Сократ - древнегреческий мыслитель, один из редчайших мудрецов, среди прямых учеников которого несколько гениальных философов основателей философских школ. Назовем лишь Платона, Аристиппа, Ан-тисфена.
Первый из названных - всемирно известный мыслитель. Очарование Платоном испытывали практически все европейские поколения. Аристипп Старший из Кирены (ок.435-355 г.г. до н. э.) - основатель школы киренаиков, согласно учениям которой удовольствие является высшим благом. Антисфен (ок.435-370 г.г. до н.э.) - второй после Платона продолжатель учения своего наставника, основатель школы киников, согласно которой конечная цель человеческих устремлений - добродетель. Я назвал три школы, - а ведь к сократикам относятся также мегарская и элидо-эретрейская школы.
Обычно феномен Сократа объясняют его оригинальной педагогической системой: учитель никогда не поучал, только спрашивал; обучение было "штучным" и протекало в беседе, во взаимных вопросах и ответах, что бывает в наших системах образования лишь на экзаменах и зачетах. Диалог учителя не имел цели победить - Сократ был на равных со своим наставляемым. Поощрялся всякий успех. Конечно, Сократ "вел" беседу - он задавал вопросы так, чтобы слушатель сам освобождался от собственных заблуждений и ощущал свой рост.
Вместе с тем феномен Сократа имеет иной источник - Сократ изобрел, открыл или ,наиболее точно, выразил (кому как нравится) основной метод философствования. Он вооружил своих учеников философским методом анализа любых явлений действительности. Всё остальное (я имею в виду новые философские школы и направления) - дело времени и техники философского метода. Ниже я изложу сократовский метод философствования в современной редакции.
Методологию философии можно представить в виде пирамиды: ее основание составляют наука, искусство, литература, практические повседневные деяния людей, духовный опыт человечества. У вершины располагаются собственно философские средства. Нижние ярусы методологии доставляют философам фактический багаж, материал, из которого философия собственными средствами добывает обобщенное знание.
Доставляемый материал, как правило, противоречивый, содержит десятки и сотни определений по интересующему философа вопросу, тысячи характеристик. Например, в настоящее время зафиксировано около 120 определений творчества, тысяча его характеристик. Известно 240 определений культуры, десятки определений человека, полити-
12
ки и т.д. Когда за работу берется философ, он располагает достаточно разнообразной информацией. Но философу необходимо ограничить это обилие определений и характеристик до одного, максимум - трех. Некоторые мудрецы к 120 определениям добавляют 121-е, обобщающее предыдущие, или выбирают-наиболее общее, максимально отвечающее его личным интересам, интересам класса или группы. Все остальное объявляя классовыми, идеологическими и прочими заблуждениями.
Истинный философ реализует иной путь1. Он составляет систему определений и характеристик, в которой любое верифицированное средствами первого этажа методологии философии знание получает свое место, подобно тому, как химические элементы, открытые наукой, алхимией, практикой людей нашли свое место в периодической системе Д. Менделеева.
Для этого все проверенные определения делятся на группы.
Как правило, основная масса определений и характеристик осуществляется посредством определения через род и вид. То есть имеет, например, следующий вид: "барометр - метеорологический прибор для измерения атмосферного давления", "человек - биосоциальное существо, способное производить, мыслить". Суть этих определений проста: определяемое (в нашем случае "барометр", "человек") подводится под более широкое понятие - род (в нашем случае "прибор", "существо"), среди элементов которого отличается видовыми признаками ("метеорологический", "для измерения" и т.д.).
Классификацию определений и характеристик одного и того же явления философ производит так: собирает в одном классе определения с одним и тем же родом. Затем выписываются родовые понятия и для них изыскивается общий род, категория и т.д. Затем имеющиеся определения и характеристики систематизируются. Такова общая схема философствования, применяемая в предлагаемом вашему вниманию, читатель, учебнике. Другие собственные методы философии являются вариациями указанного сократовского метода2.
Анализ одного, хотя и центрального собственного метода философии, показывает, что сущностью философии как методологии выступают логика, логический анализ, объяснение и обобщение, в первую очередь, научных понятий и принципов, культурных норм и явлений практической жизни.
Задание. Попробуйте предложенным выше методом получить философское знание, например, о труде. Напоминаю:
1) К примеру, в коллективных трудах школы Аристотеля ("Лицея"), выполнен
ных под его руководством, дано описание 158 государственных систем из числа
существовавших тогда в Элладе. В работах Аристотеля по зоологии дано
описание 500 видов животных.
2) Более подробное описание метода смотрите в моей книге "Творчество как
новационный процесс (философско-онтологический анализ) "Симферополь.
