Целлюлозно-бумажная промышленность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

За прошедшие после дефолта годы в целлюлозно-бумажную промышленность ежегодно инвестировалось по 250-350 млн долларов собственных и заемных средств, что позволяло удерживать уровень производства основных видов продукции за счет мер по реконструкции и модернизации действующих предприятий (около 80% инвестиций направлялось на модернизацию машин и оборудования). Российская ЦБП уже длительное время ориентируется на мобилизацию резервов действующего технологического оборудования, которое, в основном, закупалось 25-30 лет назад. Вместе с тем, сформировавшиеся структуры собственников, включая иностранных, обеспечили некоторое наращивание объемов производства, а по таким видам продукции, как газетная бумага и тарный картон – даже превысили уровень 1989 года. Такой вариант развития возможно охарактеризовать как «инерционный».

«Инерционный» вариант сориентирован на наращивание инвестиционного потенциала предприятий за счет собственных усилий. При общем улучшении экономической и инвестиционной ситуации в стране на инфраструктуре действующих предприятий могут быть созданы производства высокорентабельных видов продукции, в том числе высококачественных сортов бумаги и картона, усовершенствована структура потребления древесного сырья.

Если исходить из предрасположенности государства к принятию исключительных мер по восстановлению и развитию российского ЛПК и резкому усилению роли государства как регулирующего и хозяйствующего субъекта в этом секторе, то возможно спрогнозировать другой вариант среднесрочного развития ЦБП, нацеленный, прежде всего, на восстановление и превышение объемов производства 1988-89 гг. за счет строительства новых мощностей. На изменение его структуры в сторону увеличения выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью (легкомелованная бумага, коробочный картон, сангигиенические изделия), на самообеспечение внутреннего рынка с максимальным уменьшением доли импорта и на расширение позиций российской продукции ЦБП с низкой добавленной стоимостью на традиционных экспортных рынках.

Согласно этому варианту развития ЦБП, инвестиционная оценка составляет около 23,7 млрд долл. Очевидно, что вариант не является реальным. Так как даже во времена расцвета ЦБП из централизованного бюджета не могло инвестироваться 2,5 млрд долл. Ежегодно (в сопоставимых суммах). Вероятнее всего, развитие ЦБП в среднесрочном периоде будет происходить по возможным промежуточным сценариям.

При этом в качестве главного критерия следует учитывать темпы роста потребления продукции внутренним рынком. Следует отметить, что потребление товарной целлюлозы в России за 12 лет (с 19990 по 2002 гг.) упало с 1,9 млн тонн до 0,35 млн тонн (на 82%), а бумаги и картона – с 6 млн тонн до 4,5 млн тонн (на 26%). В 2002 г. из России было экспортировано 85% произведенной товарной целлюлозы, 465 бумаги и 40% картона.

 Исходя из анализа роста потребления продукции ЦБП на внутреннем рынке в период 1999-2004 гг., среднесрочных прогнозов роста потребления продукции ЦБП на внутреннем и внешних рынках, выполненных ФАО ООН, фирмой и ЗАО «Гипробум», расчетный среднегодовой рост потребности в продукции ЦБП до 2015 г. может составить:

по товарной целлюлозе – 3,7-4,8%;

по бумаге – 5,0-6,0%;

по картону – 7,0-8,0%.

Реальная потребность в создании новых мощностей рассматривается как разница между потребностью в основных видах ЦБ продукции и наличием и техническим состоянием мощностей действующих предприятий, с учетом выбытия нерентабельных производств. Реально новые мощности начнут действовать в период между 2010-2015 гг.

В качестве наиболее вероятного варианта развития ЦБП на среднесрочный период, видимо, следует рассматривать вариант интенсивного развития ЦБП.

При его реализации развитие ЦБП будет происходить с начала расчетного периода как за счет преобладающего расширения, реконструкции и модернизации действующих мощностей с внедрением прогрессивных технологий, так и за счет строительства новых интегрированных предприятий в лесоизбыточных районах страны с обязательным выпуском в качестве конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. При этом ставится задача не резкого увеличения экспорта полуфабрикатов и продукции с низкой добавленной стоимостью (все виды целлюлозы, газетная бумага, немелованная бумага), а лишь укрепление позиций в уже занятых экспортных нишах.

 Инвестиционная оценка этого варианта составляет около 12,5 млрд долл., в том числе на расширение и техническое перевооружение действующих предприятий – 7,6 млрд долл., на новое строительство – 4,9 млрд долл. В этом варианте важна роль всех субъектов и, прежде всего, государства, от которого требуются не прямые бюджетные инвестиции, а меры господдержки.

