Суть поведения человека состоит из того, что он начинает и осуществляет определённые действия не потому, что он находится действительно в определённой ситуации, а потому, что он считает, что он находится в ней. Человек действует так, как ему кажется. Содержание мира, каким он нам кажется, составляет мировоззрение.
Задание: Заполните анкету. Согласны ли вы с некоторыми ответами, данными мной?
1. Есть ли что либо или нет ? Если есть ,то назовем все, что есть,
миром.
2. Мир есть Нечто или Ничто?
3. Если мир Нечто, то можно что-либо сказать о нем? - Да, можно,
ибо отрицательный ответ означает, что даже это можно сказать о Не
что.
4. Выделяете ли в Нечто самого себя, которого будем называть "Я",
или нет? -Да, выделяю и идентифицирую себя с чувствующим, мыслящим
"Я", отвечающим, в частности, и на вопросы обсуждаемой анкеты.
5. Согласны вы с тем, что Нечто состоит помимо "Я" (мыслящего и
ощущающего) из того, что мыслится? Да, есть то , что ощущается, и то,
о чем мыслят, рассуждают. Например: Когда я прихожу в магазин, я
прошу продать мне 1 кг мяса, а не один килограмм ощущений(или мыс
лей) мяса. Назовем переживания "Я" ( в частности ощущения или мыс
ли "Я") субъективной (или имманентной) реальностью. Напротив, то,
что находится вне ощущений и мыслей, назовём трансцендентной ре
альностью.
6. Наука утверждает, что в трансцендентную реальность входят не
живая и живая природа, частью которой является "Я". Согласны ли Вы
с этим утверждением? Да, в Нечто входит природа.
7. Познаваема ли природа? -Да.
8. Есть ли сны, сноведения?-Да, есть.
9. Являются ли сноведения выходом в некоторый иной, особый,
трансцендентальный мир или они есть иллюзии, хаотические потоки
ранее полученных зрительных и слуховых ощущений ? -Являются ил
люзиями, частями имманентной реальности.
10. Существует ли Нечто вне природы, сверхъестественное, транс
цендентальное, являющееся сущностью окружающей человека действи
тельности. -Нет. Мир ограничивается природой, частью которой явля
ется "Я" - ощущающая и мыслящая природа.
11. Существуют ли мысли и ощущения сами по себе, без носителя из
трансцендентной реальности?
19
-Нет.
Определение: назовем совокупность ответов отдельного человека или группы людей на вопросы анкеты- мировоззрением. Основным вопросом мировоззрения назовем вопрос об отношении структурных компонент мира, признаваемых в мировоззрении. Существует несколько широко известных мировоззрений. Охарактеризуем некоторые из них.
Мифологическое мировоззрение не ставит резкой границы между мысленным и тем, о чем мыслится, ощущением и тем, что ощущается. Граница между имманентной и трансцендентной реальностями размыта.
Теософское мировоззрение признает такую же реальность особого мира, данного нам в сноведениях, как другие(философскоё, например) признают существование трансцендентной реальности, данной нам в ощущениях.
Религиозное мировоззрение утверждает бытие трансцендентального, сверхъестественного, внеприродного, бога, который произвел на свет и человека, и природу.
Сторонники метафизического мировоззрения полагают, что существует трансцендентальный мир, являющийся сущностью окружающей человека действительности. Оно, трансцендентальное, может содержать, в частности, бога.
Адепты материалистического мировоззрения предполагают независимость окружающего нас мира от воли и желания людей, а также от какого-либо сознания вообще. В мире существует материя- объективная реальность, данная нам в ощущениях, а все остальное, в том числе и человек- либо части, либо стороны, аспекты, формы, свойства материи.
В истории духовной жизни человечества фиксированы мировоззрения, признающие природу и человека элементами, частями субъективной реальности. Например, солипсисты утверждают, что мир состоит из ощущений. Тела- это комплексы ощущений. При этом возможны варианты: в одних случаях ощущения персоницируются (связываются с некоторым "Я"), в других- объявляются "ничейными", объективными.
Назовем мировоззрение реалистическим, если в нем разделяются имманентная и трансцендентная реальности и отрицается существование ймманентного'без связи с соответствующим трансцендентным носителем.
Назовем мировоззрение философским, если оно реалистично и отрицает существование трансцендентной реальности.
