МИРОВОЗЗРЕНИЕ , ЕГО СТРУКТУРА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Суть поведения человека состоит из того, что он начинает и осуще­ствляет определённые действия не потому, что он находится действи­тельно в определённой ситуации, а потому, что он считает, что он на­ходится в ней. Человек действует так, как ему кажется. Содержание мира, каким он нам кажется, составляет мировоззрение.

Задание: Заполните анкету. Согласны ли вы с некоторыми ответа­ми, данными мной?

1. Есть ли что либо или нет ? Если есть ,то назовем все, что есть,
миром.

2. Мир есть Нечто или Ничто?

3. Если мир Нечто, то можно что-либо сказать о нем? - Да, можно,
ибо отрицательный ответ означает, что даже это можно сказать о Не­
что.

4. Выделяете ли в Нечто самого себя, которого будем называть "Я",
или нет? -Да, выделяю и идентифицирую себя с чувствующим, мыслящим
"Я", отвечающим, в частности, и на вопросы обсуждаемой анкеты.

5. Согласны вы с тем, что Нечто состоит помимо "Я" (мыслящего и
ощущающего) из того, что мыслится? Да, есть то , что ощущается, и то,
о чем мыслят, рассуждают. Например: Когда я прихожу в магазин, я
прошу продать мне 1 кг мяса, а не один килограмм ощущений(или мыс­
лей) мяса. Назовем переживания "Я" ( в частности ощущения или мыс­
ли "Я") субъективной (или имманентной) реальностью. Напротив, то,
что находится вне ощущений и мыслей, назовём трансцендентной ре­
альностью.

 

6. Наука утверждает, что в трансцендентную реальность входят не­
живая и живая природа, частью которой является "Я". Согласны ли Вы
с этим утверждением? Да, в Нечто входит природа.

7. Познаваема ли природа? -Да.

8. Есть ли сны, сноведения?-Да, есть.

9. Являются ли сноведения выходом в некоторый иной, особый,
трансцендентальный мир или они есть иллюзии, хаотические потоки
ранее полученных зрительных и слуховых ощущений ? -Являются ил­
люзиями, частями имманентной реальности.

10. Существует ли Нечто вне природы, сверхъестественное, транс­
цендентальное, являющееся сущностью окружающей человека действи­
тельности. -Нет. Мир ограничивается природой, частью которой явля­
ется "Я" - ощущающая и мыслящая природа.

11. Существуют ли мысли и ощущения сами по себе, без носителя из
трансцендентной реальности?

19


-Нет.

Определение: назовем совокупность ответов отдельного человека или группы людей на вопросы анкеты- мировоззрением. Основным вопро­сом мировоззрения назовем вопрос об отношении структурных компо­нент мира, признаваемых в мировоззрении. Существует несколько ши­роко известных мировоззрений. Охарактеризуем некоторые из них.

Мифологическое мировоззрение не ставит резкой границы между мыс­ленным и тем, о чем мыслится, ощущением и тем, что ощущается. Гра­ница между имманентной и трансцендентной реальностями размыта.

Теософское мировоззрение признает такую же реальность особого мира, данного нам в сноведениях, как другие(философскоё, например) признают существование трансцендентной реальности, данной нам в ощущениях.

Религиозное мировоззрение утверждает бытие трансцендентально­го, сверхъестественного, внеприродного, бога, который произвел на свет и человека, и природу.

Сторонники метафизического мировоззрения полагают, что суще­ствует трансцендентальный мир, являющийся сущностью окружающей человека действительности. Оно, трансцендентальное, может содержать, в частности, бога.

Адепты материалистического мировоззрения предполагают незави­симость окружающего нас мира от воли и желания людей, а также от какого-либо сознания вообще. В мире существует материя- объектив­ная реальность, данная нам в ощущениях, а все остальное, в том числе и человек- либо части, либо стороны, аспекты, формы, свойства мате­рии.

