В сфере лесной промышленности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совершенствование структуры лесопромышленного производства в сторону развития предприятий по глубокой химической и химико-механической переработки древесины.

 

Содействие вертикальной и горизонтальной интеграция лесопромышленных производств, создание конкурентоспособных хозяйственно-устойчивых лесопромышленных корпораций.

Повышение конкурентоспособности российской лесобумажной продукции, улучшение ее потребительских свойств, ассортимента и качества.

Развитие научно-технической базы лесопромышленного комплекса и отечественного лесного машиностроения.

Повышение эффективности лесного экспорта, совершенствование его структуры в сторону увеличения доли лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью.

16. Стратегические программы развития и реструктуризации лесного сектора экономики. Методология и принципы их формирования и реализации в условиях рыночной экономики

 

К 2005 году сложились определенные условия для оживления реального сектора экономики, связанные с развитием импортозамещения на внутреннем рынке, ростом экспорта промышленной продукции и некоторым улучшением финансового положения предприятий.

В связи с этим основной задачей государственной экономической политики является создание условий устойчивого роста производства на основе осуществления комплекса мер по усилению конкурентных позиций отечественных производителей промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Лесной сектор экономики России является одним из наиболее динамично развивающихся экспортно-ориентированных секторов. Его деятельность базируется на использовании возобновляемого природного ресурса - леса.

Сравнительный анализ динамики производства и потребления основных видов лесобумажной продукции, а также анализ тенденций развития отдельных лесопромышленных производств показывает, что среди подотраслей ЛПК наиболее конкурентоспособными и перспективными являются отрасли, производящие продукцию глубокой переработки.

Цели и приоритеты национальной лесной политики представляют собой ориентир для выбора предприятиями направлений производственной, инновационной и коммерческой деятельности. В условиях крайне ограниченных возможностей бюджета по государственной поддержке процесса повышения конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции необходимо сконцентрировать внимание на тех видах лесоперерабатывающих производств, модернизация или техническое перевооружение которых способны дать наибольший мультипликативный эффект для национальной экономики в целом.

Главной стратегической целью развития и реформирования лесного сектора экономики России до 2015 года является преодоление кризиса и последующее эффективное функционирование всех отраслей лесопромышленного комплекса, выпускающих конкурентоспособную продукцию углубленной переработки древесины.

К основным целевым параметрам стратегии развития и реформирования ЛПК можно отнести:

1. Достижение Россией, самой крупной лесной державой в мире ведущего места по производству конкурентоспособной продукции в мировом лесном секторе.

2. Высокий уровень рентабельности производства и устойчивое финансовое положение всех отраслей лесного комплекса, представляющих собой сбалансированную технологически взаимоувязанную систему.

3. Ориентация экономики лесопромышленного комплекса на решение социально-экономических задач, достижение высокого уровня жизни работников ЛПК, создание институтов и механизмов, позволяющих сочетать экономическую эффективность и социальную защиту работающих.

4. Формирование современной системы рыночных отношений и механизмов при активной роли государства в части совершенствования налоговой и кредитной политики, тарифов на транспортные услуги, электроэнергию, топливо, таможенных пошлин.

5. Эффективное и более полное использование всех лесов, пригодных к эксплуатации;

6. Производство широкого ассортимента конкурентоспособной продукции для нужд населения, промышленности, строительства, сельского хозяйства, полиграфии и других сфер;

7. Увеличение доли глубокой химической и химико-механической переработки всей заготовленной биомассы древесины, включая древесные отходы, в том числе вторичные;

8. Использование преимущественно отечественного научно-технического и производственного потенциала в развитии предприятий ЛПК;

9. Эффективная внешнеэкономическая деятельность, ориентация на экспорт продуктов глубокой химической и химико-механической древесины, сокращение вывоза за рубеж необработанного круглого леса;

10.Снижение до экологически безопасного уровня воздействия промышленной деятельности на окружающую среду, начиная от лесозаготовок и включая все направления механической, химико-механической и химической переработки древесины.

