«ть каждому из ныне живущих образованных людей составить собственный полный список из 100-150 фундаментальных проблем, которые волновали или волну­ют его душу.

Списки собрать и выделить общие вопросы. Таким образом возник­нет единый СПИСОК базовых фундаментальных проблем современ­ных образованных людей.

Задание. Попробуйте, уважаемый читатель, предугадать состав СПИСКА.

Я тоже составил вопросы СПИСКА. Они даны мной в оглавлении настоящего учебного пособия и составляют экзаменационные вопросы по философии.

Задание: посмотрите еще раз оглавление пособия и проанализируй­те, какие фундаментальные, мировоззренческие проблемы опущены автором предлагаемого учебника.

* * *

Важны, однако, ответы на вопросы СПИСКА . Как решать фунда­ментальные духовные проблемы человечества?

Можно решать их путем идеологических спекуляций, средствами фантазии и выдумки. Или на основе веры. Так поступают идеология,

6


теософия и религия. Философия делает это посредством категориаль­ного, концентрированного обобщения результатов науки, которыми обладает человечество в соответствующий период времени. По инфор­мационной нагруженности философия сродни поэзии: в малом и крат­ком она говорит о главном и сущностном на базе науки.

Философия находится внутри человеческого опыта и решает про­блемы средствами опыта. Посмотрите оглавление настоящего пособия. Нетрудно заметить, что многие разделы содержат термин "мир" или характеризуют его. Так оно и есть. Все , к чему причастен человек, все, что его окружает, представляет собой различные формы, аспекты мира. Ниже я дам его определение. Сейчас отмечу: мир-объект философии. Предметом философии, в отличие от частных научных дисциплин, яв­ляются всеобщие характеристики мира или его основных форм. При этом философия выступает средой, соединяющей движение отдельных научных дисциплин или их комплексов в единый духовный процесс в решении упомянутого СПИСКА фундаментальных базовых проблем человечества.

В этой связи не могу не процитировать крупнейшего ученого XX века, нашего соотечественника, В.И. Вернадского:

"Философское миропредставление в общем и в частностях создает ту среду, в которой имеет место и развивается научная мысль. В опре­деленной мере она ее обуславливает, сама меняясь /в результате/ её до-стижений"/Философские мысли натуралиста М.:Наука,1988, стрЗб/.

* * *

Полное представление о сущности философии можно получить пос­ле опыта работы в области философии. Однако и в самом начале имеет смысл познакомиться с расхожими определениями и характеристика­ми, а так же выделить еще раз предмет философии.

Список разъяснений сущности философии содержит сотни единиц. Например:

1. Философия - наукоучение (И.Фихте), любомудрие, толкование
авторитетов.

2. Вид духовного наставничества, учебная дисциплина, где обсуж­
даются вопросы, касающиеся всех людей.

3. Естественная склонность души (И.Кант), потребность, духовная
пища, форма общественного сознания.

4. Основа мировоззрения, фундамент, строительные леса всякого
мышления; по Аристотелю, - дисциплина, изучающая первопринципы
всякой науки.

5. Вид жизни, настроение и особое отношение к действительности.

6. Мысленное рассмотрение предмета (Гегель); эпоха, схваченная в
мыслях; концептуальное, категориальное, концентрированное выраже­
ние действительности.

7. Наука о наиболее общих законах природы, общества, мышления
(марксизм).

8. Философия - не теория, а деятельность. (Л.Витгенштейн), соци­
альный институт общества, где сохраняется, развивается, коллекцио­
нируется мудрость.

7


9. Философия - это самосознание общества, теоретическая рефлек­
сия основ мировоззрения людей.

10. "В сущности говоря, вся философия - есть человеческий рассу­
док на туманном языке" (И. Гете), поток сознания о сокровенном (эк­
зистенциализм).

11. Философия - искусство спора и размышления (софисты), служе­
ние истине и только истине.

12. Философия - есть примечания на полях произведений Платона
(А. Уайтхед),                                      .                ,

Список определений и характеристик открыт, и каждый может его продолжить.

Обратим внимание: каждая строка приведенного списка характери­зует современную философию, но ни одна из них, отдельно взятая, не достаточна для полного ее определения. В этом нет ничего удивитель­ного: определить такое сложное явление одной фразой не представля­ется возможным. Здесь нужна система фраз. Правда, в каждой системе имеется ключевое определение. Примем в качестве ключевого следую­щее толкование: философия - это сторона духовной жизни людей, суть которой состоит в решении фундаментальных мировоззренческих про­блем средствами науки. Прочие определения философии редактируют­ся в соответствии с ключевым.

