В целях обеспечения реализации программ развития лесопромышленных производств необходимо разработать механизмы реализации подпрограмм и программных мероприятий, которые должны предусматривать:
1. Создание интегрированных корпоративных структур, объединяющих промышленные предприятия, финансовые и научные организации (финансово-промышленные группы, федеральные научно-производственные центры, корпорации, холдинговые компании), основанные на экономически стабильных, технически оснащенных предприятиях, для реализации программ развития, др. институциональные преобразования.
2. Механизмы контроля за разработкой и ходом реализации программы, способы стимулирования выполнения мероприятий программы.
3.Мероприятия показывающие возможность поддержки реализации программы путём привлечения финансовых ресурсов к осуществлению программы за счёт всего спектра источников финансирования (кредитование, реинвестирование, доходы от займов и ценных бумаг и др.).
4. Мероприятия, способствующие осуществлению и росту экспорта программной продукции.
5. Мероприятия, способствующие введению налоговых льгот на программную продукцию (возможно на период освоения продукции).
16.1.7. Организация управления программами развития и контроль за ходом их выполнения
Разработка и реализация программ развития лесопромышленных производств целесообразно осуществлять в три этапа:
1. Обоснование решения о формировании программы развития конкурентоспособного производства лесобумажной продукции;
2. Разработка и утверждение проекта программы развития;
3. Поэтапная реализация подпрограмм, программных мероприятий и программы развития в целом.
Содержание каждого из этапов и сопровождающих его процессов управления в привязке к органам управления данной программы развития состоит в следующем.
На первом этапе осуществляется обоснование выбора объекта программы развития, выбора программной продукции, выявляются заказчики и исполнители программы, а также круг ее участников.
В целях поддержки программы развития участниками программы формируется и подписывается Соглашение о взаимодействии в процессе ее разработки и реализации, где определены все обязанности и условия совместной деятельности.
Инициаторами разработки программы подготавливаются соответствующие предложения о целесообразности увеличения производства конкурентоспособной программной продукции углубленной переработки из древесины, которые обосновываются необходимыми технико-экономическими расчетами.
Предложения в виде концепции программы развития рассматриваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Одновременно на рассмотрение вносится состав центрального органа (Совета) управления разработкой и реализацией программы развития.
На втором этапе формируется коллектив разработчиков развернутого проекта программы, в основу проекта должны быть положены утвержденные предложения о разработке программы (Концепция). Проект может разрабатываться в целом и по отдельным подпрограммам и программным мероприятиям, для чего привлекаются научно-исследовательские и проектные организации. Разработкой всего проекта руководит центральный орган управления программой - Совет, а разработкой проектов подпрограмм и программных мероприятий руководят соответствующие рабочие группы. Завершенный проект программы развития представляется в конкурсную комиссию и вносится в перечень для проведения конкурса отбора высокоэффективных инвестиционных программ.
После проведения конкурса в ходе второго этапа проводятся меры по обеспечению взаимодействия участников программы, созданию условий для реализации проекта в сроки, предусматриваемые проектом программы.
В ходе третьего этапа осуществляется последовательная реализация программы в соответствии с принятым совместно с проектом укрупненным планом-графиком работ.
Центральный орган управления программой – Совет осуществляет оперативное управление программой, координацию подпрограмм и программных мероприятий, контроль за общим ходом реализации программы и принимает меры по устранению разногласий, согласовывая их с участниками реализации программы.
17. Современные методы маркетинговых исследований. Определение ёмкости и перспектив развития рынков лесобумажной продукции – как основа планирования и программного обеспечения развития лесного сектора
Появление термина «маркетинг» относят к середине Х1Х в., когда в условиях ненасыщенного рынка доминировала производственная концепция предпринимательства, ориентированная на максимум производства. Сбыт и продвижение товаров играли в воспроизводственном процессе второстепенную роль в соответствии с господствовавшей в то время классической доктриной.
Перспективные потребности потенциальных покупателей не анализировались и не являлись предметом специальных (маркетинговых) исследований производителей массовых стандартизированных товаров, которые до середины ХХ века преобладали на рынке.
Допродажные исследования рынка имели место лишь в торговле, которая была отделена от производства. Однако уже тогда были высказывания, что промышленный предприниматель должен выступать не только как организатор производства, но и как торговец.