Изд-во 'Таврида'*. 1991 г., стр. 14-18. Аристотель называл указанный метод
"сократовским поиском общих определений".
14
1. Соберите по разным источникам несколько десятков определе
ний и характеристик труда.
2. Создайте классификацию выделенного знания по родам.
3. Найдите категорию (или категории),под которую подходили бы
найденные в пункте 2 родовые понятия.
4. Систематизируйте наличную совокупность определений посред
ством категорий.
Основной вопрос философии
Всегда существовали попытки выделить в едином СПИСКЕ базовых мировоззренческих проблем человечества самый главный, или ОСНОВНОЙ вопрос. Аристотель считал таковым вопрос о существовании, наряду с телесными, отдельно от них, бестелесных (мыслительных) образований. Марксисты считают основным вопрос о соотношении бытия и мышления. При этом, по формулировке Ф. Энгельса, основной вопрос философии имеет две стороны: -что первично, материя или дух? -познаваем ли мир?
Современные экзистенциалисты (А. Камю) в качестве основного рассматривают вопрос о смерти, в частности о самоубийстве^
Думается, для философии нет более высокого, а значит, основного вопроса, чем вопрос- что есть истина?- в ответах на вопросы СПИСКА. Люди имеют право на настоящее, адекватное действительности, решение фундаментальных мировоззренческих проблем человечества.
У людей нет более сильных критериев истины, чем опыт, эксперимент, наблюдение, практика, организованное исследование, наука.
Вот почему философия оказывается в выигрышном положении по отношению к другим учениям, решающим проблемы СПИСКА -религии, метафизике, идеологии, теософии, мифологии. Философия несёт правду.
В этом её основное назначение.
ЗНАЧЕНИЕ фИЛОСОфИИ
Вопрос. Сколько вы можете прочитать книг за свою жизнь?
Ответ: если в книге 400 страниц, то таких книг при чтении с 10 лет каждые 5 дней в неделю в течение 50 лет со скоростью 30 страниц в час по 6 часов в день вы прочтете не более 5850 штук.
Вопрос. Сколько книг в самых больших библиотеках мира? • Ответ: на 1987 год публичная библиотека им. М. Е .Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге насчитывала 27 млн. томов, Российская государственная библиотека в Москве 36 млн. томов. На 1984/85 годы библиотека Конгресса в Вашингтоне насчитывала 20 млн. томов. Национальная библиотека в Пекине - 11 млн. томов и т.д.
Вопрос. Что делать?
Ответ: нетрудно заметить: общество остро нуждается в концентрации знаний. Философия выполняет эту функцию со времен своего появления. Ее основная функция - сжатое, категориальное выражение эпохи, схватывание сути вещей; концентрация знаний до такой степени, чтобы все наличное знание на общем уровне могло быть освоено од-
15
ним человеком и не за всю жизнь, а в течение 5-8 лет при умеренном систематическом занятии ею.
Вопрос. Может ли человек знать все?
Ответ: да, но только на общем уровне, а не на уровне единичного. Такими людьми в свое время были Аристотель, Д. Дидро и другие. В XX веке к таким людям я отношу Б. Рассела, А. Тойнби, Л. Н .Гумилева.
Вопрос. Для чего человечеству знать все или почти все в целостном
виде?
Ответ: целостное понимание необходимо, чтобы продлить историческое время существования человечествд.
По важнейшим проблемам людей существуют разные мнения. Люди хотят знать, что же есть на самом деле. Действительно ли после "земной" жизни есть еще другая жизнь? Что ждет людей после смерти? Действительно ли человек - игрушка сверхъестественных сил? Может ли человек сам изменить свое положение и от чего это зависит? Люди хотят знать правду, они должны ее знать.
Единственная инстанция на Земле, которая может помочь людям в этих вопросах, - философия. От нее люди ждут точного ответа на жизненные проблемы человечества. В этом назначение философии. Истина - основной вопрос философии в мировоззренческих проблемах. Что дает отдельному человеку философия?
"В род богов не позволено перейти никому, кто не был философом...",- говорил Платон. А. Шопенгауэр ( 1788-1860 ) признавался: "Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от многих трат." Ж. Поль Сартр, по сути наш современник, говоря о своей жизни в "Словах", писал:"...передо мной была одна цель - спастись трудом и верой, руки и карманы были пусты."
Но всё же, что тогда привлекает людей в философии? Большинство философов отвечают однозначно: философия приобщает человека к природе, делает его мудрее. Но что значит мудрее? Ответ Аристотеля таков: во-первых, мудрый, насколько это возможно, знает всё, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мудр тот, кто способен познать труднопостижимое для человека. В-третьих, более мудр во всякой науке тот, кто более точен и способен научить выявлению причин. В четвёртых, мудрец довольствуется самой мудростью.
