Предмет экономической теории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Соотношение наименований экономической науки

Становление экономической науки как самостоятельной академической дисциплины произошло на рубеже 16 – 17-х веков.

Понятие “экономика” часто используется для характеристики общест-венного производства. Существуют разные подходы к определению содержа-ния экономики. Во-первых, экономика рассматривается как совокупность от-раслей и видов материального и нематериального производства. В ней созда-ются блага и услуги для людей. Во-вторых, с экономикой обычно ассоцииру-ется совокупность экономических отношений, складывающихся между людь-ми в процессе производства, распределения, обмена и потребления. В-треть-их, под экономикой понимается отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений. В-четвертых, исследова-тели имеют в виду экономику, когда выделяют микро- и макроэкономичес-кий уровни производства и мировую экономику. В-пятых, выделяют различ-ные формы экономики: рыночную, смешанную и др. В-шестых, экономике придается ведущее место в системе общественных отношений. Она опреде-ляет содержание политической, правовой, духовной и других сфер общест-венной жизни. Например, экономическая политика представляет собой кон-центрированное выражение экономики. Это означает, что политика порожда-ется экономикой.

Политическая экономия (Антуан де Монкретьен 1615г.). Политейя – об-щественное устройство; ойкос – хозяйство; номос – закон. Выходит, что по-литическая экономия – это наука о ведении общественного хозяйства.

Экономикс (Альфред Маршалл “Принципы экономики”, 1890г.) – тео-рия рыночной организации общественного производства. Это наука, изучаю-щая способы функционирования рыночного хозяйства.

Экономикс является начальным курсом экономической теории.

Экономика – это научная дисциплина, занимающаяся изучением секто-ров (промышленность, сельское хозяйство, услуги) и отраслей хозяйства страны или отдельных ее регионов, а также некоторых условий и элементов производства.

Как науку или учебную дисциплину экономику обычно называют эконо-мической теорией.

Тема 2. Общие основы экономического развития

Потребности

Конечной целью функционирования любой экономики является удов-летворение потребностей общества и индивидов. Именно на это направлен процесс производства, который неразрывно связан с потреблением благ и ус-луг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства.

С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базиру-ются на двух аксиомах. Первая аксиома – потребности общества – безгранич-ны. Вторая аксиома – ресурсы общества, необходимые для производства то-варов и услуг, – ограничены.

Отмеченное противоречие разрешается путем выбора. Не случайно одно из определений экономики гласит: экономика описывает и анализирует вы-бор из ограниченных ресурсов производства благ и услуг для максимального удовлетворения потребностей.

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Товары и услуги, в которых испытывают потребности люди, исчисляют-ся миллионами. Экономисты изучают материальные потребности, т.е. жела-ния потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляю-щие им удовлетворение.

В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в коли-чественном и качественном отношении потребности. Их структура изменяет-ся, приоритеты смещаются, развивается взаимозаменяемость. Непрерывное возрастание потребностей подтверждается многочисленными фактами из экономической эволюции человечества. В течение каждых десяти лет коли-чество видов потребительских товаров и услуг удваивается. Эта историичес-кая закономерность называется законом возвышения потребностей.

Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизнен-но важные нужды человека (пища, одежда, жилье) и вторичные, к которым относятся все остальные (досуг, культура, спорт). Продукты, предназначен-ные для удовлетворения потребностей, делят на предметы первой необходи-мости и предметы роскоши. Это деление условно. То, что является предме-том первой необходимости для одного человека, может оказаться предметом роскоши для другого, и наоборот.

К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с товарами, удовлетворяют наши потребности (автосервис, парикмахерские, юридическая консультация и т.д.). Многие изделия и покупаются ради услуг: автомобиль, стиральная машина, пылесос и др.

В состав материальных включаются также потребности предприятий, правительственных учреждений. Частным предприятиям необходимы зда-ния, сооружения, оборудование, транспортные средства, складские помеще-ния и многое другое для производственных целей. Обществу, для удовлетво-рения коллективных потребностей граждан, необходимы железные дороги, шоссе, школы, больницы, военная техника.

 

Факторы производства

Все природные и произведенные людьми материальные блага, которые используются для производства других благ и услуг, называются экономи-ческими ресурсами, либо факторами производства. К экономическим ресур-сам относятся:

– природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные, биологические), со-кращенно – земля;

– трудовые ресурсы (люди с их способностью производить материаль-ные блага и услуги), сокращенно – труд;

– капитал (в форме денег или средств производства);

– предпринимательские способности (способности людей к организации производства).

Многие экономисты считают, что в настоящее время новыми важными экономическими ресурсами стали знания и информация.

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе научных достижений. Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной сто-роны и обращают внимание на квалификацию работников. А квалификация зависит, прежде всего, от полученного ими образования. Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования обо-рудования, т.е. реального капитала, наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы подвижны (мобильны), так как могут переме-щаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мо-бильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (земля). Более подвижны трудовые ресур-сы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы. Еще более мобильны предпринимательские способности. Наиболее мобильны два ре-сурса – капитал и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отражают их другое свойство – взаимозаменяемость (альтернативность). Например, если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это за счет:

а) расширения посевных площадей;

б) увеличение использования труда;

в) расширение парка техники и инвентаря;

г) улучшения организации труда на ферме;

д) использования новых видов семян.

У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Так человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без инвентаря и оборудования. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две сме-ны. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную пла-ту.

Предприниматель постоянно должен отыскивать наиболее рациональ-ную комбинацию ресурсов, используя их взаимозаменяемость.

Ресурсы могут обладать абсолютной взаимозаменяемостью. Это означа-ет, что выпуск продукции может быть обеспечен как путем использования какого-либо одного из двух ресурсов, так и путем их комбинации. Например, нефть и газ, как сырье для получения энергии, являются абсолютно взаимоза-меняемыми.

Ресурсы обладают свойством абсолютной комлементарности. Это озна-чает, что два ресурса, используемых для производства какой-либо продук-ции, имеют определенную пропорцию. В качестве примера такого производ-ства можно привести уборку улицы дворником с метлой. Сочетание 20 двор-ников и 1 метлы экономически бессмысленно. Точно также если автопарк увеличился на 1 автомобиль, то и число водителей должно увеличиться в такой же пропорции.

 

Производство

Производство – это регулируемый людьми процесс создания продуктов (изделий, энергии, услуг). Производство предполагает использование факто-ров производства (рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг). Оно требует соблюдения технических условий и правил, а также учета социально-этических норм. Теория производства как раздел нау-ки о народном хозяйстве и экономике предприятия изучает функциональные связи между затратами факторов производства и выходом продукции.

Процесс производства материальных и нематериальных благ и услуг яв-ляется основой развития экономического субъекта, в частности, и нации в це-лом.

Производство – это исходный пункт создания материальных и нематери-альных благ и услуг. Но исходный только в рамках той очевидной истины, что для того, чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище и т.д. В рыночном же хозяйстве производство будет осуществляться только тогда, когда сфера обмена даст производителю соответствующий ценовой сигнал. Созданные в процессе производства блага завершают свое движение в потре-блении. Но важно подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. И в перво-бытной общине, и в рабовладельческом обществе, и при феодализме потреб-ление является целью производства.

Однако в системе рыночного хозяйства непосредственной целью являет-ся не потребление, а получение прибыли.

Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют фак-торы производства – труд, капитал, земля и предпринимательство. Факторы производства (ресурсы) необходимы для создания потребительских благ для удовлетворения потребностей субъектов.

Поскольку потребности растут количественно, изменяются качественно и структурно, то ресурсов для их удовлетворения требуется все больше и больше. Однако в единицу времени может быть использовано ограниченное количество ресурсов, поскольку время – самый ограниченный ресурс.