Маркетинг возник в последней трети Х1Х и начале ХХ века как антикризисная мера, средство решения (прежде всего крупными корпорациями) текущих проблем сбыта, реакция на насыщение рынка стандартными товарами массового спроса. В экономической литературе маркетинг стал рассматриваться как естественный атрибут рыночных форм обмена, который зародился с появлением рыночных посредников – торговцев – и существовал практически в неизменном виде на всех стадиях развития рыночного хозяйства, особенно в условиях, когда рынок продавца превращается в рынок покупателя.
Анализ публикаций последних лет позволяет выделить следующие ее особенности:
– маркетинг рассматривается как основа стратегического планирования, учитывающего перспективные запросы рынка, и недостатки чисто рыночных механизмов координации;
– маркетинг выступает как основа партнерства, взаимодействия участников сети;
– глобальный маркетинг исследует позиции потенциальных потребителей и поставщиков на интегрированном мировом рынке;
– социальный и экологический маркетинг изучает не только коммерческие, но и внеэкономические условия и последствия реализации товаров и услуг;
– наряду с микроэкономическим выделяется макроэкономический и государственный маркетинг.
Прежде всего, маркетинг рассматривается как стратегическая деятельность предпринимателя, направленная на усиление развития планомерности фирмы и обоснование перспективных инноваций. В отличие от традиционной концепции речь идет не столько о позиционировании конкретного товара, сколько о позиционировании фирмы в целом на данном сегменте рынка и в различных стратегических альянсах.
С позиций стратегического планирования взаимодействие с покупателем включает в себя не только изготовление и сбыт продукта, но и логистику материальных и информационных потоков, НИОКР, определение характера взаимодействия продавцов и покупателей, взаимоотношений с поставщиками и управления технологическим циклом в целом, вплоть до обслуживания потребителей конечного продукта. При этом задачи маркетинга не ограничиваются ростом объема продаж, а включают также социальный и информационный аспекты обмена, адаптацию продуктов к запросам каждой категории клиентов.
Его субъектами выступают не предприятия и индивидуальные предприниматели, а интегрированные корпорации, институциональные инвесторы и государство, проводящее активную промышленную политику. По их заказам работаю специальные аналитические и прогностические центры.
Маркетинговая деятельность как функция сетевого управления связана с согласованием качества технически взаимозависимых ресурсов, которыми оперируют участвующие в едином технологическом цикле (сети). Сетевая форма предпринимательства рассматривается сквозь призму маркетинга отношений в рамках концепции маркетинг-менеджмента.
На современном рынке начинают доминировать глобальные потребители, которые предпочитают иметь дело с интегрированными компаниями, способными оперативно перестраивать производство в соответствии с интересами потребителя. Этот маркетинг отражает ориентацию компаний не на единичные сделки, а на долгосрочное сотрудничество с покупателями и поставщиками.
Маркетинг отношений исходит из того, что крупные клиенты требуют персонального, концентрированного и постоянного внимания, взаимовыгодного сотрудничества, при котором продавцы не ограничиваются предложением своих товаров, а знают проблемы клиентов и участвуют в их разрешении. Взаимоотношения покупателя и продавца могут оформляться договором о совместной деятельности или долгосрочными рамочными (не детализированными) контрактами.
Современный глобальный маркетинг учитывает, что конкуренты объективно оказываются втянуты в новую форму хозяйственных отношений, где они вынуждены считаться с интересами друг друга, строить общую стратегию охвата рынка в рамках кооперативных объединений, совместно осуществляющих крупные инновационные и инвестиционные проекты.
Усложнение экономических связей усиливает роль планового начала в маркетинге, вводит программирование и моделирование рыночных отношений в качестве базового компонента стратегического управления ВИК. Это означает переход от частного, сугубо коммерческого к глобальному социально-экономическому и экологическому маркетингу, базирующемуся на цивилизованных формах конкуренции, длительных хозяйственных связях с поставщиками и потребителями, усилении инновационной активности экономических субъектов.
Коммуникативная политика ВИК обеспечивает организацию взаимодействия со всеми субъектами маркетинговой системы с целью не только изучения, но и формирования спроса на соответствующем сегменте рынка. Эффективная коммуникативная политика базируется на прогнозировании, планировании и организации взаимоотношений с партнерами, конкурентами и потребителями, включая организацию встречного маркетинга при контрактации.