В истории духовной жизни человечества фиксированы мировоззре­ния, признающие природу и человека элементами, частями субъектив­ной реальности. Например, солипсисты утверждают, что мир состоит из ощущений. Тела- это комплексы ощущений. При этом возможны ва­рианты: в одних случаях ощущения персоницируются (связываются с некоторым "Я"), в других- объявляются "ничейными", объективными.

Назовем мировоззрение реалистическим, если в нем разделяются имманентная и трансцендентная реальности и отрицается существова­ние ймманентного'без связи с соответствующим трансцендентным но­сителем.

Назовем мировоззрение философским, если оно реалистично и от­рицает существование трансцендентной реальности.

На основании приведенных характеристик отдельных мировоззре­ний можно составить списки: -терминов, обозначающих, по мнению людей, основные компоненты мира; (среди них выделить начала мира); -терминов, обозначающих по мнению людей, отношения между отдель­ными элементами мира; В первом случае это: мир, имманентная реаль­ность, "Я"- человек, ощущение, нечто, трансцендентная реальность, природа, сознание, ничто, трансцендентальная реальность, бог, мате­рия. Список терминов открыт. Среди них выделяются термины, фигу­рирующие во всех(или, по крайней мере, в основных) мировоззрениях: имманентное, трансцендентное, трансцендентальное.


Во втором случае это: -отношение первичности- вторичности, - от­ношение части- целого, -отношение общего-частного, сущности- явле­ния, возможности- действительности. Список заведомо неполон.

В мировоззрениях, отрицающих трансцендентальность в мире, ут­верждается различная зависимость трансцендентного и имманентного: от полной зависимости друг от друга до полной независимости. Так, Р. Декарт- сторонник независимости трансцендентного и имманентного. Материалисты К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин- сторонники полной зависимости имманентного от трансцендентного( материального- по их терминологии).

Современное естествознание обнаруживает энергетическое взаимо­действие имманентного и трансцендентного в форме различных пара-психических явлений. Поэтому в настоящем учебном пособии взаимо­действие имманентного и трансцендентного начал мира рассматрива­ется с позиции этих достижений.

Предложим схему анализа любого мировоззрения. Для этого необ­ходимо:

1. Составить список терминов, обозначающих основные компонен­
ты мира, признаваемые рассматриваемым мировоззрением.

2. Назвать основные отношения между выделенными в п.1 компо­
нентами мира.

3.    Изобразить с помощью таблицы структуру мироздания.
Например, христианское мировоззрение выделяет в трансценден­
тальном бога, сатану, дьявола и проч. Бог порождает трансцендент­
ный мир и человека. Но этим дело не ограничивается: в природное и
человеческое вмешиваются и бог, и дьявол, и сатана ... Структура мира,
согласно христианскому мировоззрению, такова, что трансценденталь­
ное, включающее бога, производит природу и человека, обладающего
способностью ощущать и мыслить.

Задание. Проанализируйте, уважаемый читатель, по предложенной схеме собственное мировоззрение.

Задание. Изобразите структуру мира в соответствии с солипсистс-ким мировоззрением.

Задание. Изобразите структуру мира в соответствии с материалис­тическим мировоззрением. -

































Аксиомы философии

Философия - дело психически нормальных и развитых людей. Ни­жеприведенные аксиомы - очевидные утверждения, которые принимаются любым человеком со здравым смыслом. Заслуга философии в данном случае в том, что она выделяет их в качестве основания своего учения.

Аксиома I. Есть "Я" - мыслящее, чувствующее, сомневающееся, за­дающее вопросы существо (человек). Утверждение очевидно: "...Долж­но понять, что для того, кто стал сомневаться во всем, невозможно,


 


20


21




 


 


однако, усомниться, что он сам существует в то самое время, как со­мневается" (Р. Декарт (1596 - 1650)).

Определение: назовем "бытием" или "миром" то, частным случаем чего является "Я" с его способностью сомневаться, задавать вопросы и т.д.

