Экономические блага и их классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Благо – это средство для удовлетворения потребностей. А.Маршалл оп-ределил благо как “желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую по-требность”. Классификация благ отличается большим разнообразием. Отме-тим важнейшие из них с точки зрения различных критериев классификации.

Экономические и неэкономические блага. С точки зрения ограниченнос-ти благ по отношению к нашим потребностям мы говорим об экономических благах. Но есть и такие блага, которые по сравнению с потребностями име-ются в неограниченном количестве (например, воздух). Такие блага называ-ются неэкономическим или свободными.

Потребительские и производственные блага. Иногда их называют пред-метами потребления и средствами производства. Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потреб-ностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы лю-дям. Производственные блага – это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здание, земля, профес-сиональные навыки (квалификация).

С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делят-ся на материальные и нематериальные. Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться, и хранится длительное время.

Исходя из срока использования, различают материальные блага длитель-ного пользования и разового использования.

Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условия-ми жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессио-нальное мастерство. В отличие от материальных благ услуги не могут нака-пливаться и сохранятся в течение длительного времени. Процесс их произ-водства и потребления совпадают.

Существует множество видов услуг, которые делятся условно на:

1. Коммуникационные – услуги транспорта, связи;

2. Распределительные – торговля, сбыт, складское хозяйство;

   3. Деловые – финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга;

   4. Социальные услуги – образование, здравоохранение, искусство, куль-тура, социальное обеспечение;

   5. Общественные – услуги органов государственной власти (обеспечение стабильности в обществе).

В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.

Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуаль-ного спроса. Такое благо делимо, и оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.

Общественные блага – это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транспорт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.

Во всех приведенных примерах общественных благ возникает проблема ”безбилетника”, т.е. ситуация, когда лицо пользуется благом, не заплатив за него. Из-за огромного количества пользователей благ слишком велики из-держки (затраты), выявление того, кто платит, а кто бесплатно пользуется об-щественными благами, что и порождает проблему “безбилетника”. Поэтому общественные блага не могут быть предоставлены рынком в оптимальном количестве. Рыночное производство общественных благ неэффективно.

Для производства общественных благ в оптимальном количестве нужно взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству. Оно обладает инструментами налогообложения и механизмом перераспределения в виде государственного бюджета.

Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.

Взаимозаменяемые блага называются субститутами. Эти блага удовлет-воряют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потреб-ления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.).

Взаимодополняемые блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).

При всем этом блага делятся на нормальные и низшие.

К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увели-чивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.

Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода – увеличи-вается (картофель и хлеб).

 

Потребности

Конечной целью функционирования любой экономики является удов-летворение потребностей общества и индивидов. Именно на это направлен процесс производства, который неразрывно связан с потреблением благ и ус-луг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства.

С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базиру-ются на двух аксиомах. Первая аксиома – потребности общества – безгранич-ны. Вторая аксиома – ресурсы общества, необходимые для производства то-варов и услуг, – ограничены.

Отмеченное противоречие разрешается путем выбора. Не случайно одно из определений экономики гласит: экономика описывает и анализирует вы-бор из ограниченных ресурсов производства благ и услуг для максимального удовлетворения потребностей.

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Товары и услуги, в которых испытывают потребности люди, исчисляют-ся миллионами. Экономисты изучают материальные потребности, т.е. жела-ния потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляю-щие им удовлетворение.

В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в коли-чественном и качественном отношении потребности. Их структура изменяет-ся, приоритеты смещаются, развивается взаимозаменяемость. Непрерывное возрастание потребностей подтверждается многочисленными фактами из экономической эволюции человечества. В течение каждых десяти лет коли-чество видов потребительских товаров и услуг удваивается. Эта историичес-кая закономерность называется законом возвышения потребностей.

Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизнен-но важные нужды человека (пища, одежда, жилье) и вторичные, к которым относятся все остальные (досуг, культура, спорт). Продукты, предназначен-ные для удовлетворения потребностей, делят на предметы первой необходи-мости и предметы роскоши. Это деление условно. То, что является предме-том первой необходимости для одного человека, может оказаться предметом роскоши для другого, и наоборот.

К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с товарами, удовлетворяют наши потребности (автосервис, парикмахерские, юридическая консультация и т.д.). Многие изделия и покупаются ради услуг: автомобиль, стиральная машина, пылесос и др.