Определяющую роль имеют власти лесоизбыточных регионов, которые, используя свои возможности, уже разработали региональные концепции развития ЛПК, а также ведут проработку ряда крупных проектов ЦБК с участием отечественных и иностранных инвесторов. Учитывая большую капиталоемкость и высокие инвестиционные риски строительства новых ЦБК, необходимо генерировать механизмы гибкого государственного регулирования, встроенные в основные бизнес-процессы ЛПК.

Производство целлюлозы будет увеличиваться медленно в связи с расширением рециркуляции макулатуры. Средний коэффициент утилизации макулатуры (в целях ее повторного использования в качестве сырьевого материала), например в Европе этот показатель должен увеличиться до 45% в 2015 году. Кроме того, в Азии происходит бурный рост строительства целлюлозно-бумажных комбинатов, готовых компенсировать потребность в этой продукции. В связи с этим не предполагается большое увеличение спроса на целлюлозу из России, которая имеет сравнительно низкое качество, что отразится на динамике производства.

Рис. 29.8

Производство целлюлозы (по варке). Динамика и прогноз.

Основные инвестиции в производстве целлюлозы будут направляться не на увеличение производства, а на реинновацию действующих и строительство новых прогрессивных предприятий.

Аналогичная ситуация будет наблюдаться в производстве бумаги. Выбытие старых производств в ближайшее десятилетие будет значительно компенсировать увеличение производственных мощностей на модернизированных предприятиях. Но несмотря на это к 2015 году производство должно приблизится к уровню 1990 года.

В производстве картона будут наблюдаться тенденции к значительному увеличению производства вследствие бурно увеличивающегося спроса на упаковку в других отраслях экономики России. Кроме того устойчивый спрос на такого вида продукцию существует и на внешнем рынке. В связи с этим, производство картона к 2015 году должно превысить дореформенный уровень.

 

Рис. 29.9.

Производство бумаги. Динамика и прогноз.

Рис. 29.10.

Производство картона. Динамика и прогноз.

29.2. Создание экономических и правовых условий для реализации сценария интенсивного развития лесного сектора экономики

29.2.1. Лесопользование

 

Для реализации сценария интенсивного развития лесного сектора экономики объём лесозаготовок необходимо, как минимум удвоить. Однако в последнее время нарастают проблемы именно с сырьевым обеспечением глубокой переработки древесины. Не смотря на усилия крупных компаний по модернизации лесозаготовок, созданию инфраструктуры в лесу, действующее лесное законодательство не гарантирует для них долговременного лесопользования на уже освоенных участках лесфонда.

Площадь относительно продуктивных лесов занимает не более 1/5 общей лесопокрытой площади, и транспортно доступные хвойные леса сегодня осваиваются почти на 100%.

Для достижения результатов сценария интенсивного развития необходимо предпринять со стороны государства следующие меры:

1. Увеличить государственное финансирование дорожного строительства в лесу за счёт части средств, получаемых лесхозами за отпускаемую на корню древесину, поступлений от вывозных таможенных пошлин на лесобумажную продукцию.

2. Разработать механизм стимулирования интеграции малорентабельных лесозаготовительных предприятий с крупными лесоперерабатывающими комбинатами, например, снятие НДС с внутрикорпоративного оборота сырья и полуфабрикатов и т.д.

3. Поддержать развитие финансового лизинга при поставках оборудования и технических средств в лесхозы и леспромхозы путём создания с участием государства лизинговых компаний по примеру АПК.

4. Учитывая ярко выраженную сезонность заготовки леса расширять практику компенсации процентных ставок за кредит, взятые леспромхозами на межсезонные запасы.

 

29.2.2. Управление лесным комплексом

 

В настоящее время в лесопромышленном комплексе России приватизировано более 90% предприятий, поэтому прямое управление деятельностью акционерных обществ в ЛПК со стороны государства не осуществляется, а происходит регулирование их деятельности на основе гражданского, налогового, тарифно-таможенного законодательства, корпоративного права и т.д.

Деятельность лесного хозяйства и лесной промышленности осуществляется на основе различных программных документов, которые были утверждены Правительством РФ в конце 2002 года. Многие их положения дублируются, или содержат противоречия. Хотя очевидно, что эти сферы лесного комплекса тесно взаимосвязаны и оказывают огромное влияние на эффективность друг друга.

    Необходимо единое, взаимоувязанное программное обеспечение лесного комплекса России, которое должно основываться на приоритетах, выработанных национальной лесной политикой российского государства.

Положения национальной лесной политики могли бы стать базой для разработки согласованного лесного законодательства, комплексно учитывающие интересы всех сторон лесных отношений.

В свою очередь обоснованное лесное законодательство, основой которого является Лесной кодекс, могло бы стать базой для разработки областных, межрегиональных и федеральных программ развития лесного комплекса.