Таким образом, в экономической деятельности разным по количеству, качеству и структуре изменяющихся потребностей противостоят ограничен-ные по количеству и разнообразию ресурсы (естественные и создаваемые трудом), необходимые для удовлетворения потребностей субъектов и нации в целом.

Выбор путей использования ограниченных ресурсов рационален в том случае, если он обеспечивает минимизацию затрат и максимизацию полезно-го эффекта. Только тогда будет обеспечено оптимальное функционирование экономики.

Экономический выбор

Ограниченность, свойственная всем разновидностям ресурсов, вынужда-ет людей делать экономический выбор: что, как и для кого производить, в каких количествах и в какие периоды времени. В рыночных условиях каж-дый предприниматель обособленно решает эти вопросы. Ограниченность ре-сурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди.

Ограниченность свойственна ископаемым, капиталу, знаниям и инфор-мации о технологиях производства. Так ограниченность ресурса труда прояв-ляется в том, что человек как работник способен производить только какой-либо один вид продукта, работать только в одной отрасли. Однако его пот-ребности не могут быть удовлетворены одной разновидностью продукта, ко-торый он производит. Его потребности, как и потребности всех людей, ис-числяются множеством потребительских благ. Но занятость каждого челове-ка в одной отрасли исключает возможность его одновременной занятости во всех остальных отраслях.

В каждый данный момент времени количество любых ресурсов пред-ставляет собой величину фиксированную. Применение всех в какой-либо од-ной отрасли исключает возможность их применения в какой-либо другой.

Из одного и того же сырьевого ресурса также может быть произведена только какая-то одна разновидность экономического блага, но не две и не три, хотя потребность в этом существует. Следовательно, решение вопроса о том, что, как и для кого производить связано с альтернативой, выбором в пользу выпуска одних благ и отказа от выпуска других, не менее необходи-мых людям благ. Издержки такого выбора называют альтернативными издер-жками.

 

Права собственности

В экономической теории широкое распространение получило институ-циональное направление экономического анализа. Одной из наиболее извест-ных теорий этого направления является теория прав собственности (Рональд Коуз). По мнению автора, собственностью является не сам по себе ресурс, а пучок прав по использованию ресурса. Полный пучок состоит из следующих прав:

1. Право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами;

2. Право использования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя;

3. Право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать ис-пользование благ;

4. Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ;

5. Право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение бла-га;

6. Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

7. Право на передачу благ в наследство;

8. Право на  бессрочность обладания благом;

9.Запрет вредного использования, т.е. запрет использования вещи спосо-бом, наносящим вред имуществу других хозяйствующих субъектов;

10.Право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыска-ния блага в уплату долга;

11.Право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возника-ют в связи с существованием благ, и касаются их использования. Иначе гово-ря, права собственности есть не что иное, как определенные “правила игры”, принятые в обществе.

И еще одна отличительная черта теории прав собственности. Собствен-ность неразрывна с ограниченностью ресурсов. Собственность своим конеч-ным основанием имеет существование благ, количество которых меньше по сравнению с потребностями в них. Такое несоответствие ведет к тому, что центральным моментом отношений собственности становится их исключаю-щий характер. Иными словами, обеспечение прав собственности предусмат-ривает исключение других лиц из числа пользователей ограниченных ресур-сов. Исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфи-цировать права собственности на них. Спецификация прав собственности – это закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономи-ческими субъектами. Государству принадлежит особая роль в данной специ-фикации (Конституция, законы, акты и т.д.). Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.

Чем определеннее права собственности, тем сильнее стимул у хозяйст-вующего субъекта принимать эффективные решения с целью получения по-ложительного результата.

Существуют различные режимы прав собственности:

– частная собственность. В этом случае исключительными правами пользуются отдельные индивиды;

– государственная собственность (права принадлежат государству и его органам управления);

– коммунальная собственность. Права принадлежат сообществу людей, которые контролируют доступ к ресурсу;

– общая собственность, или свободный доступ к ресурсам.

Эти базисные режимы прав собственности сосуществуют в самых раз-личных сочетаниях в разных странах.

Современная экономическая система западных стран именуется смешен-ной экономикой. Это означает сосуществование механизма рынка и госу-дарственного регулирования экономики. В ней частная собственность прео-бладает. Расширение государственного сектора усиливает иерархию в данной системе, а это чревато нарастанием трансакционных издержек.

 

Трансакционные издержки

Экономическая теория использует категорию “трансакционные издерж-ки”. Этот термин ввел Рональд Коуз. Данные издержки не связаны с произ-водством, а представляют собой затраты, которые сопутствуют производст-ву. Вот некоторые важные из них:

    1. Издержки поиска информации о контрагентах хозяйственных сделок с целью получения наиболее выгодных условий купли-продажи;

    2. Издержки заключения хозяйственного договора (контракта). Для этого требуются затраты времени и денег;

    3. Издержки измерения, которые связаны с необходимостью затрат на приобретение измерительной аппаратуры, на получение знаний товароведа или на приобретение торговой марки (брэнда);

    4. Издержки спецификации и защиты прав собственности, связанные с издержками на установление объекта и субъекта собственности, а также с функционированием судебной системы и органов охраны правопорядка (аль-тернативный способ защиты своей собственности – “крыши”);

    5. Издержки оппортунистического поведения, означающего нечест-ность, обман, скрытие информации. Короче, это просчитанные усилия по сбиванию с правильного пути. Оно влечет за собой ощутимые издержки как до, так и после заключения сделки. Выявление и наказание нарушителя дого-вора связано с издержками (Доверяй, но проверяй).

Трансакционные издержки пронизывают всю ткань экономической жиз-ни общества. Мы сталкиваемся с ними на каждом шагу, даже не осознавая этого. Трансакционные издержки в экономике, это все равно что трение в фи-зике. Если отсутствуют все перечисленные виды издержек, то обмен проис-ходил бы мгновенно, потому что не требовалось бы затрачивать ресурсы на поиск той информации, о которой говорилось выше.

Можно сказать, что трансакционные издержки – это издержки эксплуа-тации экономической системы. Любая экономика сталкивается с трансакци-онными издержками, и экономические агенты стремятся снизить их величии-ну. Задачу минимизации трансакционных издержек выполняют институты. Институты представляют собой рамки, в пределах которых люди взаимо-действуют друг с другом (Дуглас Норт). Институты снижают неопределен-ность, с которой сталкиваются экономические субъекты в процессе своей де-ятельности и тем самым способствуют минимизации трансакционных издер-жек.

Таким образом, оценивать эффективность спонтанных порядков или иерархий необходимо не с точки зрения нормативных оценок (плохие или хорошие), а с точки зрения экономии трансакционных издержек. Теория трансакционных издержек помогает понять, почему оказалась неэффектив-ной социалистическая система хозяйства. Попытка построить все обществен-ное производство по типу предприятия оказалось несостоятельной из-за ог-ромных трансакционных издержек.

Облик той или иной системы зависит от институтов, или “правил игры”, которых должны придерживаться все хозяйственные агенты. Рассмотрим один из важнейших институтов – право собственности.

 

Эволюция обмена

В основе экономического механизма нашей цивилизации лежит разделе-ние функций между людьми, исходя из физиологических и других особен-ностей. Механизм экономического сотрудничества людей предполагает, что какая-то группа или отдельный индивид сосредотачивается на выполнении строго определенного вида работы, тогда как другие занимаются иными ви-дами деятельности.

Все люди по роду своих занятий, деятельности, выполняемых функций обособленны друг от друга тем или иным образом. Эта обособленность и яв-ляется разделением труда. Разделение труда это – исторический процесс обо-собления, закрепления отдельных видов деятельности и сосуществования разнообразных видов трудовой деятельности.