В состав материальных включаются также потребности предприятий, правительственных учреждений. Частным предприятиям необходимы зда-ния, сооружения, оборудование, транспортные средства, складские помеще-ния и многое другое для производственных целей. Обществу, для удовлетво-рения коллективных потребностей граждан, необходимы железные дороги, шоссе, школы, больницы, военная техника.

 

Факторы производства

Все природные и произведенные людьми материальные блага, которые используются для производства других благ и услуг, называются экономи-ческими ресурсами, либо факторами производства. К экономическим ресур-сам относятся:

– природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные, биологические), со-кращенно – земля;

– трудовые ресурсы (люди с их способностью производить материаль-ные блага и услуги), сокращенно – труд;

– капитал (в форме денег или средств производства);

– предпринимательские способности (способности людей к организации производства).

Многие экономисты считают, что в настоящее время новыми важными экономическими ресурсами стали знания и информация.

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе научных достижений. Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной сто-роны и обращают внимание на квалификацию работников. А квалификация зависит, прежде всего, от полученного ими образования. Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования обо-рудования, т.е. реального капитала, наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы подвижны (мобильны), так как могут переме-щаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мо-бильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (земля). Более подвижны трудовые ресур-сы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы. Еще более мобильны предпринимательские способности. Наиболее мобильны два ре-сурса – капитал и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отражают их другое свойство – взаимозаменяемость (альтернативность). Например, если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это за счет:

а) расширения посевных площадей;

б) увеличение использования труда;

в) расширение парка техники и инвентаря;

г) улучшения организации труда на ферме;

д) использования новых видов семян.

У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Так человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без инвентаря и оборудования. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две сме-ны. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную пла-ту.

Предприниматель постоянно должен отыскивать наиболее рациональ-ную комбинацию ресурсов, используя их взаимозаменяемость.

Ресурсы могут обладать абсолютной взаимозаменяемостью. Это означа-ет, что выпуск продукции может быть обеспечен как путем использования какого-либо одного из двух ресурсов, так и путем их комбинации. Например, нефть и газ, как сырье для получения энергии, являются абсолютно взаимоза-меняемыми.

Ресурсы обладают свойством абсолютной комлементарности. Это озна-чает, что два ресурса, используемых для производства какой-либо продук-ции, имеют определенную пропорцию. В качестве примера такого производ-ства можно привести уборку улицы дворником с метлой. Сочетание 20 двор-ников и 1 метлы экономически бессмысленно. Точно также если автопарк увеличился на 1 автомобиль, то и число водителей должно увеличиться в такой же пропорции.

 

Производство

Производство – это регулируемый людьми процесс создания продуктов (изделий, энергии, услуг). Производство предполагает использование факто-ров производства (рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг). Оно требует соблюдения технических условий и правил, а также учета социально-этических норм. Теория производства как раздел нау-ки о народном хозяйстве и экономике предприятия изучает функциональные связи между затратами факторов производства и выходом продукции.

Процесс производства материальных и нематериальных благ и услуг яв-ляется основой развития экономического субъекта, в частности, и нации в це-лом.

Производство – это исходный пункт создания материальных и нематери-альных благ и услуг. Но исходный только в рамках той очевидной истины, что для того, чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище и т.д. В рыночном же хозяйстве производство будет осуществляться только тогда, когда сфера обмена даст производителю соответствующий ценовой сигнал. Созданные в процессе производства блага завершают свое движение в потре-блении. Но важно подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. И в перво-бытной общине, и в рабовладельческом обществе, и при феодализме потреб-ление является целью производства.

Однако в системе рыночного хозяйства непосредственной целью являет-ся не потребление, а получение прибыли.

Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют фак-торы производства – труд, капитал, земля и предпринимательство. Факторы производства (ресурсы) необходимы для создания потребительских благ для удовлетворения потребностей субъектов.

Поскольку потребности растут количественно, изменяются качественно и структурно, то ресурсов для их удовлетворения требуется все больше и больше. Однако в единицу времени может быть использовано ограниченное количество ресурсов, поскольку время – самый ограниченный ресурс.

Таким образом, в экономической деятельности разным по количеству, качеству и структуре изменяющихся потребностей противостоят ограничен-ные по количеству и разнообразию ресурсы (естественные и создаваемые трудом), необходимые для удовлетворения потребностей субъектов и нации в целом.

Выбор путей использования ограниченных ресурсов рационален в том случае, если он обеспечивает минимизацию затрат и максимизацию полезно-го эффекта. Только тогда будет обеспечено оптимальное функционирование экономики.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 212.