В России нет единого центрального «штаба» лесного комплекса, который бы нёс ответственность и координировал деятельность всех ветвей и уровней государственной власти, всех участников лесных отношений. Этим штабом могла бы стать авторитетная и представительная общественная организация. Но ведомственные распри и лесные войны не дают возможность сформировать такую организацию. В этих условиях было бы целесообразно создать Экспертный координационный совет при Президенте России. 

Таким образом, основными проблемами в управлении лесным комплексом являются:

1. Отсутствие единой государственной лесной политики, определяющей приоритеты развития отраслей лесного комплекса.

2. Низкая координация и консолидация всех ветвей и уровней власти, регулирующих деятельность лесного комплекса и его отраслей.

3. Малоэффективное лесное законодательство, отсутствие механизмов привлечения частных инвестиций на ведения лесохозяйственных работ.

4. Неэффективное распределение полномочий по управлению и распоряжению лесными ресурсами между различными уровнями власти, влекущее злоупотребления на местах.

5. Несовершенство основных регуляторов деятельности лесного комплекса – налогового, таможенного, инвестиционного законодательства, гражданского и корпоративного права, высокая бюрократизация получения от чиновников различного рода разрешений.

 

29.2.3. Взаимодействие власти и бизнеса

 

Поскольку в лесном комплексе хозяйственную деятельность ведут в основном акционерные общества, их взаимодействие с органами власти осуществляется в соответствии с действующим законодательством в налоговой, тарифно-таможенной, инвестиционной, других сферах.

Несовершенство и непредсказуемость нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность лесопромышленных компаний, существенно тормозит их развитие.

Лесопромышленный комплекс с его высокой степенью кооперации производства от лесозаготовок до выхода готовой продукции является оптимальной средой для вертикальной интеграции.

Крупные лесопромышленные компании являются «точками роста» всего лесного комплекса, так как способны концентрировать ресурсы для пропорционального развития всех своих производств, эффективно решать социальные и экологические проблемы в рамках развития своих предприятий.

Крупные корпорации, прежде всего, с государственным участием следует рассматривать в качестве главных агентов правительства в практической реализации государственной лесной и промышленной политики.

Однако основной проблемой взаимодействия крупного лесного бизнеса и власти является отсутствие договорных отношений, координации действий, направленных на максимальное достижение доходности лесопромышленного производства при социальной и экологической ответственности.

Механизм взаимодействия органов государственного управления с крупными промышленными корпорациями должен предусматривать:

1. Заключение с крупными лесными корпорациями:

– долгосрочных стратегических соглашений, определяющих способы, условия и сроки достижения социально направленных целей;

– специальных соглашений, в случае осуществления масштабных инвестиционных проектов и предусматривающих предоставление государственных гарантий для привлечения внешних инвестиций, льгот на пользование землёй и лесными ресурсами.

2. Согласованную деятельность в рамках координационных советов или саморегулируемых общественных организациях.

29.2.4.Экономические регуляторы

 

Сегодня экономические отношения между основными звеньями лесного комплекса осуществляются через плату за лесные ресурсы. Однако этот механизм настолько несовершенен, что 60% лесозаготовителей сегодня убыточны, а на лесохозяйственную деятельность постоянно не хватает бюджетных средств, что крайне негативно влияет на качество и полноту лесохозяйственных работ. 

Новая редакция Лесного кодекса, на наш взгляд, не решает эту проблему. Основным принципом законопроекта является не создание условий для эффективного лесопользования, обеспечения ресурсами компаний с глубокой переработкой древесины, которые способны взять на себя бремя и лесохозяйственных работ, а одностороннее увеличение платежей со стороны лесопользователей. 

Практика показала, что наиболее устойчиво работающими арендаторами являются крупные лесные корпорации, которые задействованы в выполнении лесохозяйственных, лесовосстановительных, противопожарных мероприятий.

В новой редакции Лесного кодекса права пользования предоставляются по исключительно результатам аукционов. Равные условия получения лесных участков на аукционе для всех заявителей не позволят гарантированно обеспечивать сырьём лесопромышленников с глубокой переработкой древесины. Более того, единственный критерий победы на аукционе - количество предложенных денег без обременения арендаторов инвестиционными и социальными обязательствами даст возможность финансовым спекулянтам, а также иностранным компаниям концентрировать огромные лесные территории, часто с целью их передачи в субаренду и дальнейшей перепродажи.

Очевидно, что на аукционах основная борьба развернётся за обустроенные лесные участки, расположенные рядом с промышленными центрами с развитой транспортной инфраструктурой, а также за участки с ценными породами древесины вдоль границ. Для освоения далеких от рынков лесов, на которых нет инфраструктуры, найти арендаторов будет трудно. Поэтому необходимо предусмотреть более привлекательные условия передачи таких участков в лесопользование и добавить в законопроект положение о возможности передачи таких участков в концессию, предусматривающую льготные условия налогообложения для стратегических инвесторов.