Возникает вопрос: ограничивается ли бытие только "Я" и его спо­собностями или в бытии есть нечто сверх "Я", за "Я" и т. д.

Определение: назовем "сверх Я" инобытием. Аксиома 2. Инобытие есть. Все философы придерживаются этой аксиомы. Существует, одна­ко, мнение - солипсизм - согласно которому инобытия нет, то есть су­ществует только "Я", один - единственный человек, а все остальное -мир, природа, другие люди - лишь проявления или психические фено­мены "Я", более или менее ясные сгустки его впечатлений, ощущений, восприятий. Бытие сведено солипсистами до уровня галлюцинаций, сно­видений, а человек - возведен до уровня-вместилища Вселенной, кото­рая погибает с его гибелью. Для солипсиста мир ощущений и есть су­ществующая вне нас реальность. Строительным материалом, из кото­рого строится здание Вселенной, оказываются не элементарные части­цы. Ощущения - вот элементы мира.

Солипсизм крайне противоречив. Б. Рассел (1872-1970) рассказыва­ет, что получил как-то от известной ученой дамы письмо, в котором та писала: "Я солипсистка и уверена, что многие люди разделяют мои взгля­ды". Эти слова удивили Рассела: если солипсист отрицает существова­ние других людей, то кого же он оповещает о своем солипсизме? Нор­мальный человек видит, что люди рождаются и умирают, а между тем остается нечто, отличное от людей. Было время, когда людей не было, и тем не менее среда, в которой действует человечество сейчас, суще­ствовала. Любой здравый человек понимает, что есть сон, и, что есть явь, что образ огня не жжет, образ розы не пахнет. Приходя в магазин, человек просит взвесить мясо, а не один килограмм ощущений мяса. Отношение философа к солипсизму однозначно выразил А. Шопенгау­эр (1788 - 1860). Он сравнил солипсизм с маленькой пограничной кре­постью, которую никогда нельзя взять, но гарнизон которой, в свою очередь, никогда не может выйти наружу. Он считал солипсизм точкой зрения сумасшедшего и предлагал не опровергать, а лечить его.

Задание. Посмотрите по анатомическим источникам строение орга­на зрения человека - глаза. Сравните то, что говорят биологи о работе глаза и солипсисты.

С первого взгляда кажется, что позиции солипсизма теоретически неопровержимы: ведь разум, который решает проблему инобытия, имеет дело только с ощущениями и никогда - с предметами инобытия непос­редственно. Кто может поручиться, что столы и стулья останутся в ауди­тории, когда все люди покинут помещение? Подобные вопросы можно задавать бесконечно.

Твердость позиций скептиков, отрицающих инобытие, иллюзорна. Достаточно поставить вопрос от источнике ощущений, чтобы понять, что ощущения -всего лишь посредник между инобытием и разумом, "Я".

22


В этой связи Д. Беркли (1685 - 1753) писал, что какую бы власть человек не имел над собственными мыслями, такой же власти над ощущениями у него нет. Когда человек открывает глаза при полном дневном свете, не от его воли зависит выбрать между видением и невидением, а также определить, какие именно объекты представятся его взгляду. То же са­мое относится к слуху и другим ощущениям: запечатленные ими идеи не суть создания воли человека. Следовательно, существует нечто дру­гое, что производит их. Этот факт как раз выражен в аксиоме 2: суще­ствует нечто, не являющееся ощущением, действие чего на органы чувств производят ощущение.

К сожалению, дать исчерпывающее определение термина "ощуще­ние" невозможно. Как остроумно заметил Д. Дидро (1713 - 1784), сле­пому от рождения невозможно объяснить словами явления цвета и све­та. Бесполезно объяснять нелюбившему человеку, что такое любовь. Но любящие знают, что это такое. Так и с ощущениями: нормальному человеку ощущения даны, он живет ими, он их различает по вкусу, цве­ту, запаху, осязанию, слуху. Это кислое, сладкое, твердое, красное, чер­ное и т. д. Переживание ощущений достаточно, чтобы говорить о них, что мы и делаем. В отношении ощущений выскажем аксиому 3: некото­рые, в частности, зрительные, слуховые, осязательные ощущения, - об­разы, копии, похожие на ощущаемый предмет психические образова­ния.