На основании приведенных характеристик отдельных мировоззрений можно составить списки: -терминов, обозначающих, по мнению людей, основные компоненты мира; (среди них выделить начала мира); -терминов, обозначающих по мнению людей, отношения между отдельными элементами мира; В первом случае это: мир, имманентная реальность, "Я"- человек, ощущение, нечто, трансцендентная реальность, природа, сознание, ничто, трансцендентальная реальность, бог, материя. Список терминов открыт. Среди них выделяются термины, фигурирующие во всех(или, по крайней мере, в основных) мировоззрениях: имманентное, трансцендентное, трансцендентальное.
Во втором случае это: -отношение первичности- вторичности, - отношение части- целого, -отношение общего-частного, сущности- явления, возможности- действительности. Список заведомо неполон.
В мировоззрениях, отрицающих трансцендентальность в мире, утверждается различная зависимость трансцендентного и имманентного: от полной зависимости друг от друга до полной независимости. Так, Р. Декарт- сторонник независимости трансцендентного и имманентного. Материалисты К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин- сторонники полной зависимости имманентного от трансцендентного( материального- по их терминологии).
Современное естествознание обнаруживает энергетическое взаимодействие имманентного и трансцендентного в форме различных пара-психических явлений. Поэтому в настоящем учебном пособии взаимодействие имманентного и трансцендентного начал мира рассматривается с позиции этих достижений.
Предложим схему анализа любого мировоззрения. Для этого необходимо:
1. Составить список терминов, обозначающих основные компонен
ты мира, признаваемые рассматриваемым мировоззрением.
2. Назвать основные отношения между выделенными в п.1 компо
нентами мира.
3. Изобразить с помощью таблицы структуру мироздания.
Например, христианское мировоззрение выделяет в трансценден
тальном бога, сатану, дьявола и проч. Бог порождает трансцендент
ный мир и человека. Но этим дело не ограничивается: в природное и
человеческое вмешиваются и бог, и дьявол, и сатана ... Структура мира,
согласно христианскому мировоззрению, такова, что трансценденталь
ное, включающее бога, производит природу и человека, обладающего
способностью ощущать и мыслить.
Задание. Проанализируйте, уважаемый читатель, по предложенной схеме собственное мировоззрение.
Задание. Изобразите структуру мира в соответствии с солипсистс-ким мировоззрением.
Задание. Изобразите структуру мира в соответствии с материалистическим мировоззрением. -
Аксиомы философии
Философия - дело психически нормальных и развитых людей. Нижеприведенные аксиомы - очевидные утверждения, которые принимаются любым человеком со здравым смыслом. Заслуга философии в данном случае в том, что она выделяет их в качестве основания своего учения.
Аксиома I. Есть "Я" - мыслящее, чувствующее, сомневающееся, задающее вопросы существо (человек). Утверждение очевидно: "...Должно понять, что для того, кто стал сомневаться во всем, невозможно,
20
21
однако, усомниться, что он сам существует в то самое время, как сомневается" (Р. Декарт (1596 - 1650)).
Определение: назовем "бытием" или "миром" то, частным случаем чего является "Я" с его способностью сомневаться, задавать вопросы и т.д.
Возникает вопрос: ограничивается ли бытие только "Я" и его способностями или в бытии есть нечто сверх "Я", за "Я" и т. д.
Определение: назовем "сверх Я" инобытием. Аксиома 2. Инобытие есть. Все философы придерживаются этой аксиомы. Существует, однако, мнение - солипсизм - согласно которому инобытия нет, то есть существует только "Я", один - единственный человек, а все остальное -мир, природа, другие люди - лишь проявления или психические феномены "Я", более или менее ясные сгустки его впечатлений, ощущений, восприятий. Бытие сведено солипсистами до уровня галлюцинаций, сновидений, а человек - возведен до уровня-вместилища Вселенной, которая погибает с его гибелью. Для солипсиста мир ощущений и есть существующая вне нас реальность. Строительным материалом, из которого строится здание Вселенной, оказываются не элементарные частицы. Ощущения - вот элементы мира.