 

Более 90% площади российских лесов расположено в Северо-Западном округе Европейской части, в Сибири и на Дальнем Востоке, тогда как 68,5% населения и не менее 60% всей потребности в лесопродукции приходится на Центральный, Поволжский, Уральский и Южный регионы.

В этой связи все регионы России делятся на три категории.

К первой из них относятся Центральный, Южный, Уральский регионы и Поволжье. Эти регионы - самые густонаселенные. Крупные города предъявляют свои требования к лесам, как к своим «легким». Леса этих регионов играют многоцелевое значение и режим пользования ими требует высокого уровня интенсивности лесного хозяйства. Лесобумажная продукция, произведенная в этих регионах, ориентирована преимущественно на внутренний рынок, так как регионы являются эпицентром внутреннего лесопотребления, а леса в своем составе имеют высокую долю низкосортного и мелкотоварного сырья, требуя реконструкции и обновления. В целях улучшения качественного и породного состава лесов, повышения их продуктивности приоритетного развития требует химическая и химико-механическая переработка лесосырьевых ресурсов и, прежде всего, создание целлюлозно-бумажной промышленности, производств древесных листовых материалов - конкурентоспособных видов фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит.

Ко второй категории относятся многолесные регионы с хорошо освоенными и экономически доступными лесосырьевыми базами, развитой лесоперерабатывающей промышленностью, традиционно ориентированной на внешнего потребителя. Сюда можно отнести Северо-Западный регион Европейской части России и Восточно-Сибирский регион. Именно в этих регионах сложился тип крупномасштабных по производственным мощностям лесных комплексов на базе крупнейших в стране целлюлозно-бумажных и лесопильно-деревообрабатывающих комбинатов. Здесь хорошо развита транспортная и энергетическая инфраструктура. Приоритетным направлением развития лесного сектора регионов является формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата для привлечения финансовых средств инвесторов с целью модернизации лесоперерабатывающих предприятий и повышения конкурентоспособности их продукции.

К третьей категории относятся многолесные регионы с малодоступной в транспортном и экономическом отношении лесосырьевой базой, где практически отсутствуют лесоперерабатывающие производства. К таким регионам относятся Западная Сибирь и Дальний Восток России. Леса этих регионов остаются слабо освоенными. Заготовленный лес здесь экспортируется в необработанном виде в страны Азиатско-Тихоокеанского рынка. Расширение и создание новых производственных мощностей здесь возможно и целесообразно с привлечением средств внешних инвесторов в рамках долгосрочных межправительственных соглашений под гарантии Правительства Российской Федерации. Эта задача должна быть приоритетной как для внутренней, так и внешней торговой политики Российского государства. Здесь следует создавать условия для развития концессий лесного фонда, стимулирующих привлечение инвестиций в развитие лесоперерабатывающих производств.

Главным локомотивом вывода ЛПК из кризиса является развитая конкурентоспособная целлюлозно-бумажная промышленность, поскольку в общем объеме товарооборота продукция целлюлозно-бумажной промышленности составляет 44%. Объем экспорта целлюлозно-бумажной продукции превышает 42%. Не менее важным и перспективным для ЛПК является таких производств углубленной переработки древесины, производство строительных и мебельных деталей, фанеры и мебели. Важными конкурентными преимуществами лесобумажной продукции являются наличие доступной возобновляемой сырьевой базы, конкурентоспособная стоимость рабочей силы, сырья, материалов и энергоносителей.

Наличие таких преимуществ должно в перспективе обеспечить необходимые инвестиционные накопления для развития как целлюлозно-бумажного производства и производства продукции углубленной переработки древесины, так и технологически связанных с ними производств – лесозаготовительного, лесопильного, производства древесных плит и т.д.

 Для обеспечения необходимой модернизации и расширения глубокой переработки древесины целесообразно создать на государственном уровне систему экономических стимулов для развития и повышения эффективности прежде всего лесозаготовительного производства и производств первичной переработки древесины (лесопиления), предоставить возможность экспортером на начальном этапе получать максимальный эффект от поставок этой продукции на внешний рынок

Снижение издержек лесозаготовительного производства, улучшение финансового состояния многочисленных заготовителей леса позволит мобилизовать дополнительные средства для модернизации и развития таких мало капиталоемких отраслей как лесозаготовительная.