Сетевой (компьютерный) маркетинг может быть использован всеми участниками сети. Он создает глобальное рекламное пространство, обеспечивает быстрый доступ к информации с использованием мультимедиа-технологий.
С сетевым онлайновым маркетингом связано внедрение полномасштабных систем коммуникаций, позволяющих комплексно планировать и проводить политику ВИК по привлечению новых и закреплению имеющихся клиентов. При этом используются интегрированные маркетинговые коммуникации, интегрированный прямой маркетинг, макси-маркетинг, при котором создаются базы данных для поиска клиента и заключения контрактов.
Анализ рынка предполагает оценку его основных характеристик в целях достижения максимального превосходства над конкурентами. Выделяются следующие параметры:
· региональные размеры и общая емкость рынка;
· доля рынка, контролируемая компанией;
· тенденции развития рынка с точки зрения его объема и структуры;
· условия приспособления к изменению конъюнктуры;
· критерии для выбора маркетинговых решений с учетом издержек, цен и социально-экологического эффекта.
Результатом анализа является нахождение наилучшего сочетания конкурентных преимуществ компании с развитием ситуации в окружающей рыночной среде.
Сетевой маркетинг, ориентированный на партнерство в бизнесе, рассматривает отношения обмена с позиций совокупного эффекта, а не минимальной частной прибыли. Конкретная сделка между продавцом и покупателем рассматривается не как изолированное событие, а как элемент системы взаимоотношений обмена, которые характеризуются взаимозависимостью и взаимодействием между участниками технологической цепи. При этом рынок может быть представлен как совокупность хозяйственных сетей.
Намеченное на текущее десятилетие удвоение российского ВВП достижимо лишь в том случае, если государство и предприниматели станут реальными партнерами, разделят ответственность за проведение структурных реформ и социальные преобразования, в т.ч. в области оплаты труда, образования и профессионального обучения, здравоохранения и охраны труда, социального обеспечения.
Исходя из этого, маркетинг выступает как деятельность, направленная на согласование миссий, интересов и мотивов производителей, посредников и потребителей экономических благ (имеющих признаки товара) с целью удовлетворения частных и общественных потребностей. Маркетинг служит основой организации и планирования взаимовыгодных обменов в процессе создания и движения экономических благ от производителей к конечным потребителям. Сфера его применения включает частное, корпоративное и государственное предпринимательство.
Целесообразно выделить следующие основные направления маркетинга:
· маркетинг рыночного спроса на конечную продукцию интегрированного комплекса с учетом индивидуализированных запросов различных групп потребителей на глобальном рынке.
· маркетинг сырьевых и материальных ресурсов, партнерства с малым и средним бизнесом.
· маркетинг информационных ресурсов, развития научно-технического и производственного потенциала, а также инфраструктуры комплекса.
· маркетинг экологических и социальных результатов интегрированной деятельности, отношений с общественностью.
Маркетинг рыночного спроса на продукцию ЛПК включает исследование спроса на продукцию ЦБП, лесного комплекса и мебельной промышленности. На долю ЦБП приходится 50-51% товарной продукции и стоимости основных производственных фондов ЛПК, но лишь 34,7% валютной выручки от экспорта и 18,2% общей численности работников ЛПК. Это означает, что ЦБП лидирует в ЛПК по производительности и фондовооруженности труда, но отстает по валютной эффективности из-за более резкого колебания цен на целлюлозу и бумагу по сравнению с круглым лесом и экспортных пошлин на продукцию ЦБП.
Данные ведущих исследовательских центров позволяют выявить следующие основные тенденции развития рынка продукции ЦБП:
-рост мирового спроса на бумагу (прежде всего писчепечатную) и картон при стабилизации спроса на полуфабрикаты;
-существенные колебания цен на мировом рынке из-за опережающего роста производства полуфабрикатов, особенно в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, по сравнению со спросом;
-опережающий рост спроса на специальные и высококачественные виды бумаги и картона.
Продукция ЛПК играет важную роль в развитии многих отраслей промышленности (материалы и тара для машино- и приборостроения, легкой и пищевой промышленности, сырье и биологически активные соединения для фармацевтики, парфюмерно-косметических продуктов, лигнин для химической индустрии и т.д.). Поэтому спрос на продукцию ЛПК во многом зависит от макроэкономической ситуации. Особенно это касается картона.