В полной мере аксиома 3 становится очевидной после проработки раздела пособия, в котором речь идет о сущности чувственного как от­ражения. Сейчас же отмечу: человечеству не известно ни одного слу­чая, когда бы здоровые органы чувств здорового человека, действие инобытия на которые производит ощущение, обманывали его в преде­лах порога ощущения. Расхожие примеры "обмана чувств": мед для больного желтухой горек, для здорового человека - сладок; палка, опу­щенная в воду, кажется надломленной; параллельные рельсы на гори­зонте сходятся и т.д. - не должны нас вводить в заблуждение. В ощуще­нии представлена информация как об ощущаемом объекте, так и об ощущающем субъекте. Поэтому все случаи "обмана чувств" подтверж­дают, что чувства информируют о внешней к "Я" ситуации без оши­бок: то обстоятельство, что для вас мед горек, свидетельствует, что вы заболели; то обстоятельство, что опущенная в воду палка кажется вам надломленной, хотя ее никто не ломал,"свидетельствует об изменении условий наблюдения - палку опустили в воду и т.д.

Внешние органы чувств человека, а их пять: осязание, обоняние, слух, вкус, зрение - те щелочки, через которые "Я" вглядывается в инобытие.

Что же "Я" видит?

Аксиома 4: инобытие дифференцировано, упорядочено, изменчиво. В нем наблюдаются различия, оно множественно: имеет части, элемен­ты, моменты, стороны, аспекты.

Аксиома очевидна. Первые философы, чтобы продемонстрировать множественность и разнообразие мира, просили своих учеников найти среди опавших листьев два тождественных. Можно потратить жизнь на поиски, но не найти таковых.

23


От острого глаза "Я" не ускользнет разделённость инобытия на часть, зависимую от "Я", и часть, независимую от действий "Я".

Так, изменить процессы, протекающие на Солнце, "Я" не может, но перекрыть реки на Земле - может.

Определение: независимое от "Я" состояние бытия назовем матери­альным бытием или материей.

Аксиома 5: бытие материально, т.е. в нем есть такая часть, которая не зависит от воли, желания, действия "Я", человека и всего человече­ства. Аксиома очевидна. Опыт изменения бытия человеком показыва­ет, что размеры материи относительны в некоторых границах. Вместе с тем, существует абсолютная граница материи. Экологические катаст­рофы XX века показывают, что человечество вплотную подошло к этой грани-це.

В связи с материальностью бытия возникает вопрос: может быть, материя, не завися от человека, зависит от некоторого суперсущества, наделенного волей, стоящей и над материей, и над человеком. Назовем это существо сверхъестественным. В религии - это бог.

Соответственно, природным (природой) будем называть бытие, не­зависимое от воли, желания, действий сверхъестественного существа. У первых философов термин "природа" подчеркивал особенность ок­ружающего "Я" мира не зависеть от духа, бога, сверхъестественного. Позже природным стали называть закономерное бытие, т.е. бытие, в котором господствует общее, повторяющееся, необходимое.

Фиксируется множество всевозможных учений - теософских и теис­тических, которые положительно отвечают на поставленный вопрос. Философия к этим суевериям не имеет никакого отношения.

Аксиома 6: бытие природно. Слова "бытие" и "природа", "мир" -синонимы. В основе аксиомы 6 лежат данные науки о природе.

Допустим, к примеру, что сверхприродная реальность есть. Стран­ным было бы, что сверхприродное существовало наряду с природным, но не взаимодействовало бы с ним. В таком случае сверхъестественное неизбежно было бы причиной каких-либо событий в природе.