Соответственна цель настоящего пособия: дать краткое, системати­зированное изложение ответов на вопросы СПИСКА, вытекающее из содержания современной науки.























ПРОИСХОЖДЕНИЕ фИЛОСОфИИ

Существовала ли философия всегда и всюду, когда и где существо­вал человек разумный? Мыслители, которые полагают, что философия - это естественный разум /Т.Гоббс/ или любомудрие, положительно от­вечают на этот вопрос. Однако история духовной жизни людей пока­зывает, что это не так. На европейском континенте философия появи­лась в 7-6 веке до н. э., на ионийском побережье древней Греции в эпо­ху, когда рушилась система родового строя, когда зарождалась част­ная собственность и появлялась наука. Термин "философия" восходит, вероятно, к Гераклиту (около 544-483 г.г. до н.э.) или Геродоту (484-425г.г. до н.э.). Платон и Аристотель впервые стали пользоваться поня­тием "философия" в смысле, близком к современному, для обозначе­ния нерасчлененной науки древних, науки всех наук. Одновременно тер­мин "философия" обозначал мировоззрение людей, выступающих про­тив социальных порядков тысячелетиями существовавшего первобыт­ного строя. Изначальная цель философии ясна: быть сводом правил людей, рвущих с родовым строем, провозглашающих частную собствен­ность, признающих личную жизнь, опирающихся на себя, на природ-. ные силы и знания. Например, Эпикур (342-271 г.г. до н. э.) и стоики усматривали в философии не столько теоретическую картину мирозда­ния, сколько всеобщее правило практической жизнедеятельности.

Историческая деталь: философия появляется там и тогда, где и ког­да появляется и развивается наука. Первые философы были и первыми


учеными в современном смысле этого слова. Фалес Милетский (около 624-547г.г. до н э.) основал доказывающую геометрию, вычислил зат­ мение Солнца. Анаксимандр из Милета (около 610-546г.г. до н. э.) - автор первого философского сочинения "О природе" - высказал идею бесконечности Вселенной, изобрел географическую карту. Пифагор от­крыл формулу соотношения сторон прямоугольного треугольника. Де­мокрит из Абдер (около 460-370 г.г. до н. э.) - основатель атомистики. Аристотель (387-322 г.г. до н.э.) доказал шарообразность Земли, со­ здал первую научную теорию - силлогистику, построил классификацию видов животных.

Первые философы были универсальными умами человечества. Ряд имен из списков семи мудрецов света (в целом списки содержат поряд­ ка 20 имен) - философы. Философы -люди, которые знают все обо всем.

Рассмотрим, к примеру, философское наследие Аристотеля. Оно ог­ромно. Трактаты Аристотеля делятся по своему содержанию на восемь подгрупп:

1) логические ("Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика",
"Опровержение софизмов", "Категории", "Об истолковании" - объе­
динены позднее под общим названием "Органон");

2) философские ("Метафизика");

3) физические ("Физика", "О небе", "О возникновении и уничтоже­
нии", "Метеорологика");

4) биологические ("История животных", "О частях животных", "О
движении животных");

5) психологические ("О душе", 8 работ под общим названием " Parva
naturalia ");

6) этические ("Никомахова этика", "Евдемова этика", "Большая
этика");

7) политико-экономические ("Политика", "Экономика");

8) искусствоведческие ("Поэтика", "Риторика").

Первых философов часто называли безбожниками по той причине, что они непочтительно относились к господствующим религиозным догматам, насмехались над генеалогиями богов и их похождениями, видели в мифах притчи, аллегории и даже безнравственные истории. Фалес из Милета -первый исторически достоверный представитель древ­ негреческой философии - основой всего существующего объявил теле­ сное чувственно данное и очевидное начало - воду. Анаксагор (около 500-428 г.г. до н. э.), друг Перикла (около 495-425 г.г. до н.э.), по обви­ нению в безбожии был приговорен к смертной казни и спасся, покинув Афины. Сократ (469-399 г.г. до н.э.) выпил чашу с ядом в связи с анало­ гичным обвинением и т.д.