Вместе и одновременно с процессом углубления и расширения разделе-ния труда развёртывается процесс его обобществления. Обобществление тру-да есть процесс вовлечения различных видов трудовой деятельности в еди-ный общественный процесс труда, связанный то ли обменом непосредствен-ной трудовой деятельностью, то ли результатами и продуктами трудовой дея-тельности.

Большинство современных благ - это результат деятельности массы лю-дей, одни из которых заняты выпуском отдельных деталей, другие - узлов, третьи агрегатов, четвертые- комплектующих изделий и т.д. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда предопределяет кооперационный характер взаимоотношений в сфере производства благ и ус-луг. Кооперация – это объединение разделенных производственных операций или обособленного выпуска узлов и деталей, необходимых для изготовления конечных продуктов, в единый процесс производства.

Сосредотачивая усилия на изготовлении какой либо одной вещи и обме-нивая продукты своего труда на продукты труда других людей, человек вскоре обнаружил: это сберегает ему время и силы, поскольку растёт произ-водительность труда всех участников обмена продуктами. И поэтому запу-щенный в глубокой древности механизм расширения и углубления разделе-ния труда исправно работает, и по сей день, помогая людям наиболее рациио-нально использовать имеющиеся ресурсы и получать наибольшую выгоду.

Обособление разнообразных видов трудовой деятельности создаёт усло-вия для достижения каждым участником производственного процесса высо-кого мастерства в избранном им деле, что обеспечивает дальнейшее повыше-ние качества производимых изделий и увеличение их выпуска.

Расширяющееся и углубляющееся разделение труда в ходе развития об-щества объективно выступало материальной основой зарождения, формиро-вания и процесса товарного производства. Любое обособление той или иной трудовой деятельности обусловливает отказ от выполнения других видов де-ятельности или трудовых функций. Однако человеку необходима вся гамма благ для удовлетворения потребностей. Причем эти потребности постоянно возрастают, изменяются и расширяются. В то же время его трудовая деятель-ность все больше и больше концентрируется на довольно узком круге выпол-няемых функций.

Следовательно, что бы удовлетворить свои потребности, хотя бы в од-ном продукте, от производства которого отказался тот или иной хозяйствен-ный субъект, он должен вступить в отношения обмена с другими хозяйству-ющими субъектами, которые производят данный продукт. Вступая в отноше-ния обмена, каждый товаропроизводитель, получая от своего контрагента ка-кое-то благо, взамен должен уступать, отдавать другие блага. Происходит то-варообмен. Таким образом, можно заключить, что товарное производство- это такая общественная форма производства, при которой продукты произво-дятся не для собственного потребления, а для обмена посредством купли-продажи на рынке.

Первоначально люди вступают в простой товарный обмен или такие от-ношения обмена, при которых продажа и купля товаров совпадали во време-ни и происходили без учета денег. Формула товарного обмена имеет следую-щий вид:

Т (товар) – Т (товар).

В результате развития товарообмена открывались все новые возможнос-ти для обособления других видов деятельности, ибо возрастала гарантия по-лучения недостающих благ, или продуктов, от производства которых товаро-производитель сознательно отказался. В процессе развития товарных отно-шений товарообмен претерпевал существенные трансформации, пока не был заменен товарным обращением, в основе которого находятся деньги – всеоб-щее покупательное средство, обладающее способностью обмениваться на любой товар. С возникновением денег обмен разделился на два противопо-ложных и дополняющих друг друга акта: продажу и куплю. Это создало ус-ловия, позволяющие включиться в обмен посреднику- купцу. В результате произошло новое крупное разделение труда (раньше произошло обособление земледелия от охоты, затем ремесла от земледелия)- выделение торговли в особый крупный вид хозяйственной деятельности. Таким образом, товарное обращение – это отношения обмена, которые опосредуются денежным экви-валентом. Оно имеет следующую формулу:

Т (товар) – Д (деньги) – Т (Товар)

Поиски экономической выгоды каждым товаропроизводителем толкали их к расширению торговли. Она стала и остается на сегодняшний день круп-ной сферой приложения специфического труда, направленного на обеспече-ние взаимосвязей между разнообразными, разрозненными товаропроизводи-телями. В настоящее время она располагает целым арсеналом форм и мето-дов исследования рынков (маркетинг), тенденцию его развития, возможных изменений, происходящих в товарных потоках. Выгоды - главный двигатель торговли.

 

Экономические агенты

Из-за ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной деятельности. Иногда хозяйственную деятельность называют экономической. При этом экономическая (хозяйственная) деятельность есть не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтерна-тивных вариантов использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности участвуют хозяйствующие субъекты, называемые в экономи-ческой теории экономическими агентами.

К экономическим агентам относятся домашние хозяйства (отдельные лица и семьи), предприятия (фирмы) и государство (органы государственно-го управления, государственные учреждения), а также некоммерческие орга-низации.

Отличительная черта экономических агентов – принятие и реализация решений в сфере хозяйственной деятельности.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его от-ношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располага-ют капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хо-зяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов и участие в управлении ограничены.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществляет опера-ции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно с потреблением. Домашние хозяйства получают доходы, предоставляя факто-ры производства (рабочую силу, землю, капитал и др.), которыми они распо-лагают. Полученные доходы используются ими на приобретение необходи-мых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов.

Предприятия (фирмы) осуществляют производственную деятельность, а так же инвестирование производства. Они разделяются по формам собствен-ности (частные, государственные), по размерам и масштабам производства и занимаются различными видами предпринимательской и коммерческой дея-тельности с целью извлечения прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации (благотворительные фонды, профсоюзные организации, ассоциации предпринимателей). Их ос-новная задача – удовлетворение потребностей людей, а не получение прибы-ли.

Основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности членов общества. Наряду с этим государство играет важную роль в экономической жизни общества. Оно активно вмеши-вается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют раз-личные показатели и критерии экономической активности государства, среди них доля государственных расходов в ВВП, доля налогов в ВВП, размеры го-сударственной собственности, объемы продукции, производимой государст-венными предприятиями.

 

Функции и структура рынка

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.

Самая важная функция рынка – регулирующая. В рыночном регулиро-вании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияю-щие на цены. Растет цена – сигнал к расширению производства, цена падает – к его сокращению. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он восстанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он внед-ряет в производство достижения научно-технического прогресса, снижает затраты на производство продукции и повышает её качество, расширяет ас-сортимент товаров и услуг.

Следующей функцией рынка является информационная. Рынок пред-ставляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходи-мых хозяйствующим субъектам. Он дает информацию о количестве, ассорти-менте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Нали-чие информации позволяет каждому предприятию сверять собственное про-изводство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с развитой конкуренцией потребитель имеет возмож-ность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу представляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Рынок выполняет и санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизненно способных хозяйствен-ных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных предприятий.

Рынок позволяет решать также проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства. Он позволяет пользоваться общечеловечески-ми ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Ме-ханизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. Рыноч-ная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресур-сов(включая импорт), которыми располагает страна . Дефицит противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлени-ем потребности и ее удовлетворением возможны, но они носят временный характер.

На рынке осуществляется реализация стоимости и доведение товаров до потребителя и таким образом рынок служит связующим звеном между произ-водителем и потребителем.

Рынок влияет на все фазы воспроизводства – производство, распределе-ние, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воз-действием спроса и предложения.

Структура рынка – это совокупность взаимосвязанных качественных и количественных соотношений между отдельными элементами рынка, харак-теризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функциони-рование рынка.

Рынок связан как с производственной, так и с духовной сферой. В него включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением произ-водства, а также элементы материального и денежного обращения. В соот-ветствии с этим рынок имеет многообразную структуру. 

По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок ка-питалов, рынок ценных бумаг, рынок труда валютный рынок, рынок инфор-мации, рынок инноваций и другие.

В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, ко-торый ограничивается одним или несколькими районами страны; националь-ный рынок, который охватывает его национальную территорию; мировой ры-нок, охватывающий все страны мира.