События, которые производятся сверхъестественным, принято на­зывать чудесами. ИИСУС ХРИСТОС, например, чтобы доказать свое божественное происхождение (а он явился на Землю, утверждают хрис­тианские источники, в облике человека) должен творить чудеса: ходить по воде, излечивать неизлечимых и т. д.

Наука охлаждает пыл религиозных доказательств бытия бога. Она однозначно утверждает, что причины всех событий в природе принад­лежат самой природе. Чудес не бывает. Природа замкнута сама на себя относительно причинно-следственной связи явлений. Замкнутость при­роды в этом смысле означает, что вне, рядом, в основе, сверху природы ничего нет. К утверждениям некоторых людей о существовании сверхъе­стественного - богов, демонов и т. д. - философия относится однознач­но: это вымысел, пережиток древнего сознания.


Можно ли говорить о равенстве "ничто" - нечто? В другой форму­лировке этот вопрос звучит так: вещи окружающего нас мира суще­ствуют вечно или они появляются, существуют и уничтожаются, то есть разрушаются? Метафизики утверждают неизменность, вечность неко­торых частей окружающего. Для этого ими придумывается, что, наря­ду с существующим миром или "нечто", существует иной, параллель­ный мир - или "ничто": "нечто" уходит в "ничто", но существует, хотя нам кажется, что "нечто" исчезает. Бесконечный переход из "нечто" в "ничто" и наоборот, согласно метафизике, есть движение. Для метафи­зиков - "нечто" не ново под Луной. Все было и будет. Все суета сует.

Опыт науки подсказывает: мир меняется по составу телесных обра­зований. Нечто не вечно под Луной. Гераклит выразил эту убежден­ность афоризмом: все течет, все изменяется. Точнее было бы сказать: все разрушается. Тенденция к разрушению в природе оказывается ве­дущей. Все виды движения в природе охотнее (вероятнее) переходят (со­гласно второму началу термодинамики) в тепловое движение, чем на­оборот. Это значит, что все, брошенное на произвол, неизбежно ру­шится, исчезает, перестает существовать. Другой ведущей тенденцией (в связи с законом сохранения количества энергии) является создание новых, ранее не существовавших явлений.











КРИТЕРИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Обратим еще раз внимание на содержание аксиом. В их формули­ровках фигурирует одно и то же слово - "есть" (существует). Оно тре­бует разъяснений.

Определение.: будем говорить, что нечто существует, если нечто от­вечает критериям существования.

За долгую историю философского исследования проблемы бытия философами и учеными предложены многообразные критерии суще­ствования.

"Мыслю, следовательно, существую". Все, что так же ясно и оче­видно, как содержание указанной мысли, объявлялось Р.Декартом су­ществующим.

Ему вторит Гегель: все разумное - действительно, все действитель­ное - разумно.

"Спроси садовника, почему он думает, что вон то вишневое дерево существует в саду, и он тебе скажет, потому, что он его видит и осязает, словом, потому, что он его воспринимает своими чувствами. Спроси его, почему он думает, что здесь нет апельсинового дерева, он тебе ска­жет, потому что он не воспринимает его. Что он воспринимает чув­ством, то он определяет как реальное бытие и говорит, что оно есть или существует, но то, что невоспринимаемо, о том он говорит, что оно не имеет бытия"1.

Отсюда, по Д.Беркли, существовать - значит быть чувственно вос­принимаемым. Существование вещей ставится в зависимость от того,


 


Обсуждение бытия будет неполным без разъяснений термина "не­бытие", или "ничто".

24


1) Д.Беркли. Три разговора между Гиласом и Филонусом. М: Соцэкгиз, 1993, с.90

25


     
 

 


видим мы их или нет, ощущаем или нет. Конечно, когда вы на своем письменном столе не видите ручку, то ручки на столе действительно нет - чувства вас не обманывают1.