Солипсизм крайне противоречив. Б. Рассел (1872-1970) рассказывает, что получил как-то от известной ученой дамы письмо, в котором та писала: "Я солипсистка и уверена, что многие люди разделяют мои взгляды". Эти слова удивили Рассела: если солипсист отрицает существование других людей, то кого же он оповещает о своем солипсизме? Нормальный человек видит, что люди рождаются и умирают, а между тем остается нечто, отличное от людей. Было время, когда людей не было, и тем не менее среда, в которой действует человечество сейчас, существовала. Любой здравый человек понимает, что есть сон, и, что есть явь, что образ огня не жжет, образ розы не пахнет. Приходя в магазин, человек просит взвесить мясо, а не один килограмм ощущений мяса. Отношение философа к солипсизму однозначно выразил А. Шопенгауэр (1788 - 1860). Он сравнил солипсизм с маленькой пограничной крепостью, которую никогда нельзя взять, но гарнизон которой, в свою очередь, никогда не может выйти наружу. Он считал солипсизм точкой зрения сумасшедшего и предлагал не опровергать, а лечить его.
Задание. Посмотрите по анатомическим источникам строение органа зрения человека - глаза. Сравните то, что говорят биологи о работе глаза и солипсисты.
С первого взгляда кажется, что позиции солипсизма теоретически неопровержимы: ведь разум, который решает проблему инобытия, имеет дело только с ощущениями и никогда - с предметами инобытия непосредственно. Кто может поручиться, что столы и стулья останутся в аудитории, когда все люди покинут помещение? Подобные вопросы можно задавать бесконечно.
Твердость позиций скептиков, отрицающих инобытие, иллюзорна. Достаточно поставить вопрос от источнике ощущений, чтобы понять, что ощущения -всего лишь посредник между инобытием и разумом, "Я".
22
В этой связи Д. Беркли (1685 - 1753) писал, что какую бы власть человек не имел над собственными мыслями, такой же власти над ощущениями у него нет. Когда человек открывает глаза при полном дневном свете, не от его воли зависит выбрать между видением и невидением, а также определить, какие именно объекты представятся его взгляду. То же самое относится к слуху и другим ощущениям: запечатленные ими идеи не суть создания воли человека. Следовательно, существует нечто другое, что производит их. Этот факт как раз выражен в аксиоме 2: существует нечто, не являющееся ощущением, действие чего на органы чувств производят ощущение.
К сожалению, дать исчерпывающее определение термина "ощущение" невозможно. Как остроумно заметил Д. Дидро (1713 - 1784), слепому от рождения невозможно объяснить словами явления цвета и света. Бесполезно объяснять нелюбившему человеку, что такое любовь. Но любящие знают, что это такое. Так и с ощущениями: нормальному человеку ощущения даны, он живет ими, он их различает по вкусу, цвету, запаху, осязанию, слуху. Это кислое, сладкое, твердое, красное, черное и т. д. Переживание ощущений достаточно, чтобы говорить о них, что мы и делаем. В отношении ощущений выскажем аксиому 3: некоторые, в частности, зрительные, слуховые, осязательные ощущения, - образы, копии, похожие на ощущаемый предмет психические образования.
В полной мере аксиома 3 становится очевидной после проработки раздела пособия, в котором речь идет о сущности чувственного как отражения. Сейчас же отмечу: человечеству не известно ни одного случая, когда бы здоровые органы чувств здорового человека, действие инобытия на которые производит ощущение, обманывали его в пределах порога ощущения. Расхожие примеры "обмана чувств": мед для больного желтухой горек, для здорового человека - сладок; палка, опущенная в воду, кажется надломленной; параллельные рельсы на горизонте сходятся и т.д. - не должны нас вводить в заблуждение. В ощущении представлена информация как об ощущаемом объекте, так и об ощущающем субъекте. Поэтому все случаи "обмана чувств" подтверждают, что чувства информируют о внешней к "Я" ситуации без ошибок: то обстоятельство, что для вас мед горек, свидетельствует, что вы заболели; то обстоятельство, что опущенная в воду палка кажется вам надломленной, хотя ее никто не ломал,"свидетельствует об изменении условий наблюдения - палку опустили в воду и т.д.
Внешние органы чувств человека, а их пять: осязание, обоняние, слух, вкус, зрение - те щелочки, через которые "Я" вглядывается в инобытие.
Что же "Я" видит?