На финансовом состоянии отраслей лесного комплекса в значительной степени отражается растущий диспаритет цен на лесоматериалы и тарифы на транспортные услуги и энергоресурсы. По отношению к ценам на лесопродукцию цены на энергоресурсы возросли только за последние годы в 2 – 3 раза, а транспортные тарифы в 4 –5 раз. Поэтому необходимо устранить диспаритет цен на лесоматериалы и тарифы на транспортные услуги и энергоресурсы, ввести дифференцированные ставки.

Для снижения налоговой нагрузки на предприятия лесного комплекса необходимо внести изменения в налоговое законодательство, предусматривающие так называемые «налоговые каникулы» для вновь созданных производств на время окупаемости инвестпректов.

Для эффективного таможенного регулирования экспорта и импорта лесобумажной продукции необходимо создать более гибкую систему формирования ввозных и вывозных таможенных пошлин, оперативно реагирующей на конъюнктурные изменения внешних рынков.

 

29.2.5. Приоритеты в развитии глубокой переработки древесины

 

Одной из основных задач национальной лесной политики является определение приоритетов развития той или иной отрасли, наращивания выпуска наиболее конкурентоспособных видов продукции. Из-за отсутствия единой государственной лесной политики, серьёзного обоснования приоритетов развития той или иной отрасли существуют различные, часто противоположные суждения о первостепенности государственной поддержки тех или иных производств. Основным дискуссионным вопросом является поддержка развития производства высококачественных видов бумаги и картона, упаковки, которые Россия в настоящее время практически полностью импортирует, на базе существующих мощностей. Либо строительства 4-х, 5-ти, 10-ти огромных целлюлозно-бумажных комбинатов, правда не ясно, где взять ресурсы и кадры, и куда девать такие объёмы целлюлозы, более половины, которой Россия уже сегодня экспортирует за рубеж.

В целях импортозамещения представляется более целесообразным поддержать создание в стране современных производств качественной бумажно-картонной продукции высоких сортов. Для этого стимулировать наращивание мощностей по производству целлюлозы на действующих предприятиях, где имеется резервная транспортная и энергетическая инфраструктура, высококвалифицированные кадры, стабильные отношения с поставщиками сырья и покупателями готовой продукции. 

Важно, так же, через механизм ипотечного кредитования населения оказать поддержку развитию деревянного домостроения, которое позволит значительно поднять цены на пиловочник, чем увеличит общую рентабельность лесозаготовительного производства.

 

29.2.6. Научно-технический потенциал, развитие образования

 

В последние годы произошло резкое сокращение научных исследований, значительно снизился научно-технический потенциал лесопромышленного комплекса. Из незначительных средств, предусмотренных федеральным бюджетом на НИОКР, фактически выделяется не более 50%. Особую тревогу вызывает состояние научно-технической базы.

Восстановление и развитие научно-технической базы лесного комплекса предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов, направленных на поддержку передовых научных разработок, внедрение прогрессивных технологий. Следует привлекать на эти цели частный капитал путем создания специальных фондов, при этом нужно создать механизмы и инструменты коммерциализации результатов НИОКР, защиты интеллектуальной собственности.

В условиях интенсивного внедрения в производство инноваций, которые осуществляется крупными лесными корпорациями, растёт потребность в высококвалифицированных кадрах. Крупные лесные холдинги взяли на себя часть затрат на развитие научно-технической базы профильных российских ВУЗов, оплату стипендий перспективных специалистов, дальнейшее обучение и стажировку работающего персонала, в том числе за рубежом.

 

29.2.6. Инерционный сценарий

 

При инерционным сценарии со стороны государства не будут приняты необходимые меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность лесного сектора как единой системы. Не будет совершенствоваться и экономический механизм взаимодействия хозяйствующих субъектов. В этих условиях развитие крупного лесного бизнеса вряд ли остановится, однако из-за ухудшения инвестиционного климата, лесосырьевого обеспечения, снижения конкурентоспособности продукции его рост заметно затормозиться и не превысит 3-4% в год. В результате замедления инновационных преобразований будет нарастать структурный сдвиг в сторону увеличения производства и экспорта необработанной древесины, продолжится деградация отечественного лесозаготовительного и лесопильного производства.

Несовершенное корпоративное право приведёт к образованию корпораций-сверхмонополистов, как это уже произошло в нефтегазовом комплексе страны. Следствием этого может быть разрушение в лесном комплексе конкурентной среды, необузданное повышение цен на социально-значимую продукцию из древесины, возникновение многочисленных экологических и социальных проблем.

Максимально возможное решение имеющихся проблем, полная реализация мер по улучшению действующего законодательства, регулирующего деятельность всех участников лесных отношений, даст возможность развиваться лесному комплексу по сценарию ускоренного роста.