Однако есть огромное число явлений, которых мы не ощущаем, но которые тем не менее существуют - рентгеновские лучи, элементарные частицы и т. д. Наблюдаемыми оказываются следы их воздействия на наблюдаемые явления. Это происходит в камере Вильсона, например. В этой связи в естествознании сформулирован эмпирический критерий существования: частицы существуют, если:

- они экспериментально выделяемы;

- их действия на экспериментально выделяемые предметы объектив­
но фиксируемы, измеримы, повторимы сколько угодно раз.

Именно таким критерием пользуются физики для определения дей­ствительности различных гипотетических частиц. Более пятидесяти лет, например, ловили "нейтрино" - теоретически предсказанную частицу микромира.

Очевидно, что в отношении психических явлений критерий эмпири­ческого существования работает не всегда: здесь доверяют статистике самонаблюдений.

Ч.Пирс (1839 - 1914) - основоположник прагматизма - утверждал: "Существовать - значит быть полезными". Частный характер предло­женной формулы очевиден.

Верующие объявляют существующим всё, во что сильно верят.

Можно предложить философский критерий существования, приме­нимый ко всем сферам бытия.

Предварительные пояснения: философам принадлежит идея выде­ления таких признаков существующего, которые имеют место у любо­го явления окружающего нас мира. Эти признаки сведены в категории. Особенность категорий состоит в том, что их нельзя обобщить. Пер­вую классификацию категорий дал Аристотель. "И из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или "сколько", или "какое", "по отношению к чему-то", или "где", или "когда", или "нахо­диться в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", "пре­терпевать", - пишет Аристотель в сочинении "Категории"2. По отно­шению ко всему, что существует, согласно Аристотелю, можно зада­вать и получить ответы на десять вопросов - где?, когда?, какова сущ­ность? и т. д.

В этой связи предлагается следующий критерий существования. СУ­ЩЕСТВОВАТЬ: следовательно, иметь форму и содержание, сущность и явление, причинять и быть причиняемым, обладать количеством и качеством и т. д., т. е. обладать категориями бытия.

Ниже рассматриваются основные категории бытия. Таблицу кате­горий каждый студент обязан знать так же, как таблицу умножения. Список основных категорий бытия, предлагаемый мною, достаточно произволен.

1) ЛЮБОПЫТНО: Аристотель не доверял зрению: только то, что допускает
прикосновение, т. е. телесное, существует.

2) Аристотель. Соч. в четырех томах. Т.2, М.. 1978, стр.55.

26


Другие авторы имеют другие списки. Хотелось указать такие катего­рии, которые имели бы место в любой классификации категорий бытия.








КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ

Центральной категорией бытия (мира) является содержание. Аксиома 4 подчеркивает дифференцированность бытия - в мире наря­ду с тождеством существуют различия. Совокупность различий и тож­деств мира или его частей составляют его содержание или содержание его частей. Различаемые элементы, аспекты, и т. д. мира или его частей обычно называют признаками. Различие или тождество элементов мира устанавливается практическим путем: два явления окружающего нас мира тождественны (различны) в некотором отношении, если они прак­тически взаимозаменяемы (невзаимозаменяемы), т. е. замена местами тождественных явлений никак не сказывается на остальном мире. Раз­личия бывают уникальными, единичными, особенными, общими, уни­версальными, необходимыми, случайными, существенными, возможны­ми, действительными, причиняющими.

Уникальное- такое содержание мира, которое не повторяется даже в двух его частях.

Универсальное- напротив, такая отметка мира, которая характеризует любое его явление.

Единичное-то содержание части мира, которое выделяет эту часть в ограниченном бытии.

Особенное-то содержание части мира, которое повторяется по крайней мере в двух частях выделенной среды, но не во всех.