По механизму функционирования различают свободный, монополизиро-ванный и регулируемый рынок.

В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный (функциональный) и нелегальный (теневой) рынок.

По степени насыщенности товарами и услугами выделяют равновесный, дефицитный и избыточный рынок.

В экономике существуют не только отдельные, изолированные рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся в определен-ных соотношениях друг с другом.

Инфраструктура рынка

Под рыночной инфраструктурой понимается система учреждений и ор-ганизаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Ее характеризуют комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для нормального функ-ционирования рынка.

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и @@@ хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные коммер-ческие банки.

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы и биржи.

Ярмарка представляет собой регулярный рынок миро@ого значения, ко-торый организуется в определенном месте. Она может быть местом периоди-ческой торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа товара. Продавае-мые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену.

Биржа – место встречи покупателей и продавцов, место, где заключают-ся сделки. Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда.

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды организаций, обладающих пра-вом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто спосо-бен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в инвестиции. Ядро кредитной системы – банковская система, включа-ющая в себя центральные, коммерческие, ипотечные и инвестиционные бан-ки.

Важной частью инфраструктуры рынка является система законодатель-ства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая “правила рыночной игры”.

 

Теории стоимости

Стоимость относиться к числу функциональных, сквозных проблем эко-номики. Это объясняется глубиной и кругом рассматриваемых вопросов. На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности эконо-мических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена. Таким обра-зом, теория стоимости – это фундамент, на котором строится теоретическая конструкция экономики.

Первый весомый вклад в разработку теории стоимости внесла английс-кая классическая политэкономия (Петти, Смит, Риккардо). Дальнейшее раз-витие их взгляды получили в трудах К. Маркса. Стоимость признавалась как единственная исходная категория экономического анализа. Английская клас-сическая политэкономия выдвинула теорию трудовой стоимости, которая оп-ределяет стоимость материальных благ и источник доходов затратами труда в процессе производства.

После работ Смита и Риккардо в экономической практике господствую-щее положение занимали так называемые теории факторов производства. Ос-новные представители этих теорий – Сэй и Милль.

Согласно их взглядам, создание стоимости, во-первых, связывалось не с функционированием одного какого-то фактора производства (например, с трудом), а с несколькими факторами. Поскольку основных факторов произ-водства насчитывалось три – труд, капитал и земля, то создание стоимости приписывалось всем трем факторам. Во-вторых, стоимость рассматривалась как порождение соответствующих факторов производства. В-третьих, в ка-честве основных доходов в большинстве случаев принимались: заработная плата, предпринимательский доход, процент и рента.

В середине 19в. теория трудовой стоимости сводилась к следующим по-ложениям:

  1. стоимость блага бывает временная (рыночная) и постоянная (естест-венная). Естественная стоимость является стержнем, вокруг которого колеб-лется и к которому стремиться временная стоимость;

  2. Рыночная стоимость определяется спросом и предложением. При этом спрос зависит от рыночной стоимости;

  3. Рыночная стоимость по-разному определяется для невоспроизводимых и свободно воспроизводимых товаров. В первом случае она зависит от огра-ниченности блага. Во втором (преобладающем) – от величины издержек про-изводства товара и его доставки на рынок;

  4. Издержки производства состоят из заработной платы и прибыли на ка-питал и определяются, в конечном счете, количеством затраченного труда.

Таким образом, в классической модели средний уровень цен (естествен-ная стоимость) определяется в производстве и задаётся издержками. Предло-жение же товара определяется спросом, складывающимся при данной цене. Классической теории присуще противоречия, а некоторые ее положения тре-бовали уточнений.

Представители новой экономической концепции – теории предельной полезности (Бём Баверк, Менгер, Визер) – в качестве исходного явления при определении стоимости избрали отношение человека к вещи, субъективную оценку индивидуумов полезности различных благ. Это было поистине рево-люционное событие, впоследствии названное маржиналистской революцией (marginal – предельный).

Главные идеи маржинализма состоят в следующем:

1. Неприемлемо определять стоимость затратами труда;

2. Стоимость блага определяется величиной полезного эффекта, т.е. предельной полезностью блага;

3. Стоимость рассматривается как субъективная категория, отражаю-щая индивидуальные оценки полезности благ конкретными потребителями;

4. Введено понятие предельной величины и на основе этого разграни-чены совокупная и предельная полезность блага;

5. Стоимость труда и капитала, а, следовательно, и издержек произ-водства определяются как производные от стоимости (предельной полезнос-ти) потребительских товаров.

Теория предельной полезности заложила фундамент неоклассического экономического анализа (Маршалл). Утвердился принцип одновременной оценки стоимости конечных продуктов и факторов производства. Знаменитое сравнение Маршалла полезности и издержек с двумя лезвиями ножниц имеет следующий смысл: как нет основания говорить, разрезает ли лист бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц, так и том, регулируется ли стоимость по-лезностью или издержками производства. Его идея заключается в необходи-мости использования метода взаимного и одновременного определения обе-их ценностей. Именно через взаимодействие, в котором полезность и издерж-ки выступают как равноправные и независимые силы, определяется точка равновесия спроса и предложения и соответственно стоимость и цена.

В теории предельной полезности большое влияние обращается на проб-лему выбора отдельного потребителя. Проблема выбора, прежде всего, связа-на с пониманием и измерением предельной полезности.

 

Типы рыночных структур

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с сосуществовани-ем различных рыночных структур. Они отличаются друг от друга по коли-честву и размерам функционирующих на данном рынке предприятий, харак-теру производимой этими предприятиями продукции, возможностями входа на рынок новых предприятий и выхода из него, а также доступностью инфор-мации, необходимой для принятия экономических решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях сво-бодной, или совершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующим:

1. множеством покупателей и продавцов;

2. высокой мобильностью факторов производства;

3. отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

4. однородностью продаваемой продукции;

5. равным доступом всех участников рыночных отношений к инфор-мации.

При совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна. Поэтому ни один из продавцов или покупателей сам не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Совершенная конкуренция – это абстракция. В чистом виде она никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). По-этому совершенную конкуренцию можно рассматривать как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

Если хотя бы один из пяти признаков совершенной конкуренции отсут-ствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренци-ей. Различают три основных вида несовершенной конкуренции:

    1. Чистая монополия, когда на рынке одно предприятие является един-ственным продавцом товара и услуг и границы предприятия и отрасли совпа-дают;

    2. Олигополия, когда в отрасли существует незначительное число пред-приятий, производящих однородную продукцию;

    3. Монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа предприятий, производящих диффе-ренцированную продукцию.

Независимо от типа рыночных структур, важно отметить, что необходи-мым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отно-шений.

 

Функционирования

Рассмотрим модель свободной конкуренции отдельно взятого рынка. Взаимодействие его основных элементов – спроса, предложения и цены – раскрывает механизм рынка.

Пусть на товарном рынке, например, велосипедов существует режим свободной конкуренции. Это значит, что на нем представлено множество потребителей и покупателей, нуждающихся в велосипедах и имеющих средства для их приобретения. Экономический интерес потребителей состоит в том, что бы купить товар и удовлетворить свою потребность. Им противос-тоят продавцы – производители велосипедов. Затрачивая ресурсы на произ-водство и сбыт велосипедов, они заинтересованы в прибыльной продаже этих вещей.

Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения велосипедов. Несмотря на то, что им хотелось бы купить товар подешевле, они осознают, что у продавцов другие заботы – продать подороже. Поэтому любители велосипедов предла-гают за них так называемую цену спроса – предельную максимальную цену, за которую покупатели еще согласны взять товар. Выше ее рыночная цена подняться не может, так как у потребителей нет денег на покупку.