Указанное отношение первых философов к религии имеет своё оп­ равдание. Дело в том, что религия и философия выросли из одного идей­ного корня - магии. Как известно, магия, исторически предшествую­ щая и религии, и философии форма общественного сознания первобыт­ ных людей. Первобытные народы одушевляют находящуюся вне чело­века реальность - всякий предмет, как и человек, имеет свою душу или духа. Духи, как душа человека, управляют людьми и предметами. Вспом-


ним греческую мифологию: гром, молнию объясняли действиями бога Зевса, опьянение - влиянием Вакха, а любовь - проделками Венеры и шалостью амуров и т.д. Это во-первых. Во-вторых, магия предполага­ет способность человека с помощью разных таинственных слов, закли­наний, жестов, действий, амулетов и тому подобных приемов заставить силы духов исполнять волю людей. В-третьих, существуют специалис­ты (шаманы, колдуны, ведьмы), которые могут сделать это лучше, чем кто-либо. В-четвертых, возможен прямой выход любого человека к ду­хам во время оргических представлений. Религия взяла у магии прин­цип раздвоенности бытия на чувственно данный, телесный мир и сверхъестественный мир, идею влиять на сверхъестественное (культ) и идею посредников между людьми и сверхъестественным1.

Философия Приняла от магии принцип возможного господства че­ловека над реальностью, но предложила, в противоположность рели­гии, иные средства управления миром: человек овладевает миром, по­знавая законы природы и применяя их в своей деятельности. Иных средств нет. Поэтому, с точки зрения философа, магия и религия - суе­верия, а словосочетание "религиозная философия" предстает такой же невнятностью, как "сухопутный моряк" или "сухая вода". Всякие по­пытки увидеть в религии философские основания представляют попытки прикрыть идейные несуразицы религии респектабельностью филосо­фии.

Первые философы были соавторами демократии свободы и спра­ведливости. До них тысячелетиями господствовала в первобытном об­ществе демократия равенства. Демократия свободы - это такой обще­ственный порядок, при котором приоритетными оказываются права отдельной личности над правами государств, коллектива людей или даже всего общества. Народовластие не всегда оказывалось демокра­тией свободы. Таковой оно становилось только тогда, когда защища­ло людей от узурпации власти отдельных лиц, групп людей или клас­сов. В этой связи первоначалом всякой философии следует считать за­дачу философии способствовать демократизации общества ( в указан­ном выше смысле слова).

Это и понятно: отдельный человек всегда слабее общества, группы людей, класса или государства. Поэтому он должен быть защищен от

1) С магией вы, коллега , знакомы не понаслышке. Если вы на экзамене берете билет, стоя на одной левой ноге(такова примета), то вы верите в магию, в то, что какой-то ритуал (стоять на левой ноге), а не тщательная подготовка к экзамену, может решающим образом повлиять на его ход. Согласно магии, злу предшествует и сопровождает его черная кошка - она бежит впереди беды. Не поэтому ли вы, уважаемый читатель, останавливаетесь, когда перед вами оказывается черная кошка? Магия делится на белую и черную. Однако, все рецепты ее смехотворны. Например, как приворожить мужчину? Рецепт: "кол­дунья идет в баню с девушкой, собирает ее пот в рюмочку и подливает его в вино тому, кого хотят приворожить" (из рецептов русской магии). Еще более фантастическими оказываются рецепты как отгородить мужа от измены и т.д. .

10


произвола общественных сил. Определить, каким должно быть обще­ство, чтобы в нем реализовалась приоритетность личности, - важней­шая задача философии.

В связи с упомянутым стремлением философии провозглашать при­оритет права, достоинства человека и справедливости, её судьба была печальна. Во всех тоталитарных социальных системах философы пре­следовались, изгонялись из общества. Казнь Боэция (480-524 г.г.) и раз­гром в 529 году императором Юстинианом философских школ в Афи­нах, как известно, положили конец античной философии. Средневеко­вая Европа не нуждалась в философии. Ее роль выполняло богословие. Философия, как наука и искусство, превратилась в служанку богословия.