Общее- содержание, которое имеет место у всех частей некоторой выделенной области. Общими признаками человека могут выступать прямохождение, совершенная рука, способность управлять предмета­ми внешнего мира, мышление и т. д. Расовые признаки людей составля­ют особенную часть их содержания. Единичными, даже индивидуальны­ми признаками людей выступают некоторые биологические черты: рису­нок кожи на пальцах, время и место рождения, родители человека и т.д.

Г.Гегель увидел в единичном, особенном, общем большее содержа­ние, чем то, которое воспроизведено выше. Всякая часть мира когда-то возникла и неизбежно исчезнет. В этой связи единичное, особенное, об­щее являются категориями состояния мира. Всякая новая общая часть мира сначала выступает в действительности в виде единичного исклю­чения из всеобщего правила (будь то рождение нового биологического вида, новой формы общественных отношений, новых систем литерату­ры, искусства, моды и т. д.). Никакая реальная система явлений не мо­жет развиваться, не выделяя из себя новых и новых различий. Единич­ное поэтому понимается Гегелем как необходимый момент развития общего, как его начало, проявление разности, различия некоторой оп­ределенности. Единичное - форма всеобщего. Аналогичным образом понимается и особенное: как определенное общее, как иная форма бы­тия того же самого - т. е. единичного или общего. Завершают цикл раз­вития предметов общее и всеобщее, которые могут сомкнуться и перей­ти в свою противоположную фазу. Общее поэтому рассматривается как форма существования единичного.

27


Таким образом, общее может выступать в своей собственной роли, в других случаях в роли особенного, а в третьих - как единичное. В свою очередь, единичное можно представить как развитое особенное илиобщее.

Допустим, растение известного вида, характеризующееся установив­шимся типом обмена веществ, попадает в необычные для себя условия, испытывает изменения температуры, влажности воздуха, состава по­чвы. Эти индивидуальные изменения в условиях жизни приводят к по­явлению в растении необычных, нехарактерных для данного типа свойств и признаков организма. Эти единичные отклонения могут, од­нако, при известных условиях закрепиться в особях потомства, а затем стать общими.

Необходимое- такое содержание мира или его части, которое в данных условиях не может не быть, которое может быть только та­ким, а не другим, чье бытие или род бытия имеет свое основание в себе самом, а не в другом ( специалист сразу поймет, что я воспользовался определением Г.Гегеля).

Случайное- переменное содержание в данных условиях, то есть то, что в данных условиях может быть, а может и не быть, что может быть таким, а может быть другим, чье бытие или небытие, бытие такое или бытие другое, имеет свое основание не в себе самом, а в другом. В том, писал В.Г.Белинский, что Петр Первый построил Петербург на берегу Невы, играла большую роль случайность. Он мог построить Петербург там, где теперь Шлиссельбург, а мог его и совсем не стро­ить, а столицей страны сделать Ревель или-Ригу. Но независимо от это­го было необходимым, чтобы Россия получила выход к Балтийскому морю и имела средство легко и удобно сноситься с Европой.

Ф о р м а - та часть содержания, благодаря которой все содержание приобретает определенность. Это - закон, принцип, способ организа­ции содержания. Так, чугунное литье отливается в специальных фор­мах. Чугунное изделие благодаря форме приобретает определенность: становится пушкой, ядром, статуэткой и т. д. Воск, застывая в стакане, приобретает вид стакана.

От Аристотеля исходит традиция относить активность мира к фор­ме. В конечном счете все в мире состоит из одного и того же материала - различия проистекают из формы - способа организации состава ве­щей и их свойств. Получается так, что все преобразования или измене­ния в мире сводятся в конечном счете к формальным преобразованиям. Гегель, напротив, активность мира связывал с ростом содержания, а к форме относил консервативный элемент...

Определенность вещей бывает двух родов: качественная и количе­ственная. Качество- родовая определенность вещи, тождественная с его бытием. Количество- видимая определенность вещи, относи­тельно безразличная к бытию вещи: интенсивность, размеры, окраска.

Возможность- полное содержание мира или его части, т. е. совокупность всех различий и тождеств при любых условиях.