Между ценой спроса и количеством продаваемой продукции существует взаимная связь. С одной стороны, когда цена спроса велика, покупателей то-вара немного, сохраняется небольшой объем продаж. Если же цена спроса снижается, товар становиться более доступным, число потребителей растет вместе с количеством продаваемых изделий.

Итак, зависимость между ценой спроса и количеством продаваемого то-вара, описывающая рыночное поведение потребителя называется кривой спроса.

Производители – продавцы стремятся продать товар подороже, сознавая, что у потребителей иные интересы. В результате образуется цена предложе-ния. Это предельная минимальная цена, по которой производители еще гото-вы продать свои изделия покупателям. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения потому, что производство, и сбыт, стали бы нерен-табельными.

Чем меньше цена предложения, тем меньше количество велосипедов по-ступит в продажу, поскольку у многих изготовителей издержки производст-ва и сбыта окажутся выше этой сравнительно небольшой цены, что сделает невыгодным выпуск товара. По мере повышения цены предложения будут возрастать и число производителей, и объем поставок на рынок. Поведение продавцов характеризуется кривой предложения.

Интересы производителей и потребителей совпадают в точке пересече-ния кривых спроса и предложения. Это равновесное состояние рынка, при котором достигается наилучший объем производства и продаж, равный опти-мальной величине покупок и потребления, а рыночная цена становится ценой равновесия. Действительно, изготовителям невыгодно дальнейшее повыше-ние цены и расширение предложения, ибо тогда товар не найдет спроса, а они обанкротятся. Соответственно и потребителям не приходиться рассчиты-вать на приобретение большого количества товара или на снижение его це-ны: такое развитие ситуации противоречит интересам производителей.

 

Анализе

Рыночный спрос и рыночное предложение взаимосвязаны. Хотя интере-сы продавцов и покупателей на рынке противоположны, тем не менее, уста-навливается некая равновесная цена, удовлетворяющая обе стороны.

Равновесная цена изменяется с течением времени. В зависимости от вре-менного интервала различают мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие.

Мгновенное равновесие имеет место тогда, когда при неменяющемся предложении спрос в силу каких-то причин быстро растает. Равновесная це-на при этом значительно возрастает.

Краткосрочное равновесие наступает тогда, когда предложение возрас-тает, но число производителей данного товара не увеличивается. Рост пред-ложения есть нормальная реакция производителей на увеличение спроса. Та-кое случается довольно часто и по разным причинам. Объем производства начнет расти вследствие более интенсивного использования всех факторов производства. Равновесная цена в этом случае будет ниже той, которая была при мгновенном равновесии.

Таков краткосрочный эффект действия рыночного механизма. На боль-шее он пока не способен, поскольку дальнейшее наращивание производства за счет имеющихся ресурсов невозможно. Для увеличения производства не-обходимы дополнительные ресурсы, а на это требуется время.

Итак, в краткосрочном периоде увеличение спроса приводит к незначи-тельному росту объема производства и к увеличению цены равновесия, так как предложение не полностью удовлетворяет возросший спрос.

Производители расценивают возрастание спроса и соответственно но-вую, более высокую цену как мощный стимул расширения производства и продаж. Одновременно такая цена сигнализирует всем владельцам факторов производства, что это производство превращается в сферу выгодного вложе-ния капитала. Владельцы ресурсов направляют дополнительные денежные средства в данное производство, в результате чего изменяются условия про-изводства, растет предложение.

Когда же объем предложения начинает увеличиваться за счет увеличе-ния числа производителей, введения в производство дополнительных мощ-ностей, устанавливается долгосрочное равновесие. Расширение объема про-изводства сказывается на снижении равновесной цены. Такое равновесие на-зывают еще нормальным, потому что все большее товарное насыщение рын-ка порождает конкуренцию между производителями, в результате чего уста-навливается длительное равновесие между спросом и предложением.

Итак, в долгосрочном периоде увеличение предложения товара снижает цену равновесия. Таким образом, поведение рынка в краткосрочном и долго-срочном периоде различно.

Мгновенное и краткосрочное равновесные состояния следует рассматри-вать как этапы в становлении долгосрочного, нормального равновесия. Од-нако взаимоприспособление спроса и предложения не может быть статич-ным. Изменение уравновешивающих факторов дестабилизирует рыночное равновесие.

Различают стабильное (устойчивое) и не стабильное (неустойчивое) ры-ночное равновесие. Первое имеет место тогда, когда нарушенное равновес-ное состояние восстанавливается опять. Второе – когда нарушенное равнове-сие рынка остается таковым на протяжении длительного периода. Примером второго может служить ситуация с хроническим товарным дефицитом, когда продолжительное время покупательский спрос остается неудовлетворенным.

 

Эластичность спроса

С повышением пев на продукцию предприятия можно ожидать снижения спроса на нее. Активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия предприятия. В то же время, с ростом доходов населения предприятие может рассчитывать на расширение покупательского спроса и, соответственно, увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Однако нас интересует величина из­менения спроса. Как изменится величина спроса при повышении или понижении цены продукции? Обычно предприятие, повышая цену, рас­считывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее сни­жению за счет сокращения величины спроса и, соответственно, уменьшения сбыта.

Поэтому для предприятия при планировании объема и структуры произ­водства важно знать, какое воздействие на величину спроса могут оказать изменения цены продукции, дохо­дов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конку­рентами.

Мера реакции одной величины на изменение другом называется эластичностью. Эластичность показывает, насколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении: другой на один процент. Примером может служить эластичность спро­са пс пене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится з процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса (EP)

EP =∆Q/∆P, где ∆Q – прирост величины спроса в %; ∆P – прирост цены в %.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров явля­ется отрицательной величиной. Действительно, если цена товара сни­жается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак "минус" опускается).

Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало уве­личение спроса на него на 10%'. Показатель эластичности будет выг­лядеть следующим образом:

EP =10/-5=-2 | EP |=2

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему коли­чественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спросе относительно неэластичен. В этом случае измене­ние цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. Изменение цены а этом случае приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Рассмотрим два варианта графиков спроса. На рис.1

 

 


                                               

Снижение цены с  P0 до P1 на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1 на 20 шт. (на 200%) . Коэффициент элас­тичности будет равен 6(200:33), т.е. больше 1, и спрос эластичен. Выручка от реализации увеличится с 3000 (100х10) до 6000 руб.(200хЗ0), т.е. вырастет в два раза. Заштри­хованные прямоугольники А и В показывают выручку от реализации продукции до и после снижения цены в условиях эластичного  спро­са. Площадь прямоугольника B больше площади прямоугольника А. На рис. 2

 


                                                                                             

Графически иллюстрируется пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. с Р0 до Р1 увеличит величину спроса только на 2 шт. Выручка от реализации при этом упадет с 3000 (300x10) до 2400(200x12), Естественно, что при такой ситуации предприятие не будет снижать цену своей продукции, опасаясь снижения своих доходов.

Р
Существуют два крайних случая. В первом возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупате­лями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобрете­ния данного товара (если цена повышается), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена будет снижена). Спрос при этом является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графиче­ски этот случав можно изобразить в виде прямой, параллельной гори­зонтальной оси.

 

                                               

 

Спрос абсолютно эластичен.

Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно не­эластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса» График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая , перпен­дикулярная горизонтальной осе. Примером может служить спрос на от­дельные виды лекарств, хлеб и т.д.

 

 

Спрос абсолютно неэластичен.

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой элас­тичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности;

1<| EP |≤∞ спрос эластичен;

0≤| EP |<1 спрос неэластичен;

|EP |=1 спрос с единичной эластичностью.

Для измерения эластичности спроса по пене не о-? ходи о подсчи­тать процентное изменение величины спроса, процентное изменение цены и соотнести их:

EP =∆Q/Q:∆P/P=∆Q/∆P*P/Q

Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продук­тов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможность для покупателя отказаться от приобретения данного кон­кретного продукта в случае повышения его цены» тем выше эластичность спроса на данный товар.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном.