Одним из действенных механизмов достижения максимального мультипликативного эффекта, а также экономического роста путем насыщения конкурентоспособной отечественной продукцией глубокой переработки из древесины наиболее емких секторов внутреннего и внешнего рынков на основе использования потенциала высокотехнологичных производств являются программы технологического развития таких производств.

В следующих параграфах отчета приведены основные положения методики исследования, которое необходимо осуществить для формирования программ технологического развития того или иного производства промышленной продукции.

 

16.1. Программы технологического развития лесопромышленных производств

16.1.1. Оценка практической реализуемости

Практическая целесообразность и реализуемость программы развития производства того или иного вида лесобумажной продукции определяется наличием условий, имеющихся и возможных ресурсов, отсутствием законодательных и иных ограничений, которые характеризуется следующими факторами:

а) наличием заинтересованных в реализации программы развития хозяйственных структур, как отечественных, так и зарубежных;

б) наличием готовых или возможностью осуществления новых научных, проектно-конструкторских, технологических разработок, необходимых для развития производства, их патентной чистотой, возможностью закупки необходимых лицензий;

в) наличием или возможностью создания, расширения производственной базы, технологического оборудования, других элементов материально-технической базы производства, включая сырье, материалы, энергию, комплектующие изделия;

г) масштабами и источниками требующихся для осуществления программы финансовых ресурсов с разделением во времени и по видам источников и с учётом ограниченных возможностей привлечения средств государственного и местных бюджетов;

д) наличием и возможностью создания инфраструктурных элементов (транспорт, связь, другие виды коммуникаций, социальные объекты, жилищно-коммунальные объекты, энерго- и водоснабжение и др.);

е) отсутствием ограничений, вытекающих из экологических условий производства и потребления данного вида продукции.

 

16.1.2.Обоснование выбора объектов

 

Для обоснования выбора объекта программы развития лесопромышленных производств необходимо произвести анализ современного состояния и потенциала развития производства программной продукции, уровня его конкурентоспособности на товарных рынках.

Показатель конкурентоспособности определенного вида лесобумажной продукции на внутреннем и внешнем рынках характеризуется наличием платёжеспособного спроса на этот вид продукции со стороны государства, предприятий разных форм собственности, населения в течение достаточно продолжительного периода времени, измеряемого несколькими годами (минимальной продолжительностью жизненного цикла данного вида продукции). Конкурентоспособность продукции есть комплексный показатель, характеризуемый и зависящий от таких величин, как:

а) величина спроса на подобную продукцию на рынке в данное время и прогнозируемая величина спроса, кривые спроса, характеризующие его эластичность по отношению к ценам, возможность возбуждения дополнительного спроса;

б) наличие свободных ниш на рынках данного товара;

в) соотношение между параметрами качества продукции, намечаемой к производству, и соответствующими параметрами качества продукции, представленной на рынках;

г) соотношение между прогнозируемой ценой на данный вид продукции, намечаемый к производству (исчисленной с учетом издержек производства и обращения и ожидаемой прибыли), и действующими, а также прогнозируемыми рыночными ценами;

д) возможность замещения, вытеснения данным видом намечаемой к производству продукции, других аналогичных видов продукции, которые он способен заменить.

Анализ уровня конкурентоспособности производства продукции углубленной переработки древесины, которое отбирается в качестве объекта программы развития должен содержать следующие позиции.

1. Наименование и общая характеристика видов продукции, товаров, услуг, создание и производство которых предусматривается программой.

2. Данные об исходном состоянии производства программной продукции в стране: объёмы производства за последние 5-6 лет, соотношение экспорта и импорта (в сопоставимых ценах), наличие заделов для создания образцов продукции (при отсутствии производства).