Аксиома 4: инобытие дифференцировано, упорядочено, изменчиво. В нем наблюдаются различия, оно множественно: имеет части, элементы, моменты, стороны, аспекты.
Аксиома очевидна. Первые философы, чтобы продемонстрировать множественность и разнообразие мира, просили своих учеников найти среди опавших листьев два тождественных. Можно потратить жизнь на поиски, но не найти таковых.
23
От острого глаза "Я" не ускользнет разделённость инобытия на часть, зависимую от "Я", и часть, независимую от действий "Я".
Так, изменить процессы, протекающие на Солнце, "Я" не может, но перекрыть реки на Земле - может.
Определение: независимое от "Я" состояние бытия назовем материальным бытием или материей.
Аксиома 5: бытие материально, т.е. в нем есть такая часть, которая не зависит от воли, желания, действия "Я", человека и всего человечества. Аксиома очевидна. Опыт изменения бытия человеком показывает, что размеры материи относительны в некоторых границах. Вместе с тем, существует абсолютная граница материи. Экологические катастрофы XX века показывают, что человечество вплотную подошло к этой грани-це.
В связи с материальностью бытия возникает вопрос: может быть, материя, не завися от человека, зависит от некоторого суперсущества, наделенного волей, стоящей и над материей, и над человеком. Назовем это существо сверхъестественным. В религии - это бог.
Соответственно, природным (природой) будем называть бытие, независимое от воли, желания, действий сверхъестественного существа. У первых философов термин "природа" подчеркивал особенность окружающего "Я" мира не зависеть от духа, бога, сверхъестественного. Позже природным стали называть закономерное бытие, т.е. бытие, в котором господствует общее, повторяющееся, необходимое.
Фиксируется множество всевозможных учений - теософских и теистических, которые положительно отвечают на поставленный вопрос. Философия к этим суевериям не имеет никакого отношения.
Аксиома 6: бытие природно. Слова "бытие" и "природа", "мир" -синонимы. В основе аксиомы 6 лежат данные науки о природе.
Допустим, к примеру, что сверхприродная реальность есть. Странным было бы, что сверхприродное существовало наряду с природным, но не взаимодействовало бы с ним. В таком случае сверхъестественное неизбежно было бы причиной каких-либо событий в природе.
События, которые производятся сверхъестественным, принято называть чудесами. ИИСУС ХРИСТОС, например, чтобы доказать свое божественное происхождение (а он явился на Землю, утверждают христианские источники, в облике человека) должен творить чудеса: ходить по воде, излечивать неизлечимых и т. д.
Наука охлаждает пыл религиозных доказательств бытия бога. Она однозначно утверждает, что причины всех событий в природе принадлежат самой природе. Чудес не бывает. Природа замкнута сама на себя относительно причинно-следственной связи явлений. Замкнутость природы в этом смысле означает, что вне, рядом, в основе, сверху природы ничего нет. К утверждениям некоторых людей о существовании сверхъестественного - богов, демонов и т. д. - философия относится однозначно: это вымысел, пережиток древнего сознания.
Можно ли говорить о равенстве "ничто" - нечто? В другой формулировке этот вопрос звучит так: вещи окружающего нас мира существуют вечно или они появляются, существуют и уничтожаются, то есть разрушаются? Метафизики утверждают неизменность, вечность некоторых частей окружающего. Для этого ими придумывается, что, наряду с существующим миром или "нечто", существует иной, параллельный мир - или "ничто": "нечто" уходит в "ничто", но существует, хотя нам кажется, что "нечто" исчезает. Бесконечный переход из "нечто" в "ничто" и наоборот, согласно метафизике, есть движение. Для метафизиков - "нечто" не ново под Луной. Все было и будет. Все суета сует.
Опыт науки подсказывает: мир меняется по составу телесных образований. Нечто не вечно под Луной. Гераклит выразил эту убежденность афоризмом: все течет, все изменяется. Точнее было бы сказать: все разрушается. Тенденция к разрушению в природе оказывается ведущей. Все виды движения в природе охотнее (вероятнее) переходят (согласно второму началу термодинамики) в тепловое движение, чем наоборот. Это значит, что все, брошенное на произвол, неизбежно рушится, исчезает, перестает существовать. Другой ведущей тенденцией (в связи с законом сохранения количества энергии) является создание новых, ранее не существовавших явлений.
КРИТЕРИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Обратим еще раз внимание на содержание аксиом. В их формулировках фигурирует одно и то же слово - "есть" (существует). Оно требует разъяснений.
Определение.: будем говорить, что нечто существует, если нечто отвечает критериям существования.
За долгую историю философского исследования проблемы бытия философами и учеными предложены многообразные критерии существования.
"Мыслю, следовательно, существую". Все, что так же ясно и очевидно, как содержание указанной мысли, объявлялось Р.Декартом существующим.
Ему вторит Гегель: все разумное - действительно, все действительное - разумно.
"Спроси садовника, почему он думает, что вон то вишневое дерево существует в саду, и он тебе скажет, потому, что он его видит и осязает, словом, потому, что он его воспринимает своими чувствами. Спроси его, почему он думает, что здесь нет апельсинового дерева, он тебе скажет, потому что он не воспринимает его. Что он воспринимает чувством, то он определяет как реальное бытие и говорит, что оно есть или существует, но то, что невоспринимаемо, о том он говорит, что оно не имеет бытия"1.
Отсюда, по Д.Беркли, существовать - значит быть чувственно воспринимаемым. Существование вещей ставится в зависимость от того,
Обсуждение бытия будет неполным без разъяснений термина "небытие", или "ничто".
24
1) Д.Беркли. Три разговора между Гиласом и Филонусом. М: Соцэкгиз, 1993, с.90
25
|
видим мы их или нет, ощущаем или нет. Конечно, когда вы на своем письменном столе не видите ручку, то ручки на столе действительно нет - чувства вас не обманывают1.
Однако есть огромное число явлений, которых мы не ощущаем, но которые тем не менее существуют - рентгеновские лучи, элементарные частицы и т. д. Наблюдаемыми оказываются следы их воздействия на наблюдаемые явления. Это происходит в камере Вильсона, например. В этой связи в естествознании сформулирован эмпирический критерий существования: частицы существуют, если:
- они экспериментально выделяемы;
- их действия на экспериментально выделяемые предметы объектив
но фиксируемы, измеримы, повторимы сколько угодно раз.
Именно таким критерием пользуются физики для определения действительности различных гипотетических частиц. Более пятидесяти лет, например, ловили "нейтрино" - теоретически предсказанную частицу микромира.
Очевидно, что в отношении психических явлений критерий эмпирического существования работает не всегда: здесь доверяют статистике самонаблюдений.
Ч.Пирс (1839 - 1914) - основоположник прагматизма - утверждал: "Существовать - значит быть полезными". Частный характер предложенной формулы очевиден.
Верующие объявляют существующим всё, во что сильно верят.
Можно предложить философский критерий существования, применимый ко всем сферам бытия.
Предварительные пояснения: философам принадлежит идея выделения таких признаков существующего, которые имеют место у любого явления окружающего нас мира. Эти признаки сведены в категории. Особенность категорий состоит в том, что их нельзя обобщить. Первую классификацию категорий дал Аристотель. "И из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или "сколько", или "какое", "по отношению к чему-то", или "где", или "когда", или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", "претерпевать", - пишет Аристотель в сочинении "Категории"2. По отношению ко всему, что существует, согласно Аристотелю, можно задавать и получить ответы на десять вопросов - где?, когда?, какова сущность? и т. д.
В этой связи предлагается следующий критерий существования. СУЩЕСТВОВАТЬ: следовательно, иметь форму и содержание, сущность и явление, причинять и быть причиняемым, обладать количеством и качеством и т. д., т. е. обладать категориями бытия.
Ниже рассматриваются основные категории бытия. Таблицу категорий каждый студент обязан знать так же, как таблицу умножения. Список основных категорий бытия, предлагаемый мною, достаточно произволен.
1) ЛЮБОПЫТНО: Аристотель не доверял зрению: только то, что допускает
прикосновение, т. е. телесное, существует.
2) Аристотель. Соч. в четырех томах. Т.2, М.. 1978, стр.55.
26
Другие авторы имеют другие списки. Хотелось указать такие категории, которые имели бы место в любой классификации категорий бытия.
КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ
Центральной категорией бытия (мира) является содержание. Аксиома 4 подчеркивает дифференцированность бытия - в мире наряду с тождеством существуют различия. Совокупность различий и тождеств мира или его частей составляют его содержание или содержание его частей. Различаемые элементы, аспекты, и т. д. мира или его частей обычно называют признаками. Различие или тождество элементов мира устанавливается практическим путем: два явления окружающего нас мира тождественны (различны) в некотором отношении, если они практически взаимозаменяемы (невзаимозаменяемы), т. е. замена местами тождественных явлений никак не сказывается на остальном мире. Различия бывают уникальными, единичными, особенными, общими, универсальными, необходимыми, случайными, существенными, возможными, действительными, причиняющими.
Уникальное- такое содержание мира, которое не повторяется даже в двух его частях.
Универсальное- напротив, такая отметка мира, которая характеризует любое его явление.
Единичное-то содержание части мира, которое выделяет эту часть в ограниченном бытии.
Особенное-то содержание части мира, которое повторяется по крайней мере в двух частях выделенной среды, но не во всех.
Общее- содержание, которое имеет место у всех частей некоторой выделенной области. Общими признаками человека могут выступать прямохождение, совершенная рука, способность управлять предметами внешнего мира, мышление и т. д. Расовые признаки людей составляют особенную часть их содержания. Единичными, даже индивидуальными признаками людей выступают некоторые биологические черты: рисунок кожи на пальцах, время и место рождения, родители человека и т.д.
Г.Гегель увидел в единичном, особенном, общем большее содержание, чем то, которое воспроизведено выше. Всякая часть мира когда-то возникла и неизбежно исчезнет. В этой связи единичное, особенное, общее являются категориями состояния мира. Всякая новая общая часть мира сначала выступает в действительности в виде единичного исключения из всеобщего правила (будь то рождение нового биологического вида, новой формы общественных отношений, новых систем литературы, искусства, моды и т. д.). Никакая реальная система явлений не может развиваться, не выделяя из себя новых и новых различий. Единичное поэтому понимается Гегелем как необходимый момент развития общего, как его начало, проявление разности, различия некоторой определенности. Единичное - форма всеобщего. Аналогичным образом понимается и особенное: как определенное общее, как иная форма бытия того же самого - т. е. единичного или общего. Завершают цикл развития предметов общее и всеобщее, которые могут сомкнуться и перейти в свою противоположную фазу. Общее поэтому рассматривается как форма существования единичного.
27
Таким образом, общее может выступать в своей собственной роли, в других случаях в роли особенного, а в третьих - как единичное. В свою очередь, единичное можно представить как развитое особенное илиобщее.
Допустим, растение известного вида, характеризующееся установившимся типом обмена веществ, попадает в необычные для себя условия, испытывает изменения температуры, влажности воздуха, состава почвы. Эти индивидуальные изменения в условиях жизни приводят к появлению в растении необычных, нехарактерных для данного типа свойств и признаков организма. Эти единичные отклонения могут, однако, при известных условиях закрепиться в особях потомства, а затем стать общими.
Необходимое- такое содержание мира или его части, которое в данных условиях не может не быть, которое может быть только таким, а не другим, чье бытие или род бытия имеет свое основание в себе самом, а не в другом ( специалист сразу поймет, что я воспользовался определением Г.Гегеля).
Случайное- переменное содержание в данных условиях, то есть то, что в данных условиях может быть, а может и не быть, что может быть таким, а может быть другим, чье бытие или небытие, бытие такое или бытие другое, имеет свое основание не в себе самом, а в другом. В том, писал В.Г.Белинский, что Петр Первый построил Петербург на берегу Невы, играла большую роль случайность. Он мог построить Петербург там, где теперь Шлиссельбург, а мог его и совсем не строить, а столицей страны сделать Ревель или-Ригу. Но независимо от этого было необходимым, чтобы Россия получила выход к Балтийскому морю и имела средство легко и удобно сноситься с Европой.
Ф о р м а - та часть содержания, благодаря которой все содержание приобретает определенность. Это - закон, принцип, способ организации содержания. Так, чугунное литье отливается в специальных формах. Чугунное изделие благодаря форме приобретает определенность: становится пушкой, ядром, статуэткой и т. д. Воск, застывая в стакане, приобретает вид стакана.