И чем ближе развитие лесного комплекса России будет к сценарию ускоренного роста, тем скорее Россия возродит своё лидирующее положение среди развитых лесопромышленных стран, а экономика страны получит резкий рост объемов производства социально-значимых товаров и налоговых поступлений консолидированный бюджет, доля которых может вырасти с 2 до 7%.

 

29.3. Экономические результаты реализации сценария интенсивного развития

Меры со стороны государства и бизнеса, обеспечивающие реализацию сценария интенсивного развития лесного сектора экономики, совершенствованию налоговой, таможенно-тарифной и структурной политики позволят вывести лесной сектор экономики на стабильную и рентабельную работу (расчёты специалистов показывают возможность повышения уровня рентабельности к 2015 году с 6,9% до 26,5%).

Уровень прироста основных видов лесобумажной продукции составит: по производству деловой древесины до 226 млн. м3, пиломатериалов -50 млн м3 фанеры- 3,2 млн м3, целлюлозы по варке – 11,2 млн тонн, бумаги и картона - 14 млн т, с выходом на уровень производства по товарной продукции около 450 млрд. руб. против 290 млрд руб. в 2005 году.

Это позволит увеличить повышение доходности бюджета за счёт налоговых платежей с 16 до 40 млрд. рублей ежегодно и увеличения доли лесного комплекса в ВВП к 2015 от 1,2% до 5,6%, и более чем 10-и процентного участия в выпуске промышленной продукции. Должно быть создано более 100 тыс. рабочих мест, за счёт чего число работающих в комплексе увеличится до 12-13 % от общего числа трудоспособного населения.

Совершенствование структуры производства и его эффективности окажет существенное влияние на прирост добавленной стоимости в лесопромышленном комплексе, которое по расчётам в сопоставимых ценах в 2015 году составит более 65 млрд. руб , что в 1, 6 раза выше уровня 2005 года.

Ориентация реструктуризируемых предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции высокого качества предопределяет увеличение возможностей предприятий поставки продукции более высокой переработки на зарубежные рынки. При стабилизации уровня поставок необработанного леса, поставки продукции деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности увеличатся в 2 – 2,5 раза. Общая валютная выручка возрастет к 2015 году с 8,5 до 11 млрд. долл.


Заключение

 

Среди богатств, которыми наделила Россию природа, лес является самым значимым и способен обеспечить экономическое процветание страны и благосостояние ее населения. Являясь крупнейшей лесной державой мира, Россия по душевому уровню производства и потребления основных видов лесопродукции уступает всем промышленно развитым и многим развивающимся странам мира. Уровень ресурсоемкости и трудоемкости единицы лесобумажной продукции в России значительно превышает аналогичные показатели развитых лесопромышленных стран мира (США, Финляндия, Швеция, Канада).

Такое положение связано с рядом ограничений и нерешенных проблем в лесопромышленном комплексе, к которым, в первую очередь, относятся:

1.Техническая и технологическая отсталость отраслей лесного комплекса и изношенность основных фондов (60%), что негативно сказывается на конкурентоспособности продукции.

2.Низкая платёжеспособность российских покупателей лесобумажной продукции, низкий уровень оплаты труда при быстро растущих ценах на потребительские товары.

3.Ярко выраженная сезонность лесозаготовительного производства, обусловленная недостаточным количеством лесных дорог круглогодового действия. Из общей протяженности лесных дорог (1241 тыс. км) грунтовые дороги составляют 86 процентов. В результате этого основной объем заготовки и вывозки древесины осуществляется в зимний период, что требует концентрации значительных материальных и финансовых ресурсов.  

4.Диспропорции в территориальном расположении лесопромышленных предприятий, деградация транспортной инфраструктуры и связанные с этим большие затраты на транспортировку лесоматериалов от производителя до потребителя.

5.Высокая бюрократизация и коррумпированность процессов согласования строительства новых предприятий, длительность и громоздкость процедуры, которая требует прохождения более 30 инстанций и занимает более 1 года.

7.Несовершенство корпоративного права, слабая защита акционеров и стратегических инвесторов от недружественного вмешательства в деятельность акционерных обществ и враждебного поглощения бизнеса.

 Основной причиной низкой производительности труда в лесном комплексе, его технической деградации является недостаточные объёмы инвестиций для модернизации производства и строительства новых предприятий из-за неблагоприятного инвестиционного климата. 

К основным внешним ограничениям следует отнести:

1. Низкое качество и конкурентоспособность российской лесобумажной продукции на внешних рынках.

2. Применение экологически опасных технологий, связующих и материалов.

3. Широкое распространение нелегальных рубок и оборота неучтённой древесины.