 3. Наличие рынков сбыта (внутреннего, внешнего); объёмы потребления на внутреннем рынке; потенциальная ёмкость внутреннего рынка; доля импорта в общем объёме продукции, ежегодно необходимой для внутреннего рынка; динамика спроса и цен; величина спроса на подобную продукцию на рынке в данное время и прогнозируемая величина спроса; возможность возбуждения дополнительного спроса; наличие свободных ниш на рынках данной продукции; возможность замещения, вытеснения данным видом намечаемой к производству продукции, других аналогичных видов продукции, которые он способен заменить; прогнозируемые спрос и потребность в данном виде продукции в государственном и предпринимательском секторах, у населения, мирового рынка.

4. При наличии аналогов указывается наименование и марка лучшего отечественного или зарубежного аналога продукции, замещаемого в результате выполнения программы, качественные характеристики аналога пользующегося рыночным спросом.

5. Планируемые качественные характеристики программной продукции, в том числе принципиальная возможность повышения качественных характеристик данного вида программной продукции на основе придания ему новых качеств, свойств, применения более прогрессивных технологий, использования новых видов сырья, материалов.

6. Сложившийся уровень издержек производства (в %) рассматриваемого вида продукции, анализ потенциальных возможностей их снижения, исходный уровень прибыльности; соотношение между прогнозируемой ценой на данный вид продукции, намечаемый к производству (исчисленной с учётом издержек производства и обращения и ожидаемой прибыли), и действующими, а также прогнозируемыми ценами.

7. Сырьевые, ресурсные, энергетические, экологические, другие ограничения, связанные с производством и потреблением данного вида продукции, которые могут препятствовать продвижению программной продукции на рынках сбыта.

8. Потенциальные возможности развития производства программной продукции с учетом сырьевой базы, производственного потенциала (технологического оборудования, научно-технического обеспечения, квалификации персонала, наличия рабочей силы), ресурса времени, ограничений по объёму финансовых ресурсов (суммарные объёмы производства продукции в целом и по её разновидностям, измеренные в натуральных и стоимостных показателях).

 

16.1.3.Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программ развития

Для формирования программы развития необходимо установить основные цели, задачи, целевые параметры и критерии реализации программы, определить срок выполнения программы и разбить срок выполнения на этапы. В программе развития должны быть сформулированы и определены:

1. Генеральная цель программы, сформулированная в терминах абсолютного и относительного увеличения объёма производства и продаж лесобумажной продукции в натуральном и стоимостном выражении по годам намеченного программного периода с дифференциацией по возможным разновидностям программного продукта (подпрограмм).

2. Целевой уровень абсолютной и относительной прибыли программы в динамике по годам программного периода и целевой срок окупаемости вложений в программу (с учётом всех определяющих видов издержек, расходов и колебаний рыночных цен на продукцию программы).

3. Степень удовлетворения платёжеспособного спроса на внутреннем и внешнем рынках с учётом возможности импортозамещения и экспорта продукции за счёт выпуска продукции в объёмах, предусмотренных при реализации программы.

4. Мультипликативный эффект программы, измерямый абсолютным и относительным уровнем роста производства других видов продукции, товаров, услуг, обусловленным реализацией данной программы (по годам программного периода и в целом) в абсолютных и стоимостных показателях (в сопоставимых ценах).

5. Расширение экспортных возможностей в результате осуществления программы, измеряемое абсолютной и относительной величиной роста экспорта и выручки от экспорта по годам программного периода и в целом, доля экспорта программной продукции в общем объёме её производства.

6. Увеличение количества рабочих мест и занятости в результате реализации программы (по годам программного периода и в целом), целевые социальные показатели программы (рост доходов, заработной платы и т.д.), устанавливаемых в зависимости от вида программной продукции и способа реализации программы.

7. Предполагаемый научно-технический эффект от реализации программы и её составляющих (достижение новых научных и технических результатов, внедрение инноваций, повышение технологического уровня производства, переход к новым технологическим укладам и поколениям техники).

В программе выделяются временные этапы, характеризуемые достижением промежуточных целей или решением отдельных целевых задач (выполнением подпрограмм), фиксируются сроки достижения результаты отдельных этапов. Возможно разделение программного периода на этапы по годам при условии, что каждый этап характеризуется общим содержанием выполненных работ и уровнем достижения программных целей. В случае необходимости определяются подпрограммы в составе единой программы.