По прогнозу международной консалтинговой компании «РИСИ» потребление тарного картона, сократившееся в годы рецессии 2001-2002, начнет расти в 2004-2006 гг., особенно в странах Юго-Восточной Азии (на 5-7% в год), Центральной и Восточной Европы, СНГ. В 2001-2003 гг. в странах ЕС созданы значительные новые мощности по производству картона из макулатуры, что создаст основу для увеличения его экспорта.
В России продажа бумаги и картона на внутреннем рынке в первой половине 90-х гг. резко сократилась, а в 1996-2000 гг. росла крайне медленно и составляла лишь половину от уровня 1980 г. Поставки на экспорт существенно выросли по целлюлозе (с 30 до 65% общего объема производства в 1980-2000 гг.), по бумаге – с 8 до 48% (124, с.7). В 1998-2000 гг. экспорт целлюлозы вырос в 1,6, бумаги – в 1,2, картона – в 1,9 раза, что привело к повышению рентабельности (2001 г. – 36%). В 2001-2003 гг. в связи с рецессией и снижением мировых цен ситуация ухудшилась.
В последние годы в связи с общим развитием экономики увеличивается спрос на внутреннем рынке на печатные виды бумаги, картонную тару, бумажные мешки, санитарно-гигиенические изделия. В 1998-2000 гг. внутреннее потребление бумаги выросло в 1,65, а картона – в 1,62 раза. В 2001-2003 гг. этот рост продолжился. Однако потребление бумаги и картона на душу населения в России (25 кг в год) вдвое ниже среднемирового уровня (50 кг), в 4,5 раза ниже среднеевропейского (115 кг) и в 13,5 раз – уровня США (340 кг). О неудовлетворенном спросе внутреннего рынка свидетельствует также быстрый рост импорта офсетной, печатной и других видов высококачественной бумаги в последние годы. В целом анализ спроса показывает, что главным рынком сбыта продукции ЛПК в среднесрочной перспективе станет сама Россия, страны СНГ, не имеющие развитого ЛПК (прежде всего азиатские), Китай и страны Восточной Европы.
По расчетам Минпромнауки спрос на продукцию ЛПК на внутреннем рынке к 2015 г. вырастет в 4,5 раза и составит более 20 млрд.долл. Особенно быстро будет расти спрос на офисную и мелованную бумагу, высококачественный картон, стройдетали и мебель. С точки зрения спроса ЛПК может расти на 8% в год при наличии 2 млрд.долл. ежегодных инвестиций. По прогнозу экспертов (28) к 2010 г. производство целлюлозы по варке увеличится в 1,8, товарной целлюлозы – в 1,6 раза, древесной массы и картона – в 2, бумаги – в 1,9 раза. Потребление газетной бумаги на внутреннем рынке превысило 40%.
Громадные перспективы развития ЛПК России подтверждает анализ наличия и уровня использования лесных ресурсов. На территории России находится свыше 21% мировых запасов и свыше 15% ежегодного мирового прироста древесины, но использование этого прироста составляет менее 10% по сравнению с 55-80% в наиболее развитых странах, Низкая степень использования этих воспроизводимых ресурсов означает не только потерю потенциального дохода, но и ухудшение экологии в связи с ростом опасности пожаров и т.д. (перестойные леса не очищают, а загрязняют атмосферу).
По площади коммерческого использования леса Россия занимает лишь 20 место в Европе, лидирующее положение здесь занимают Швеция, Финляндия, Испания, Украина и Беларусь, намного уступающие России по площади. На американском континенте по площади коммерческого леса первые места занимают Канада (2450 тыс.кв.км) , США (1956 тыс.кв.км) и Перу (234 тыс.кв. км), в Азии – Индонезия (910 тыс.кв.км), Индия (245 тыс.кв.км) и Австралия.
По запасам древесины (млн.куб.м) первые места в мире занимают Россия, Бразилия, США (30,8), Канада (29,4). В Швеции, Финляндии, Германии, Франции эти запасы на порядок меньше (1,9-2,9 млн куб.м). По ежегодному приросту древесины (млн куб.м) Россия занимает второе место в мире (970) после Бразилии (2138), значительно превосходя США (694), Канаду (228), Швецию, Финляндию, ФРГ и Францию (по 72-92). Особенно велико преимущество России по ежегодному приросту хвойной древесины (770 млн куб.м по сравнению с 386 – в США, 158 – в Канаде, 110 – в Бразилии и 128 – в Швеции и Финляндии вместе взятых).