4. Слабое развитие сертификации качества и экологичности управления бизнесом, сертификации лесопользованя.

5. Медленный переход на международные стандарты отчётности и бухучёта, низкая прозрачность российского бизнеса.

6. Слабо развитый фондовый рынок и рынок ценных бумаг, отсутствие котировок акций.

    Техническая и технологическая отсталость лесного комплекса, низкая экологичность российских товаров из древесины привели к резкому падению их конкурентоспособности на внешних рынках. Предприятия российского ЛПК в основном производят и экспортируют деловую древесину, доля которой в международной торговле превышает 30%, доля же высокотехнологичной бумажно-картонной продукции составляет всего лишь 2,6 %. Причём российская лесобумажная продукция из-за низкого качества реализуется по ценам примерно на 30-40% ниже среднемировых.

   Значительная часть российских лесных товаров экспортируется в Западную Европу на рынки, которые принято называть «экологически чувствительными», где идеи рационального природопользования все больше влияют на поведение массового покупателя. На европейском рынке спрос на экологически сертифицированные лесные товары оценивается на уровне 30%. Ожидается, что через несколько лет он может достичь 50%. Таким образом, наличие экологической сертификации все больше становится условием доступа лесных товаров на цивилизованные внешние рынки. В этой связи в новой редакции кодекса при формировании условий доступа компаний к аукционам, а так же подведении их итогов следует учитывать наличие у них сертификатов, подтверждающих экологически ответственное лесопользование.

Но главной причиной отставания лесного сектора от мирового уровня является отсутствие в стране долговременной национальной лесной политики.

    Назначением национальной лесной политики должно стать определение целей, задач и образа действий государства в лесном секторе, направленных на достижение высокого уровня жизнеобеспечения страны, а также ее экономической стабильности и безопасности.

Именно на ее основе становится возможным формирование стратегических программ развития лесного сектора на федеральном и региональном уровнях, выработка и принятие на законодательном уровне согласованных между собою нормативно-правовых актов.

Национальная лесная политика по определению предназначена быть одной из частей общей стратегии социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу, поэтому она учитывает и будет влиять на такие макроэкономические показатели, как темпы роста валового внутреннего продукта, рост объемов промышленной продукции, рост инвестиций в основной капитал и т.д.

Необходимость национальной лесной политики в России диктуется и решениями международной Конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в 1992 году в Рио-де-Жанейро, на которой были выработаны основные принципы использования природных ресурсов, включая лесные, обеспечивающие устойчивое развитие национальных экономик и мировой экономики в целом.

Стратегический прорыв в развитии лесного сектора промышленно развитых стран начался именно с того момента, когда само государство в лице его исполнительной власти стало инициатором и организатором формирования и реализации государственных лесных политик, консолидируя усилия и средства всех участников лесных отношений.

В качестве объекта стратегического планирования везде рассматривается единый лесной сектор или «кластер» национальных экономик, объединяющий в единую систему все сферы как по выращиванию и охране леса, так и по его переработке. Традиционный подход в разработке программных документов обусловлен высокой интеграцией всех технологически связанных производств, сконцентрированных в рамках нескольких крупных транснациональных корпораций (ТНК), которые выпускают две трети лесобумажной продукции в мире. Основной целью национальных лесных политик является поддержка этих вертикально-интегрированных структур, создания благоприятных условий для роста эффективности и конкурентоспособности с целью увеличения их доходов и налоговых платежей. Важно, что бы лесной сектор как единая система, приносил в бюджет страны максимальный доход при соблюдении экологических и социальных требований государства. Но для этого нужны квалифицированные исследования и расчёты, какие перспективные рыночные ниши мы способны будем занять, используя свои конкурентные преимущества, и на сколько позволит это сделать существующая инфраструктура и доступная лесосырьевая база. То есть необходимо выявить «узкие места» и разработать программные мероприятия по их устранению, создать стимулы для наращивания производства наиболее конкурентоспособных продуктовых линий, а уж модернизировать действующие или строить новые крупные лесоперерабатывающие мощности – это задача независимых инвесторов и бизнес-структур.