Отличительный признак мудреца - как бы продолжает М. Монтень (1533-1592) - неизменно радостное восприятие мира. Но мудрец - не блаженный, он из всего извлекает удовольствие и всё превращает в него.
Обычно я начинаю разговор о значении философии на лекциях с вопроса: какой ум предпочтительнее - хорошо наполненный или хорошо устроенный? Большинство слушателей, как правило, отвечают - хорошо устроенный. Философия, именно потому, что занимается основами научного мировоззрения, помогает обустроить духовный мир человека. Освоив философию, вы, уважаемый читатель, приобретете решимость не принимать без достаточных оснований ни одного готового мнения и традиции. Всё будете подвергать сомнению. У вас появится предубеждение против всяких суеверий. С философией вы пройдете ее путь: от сомнения /Аристотель: сомнение - мать философии/ к неверию
/Д.Дидро: неверие - первый шаг в философию/,поиску истины /сама философия/ и утверждению истины / венец философии /. Вы научитесь относиться к жизни по-философски, как Демокрит, Сократ, Аристотель, Ницше, Рассел.
Структура философии
Философия пестрит направлениями: материализм, идеализм, экзистенциализм, позитивизм, рационализм, иррационализм, сенсуализм, персонализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, диалектический материализм, исторический материализм и т.д.
Может сложиться мнение, что карта философии чрезвычайно запутана, что каждое из названных течений философии входит в ее структуру.
Задание. Познакомьтесь, коллега, по философским словарям с характеристиками вышеуказанных философских направлений, список которых далеко не полон. От вашего внимания, возможно, не ускользнет то обстоятельство, что всякое из указанных направлений абсолютизирует роль одной из разновидностей бытия. Материалисты - объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, идеалисты - сознания, рационалисты - рассудка и разума в ущерб чувственности и т.д.
Карта философии не может быть собрана из отклонений от философии, от одного общего вненационального, внеидеологического текста. Философия, так же как физика или химия, не может быть классовой или политической, зависеть от вкусов и предпочтений тех или иных людей, от решений пусть даже фундаментальных или основных вопросов. Есть общий СПИСОК фундаментальных и мировоззренческих проблем. СПИСОК почти не меняется за последние 2.5 тыс. лет, с тех пор, как сформировался современный тип общественного человека. Единый ТЕКСТ философии должен отвечать систематизированным образом на систематически построенный СПИСОК вопросов. Строй ТЕКСТА повторяет порядок СПИСКА, который, в свою очередь, повторяет порядок окружающего нас мира. Таким образом, существует единый Текст, единая структура философии. Она повторяет структуру бытия, каждая часть философии посвящена одной из фундаментальных форм реальности и содержит общие понятия и утверждения о ней. В этом смысле может и стоило бы говорить о естественной философии. Но Текст пишется разными людьми, на основе различной исходной информации. Никому не дано видеть (слышать, созерцать и т.д.) мир в целом. Бытие открывается людям частично и не сразу. По отдельным частям люди пытаются судить и говорят о целом. Поэтому Текст философии пишется так же, как текст физики, многими людьми уже более двух тысяч лет с неизбежными ошибками. В этом плане философия -теоретическая дисциплина, задачей которой является организация научного мировоззрения. Большинство из того, о чем повествует философия, адекватно, правдиво, истинно. Дело в мире обстоит почти так, как рисует философия в пределах неизбежных ошибок. В этой связи надо помнить, что хотя утверждения философии носят характер всеоб-
16
17
щности (например: "мир есть совокупность тел", "мир есть совокупность процессов"), но термин "все" относится здесь к тому, что нам известно, и не более.
Ниже предлагается модель единого Текста философии. Философы
различают:
-мир как волю и представление,
-мир как он существует сам по себе,
-мир как он нам дан.
В соответствии с этим настоящее учебное пособие разбивается, помимо вводной части, на четыре части:
-мир как он нам представляется,
-мир как он есть сам по себе, независимо от наших представлений,
-мир как он нам дан в ощущениях и мыслях,
-мир как волю, волеизлияние и осуществление.
К четырём частям добавляется ещё одна- "Мир сегодня и завтра". Логично ей заканчивать пособие.
Задание на дом: 1. Составить список имён крупнейших древнегреческих философов VII-VI в.в. до н. э. 2. Написать реферат (3-4 страницы) по философии одного из философов составленного списка. В реферате должны быть следующие разделы: - биографическая справка,
- взгляды на мир,
- взгляды на сущность познания и мышления,
- взгляды на природу общественных явлений.
Особо отметьте вклад мыслителя в философию.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ .
Дата: 2019-02-25, просмотров: 254.