В то же время по вывозке древесины (млн.куб.м) Россия занимает лишь 4 место в мире (95), уступая США (500), Бразилии (235), Канаде (187), а также суммарному показателю Швеции и Финляндии (117), Германии и Франции (99). Слабо используется лиственница – основная лесообразующая порода Сибири и Дальнего Востока, обладающая высокой прочностью и стойкостью к загниванию, меньшим расходом при переработке на целлюлозу (в связи с высокой плотностью), высокими декоративными качествами при производстве мебели, высоким содержанием ценных водо-растворимых химикатов и дубильных веществ (в т.ч. в коре).
ЛПК России не готов к вступлению в ВТО, по конкурентоспособности он значительно уступает Швеции, Финляндии и другим странам. Средний возраст оборудования ЛПК достиг 25 лет, а износ – 57%. Из-за несоответствия международным стандартам по качеству и упаковке продукция продается со скидкой 30-40% к мировым ценам. С 2005 г. ЕС требует полной сертификации и санитарной обработки (дезинфекция, пропитка под давлением, термообработка) импортного леса для уничтожения вредных насекомых. В 2002 г. при общем обороте ЛПК 7 млрд.долл. 4,3 млрд. приходилось на лес. Необработанная древесина естественной влажности составляла более 1/3 экспорта. Новые требования повысят ее себестоимость на 10-12% и еще более снизят конкурентоспособность ЛПК. Под угрозой закрытия окажутся многие предприятия в поселениях, где нет других рабочих мест.
Маркетинговые исследования призваны учесть следующие основные тенденции в развитии мирового ЛПК.
Стабильный рост объемов производства (в 2001-2010 гг. на 25-30% по данным ряда прогнозов) и реализации конечной продукции ЛПК – бумаги, картона, мебели, строительных деталей и т.д. при значительно меньшем приросте производства полуфабрикатов (на 8-10%).
Структурные сдвиги, связанные с увеличением спроса на высококачественные и специальные виды продукции, а также с ужесточением экологических нормативов. Имеется в виду опережающий рост производства офисной, специальной и ряда видов бытовой мебели, мелованной и немелованной чистоцеллюлозной, а также содержащей механическую массу, офисной и специальной бумаги, гофроматериалов и коробочного картона, тароупаковочной и санитарно-гигиенической бумаги, сульфатной беленой целлюлозы и новых видов механической массы. Более медленными темпами будет расти спрос на газетную, мешочную и немелованную печатную бумагу, сокращается доля сульфатной и сульфитной небеленой, растворимой целлюлозы, полуцеллюлозы, ряда видов механической массы. В итоге растет доля продукции с высокой добавленной стоимостью.
В Швеции в 1996-2000 гг. суммарное производство бумаги и картона выросло на 19%, в т.ч. газетной бумаги – на 11%, писчей – на 35%, в Финляндии – соответственно на 30, 0,4 и 44%, в Германии – 23, 14,5 и 35%, в Китае – 34, 70 и 37%).
В структуре производства древесноволокнистых полуфабрикатов в мире в 1990-2000 гг. сократилась доля механической массы (с 23,8 до 22%), полуцеллюлозы (с 5,1 до 4,8%), растворимой целлюлозы (с 2,9 до 1,7%), а также сульфитной небеленой (с 3,1 до 1,3%) и беленой (с 5,3 до 3,2%), сульфатной небеленой (с 34 до 28,3%), существенно выросла доля сульфатной беленой целлюлозы (с 57,6 до 67,7% в т.ч. в Канаде – до 86,3, в Финляндии – до 90%).
В общей структуре производства бумаги и картона снизилась доля газетной (с 13,6 до 12,1%), выросла – писчепечатной (с 29 до 30,4%), санитарно-гигиенической бумаги (с 5,7 до 6,3%), проупаковочных материалов (с 42,6 до 45,6%, в т.ч. в США – до 56%). В Европе особенно быстро (на 3-4% в год) растет выпуск суперкаландрированной журнальной и легкой мелованной бумаги.
