СОБСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ фИЛОСОфИИ . ФЕНОМЕН СОКРАТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сократ - древнегреческий мыслитель, один из редчайших мудрецов, среди прямых учеников которого несколько гениальных философов ос­нователей философских школ. Назовем лишь Платона, Аристиппа, Ан-тисфена.

Первый из названных - всемирно известный мыслитель. Очарова­ние Платоном испытывали практически все европейские поколения. Аристипп Старший из Кирены (ок.435-355 г.г. до н. э.) - основатель школы киренаиков, согласно учениям которой удовольствие является высшим благом. Антисфен (ок.435-370 г.г. до н.э.) - второй после Пла­тона продолжатель учения своего наставника, основатель школы ки­ников, согласно которой конечная цель человеческих устремлений - доб­родетель. Я назвал три школы, - а ведь к сократикам относятся также мегарская и элидо-эретрейская школы.

Обычно феномен Сократа объясняют его оригинальной педагоги­ческой системой: учитель никогда не поучал, только спрашивал; обу­чение было "штучным" и протекало в беседе, во взаимных вопросах и ответах, что бывает в наших системах образования лишь на экзаменах и зачетах. Диалог учителя не имел цели победить - Сократ был на рав­ных со своим наставляемым. Поощрялся всякий успех. Конечно, Со­крат "вел" беседу - он задавал вопросы так, чтобы слушатель сам осво­бождался от собственных заблуждений и ощущал свой рост.

Вместе с тем феномен Сократа имеет иной источник - Сократ изоб­рел, открыл или ,наиболее точно, выразил (кому как нравится) основ­ной метод философствования. Он вооружил своих учеников философс­ким методом анализа любых явлений действительности. Всё остальное (я имею в виду новые философские школы и направления) - дело време­ни и техники философского метода. Ниже я изложу сократовский ме­тод философствования в современной редакции.

Методологию философии можно представить в виде пирамиды: ее основание составляют наука, искусство, литература, практические по­вседневные деяния людей, духовный опыт человечества. У вершины рас­полагаются собственно философские средства. Нижние ярусы методо­логии доставляют философам фактический багаж, материал, из кото­рого философия собственными средствами добывает обобщенное знание.

Доставляемый материал, как правило, противоречивый, содержит десятки и сотни определений по интересующему философа вопросу, тысячи характеристик. Например, в настоящее время зафиксировано около 120 определений творчества, тысяча его характеристик. Извест­но 240 определений культуры, десятки определений человека, полити-


12


ки и т.д. Когда за работу берется философ, он располагает достаточно разнообразной информацией. Но философу необходимо ограничить это обилие определений и характеристик до одного, максимум - трех. Не­которые мудрецы к 120 определениям добавляют 121-е, обобщающее предыдущие, или выбирают-наиболее общее, максимально отвечающее его личным интересам, интересам класса или группы. Все остальное объявляя классовыми, идеологическими и прочими заблуждениями.

Истинный философ реализует иной путь1. Он составляет систему определений и характеристик, в которой любое верифицированное сред­ствами первого этажа методологии философии знание получает свое место, подобно тому, как химические элементы, открытые наукой, ал­химией, практикой людей нашли свое место в периодической системе Д. Менделеева.

Для этого все проверенные определения делятся на группы.

Как правило, основная масса определений и характеристик осуще­ствляется посредством определения через род и вид. То есть имеет, на­пример, следующий вид: "барометр - метеорологический прибор для измерения атмосферного давления", "человек - биосоциальное суще­ство, способное производить, мыслить". Суть этих определений про­ста: определяемое (в нашем случае "барометр", "человек") подводится под более широкое понятие - род (в нашем случае "прибор", "суще­ство"), среди элементов которого отличается видовыми признаками ("метеорологический", "для измерения" и т.д.).

Классификацию определений и характеристик одного и того же яв­ления философ производит так: собирает в одном классе определения с одним и тем же родом. Затем выписываются родовые понятия и для них изыскивается общий род, категория и т.д. Затем имеющиеся опре­деления и характеристики систематизируются. Такова общая схема фи­лософствования, применяемая в предлагаемом вашему вниманию, чи­татель, учебнике. Другие собственные методы философии являются ва­риациями указанного сократовского метода2.

Анализ одного, хотя и центрального собственного метода филосо­фии, показывает, что сущностью философии как методологии высту­пают логика, логический анализ, объяснение и обобщение, в первую очередь, научных понятий и принципов, культурных норм и явлений практической жизни.

Задание. Попробуйте предложенным выше методом получить фи­лософское знание, например, о труде. Напоминаю:

1) К примеру, в коллективных трудах школы Аристотеля ("Лицея"), выполнен­
ных под его руководством, дано описание 158 государственных систем из числа
существовавших тогда в Элладе. В работах Аристотеля по зоологии дано
описание 500 видов животных.