Действительное- наличное, ставшее, а точнее, порожденное действием данных условий содержание мира и его частей. Из ребенка


человека может вырасти и ученый, и инженер, и рекордсмен, и худож­ник. Однако в действительности реализуется одна, от силы - несколько и далеко не все возможности человека. Порождающее содержание мира -причина.

Следствие- порожденное содержание мира. В философской литературе принято определение причины и следствия как философс­ких категорий, отражающих такую связь явлений, когда одно из них необходимо вызывает, производит, порождает другое. То явление, ко­торое вызывает, производит, порождает другое, называется причиной. Явление, вызываемое, порождаемое определенной причиной, называ­ют следствием (действием). Категории причины и следствия раскрыва­ют происхождение отдельных явлений. Например, электрический ток, проходя через нить лампочки, вызывает её накаливание. Электричес­кий ток является причиной, накаливание нити - следствием. Новые от­крытия порождают изменения в научной картине мира.

Иногда для специального анализа это свойство причинных связей -порождение - обозначают особым термином - производительность.

Ряд авторов предлагает разъяснить понятие производительности с помощью других терминов, более интуитивных, понятных, нежели про­изводительность, генезис, порождение. Обычно в качестве разъясняю­щих предлагают категории "основание", "предпосылка", "решающее условие" и т. д. и объявляют причиной достаточное и необходимое ус­ловие существования.

Думается, причинная связь относится к фундаментальным явлениям окружающего мира, является исходной и в других категориях объясне­на быть не может.

Анализ многочисленных порождающих ситуаций классического ес­тествознания позволяет выделить следующие аксиомы причинности:

1. Всякое явление имеет некоторую вызывающую его причину.

2. Одинаковые причины (в одинаковых условиях) вызывают оди­
наковые следствия.

3. Причина предшествует следствию (она, во всяком случае, появ­
ляется не позже его).

4. Если имеет место причина, то обязательно появляется соответству­
ющее следствие. Следствие может быть вызвано разными причинами.

XX век добавил к вышесказанному знание о статистических причи­нах. Оказалось, большинство причинных связей носит статистический, вероятностный характер. Это означает что:

- всякое следствие, как правило, порождается ансамблем вероятнос­
тных событий;

- связь порождающих и порожденных обстоятельств может носить
вероятностный (возможный) характер.

Философский анализ причины-следствия был бы явно не полон, если |Ы я не упомянул об аксиоме, сформулированной Б.Спинозой (1632 -1677): природа является причиной самой себя. Нетрудно видеть: аксио­ма Спинозы эквивалентна аксиоме нашего списка.

-Закономерное- необходимое, повторяющееся содержание мира или его частей. Так, в соответствии с законом свободного паде-


 


28


29


ния тел ускорение любого предмета в пустоте вблизи земной коры все­гда равно 9,8 м/сек в секунду, действие равно противодействию, а сила пропорциональна произведению массы тела на его ускорение под дей­ствием этой силы.

Сущность- причиняющий элемент закономерного содержания мира или его частей. Сущность, как правило, закрыта от взора людей. Это внутренняя часть мира. Чувственно фиксируемая сторона мира или его частей называется явлением.

Закон определим, следуя Ш.Монтескье (1689-1755 г.г.), как "необ­ходимость, вытекающую из природы вещей".

Задание:

1. Выучить таблицу категорий бытия наизусть; без неё неизвестно
ни одного изложения философии.

2. Подобрать по два-три примера на каждую категорию бытия.

3. Составить список вопросов (соответственно категориям), кото­
рые вы можете задавать по отношению к любому событию окружаю­
щей нас действительности.

4. Возьмите "Философский словарь" любого года издания и срав­
ните характеристики рассмотренных выше категорий, данные в нём, с
определениями, предложенными мной.

 

30



















ВТОРАЯ ЧАСТЬ .

Дата: 2019-02-25, просмотров: 214.