 

 

Содержание

Введение.. 3

I. Предмет «Экономика лесного сектора» и его содержание. 5

Структура лесного сектора, динамика развития отраслей в рамках единой взаимоувязанной системы, анализ существующих проблем 5

1. «Предмет «Экономика лесного сектора»: его цели, задачи, отличия от отдельных отраслевых экономик, основное содержание курса». 5

2. «Место и роль лесного сектора в экономике России, его влияние на показатели социально-экономического развития страны.. 8

3. Отраслевая и продуктовая структура лесного сектора. Экономические и технологические связи между отраслями лесного сектора, признаки комплексной системы взаимоувязанных отраслей. 10

4. Потенциал лесного сектора экономики и его использование. Характеристика и основные показатели деятельности лесного сектора, как единой взаимоувязанной системы. Экспорт и импорт лесобумажной продукции. 14

5. Сравнительный анализ тенденций и перспектив развития лесных секторов развитых лесопромышленных стран. Роль и значение российского лесного сектора в мире 20

6. Методы оценки спроса на продукцию из древесины на внутреннем и внешнем рынках, обоснование объемов производства основных видов лесобумажной продукции на перспективный период. 27

6.1. Спрос на внутреннем рынке. 28

6.2. Спрос на внешних рынках. 32

II. Основные производственно-экономические факторы формирования и развития лесного сектора России.. 34

7. Леса и лесные ресурсы России как база развития лесного сектора: их классификация, экономическая доступность, пространственное размещение и способы использования при переходе к устойчивому лесоуправлению в разрезе регионов. 34

8. Характеристика территориального размещения лесоперерабатывающих мощностей. Уровень и проблемы развития глубокой переработки древесины.. 37

9. Территориальное размещение и тенденции развития мощностей по основным отраслям лесного сектора (лесозаготовки, лесопиление, производство древесных листовых материалов, ЦБП, мебельная промышленность и т.д.) 40

9.1. Заготовка древесины.. 40

9.2. Производство деловой древесины.. 42

9.3. Производство пиломатериалов. 43

9.4. Производство фанеры.. 45

9.5. Производство целлюлозы.. 46

9.6. Производство бумаги и картона. 48

9.7. Производство мебели. 51

10. Типы лесных предприятий и формы их интеграции и объединений. Малое предпринимательство и его место в лесном секторе экономики. 52

11. Оценка уровня технического и технологического оснащения отраслей и предприятий лесного сектора. Уровень использования и износа основных производственных фондов 54

11.1. Лесозаготовительная промышленность. 56

11.2.Лесопильное производство. 58

11.3. Производство фанеры.. 60

11.4. Мебельная промышленность. 62

11.5. Производства древесно-стружечных плит. 64

11.6. Производства древесно-волокнистых плит.. 64

11.7. Целлюлозно-бумажная промышленность. 65

12. Трудовые ресурсы отраслей лесного сектора. Оценка производительности труда в отраслях лесного сектора экономики, проблемы повышения квалификации и социальной защиты кадрового состава. 68

12.1. Характеристика и структура трудовых ресурсов лесного сектора. 68

12.2. Производительность труда в отраслях лесного сектора. 71

12.3. Социальные проблемы развития лесного сектора экономики России. 74

13. Экологическая политика в лесном секторе экономики России, сертификация лесопользования и конечной продукции из древесины.. 76

III. Система планирования деятельности лесного сектора и его отраслей. Программное обеспечение средне - и долгосрочного развития лесного сектора экономики России.. 82

14. Система планирования, как процедура принятия решений на разных уровнях управления лесами и отраслями лесного сектора экономики России. 82

15. Национальная лесная политика: принципы и методы ее формирования и реализации. Основные приоритетные направления национальной лесной политики. 85

15.1.Цели и задачи национальной лесной политики. 86

15.2. Приоритетные направления национальной лесной политики России. 87

16. Стратегические программы развития и реструктуризации лесного сектора экономики. Методология и принципы их формирования и реализации в условиях рыночной экономики 88

16.1. Программы технологического развития лесопромышленных производств. 92

17. Современные методы маркетинговых исследований. Определение ёмкости и перспектив развития рынков лесобумажной продукции – как основа планирования и программного обеспечения развития лесного сектора. 100

18. Основы бизнес-планирования создания, развития и модернизации лесопромышленных производств. Методы и принципы разработки инвестиционного проекта и его основные разделы.. 109

19. Методы, критерии и система оценок результатов и эффективности программных разработок в лесном секторе на всех уровнях планирования. 116

19.1. Методика оценки бюджетной эффективности отраслевых инвестиционных программ 116

19.2. Показатели эффективности бизнес-планов инвестиционного проекта. 120

IV. Организация деятельности лесного сектора экономики России с учётом состояния и перспектив развития его отраслей и тяготения к товарным рынкам. Инвестиционная политика в лесном секторе 125

20. Структурная политика и интеграционные процессы в лесном секторе экономике. Тенденции и проблемы образования крупных ВИС (лесных корпораций) 125

20.1. Сущность и цели интеграционных процессов в промышленности. 125

20.2. Принципы создания отечественных интегрированных структур. 130

20.3. Проблемы и пути развития интеграционных процессов в лесном секторе экономии 134

20.4. Стратегическое планирование развития бизнеса на уровне крупных лесопромышленных корпораций. Принципы и методы стратегического планирования. 140