Для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара используется понятие перек­рестной эластичности спроса. Коэффициент перекрестной эластич­ности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

E C =((Q 1A - Q 0A )/ Q 0A):(( P1 Б - P0 Б)/ P0 Б)

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары мы рассматриваем - взаимозаменяемые или взаимодопол­няемые.

Если товары  взаимозаменяемые, коэффициент перекрест­ной эластичности будет положительным. Так, подорожание сливоч­ного масла вызовет увеличение спроса на маргарин. Если товары являются взаимодополняемыми (автомобиль и бензин), величина спроса будет изменяться в том же направлении, что и цены, а коэффициент эластичности будет отрицательным.

Измерив перекрестную эластичность мы можем определить, явля­ются ли выбранные товары взаимодололняемнмн или взаимозаменяе­мыми и, соответственно, как изменение пены на какой-то опт вед продукции, производимой предприятием. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные, например доход. Эластичность спроса измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относятся ли данный товар к категории нормаль­ных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).

Основная масса потребительских товаров относится к категорий нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного поль­зования. Однако есть товары, спрос на которые обратно пропорци­онален доходам потребителем (крупы, сахар, хлеб и т.п.)



Эластичность предложения

По той же формуле, что и коэффициент эластичности спроса, рассчитывается коэффициент эластичного предложения. Различие состоит только в том, что вместо величины спроса берется величина предложения.

E S =((Q 1 - Q 0 )/ Q 0):(( P1  - P0 )/ P0 ),

Где Q 0 и Q 1 - предложение до и после изменения цены;

P0 и P1   - цены до и после изменения.

Измерив эластичность предложения по цене, мы можем получить ответ на вопрос на сколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.

Предложение, поскольку оно связано с изменением производствен­ного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Фактор времени поэтому является важнейшим в определении показате­ля эластичности.

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практи­ческое значение. Например, увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери час­ти потребительского спроса? Чтобы ответить на эти вопросы ж пра­вильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластич­ность спроса и предложения на данный товар.

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практи­ческое значение. Например, увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он или вообще не изменится? Компенсирует ли рост пены сокращение прибыли за счет потери час­ти потребительского спроса? Чтобы ответить на эти вопросы ж пра­вильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо знать эластич­ность спроса и предложения на данный товар.

Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на цено-вую политику предприятия. Предположим, что какое-то предприятие построило многоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует пред­лагать квартиры съемщикам. Расходы на эксплуатацию дома фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано. Если предприятие знает спрос на квартиры и его эластичность, оно может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать.

С понятием эластичности спроса и предложения связано понятие гибкости цены. Гибкость цены может  быть определена как величина обрат­ная эластичности. Она измеряет влияние изменения спроса и предложения на изменение цены.

Излишки потребителя

Кривая предельной полезности позволяет осмыслить и такое понятие, как излишек потребителя. Смысл этого понятия заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой единице товара, которая предшествует этой последней, потребитель получает некоторую выгоду. Идею излишка потребителя можно пояснить на графике.

 

80

 

 

60

 

 

   

40

 

 

20

                                                                        Д

 

 

                1        2         3        4                   Q

Излишек потребителя.

Если потребитель покупает одну единицу товара, то платит 80 руб. За вторую единицу (если было бы всего две единицы товара) потребитель запла-тил бы 60 руб. Рыночная цена каждой из двух единиц при этом составила бы одну и ту же величину – 60 руб. (ведь цена устанавливается на уровне пре-дельной – в данном случае  второй – единицы). Получается, что индивиду-альная оценка полезности 1ой единицы – 80 руб., 2ой – 60 руб., их сумма – 140 руб. Но по единой цене покупаются обе единицы, так что потребитель запла-тит (60 + 60) = 120 руб.; 3ю единицу покупатель оценивает в 40 руб. и эта пре-дельная полезность будет определять рыночную цену всех трех единиц. Сле-довательно, рыночная цена, уплаченная потребителем при покупке трех това-ров, составит (40 + 40 + 40) = 120 руб. А ведь если бы суммировать индиви-дуальные оценки предельной полезности каждой из трех единиц, то получа-лось бы (80 + 60 + 40) = 180 руб. Итак, излишек потребителя – это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой денег, которую он реально уплатил. Другими словами, излишек потребителя – это избыток цены, которую потребитель готов был бы запла-тить, сверх той цены, которую он действительно платит.

На графике излишек потребителя – это заштрихованный участок, огра-ниченный сверху кривой спроса, а снизу – линией цены. Чем ниже цена, тем больше величина излишка потребителя.

Существенная причина изменения объема спроса как обратной функции цены заключается в происходящем убывании предельной полезности товара. Только тогда, когда цена товара снижается, потребитель будет готов купить последующие количества этого товара, приносящие ему меньшее удовлетво-рение.

Теория предельной полезности и теория потребительского выбора поз-воляют лучше понять, как ведет себя на рынке экономический субъект.

 

Закон убывающей отдачи

Факторы производства должны использоваться предприятием с соблю-дением определенной пропорциональности между постоянными и перемен-ными факторами. Нельзя произвольно увеличивать количество переменных факторов на единицу постоянного фактора, поскольку в этом случае вступает в действие закон убывающей отдачи (возрастающих затрат).

В соответствии с этим законом непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению. Действие закона предполагает неизменность технологического уровня производства. Переход к более прогрессивной тех-нологии повышает отдачу независимо от соотношения постоянных и пере-менных факторов.

Закон убывающей отдачи применим ко всем видам переменных факто-ров во всех отраслях. При постепенном введении в производство дополни-тельных единиц переменного ресурса при условии, что все остальные ресур-сы постоянны, отдача от этого ресурса сначала быстро растет, а затем ее при-рост начинает снижаться.

Допустим, что предприятие в своей деятельности использует только один переменный ресурс – труд, отдачей которого является производитель-ность По мере загрузки оборудования за счет постепенного числа нанимае-мых рабочих выпуск продукции быстро возрастет. Затем прирост постепенно замедляется до тех, пока рабочих станет достаточно для полной загрузки обо-рудования. Если продолжать нанимать рабочих, они уже ничего не смогут добавить к объему производимой продукции. В конце концов, рабочих ста-нет так много, что они будут мешать друг другу, и выпуск сократится.

 

Излишки производителя

В предыдущей теме было введено понятие излишка потребителя. Изли-шек производителя представляет собой аналогичный показатель для произво-дителя. Излишек производителя – это разница между рыночной ценой и пре-дельными издержками выпускаемой продукции. Предельные издержки – это минимальная цена, при которой предприятие согласилось бы производить каждую дополнительную единицу продукции. Графически этот излишек мо-жет быть показан в виде площади над кривой предложения, вплоть до линии рыночной цены.

P

 

                                                  S

P0

 

O                               Q0                                         Q

Излишек производителя.

Понятия излишка потребителя и излишка производителя могут быть ис-пользованы для оценки последствий государственной политики в области це-нообразования. Если государство фиксирует цену на какой-либо товар на уровне ниже цены равновесия, то потребители в результате государственного контроля над ценами оказываются в выигрыше, а производители несут поте-ри. При этом потери производителей превышают выигрыш потребителей, и, следовательно, государственный контроль над ценами приводит к чистым потерям благосостояния.

В целом можно сделать вывод, что купля-продажа товаров по сложив-шейся на рынке цене является взаимовыгодной для продавцов и покупателей. И те, и другие получают в результате обмена определенный излишек. Важно подчеркнуть, что совокупный размер этого выигрыша достигается в условиях совершенной конкуренции. Любое отклонение от конкурентного равновесия приводит к потерям общественного благосостояния.