От Аристотеля исходит традиция относить активность мира к форме. В конечном счете все в мире состоит из одного и того же материала - различия проистекают из формы - способа организации состава вещей и их свойств. Получается так, что все преобразования или изменения в мире сводятся в конечном счете к формальным преобразованиям. Гегель, напротив, активность мира связывал с ростом содержания, а к форме относил консервативный элемент...
Определенность вещей бывает двух родов: качественная и количественная. Качество- родовая определенность вещи, тождественная с его бытием. Количество- видимая определенность вещи, относительно безразличная к бытию вещи: интенсивность, размеры, окраска.
Возможность- полное содержание мира или его части, т. е. совокупность всех различий и тождеств при любых условиях.
Действительное- наличное, ставшее, а точнее, порожденное действием данных условий содержание мира и его частей. Из ребенка
человека может вырасти и ученый, и инженер, и рекордсмен, и художник. Однако в действительности реализуется одна, от силы - несколько и далеко не все возможности человека. Порождающее содержание мира -причина.
Следствие- порожденное содержание мира. В философской литературе принято определение причины и следствия как философских категорий, отражающих такую связь явлений, когда одно из них необходимо вызывает, производит, порождает другое. То явление, которое вызывает, производит, порождает другое, называется причиной. Явление, вызываемое, порождаемое определенной причиной, называют следствием (действием). Категории причины и следствия раскрывают происхождение отдельных явлений. Например, электрический ток, проходя через нить лампочки, вызывает её накаливание. Электрический ток является причиной, накаливание нити - следствием. Новые открытия порождают изменения в научной картине мира.
Иногда для специального анализа это свойство причинных связей -порождение - обозначают особым термином - производительность.
Ряд авторов предлагает разъяснить понятие производительности с помощью других терминов, более интуитивных, понятных, нежели производительность, генезис, порождение. Обычно в качестве разъясняющих предлагают категории "основание", "предпосылка", "решающее условие" и т. д. и объявляют причиной достаточное и необходимое условие существования.
Думается, причинная связь относится к фундаментальным явлениям окружающего мира, является исходной и в других категориях объяснена быть не может.
Анализ многочисленных порождающих ситуаций классического естествознания позволяет выделить следующие аксиомы причинности:
1. Всякое явление имеет некоторую вызывающую его причину.
2. Одинаковые причины (в одинаковых условиях) вызывают оди
наковые следствия.
3. Причина предшествует следствию (она, во всяком случае, появ
ляется не позже его).
4. Если имеет место причина, то обязательно появляется соответству
ющее следствие. Следствие может быть вызвано разными причинами.
XX век добавил к вышесказанному знание о статистических причинах. Оказалось, большинство причинных связей носит статистический, вероятностный характер. Это означает что:
- всякое следствие, как правило, порождается ансамблем вероятнос
тных событий;
- связь порождающих и порожденных обстоятельств может носить
вероятностный (возможный) характер.
Философский анализ причины-следствия был бы явно не полон, если |Ы я не упомянул об аксиоме, сформулированной Б.Спинозой (1632 -1677): природа является причиной самой себя. Нетрудно видеть: аксиома Спинозы эквивалентна аксиоме нашего списка.
-Закономерное- необходимое, повторяющееся содержание мира или его частей. Так, в соответствии с законом свободного паде-
28
29
ния тел ускорение любого предмета в пустоте вблизи земной коры всегда равно 9,8 м/сек в секунду, действие равно противодействию, а сила пропорциональна произведению массы тела на его ускорение под действием этой силы.
Сущность- причиняющий элемент закономерного содержания мира или его частей. Сущность, как правило, закрыта от взора людей. Это внутренняя часть мира. Чувственно фиксируемая сторона мира или его частей называется явлением.
Закон определим, следуя Ш.Монтескье (1689-1755 г.г.), как "необходимость, вытекающую из природы вещей".
Задание:
1. Выучить таблицу категорий бытия наизусть; без неё неизвестно
ни одного изложения философии.
2. Подобрать по два-три примера на каждую категорию бытия.
3. Составить список вопросов (соответственно категориям), кото
рые вы можете задавать по отношению к любому событию окружаю
щей нас действительности.
4. Возьмите "Философский словарь" любого года издания и срав
ните характеристики рассмотренных выше категорий, данные в нём, с
определениями, предложенными мной.
30
ВТОРАЯ ЧАСТЬ .
Дата: 2019-02-25, просмотров: 214.