2) Более подробное описание метода смотрите в моей книге "Творчество как
новационный процесс (философско-онтологический анализ) "Симферополь.
Изд-во 'Таврида'*. 1991 г., стр. 14-18. Аристотель называл указанный метод
"сократовским поиском общих определений".

14


 

1. Соберите по разным источникам несколько десятков определе­
ний и характеристик труда.

2. Создайте классификацию выделенного знания по родам.

3. Найдите категорию (или категории),под которую подходили бы
найденные в пункте 2 родовые понятия.

4. Систематизируйте наличную совокупность определений посред­
ством категорий.













Основной вопрос философии

Всегда существовали попытки выделить в едином СПИСКЕ базо­вых мировоззренческих проблем человечества самый главный, или ОСНОВНОЙ вопрос. Аристотель считал таковым вопрос о существо­вании, наряду с телесными, отдельно от них, бестелесных (мыслитель­ных) образований. Марксисты считают основным вопрос о соотноше­нии бытия и мышления. При этом, по формулировке Ф. Энгельса, ос­новной вопрос философии имеет две стороны: -что первично, материя или дух? -познаваем ли мир?

Современные экзистенциалисты (А. Камю) в качестве основного рассматривают вопрос о смерти, в частности о самоубийстве^

Думается, для философии нет более высокого, а значит, основного вопроса, чем вопрос- что есть истина?- в ответах на вопросы СПИС­КА. Люди имеют право на настоящее, адекватное действительности, решение фундаментальных мировоззренческих проблем человечества.

У людей нет более сильных критериев истины, чем опыт, экспери­мент, наблюдение, практика, организованное исследование, наука.

Вот почему философия оказывается в выигрышном положении по отношению к другим учениям, решающим проблемы СПИСКА -рели­гии, метафизике, идеологии, теософии, мифологии. Философия несёт правду.

В этом её основное назначение.

ЗНАЧЕНИЕ фИЛОСОфИИ

Вопрос. Сколько вы можете прочитать книг за свою жизнь?

Ответ: если в книге 400 страниц, то таких книг при чтении с 10 лет каждые 5 дней в неделю в течение 50 лет со скоростью 30 страниц в час по 6 часов в день вы прочтете не более 5850 штук.

Вопрос. Сколько книг в самых больших библиотеках мира? • Ответ: на 1987 год публичная библиотека им. М. Е .Салтыкова-Щед­рина в Санкт-Петербурге насчитывала 27 млн. томов, Российская госу­дарственная библиотека в Москве 36 млн. томов. На 1984/85 годы биб­лиотека Конгресса в Вашингтоне насчитывала 20 млн. томов. Нацио­нальная библиотека в Пекине - 11 млн. томов и т.д.

Вопрос. Что делать?

Ответ: нетрудно заметить: общество остро нуждается в концентра­ции знаний. Философия выполняет эту функцию со времен своего появ­ления. Ее основная функция - сжатое, категориальное выражение эпо­хи, схватывание сути вещей; концентрация знаний до такой степени, чтобы все наличное знание на общем уровне могло быть освоено од-

15


ним человеком и не за всю жизнь, а в течение 5-8 лет при умеренном систематическом занятии ею.

Вопрос. Может ли человек знать все?

Ответ: да, но только на общем уровне, а не на уровне единичного. Такими людьми в свое время были Аристотель, Д. Дидро и другие. В XX веке к таким людям я отношу Б. Рассела, А. Тойнби, Л. Н .Гумилева.

Вопрос. Для чего человечеству знать все или почти все в целостном

виде?

Ответ: целостное понимание необходимо, чтобы продлить истори­ческое время существования человечествд.

По важнейшим проблемам людей существуют разные мнения. Люди хотят знать, что же есть на самом деле. Действительно ли после "зем­ной" жизни есть еще другая жизнь? Что ждет людей после смерти? Дей­ствительно ли человек - игрушка сверхъестественных сил? Может ли человек сам изменить свое положение и от чего это зависит? Люди хо­тят знать правду, они должны ее знать.

Единственная инстанция на Земле, которая может помочь людям в этих вопросах, - философия. От нее люди ждут точного ответа на жиз­ненные проблемы человечества. В этом назначение философии. Исти­на - основной вопрос философии в мировоззренческих проблемах. Что дает отдельному человеку философия?

"В род богов не позволено перейти никому, кто не был филосо­фом...",- говорил Платон. А. Шопенгауэр ( 1788-1860 ) признавался: "Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она из­бавила меня от многих трат." Ж. Поль Сартр, по сути наш современ­ник, говоря о своей жизни в "Словах", писал:"...передо мной была одна цель - спастись трудом и верой, руки и карманы были пусты."

Но всё же, что тогда привлекает людей в философии? Большинство философов отвечают однозначно: философия приобщает человека к природе, делает его мудрее. Но что значит мудрее? Ответ Аристотеля та­ков: во-первых, мудрый, насколько это возможно, знает всё, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мудр тот, кто способен познать труднопостижимое для человека. В-третьих, бо­лее мудр во всякой науке тот, кто более точен и способен научить выяв­лению причин. В четвёртых, мудрец довольствуется самой мудростью.