 

Ценовая дискриминация

Рассматривая поведение предприятия-монополиста на краткосрочном и долгосрочном временном интервалах, следует обратить внимание на ценно-вую дискриминацию предприятий, обладающих монопольной властью.

До этого времени мы полагали, что монополист назначает цены для раз-личных покупателей. Тем не менее, для расширения рынка сбыта при опреде-ленных условиях он может назначать разные цены для различных покупате-лей. Иными словами, предприятие-монополист может проводить ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация предполагает политику установле-ния разных цен на один и тот же продукт для различных категорий покупате-лей. На ценовую дискриминацию влияют два основных фактора:

1) отсутствие у покупателя возможности перепродажи продукта;

2) наличие у продавца возможности разделить покупателей на группы.

В качестве примеров ценовой дискриминации могут служить различные цены на авиабилеты для различных групп потребителей, а также в зависимос-ти от дня недели, различные телефонные тарифы в разное время суток.

Экономические последствия ценовой дискриминации двойственны. С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы моно-полиста. С другой стороны, большее количество потребителей получают воз-можность воспользоваться услугой, производится больше продукции. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако, в не-которых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти, и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.

 

Естественные монополии

Большинство чисто монополистических объединений являются естест-венными монополиями. Естественная монополия – это официально признан-ная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, при-менительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего госу-дарства и населения. Так естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор-монополист по закону. С другой стороны, в интересах всего государства выгодно иметь единые трубопровод-ные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено сообра-жениями общественной безопасности.

Естественные монополии подлежат общественному регулированию. В частности, цены и тарифы, которые могут назначать железные дороги, теле-фонные компании, поставщики природного газа и электричества определют-ся государственными и местными органами управления.

Регулирование цен может быть использовано для того, чтобы полностью или частично устранить стремление монополистов недораспределять ресур-сы и получать экономическую прибыль. В зависимости от целей может уста-навливаться “общественно оптимальная цена”. Это происходит в том случае, если ставится цель эффективного распределения ресурсов. Может быть по-ставлена цель, обеспечивающая “справедливую прибыль”, что возможно в том случае, если ставится задача предупреждения банкротства, например, коммунальных служб.

Распространение монополии снижает экономическую эффективность по трем основным причинам:

1. Объем производства, максимизирующий прибыль предприятия-моно-полиста, ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена – выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полной мере, и при этом часть продукции не производится;

2. Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него нет стимула, использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания;

3. Барьеры для вступления новых предприятий в монополизированные отрасли, огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохране-ние собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность.

 

Олигополия

Завершаем рассмотрение рынка несовершенной конкуренции анализом олигополии и ее поведения на рынке.

Олигополия – рыночная структура, состоящая из небольшого числа предприятий, причем больших размеров. Товар, реализуемый в условиях олигополии, может быть и дифференцированным и стандартизированным (разнородным или однородным). Имеются существенные препятствия входа на рынок, контроль над ценами ограничен взаимной зависимостью, некото-рые ограничения к доступу информации.

На олигополистическом рынке предприятия, обладающие большими до-лями в общем выпуске товара, обладают способностью влиять на цену това-ра.

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений пред-приятий по ценам и объему производства. Ни одно решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны кон-курентов.

Действия предприятий-конкурентов – это дополнительное ограничение, которое они должны учитывать при определении оптимальных цен и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурен-тов, обуславливают принятие решений. Поэтому олигополия должна отра-жать все эти три момента.

Единой теории олигополии не существует. Однако впервые объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курио. Его модель основывается на следующих предпосылках:

– на рынке присутствуют только два предприятия;

– каждое предприятие принимает цену и объем производства конкурента неизменным, а затем принимает свое решение.

Допустим, что на рынке действуют два предприятия – X и Y. Как будет определять предприятие X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит предприятие Y. Однако что будет делать предприятие Y, предприя-тию X неизвестно. Оно может только предположить возможные варианты его действий и соответственно планировать собственный выпуск.

Поскольку рыночный спрос есть величина данная, расширение произ-водства предприятием Y вызовет сокращение спроса на продукцию предпри-ятия X. Если Y начнет расширять продажи, то график спроса на продукцию предприятия X сдвинется влево. Цена и объем производства, устанавливае-мые предприятием X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться от P0, Q0 до P1, Q1 и до P2, Q2.

P

 

                                                                                                                     MC

 

 

P0

                                                                                                   D0

P1

                                                                                        

P2                                                                                        MR0

                                                                                                D1

                                                                              MR1

                                                                                   D2

                                                                 

                                                                  MR2

 

 

                                                Q2       Q1     Q0                               Q

Модель Курно. Изменение цены и объема выпуска продукции предприятием X при расширении производства предприятием Y.

Если рассматривать ситуацию с позиции предприятия Y, то можно на-чертить подобный график, отражающий изменение цены и количества вы-пускаемой продукции в зависимости от действий предприятия X.

Объединив оба графика, получим кривые реакции обоих предприятий на поведение друг друга.

QX X

 

QX

 

                                                                                              Y

                      QY                                                                        QY

Кривые реакции предприятий X и Y на поведение друг друга.

Кривая X отражает реакцию предприятия X на изменения в производст-ве предприятия Y, кривая Y – соответственно наоборот. Равновесие наступа-ет в точке пересечения кривых реакций обоих предприятий. В этой точке предложения предприятий совпадают с их реальными действиями.

В теории Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Пред-полагается, что конкуренты отреагируют на изменение предприятием цены определенным образом. Когда предприятие Y выходит на рынок и отнимает у предприятия X часть спроса, последнее вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако предприятие X может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить предприятие Y на рынок. Такие действия предприятия X не описываются теорией Курно.

“Ценовая война” снижает прибыли обеих сторон. Поскольку решения одной из них влияют на решения другой, существуют основания договорить-ся о фиксации цен, разделе рынка с целью ограничения конкуренции. По-скольку всякого рода сговоры подпадают под антимонопольное законода-тельство и преследуются с государством, то предприятия в условиях олиго-полии предпочитают от них отказаться.

Существуют и другие модели олигополии, основанные на теории игр. Так, при определении собственной стратегии предприятие оценивает вероят-ные прибыли и убытки, которые будут зависеть от того, какую стратегию вы-берет конкурент. Предположим, что предприятия А и В контролируют основ-ную долю продаж на рынке. Каждое из них стремится увеличить объем про-даж и тем самым обеспечить себе рост прибылей. Достигнуть результата можно снижением цен и привлечением дополнительных покупателей, акти-визацией рекламной деятельности и т.д.

Однако результат для каждого предприятия зависит от реакции конку-рента. Если предприятие А начнет снижать цены, а предприятие В последует за ним, то ни одно из них не увеличит своей доли на рынке, а их прибыли сократятся. Однако если предприятие А снизит цены, а предприятие В не сделает того же, то прибыли предприятия А увеличатся. Разрабатывая свою стратегию области цен, предприятие А просчитывает возможные варианты ответной реакции со стороны предприятия В.

Стратегия предприятия А

Реакция предприятия В

снизить цену оставить цену без изменения

Снизить цену                       -1000                           +1500

                                                    -1000                            -1500

Оставить цену без                     -1500                                0

изменения                                 +1500                                0

Влияние рыночной стратегии на прибыль предприятий А (числитель) и В (знаменатель).

Если предприятие А решит снизить цену, а предприятие В последует за ним, прибыли предприятия А сократятся на 1000 руб. Если предприятие А снизит цену, а предприятие В не сделает этого, то прибыли предприятия А возрастут на 1500 руб. Если предприятие А не предпримет никаких шагов в области цен, а предприятие В снизит свои цены, прибыли предприятия А со-кратятся на 1500 руб. Если оба предприятия оставят цены без изменений, их прибыли не изменятся.