21. Инвестиционная политика и инвестиционная деятельность в лесном секторе экономики. Уровень инвестиционной привлекательности отраслей и предприятий лесного сектора, пути его повышения. 148

22. Основные направления инновационного развития отраслей лесного сектора, источники и методы финансирования инвестиционных программ и проектов. 155

23. Организация внешнеэкономической деятельности субъектов лесного сектора экономики с учетом условий и требований вступления России в ВТО.. 157

24. Организация перевозок лесобумажной продукции. 160

25. Институциональные преобразования в лесном секторе. Совершенствование системы государственного управления лесным сектором экономики России. 163

V. Методы экономического и правового регулирования устойчивого развития и повышения эффективности лесного сектора.. 167

26. Показатели финансовой устойчивости и экономической эффективности деятельности предприятий лесного сектора. 167

27. Аспекты совершенствования лесного законодательства, основные принципы и положения новой редакции Лесного кодекса РФ. Развитие рыночных форм пользования лесфондом (аукционы, конкурсы, концессии, арендные отношения) 169

28. Экономический механизм устойчивого управления лесами на основе рентного подхода к определению платы за лесосырьевые ресурсы.. 179

VI. Сценарии развития лесного комплекса России до 2015 года.. 181

29.1. Тенденции и прогнозные показатели развития отраслей лесного сектора. 181

29.2. Создание экономических и правовых условий для реализации сценария интенсивного развития лесного сектора экономики. 190

Заключение.. 198

Библиографический список.. 205

 


Библиографический список

 

1. Кожухов, Н.И. Лесной сектор экономики России на рубеже 3-го тысячелетия. Н.И. Кожухов. – М.: ВНИИЛМ, 1999. – 177 с.

2. Лесопромышленный комплекс – состояние, проблемы, перспективы: Учебное пособие для вузов / Н.А. Бурдин, В.М. Шлыков, В.А. Егорнов, и др. – М., 2000.

3. Фетищева, З.И. Экономика предприятий лесной промышленности: учебное пособие для вузов / З.И. Фетищева. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2002.

4. Моисеев, Н.А. Экономика лесного хозяйства: учебное пособие для вузов / Н.А. Моисеев, Г.М. Киселёв, Е.Б. Назаренко. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2003.

5. Фетищева, З.И. Экономические основы деятельности лесопромышленных предприятий: учебное пособие для вузов / З.И. Фетищева, Н.Н. Негина, Т.В. Рыжкова. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2003. – 500 с.

6. Проблемы экономики лесного комплекса России: материалы международной научной конференции. – М.: ОАО «НИПИЭИлеспром», 2004.

7. Кондратюк, В.А. Лесопромышленный комплекс. Состояние, проблемы, решения: монография. / В.А.  Кондратюк. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2004.

8. Горшенина, Н.С. Управление инвестициями: учебное пособие для вузов / Н.С. Горшенина, А.А. Савицкий, Э.В. Анчиков. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2004. – 220 с.

9. Негина, Н.Н. Планирование на предприятиях лесной промышленности: учебное пособие для вузов / Н.Н. Негина. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. – 185 с.

10. Медведев, Н.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов / Н.А. Медведев, О.С. Куренинова, П.А. Курзин – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005 – 195 с.: ил.

11. Финансовый менеджмент: Учебное пособие для вузов / Н.А. Медведев, К.К. Калайджан, Н.А. Еременко и др. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. – 242 с.

12. Кожухов, Н.И. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий лесного сектора: монография / Н.И. Кожухов, П.И. Шагин. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. – 154 с.

13. Моисеев Н.А. Экономика лесного хозяйства: учебное пособие для вузов / Н.А. Моисеев. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. – 384 с.

14. Фетищева, З.И. Технико-экономическое проектирование: учебное пособие для вузов / З.И. Фетищева. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. – 115 с.

 

 

 

 


 

Учебное издание

 


Пинягина Наталья Борисовна

 

 





Экономика лесного сектора

 

 

Редактор _______________________

Компьютерный набор и верстка Н.В. Корчковой

 

По тематическому плану внутривузовских изданий учебной литературы на 2007 г., поз.

 

 

Подписано в печать ____________   Формат 60 90 1/16. Бумага 80 г/см2

Гарнитура «Таймс». Ризография. Усл. печ. л. 12,75

Тираж 200 экз.        Заказ № _______

 

Издательство Московского государственного университета леса.

141005, Мытищи-5, Московская обл., 1-я Институтская, 1, МГУЛ.

E-mail: izdat@mgul.ac.ru


* Доля четырех крупнейших производителей в общем объеме производства того или иного продукта является общепринятым в экономической теории показателем уровня концентрации производства.

* Приведенный список притоков и оттоков не является исчерпывающим, а может пополняться в связи с конкретными условиями


Дата: 2019-02-25, просмотров: 246.