Отличительный признак мудреца - как бы продолжает М. Монтень (1533-1592) - неизменно радостное восприятие мира. Но мудрец - не бла­женный, он из всего извлекает удовольствие и всё превращает в него.

Обычно я начинаю разговор о значении философии на лекциях с вопроса: какой ум предпочтительнее - хорошо наполненный или хоро­шо устроенный? Большинство слушателей, как правило, отвечают - хо­рошо устроенный. Философия, именно потому, что занимается осно­вами научного мировоззрения, помогает обустроить духовный мир че­ловека. Освоив философию, вы, уважаемый читатель, приобретете ре­шимость не принимать без достаточных оснований ни одного готово­го мнения и традиции. Всё будете подвергать сомнению. У вас появится предубеждение против всяких суеверий. С философией вы пройдете ее путь: от сомнения /Аристотель: сомнение - мать философии/ к неверию


/Д.Дидро: неверие - первый шаг в философию/,поиску истины /сама философия/ и утверждению истины / венец философии /. Вы научитесь относиться к жизни по-философски, как Демокрит, Сократ, Аристо­тель, Ницше, Рассел.



Структура философии

Философия пестрит направлениями: материализм, идеализм, экзис­тенциализм, позитивизм, рационализм, иррационализм, сенсуализм, персонализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, диалек­тический материализм, исторический материализм и т.д.

Может сложиться мнение, что карта философии чрезвычайно запута­на, что каждое из названных течений философии входит в ее структуру.

Задание. Познакомьтесь, коллега, по философским словарям с ха­рактеристиками вышеуказанных философских направлений, список которых далеко не полон. От вашего внимания, возможно, не ускольз­нет то обстоятельство, что всякое из указанных направлений абсолю­тизирует роль одной из разновидностей бытия. Материалисты - объек­тивной реальности, существующей вне и независимо от сознания, идеа­листы - сознания, рационалисты - рассудка и разума в ущерб чувствен­ности и т.д.

Карта философии не может быть собрана из отклонений от филосо­фии, от одного общего вненационального, внеидеологического текста. Философия, так же как физика или химия, не может быть классовой или политической, зависеть от вкусов и предпочтений тех или иных людей, от решений пусть даже фундаментальных или основных вопро­сов. Есть общий СПИСОК фундаментальных и мировоззренческих проблем. СПИСОК почти не меняется за последние 2.5 тыс. лет, с тех пор, как сформировался современный тип общественного человека. Единый ТЕКСТ философии должен отвечать систематизированным образом на систематически построенный СПИСОК вопросов. Строй ТЕКСТА повторяет порядок СПИСКА, который, в свою очередь, по­вторяет порядок окружающего нас мира. Таким образом, существует единый Текст, единая структура философии. Она повторяет структуру бытия, каждая часть философии посвящена одной из фундаменталь­ных форм реальности и содержит общие понятия и утверждения о ней. В этом смысле может и стоило бы говорить о естественной философии. Но Текст пишется разными людьми, на основе различной исходной информации. Никому не дано видеть (слышать, созерцать и т.д.) мир в целом. Бытие открывается людям частично и не сразу. По отдельным частям люди пытаются судить и говорят о целом. Поэтому Текст фило­софии пишется так же, как текст физики, многими людьми уже более двух тысяч лет с неизбежными ошибками. В этом плане философия -теоретическая дисциплина, задачей которой является организация на­учного мировоззрения. Большинство из того, о чем повествует фило­софия, адекватно, правдиво, истинно. Дело в мире обстоит почти так, как рисует философия в пределах неизбежных ошибок. В этой связи надо помнить, что хотя утверждения философии носят характер всеоб-


 


16


17


щности (например: "мир есть совокупность тел", "мир есть совокуп­ность процессов"), но термин "все" относится здесь к тому, что нам известно, и не более.

Ниже предлагается модель единого Текста философии. Философы

различают:

-мир как волю и представление,

-мир как он существует сам по себе,

-мир как он нам дан.

В соответствии с этим настоящее учебное пособие разбивается, по­мимо вводной части, на четыре части:

-мир как он нам представляется,

-мир как он есть сам по себе, независимо от наших представлений,

-мир как он нам дан в ощущениях и мыслях,

-мир как волю, волеизлияние и осуществление.

К четырём частям добавляется ещё одна- "Мир сегодня и завтра". Логично ей заканчивать пособие.

Задание на дом: 1. Составить список имён крупнейших древнегре­ческих философов VII-VI в.в. до н. э. 2. Написать реферат (3-4 страни­цы) по философии одного из философов составленного списка. В рефе­рате должны быть следующие разделы: - биографическая справка,

- взгляды на мир,

- взгляды на сущность познания и мышления,

- взгляды на природу общественных явлений.
Особо отметьте вклад мыслителя в философию.








ПЕРВАЯ ЧАСТЬ .

Дата: 2019-02-25, просмотров: 217.