Наилучшим вариантом для предприятия А является представленный в верхнем правом углу таблицы, при котором прибыли возрастают на 1500 руб. Однако этот вариант является наихудшим с точки зрения предприятия В. Для обоих предприятий было бы целесообразно оставить цены без изменения, прибыли остались бы при этом на прежнем уровне. Вместе с тем, опасаясь наихудшего из возможных вариантов, предприятия снизят свои цены, теряя при этом по 1000 руб. прибыли. Стратегия предприятия А на снижение цены называется стратегией наименьших потерь.

Ни одна из приведенных выше моделей олигополии не позволяет отве-тить на все вопросы, связанные с поведением предприятий подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов дея-тельности в условиях олигополии.

 

Структура бизнеса

Основным экономическим агентом рыночной экономики является предприятие, использующее ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Для классификации предприятий берут разные признаки. Главными из них являются два: форма собственности и размеры предприятий.

Если взять за основу собственность, то можно выделить три вида предприятий, или предпринимательства:

– индивидуальное или частное предпринимательство;

– товарищество или партнерство;

– корпорация (акционерное общество).

Индивидуальным предпринимательством называется бизнес, владельцем которого является один человек. Владелец индивидуального бизнеса одновременно выполняет функции менеджера. Он несет неограниченную имущественную ответственность. У него невелик капитал – в этом недостаток индивидуального предпринимателя. Однако индивидуальный предприниматель имеет и преимущества. Каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом, поэтому владелец платит только подоходный налог. Он освобожден от налога, установленного для корпорации. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, профессиональной деятельности юристов и т.п.

Товариществом или партнерством, называется бизнес, которым владеют два и более человека. Партнерство тоже не является юридическим лицом, поэтому партнеры облагаются только подоходным налогом и несут неограниченную ответственность по всем долгам товарищества. Достоинства партнерства в том, что ее легко организовать, что объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относятся:

– ограниченность финансовых ресурсов;

– неоднозначное понимание целей деятельности партнерства его участниками;

– сложности определения меры каждого в доходе и убытке товарищества, в разделе приобретенного вместе имущества.

В форме товарищества организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т.п.

Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям. Поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация – акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпорации. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпорации, определяемую их вкладам в акции.

К числу преимуществ корпораций относят:

– неограниченные возможности привлечения денежного капитала через продажу акций и облигаций;

– разделение прав акционеров на имущественные и личные. К имущественным правам относится право на получение дивиденда, а к личным – право на участие в управлении делами акционерного общества;

– привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций;

– стабильность функционирования корпорации. Выбытие из общества какого-либо из акционеров не влечет за собой закрытие общества.

К недостаткам корпоративной формы организации бизнеса относятся:

– двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций: первый раз как часть прибыли корпорации, а второй раз как часть личного дохода владельца акций;

– благоприятные возможности для экономических @@@. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости;

– разделение функций собственности и контроля. В корпорациях, акции которых распылены среди многочисленных владельцев, отрывается функция контроля от функции собственности. Владельцы акций заинтересованы в максимальных дивидендах, а менеджеры стараются их уменьшить, чтобы пустить деньги в оборот.

Существуют и другие недостатки корпораций, но их преимущество перевешивают недостатки.

По признаку размера предприятия различают мелкий, средний и крупный бизнес.

В западной экономике мелкий бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины занятых. Наиболее типичными формами мелкого бизнеса стали система фрончайзинга (льготный) и венчурного (рискового) предпринимательства.

Фрончайзинг – это система мелких частных предприятий, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретения оборудования, в кредитах и т.д. Мелкие предприятия становятся различными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие предприятия получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции и кроме того они получают регулярные платежи от своих подопечных.

Венчурное предприятие – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований. Оно делает бизнес на нововведениях и рискует “прогореть”, если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя, низким издержкам. Венчурные предприятия стремятся быстрее завершить разработку одних и перейти к работе над другими видами новой продукции.

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он не прочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь  предприятия, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя, например, производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний и мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого круга потребителей.

Предмет экономической теории

“Экономика” – это термин происходит от древнегреческого “ойкономия”. “Ойкос” – дом, хозяйство; “ном” – закон, регулирование, орга- низация. Так что в переводе экономика означает науку о доме, хозяйстве или управление домом.

Экономическая теория имеет дело с проблемами, которые касаются всех нас. Например, Какие виды работ надо выполнять?; Как они оплачиваются?; Сколько товаров можно купить на рубль заработной платы сейчас и в период инфляции?; Как найти себе работу?

Помимо проблем личного и семейного порядка, экономическая теория рассматривает и вопросы политического характера, решение которых касса-ется каждого человека. Например, Будет ли государство помогать безработ-ным?; Какова будет налоговая политика?; Каково будет законодательство, направленное на снижение монопольных цен?

Ответы на эти и другие вопросы дает экономическая теория. Но эконо-мическая теория имеет дело с жизнью людей, а человеческая жизнь не укла-дывается в рамки простых ответов.

Люди, начинающие изучать экономическую теорию, требуют, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение ее предмета. Поэтому возник ряд таких определений, как:

    1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

    2. Экономическая теория – это наука об использовании людьми ограни-ченных производственных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления;

    3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедея-тельности людей, извлечения ими средств для своего существования;

    4. Экономическая теория – это наука о том, как человечество справляет-ся со своими задачами в области производства и потребления;

    5. Экономическая теория есть наука о богатстве и т. д.

 Никакое вышеприведенное определение предмета экономической тео-рии не может быть точным. И, тем не менее, для ознакомления с предметом можно дать следующую его характеристику.

Экономическая теория – это наука об основах хозяйственной жизни об-щества. Хозяйственная жизнь – это деятельность людей, связанная с обеспе-чением материальных условий их жизни.

Имеется целая система наук, которые изучают различные аспекты хозяй-ственной (экономической) жизни общества. Все они строятся на основе нау-ки, которую чаще называют экономической теорией.

Предметом экономической теории является анализ отдельного хозяйст-ва. Однако это слишком общее определение. Уточнить его можно, обратив внимание на понятие ограниченности ресурсов и проблему выбора, который должны осуществлять люди, сталкиваясь с ограниченностью ресурсов.

Человеческие потребности не ограничены. Но любое общество имеет ог-раниченное количество ресурсов, которое необходимо для производства то-варов и услуг. Поэтому предмет экономической теории можно определить так:

Экономика – это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ог-раниченными, дефицитными ресурсами решает, ЧТО, КАК и для КОГО про-изводить.

    1. ЧТО, какие товары и услуги должны быть произведены, и в каком ко-личестве?

2. КАК, каким образом эти товары и услуги должны быть произведены?

3. для КОГО должны быть произведены эти товары и услуги?

Отсюда можно сделать следующий вывод: экономика исследует пробле-мы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Экономическая теория не является экономикой домоводства, наукой об управлении предприятиями. Она не является и технической наукой.

Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими проблемами и связана со многими другими науками: философией, пси-хологией, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и пр.

Экономическая теория помогает разобраться в вопросах спроса и пред-ложения, эффективности рынка, ценовой стратегии, инвестиций, развития производства, социальной политики, механизма функционирования совре-менной экономики.

Изучение экономической теории имеет большое теоретическое и прак-тическое значение. В категориях и принципах, законах и закономерностях она выражает самые существенные процессы общественного развития.

Экономическая теория обеспечивает познание сложного мира экономии-ки, взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления, мате-риальных благ и услуг.

В центре внимания экономической теории находится человек с его по-требностями и интересами, отношениями к другим членам общества, приро-де, материальным и другим ресурсам.

Экономическая теория вырабатывает принципы, правила, формы хозяйс-твования субъектов рыночной экономики, определяет ориентиры хозяйствен-ной деятельности, эффективные направления использования ресурсов, а так же целесообразное поведение производителей и потребителей.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 201.