Если в "Коране" все сказано, то зачем другие книги? Судьба Алек­сандрийской библиотеки была предрешена - ее не стало. В 1922-1923 годах Россию вынуждены были покинуть величайшие философы XX века - Н. А. Бердяев, П. А. Сорокин, И. А. Ильин, С. Л. Франк и др. Характерная строчка из биографии И. А. Ильина:"... в сентябре 1922 года философ был арестован в шестой раз и приговорен к смертной казни, которая была заменена высылкой из России. Месяц спустя после этого, вместе с большой группой ученых, философов, историков и литераторов Ильин был выслан из страны"1. Такова история всех закрытых обществ -сначала из философии делают суррогат, превращают ее в служанку бого­словия (в средние века), в составную часть идеологии, в четвертую главу "Краткого курса истории ВКП(б)", затем (или одновременно) третиру­ют, убивают,, высылают философов. По сути дела, только в эллинском мире и, в настоящее время, в открытых обществах философия предстает в свойственном ей облике - учения о свободе личности, о приоритете его прав над правами социальной среды и учения справедливости.










Методология философии

Ряд мыслителей считает философию наукой, выполняющей функ­цию интеграции результатов отдельных конкретных наук в единую кни­гу знаний. На самом деле философия больше, чем наука, и это большее состоит в том, что философия является также литературой. Ф. Досто­евский, Л. Толстой - не меньшие философы, чем И. Кант или Г. Гегель. Ж. Сартр, А. Бергсон, А. Камю - классики философии XX века - полу­чили нобелевские премии за литературные произведения. Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Руссо - философы, работавшие в литературном жанре.

В настоящее время нет термина, который бы называл духовную дея­тельность, объединяющую в себе литературу и науку. Этим термином мог бы быть термин "философия". Такое толкование сущности фило­софии соответствует истории философии. Первоначально философия объявлялась не только нерасчлененной наукой древних, но и включала в себя литературу и искусство. Посмотрим, например, на одну из исто­рически первых классификаций наук и искусств Аристотеля. В ней фи­лософия делится на следующие разделы:

1) Ильин И.А. Путь к очевидности. М: Изд-во Республика. 1993, с.405

I 1


.Теоретическая Аналитика Физика Математика Метафизика

2. Практическая 3. Творческая
Этика             Поэтика

Экономика           Риторика

Политика              Искусство

Со временем от философии постепенно отделились литература и ис­кусство, а так же конкретные науки. В классификации Ф. Бэкона (1561-1626) поэзия и история вынесены за рамки философии, а в классифика­ции наук О. Конта (1798-1857) места для философии вообще не нахо­дится. Она оказывается духовной средой, связывающей обособленные науку и искусство в единый культурный процесс.

Отпочкование от философии наук, искусств и литературы в само­стоятельные сферы духовного производства не привели к исчезнове­нию философии или растворению ее в литературе и науке. От филосо­фии древних осталось то, что в ней всегда было - мировоззрение, а на­ука, литература и искусство стали тем, чем они для философии по сути дела были всегда - средствами, методами.

От литературы и искусства философия берет образность, картин­ность, эмоциональность. Это делает философские произведения при­влекательными и понятными для всех. Благодаря художественному ме­тоду истины философии обретают статус правды с элементами чувствен­ности и красоты, превращаются в проповеди, прорицание пророка, об­ретают мифическую иррациональность.

От науки философия берет то, что ранее вложила в нее: - рациона­листическую трактовку природы и общества без предположения о вме­шательстве в них сверхъестественных сил,

- желание представить все сложные явления человеческой жизни: звез­
дного неба, языков, музыки, геометрических фигур и т.д. в виде
сочетания наименьшего числа простых элементов,

- типичность, фактуальность, объективность.

Благодаря науке философия является совокупностью утверждений, которые:

1) касаются исключительно фактов, имеющих место в мире; 2) но­сят объективный характер, подлежат интерсубъективной проверке, то есть проверке хотя бы двумя различными людьми; 3) формируются и систематизируются с тщательностью, присущей ученым; 4) проходят научное рецензирование и защищаются в кругу специалистов.

Наука организует профессиональную защиту философии от неве­ жества, идеологии, суеверий, предрассудков. При этом философия ос­ тается мировоззрением (то есть совокупностью точек зрения, взглядов человека на мир, общество) людей сильных, свободных, отстаивающих суверенность личности.

Признание науки методом философии не означает, что наука имеет единственную цель - служить философии. У науки свои прагматичес-


кие задачи давать людям тепло, пищу, одежду и т.д. и только для фило­софов цель науки - служить философии, быть ее средством.

Часто философию рассматривают как методологию науки. В этом видят ее призвание. Призвание философии в другом - давать общую картину мироздания, используя науку, литературу и искусство как сред­ства для этого.






Дата: 2019-02-25, просмотров: 230.