В России в 1995-2003 гг. наиболее быстро росло производство картона (почти вдвое) и офсетной (в 1,4 раза) бумаги. Особенно быстро (на 15-17% в год) росло производство гофропродукции. При этом растет спрос (по прогнозу с 41 до 62% рынка гофропродукции) на сложные, а также крупногабаритные короба, при сокращении впуска простейшей тары, выпускаемой преимущественно малыми предприятиями по устаревшим технологиям.
Усиление глобальной конкуренции, опережающей рост внутреннего рынка по сравнению с экспортом. Это связано с увеличением производства полуфабрикатов в странах, сравнительно недавно вышедших на мировой рынок и располагающих крупными ресурсами быстрорастущей лиственной древесины, бамбука и т.д. (Бразилия, Китай, Индонезия, Чили и др.), растущим самообеспечением ряда стран продукцией ЛПК, а также увеличением экспорта продукции с высокой стоимостью обработки из развитых стран (Канада, Швеция, Финляндия и др.).
Конкурентные преимущества российского ЛПК – высокая обеспеченность и разнообразие видов сырья, относительно низкая стоимость энергии и труда используются совершенно недостаточно. По данным Госкомстата около 64% целлюлозы по варке и 49% товарной целлюлозы, свыше 58% бумаги и 54% картона выпускается в Северо-Западном федеральном округе, что удаляет производство от регионов потребления (80-99% целлюлозы, бумаги и картона вывозится из производящих регионов). Громадные ресурсы Сибири и Дальнего Востока не используются или используются хищнически.
Существенно меняется ресурсная база ЛПК. Сокращается сульфитное производство, рассчитанное только на еловую древесину и вредно влияющее на окружающую среду. В 90-х гг. в мире на 25% вырос выпуск волокнистых полуфабрикатов из соломы, бамбука (в основном в Китае), сельхозотходов. Комплексное использование сырья достигается за счет выпуска механической массы из щепы различных пород, химической переработки коры, опилок и т.д., использования древесных отходов в энергетике.
Резко (до 43-45%) увеличилась доля макулатуры в мировом производстве бумаги и картона. Новые технологии раздельного сбора отходов и переработки макулатуры позволили в 1995-2005 гг. увеличить ее экспорт в 1,8 раза, в т.ч. из таких стран как США, ФРГ, Англия. 80% макулатуры используется при производстве упаковочной бумаги и картона, а также плит и стройматериалов, тары способом литья. В 1995-2000 гг. степень возврата бумаги и картона в мире выросла с 37 до 41% (в Швеции и Германии – до 58-60%), а доля макулатуры в производстве бумаги и картона – с 37,6 до 49,3% (в Китае – до 56,5%, Франции – до 62,5%).
Рост капиталоемкости мирового ЛПК и его техническое перевооружение. В 1985-2005 гг. только в ЦБП по оценке экспертов новое оборудование и технологии было вложено 30 -35 млрд долл. В результате были освоены новые технологии варки, промывки и бесхлорной отбелки целлюлозы, производства термомеханической и химико-термомеханической массы с использованием щепы лиственных пород. Доля автоматизированных древесно-подготовительных производств превысила 34%, при непрерывной варке целлюлозы, производстве бумаги и картона – 98-00%. Принципиально изменилась технология заготовки леса.
Маркетинговые исследования должны учитывать перспективные сдвиги на данном сегменте рынка. В российском ЛПК первый из них – сбор и переработка макулатуры, поступающей не только от типографий и офисов, но и из жилого сектора. Примерно половина мусорных контейнеров в крупных городах состоит из бумаги. 1 т. некипированной макулатуры занимает объем 6-7 м3, а вывоз и утилизация 1 м2 обходится в 100-180 руб. Сбор макулатуры и ее переработка на гофрокартон, обложки для книг и т.д. (этот опыт имеет Светогорский ЦБК, Петербургский картонно-полиграфический комбинат и другие предприятия) означает экономию сырья, бюджетных средств, экологический эффект. В Петербурге к 2004 г. работало около 30 пунктов, каждый из которых заготавливал 30-40 т макулатуры в месяц. За рубежом действует иная система – раздельного сбора отходов, вывозимых специализированными и конкурирующими фирмами.