 

16.1.4. Характеристика системы программных мероприятий

 

Программы технологического развития конкурентоспособных производств глубокой переработки древесины, как и любые другие комплексные экономические программы, представляют собой совокупность мероприятий научно-технического, производственно - технологического, социально–экономического и организационного характера, увязанных между собой по ресурсам, срокам, исполнителям, времени осуществления и ориентированных на достижение определенной цели или решение проблемы. Система программных мероприятий должна включать:

1. Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и технологических разработок, экспериментальное подтверждение их результатов, выпуск конструкторской и технологической документации, необходимой для организации и освоения производства данного вида продукции, освоение производства опытных образцов продукции и первых серий (инновационная подпрограмма).

2. Меры по созданию условий для производства и приобретения материальных факторов производства, включая строительно-монтажные работы, замену и доукомплектование существующего технологического оборудования приобретение сырья, комплектующих изделий, материалов, энергии, полуфабрикатов, доставку материалов, обеспечение складирования и хранения (производственная подпрограмма). Мероприятия по найму рабочей силы, подготовке, переподготовке и обучению работников новым специальностям. Мероприятия по осуществления производства запланированного количества продукции требуемого качества в сроки, намеченные программой. Меры по организации доставки продукции на рынки сбыта или по транспортировке продукции потребителям.

3. Мероприятия в области маркетинга, способствующие эффективному осуществлению программы, способствующие эффективной реализации программной продукции и последующим обслуживанием.

4. Перечень и наименование мероприятий по развитию инфраструктуры и социальной сферы, обусловленные выполнением программы.

5. Отсутствие ограничений, вытекающих из экологических условий производства и потребления программной продукции, мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды или снижения её к минимуму, охране природы, связанные с реализацией программы.

6. Программные мероприятия по стандартизации и метрологии, необходимые для разработки, производства, эксплуатации и утилизации продукции, строительства объектов, организации технологических процессов и других работ, предусмотренных программой, в том числе внесение изменений в существующие и выпуск новых стандартов, а также выполнение работ, связанных с гармонизацией отечественной базы стандартизации с международными стандартами.

 

16.1.5. Ресурсное обеспечение программ развития

 

Развитие производства программной продукции, а также реализация необходимых для этого программных мероприятий потребует непрерывной поставки сырья, материалов энергии, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей, которые производятся на предприятиях смежниках.

Для оценки потребности в материальных ресурсах в данном разделе программы необходимо предусмотреть:

1. Установление номенклатуры сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов, комплектующих в соответствии с требуемыми характеристиками;

2. Определение объемов и сроков их поставок;

3. Установление перечня поставщиков и рынка закупок с выделением российских и зарубежных поставщиков;

4. Определение величины издержек на закупку сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, комплектующих.

Кроме того, в данном разделе программы должна быть определена потребность в нематериальных активах, необходимых для ее выполнения в виде информации, лицензий, ноу-хау, методической, проектно-конструкторской документации, средств организационного обеспечения и управления программой и меры для их приобретения.

В целях обеспечения финансирования реализации программных мероприятий в необходимых объемах в данном разделе программы должны быть осуществлены следующие проработки:

1. Расчет полных потребностей программы в финансовых ресурсах с учетом расходов на все программные мероприятия и с разделением по временным периодам.

2. Установление доли потребности программы в финансовых ресурсах, которые возможно удовлетворить за счет федерального бюджета и региональных бюджетов, и необходимости государственной поддержки в косвенной форме в виде налоговых, тарифных и иных льгот;

3. Установление объемов и источников финансирования программы за счет средств ее участников, выделяемых из их собственных накоплений или за счет привлекаемых ими кредитов;

4. Установление объемов и обеспечение финансирования программы за счет участия в ней отечественных и зарубежных организаций, вкладывающих средства в программу на основе долевого участия в прибыли;

5. Установление объемов и обеспечение финансирования программы на основе привлечения кредитов отечественных и зарубежных банков, других финансовых институтов, подкрепленных государственными гарантиями.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 256.