Вторая весьма актуальная проблема – комплексное использование древесины, включая лиственную, а также отходы лесопиления, используемые в качестве топлива, удобрений и т.д. В США наряду с небольшими установками, работающими на щепе, проектируются мобильные агрегаты, перемещаемые на грузовиках и перерабатывающие всю биомассу леса – отходы прореживания, сухие деревья, кусты и т.д. Отходы дробятся и перерабатываются в горючее, основанное на древесном спирте. Перемещение агрегата обходится намного дешевле, чем транспортировка биомассы. Каждый агрегат может заработать 3-5 мегаватт электричества, причем каждый мегаватт мощности предполагает переработку продуктов прореживания с 500 га леса (около 3 т с га). Это резко уменьшает угрозу распространения лесных пожаров на большие территории, как это ежегодно происходит в России.
Еще один перспективный для ЛПК сдвиг – экономичная технология производства водорода из целлюлозы. Водород может заменить нефть и уголь в качестве топлива, в т.ч. в двигателях внутреннего сгорания.
Маркетинговые исследования призваны обосновать общую стратегию развития ЛПК. Один из нерешенных вопросов – соотношение инвестиций в техническое перевооружение действующих и строительство новых предприятий. Необходимость этого строительства в ряде районов Сибири и Дальнего Востока не вызывает сомнений. Этого нельзя сказать о проектах сооружения ЦБК в Европейской части России, где за этот счет предлагается увеличить производство целлюлозы и бумаги на 1 млн.т в год, т.е. примерно на 20% к нынешнему уровню.
Производство 1 т продукции ЦБП на новом предприятии обходится в среднем в 2 тыс.долл. При оптимальном объеме производства 500-600 тыс.т в год новое предприятие обойдется как минимум в 1 млрд.долл. Для того, чтобы переработать неиспользуемую часть ежегодного прироста древесины (из 500 млн м3 заготавливается и перерабатывается 130 млн) потребуется 25 млрд долл. Такими инвестициями Россия не располагает и они при прогнозируемом состоянии рынка не окупятся.
Избыточные производственные мощности на мировом рынке, бурный рост выпуска полуфабрикатов в тропических странах ограничивает возможности экспорта и ставит под угрозу рост цен.
18. Основы бизнес-планирования создания, развития и модернизации лесопромышленных производств. Методы и принципы разработки инвестиционного проекта и его основные разделы
В международной практике план развития предприятия представляется в виде специальным образом оформленного бизнес-плана, который, по существу, представляет собой структурированное описание проекта развития предприятия. Если проект связан с привлечением инвестиций, то он носит название «инвестиционного проекта». Обычно любой новый проект предприятия в той или иной мере связан с привлечением новых инвестиций. В наиболее общем понимании проект – это специальным образом оформленное предложение об изменении деятельности предприятия, преследующее определенную цель.
Утверждение, что инвестиционная политика предприятия включает проекты, отвечающие требованию оптимального сочетания максимальной доходности с минимальным риском, справедливо по отношению к сторонним для предприятия инвесторам – инвестиционным компаниям, коммерческим банкам и любым иным инвесторам, располагающим средствами. Но она никак не связана с необходимостью их использования по конкретному назначению. Для инвесторов, действительно, главное состоит в том, чтобы выгода была больше, риск меньше, а увеличение риска должно перекрываться кратным ростом доходности.
Нередко предприятие осуществляет проекты, которые прямо или косвенно связаны между собой. Бизнес-план каждого инвестиционного проекта не отражает этой взаимосвязи, а в общей инвестиционной политике предприятия она, естественно, находит отражение.
Общая процедура упорядочения инвестиционной деятельности предприятия по отношению к конкретному проекту формализуется в виде так называемого проектного цикла, который имеет следующие этапы:
Формулировка проекта. На данном этапе анализируется текущее состояние предприятия и определяется наиболее приоритетные направления его дальнейшего развития. Результат данного анализа оформляется в виде некоторой бизнес идеи, которая направлена на решение наиболее важных для предприятия задач. На данном этапе может появиться несколько идей дальнейшего развития предприятия. Если все они представляются в одинаковой степени полезными и осуществимыми, то далее производится параллельная разработка нескольких инвестиционных проектов с тем, чтобы решение о наиболее приемлемых из них сделать на завершающей стадии разработки.
Практика проектного анализа позволяет обобщить опыт разработки проектов и перечислить типовые проекты. Основные типы инвестиционных проектов, которые встречаются на практике:
Замена устаревшего оборудования, как естественный процесс продолжения существующего бизнеса в неизменных масштабах. Обычно подобного рода проекты не требуют очень длительных и сложных процедур обоснования и принятия решений. Многоальтернативность может появляться в случае, когда существует несколько типов подобного оборудования, и необходимо обосновать преимущества одного из них.
Замена оборудования с целью снижения текущих производственных затрат. Целью подобных проектов является использование более совершенного оборудования взамен работающего, но сравнительно менее эффективного оборудования, которое подверглось моральному старению. Этот тип проектов предполагает детальный анализ выгодности каждого отдельного проекта, т.к. более совершенное в техническом смысле оборудование еще не однозначно более выгодно с финансовой точки зрения.
Увеличение выпуска продукции и (или) расширение рынка услуг. Данный тип проектов требует очень ответственного решения, которое обычно принимается руководством предприятия. Наиболее детально необходимо проанализировать коммерческую выполнимость проекта с обоснованием расширения рыночной ниши, а также финансовую эффективность проекта, выяснив, приведет ли увеличение объема реализации к соответствующему росту прибыли.
Расширение предприятия с целью выпуска новых продуктов. Этот тип проектов является результатом новых стратегических решений и может затрагивать изменение сущности бизнеса. Все стадии анализа в одинаковой степени важны для проектов данного типа. Особенно следует подчеркнуть, что ошибка, сделанная в ходе проектов данного типа, приводит к наиболее драматическим последствиям для предприятия.
Проекты, имеющие экологическую значимость. В ходе инвестиционного проектирования экологический анализ является необходимым элементом. Промышленные проекты по своей природе всегда связаны с загрязнением окружающей среды, и потому эта часть анализа является критичной. Основная дилемма, которую необходимо решить и обосновать с помощью финансовых критериев – какому из вариантов проекта следовать: использовать более совершенное и дорогостоящее оборудование, увеличивая капитальные издержки, или приобрести менее дорогое оборудование и увеличить текущие издержки.
Технико-экономическое обоснование проекта разрабатывается на основе «Пособия по подготовке промышленных технико-экономических исследований организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО)». Положения этого документа нашли отражение в «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов» (утверждены Госстроем России, Минэкономики России, Минфином России 21 июня 1999 г.).
ТЭО инвестиционного проекта должно содержать:
– результаты проведенного маркетингового исследования;
– программу выпуска продукции;
– исходно-разрешительную документацию;
– технические решения (технология, состав оборудования, потребность в оформлении лицензий, приобретении патентов; используемые сырье и материалы, их источники, потребность в энергетических и иных ресурсах и источники их удовлетворения);
– градостроительные, строительные решения;
– инженерное обеспечение, в том числе по соблюдению экологических требований;
– систему управления и организацию производства;
– сметно-финансовые расчеты и документы; расчет капитальных и
операционных затрат, планируемой прибыли по годам жизненного
цикла проекта, источники финансирования и др.;
– оценку рисков, связанных с реализацией проекта;
– срок реализации проекта;
– финансовую состоятельность и эффективность проекта;
– условия завершения проекта, ликвидации, утилизации или новых
инвестиций.
Разработка проекта. На этом этапе требуется постепенное уточнение и совершенствование плана проекта во всех его измерениях – коммерческом, техническом, финансовом, экономическом, институциональном и т.д. Вопросом чрезвычайной важности на этапе разработки проекта является поиск и сбор исходной информации для решения отдельных задач проекта. Необходимо сознавать, что от степени достоверности исходной информации и умения правильно интерпретировать данные зависит успех реализации проекта.
Разработка инвестиционных проектов является, как правило, сложным ступенчатым процессом. Сначала подготавливается инвестиционное предложение – характеристика и краткое обоснование идеи инвестиционного проекта.
Форма инвестиционного предложения рекомендована организацией ЮНИДО и вполне отвечает российским условиям. Инвестиционное предложение может содержать следующие разделы:
Раздел I. Общие условия реализации проекта и его исходные данные.
Состав участников инвестиционного проекта, их реквизиты.
Исходные данные проекта, ожидаемые результаты и примерная потребность в инвестициях.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 249.