Ответ на вопрос: является ли глобализация спонтанным процессом или в значительной мере управляемым – достаточно сложен. Экономисты приводят различные доводы, пытаясь найти истину. С одной стороны, логично отметить объективные параметры: на определённом этапе своего развития рыночная система неизбежно приобретает глобализированные черты. В то же время следует отметить и субъективный фактор. Как известно, исторически человеческое общество складывалось на базе стадного образа жизни, при котором роль лидера была всегда исключительно высока. Соответственно всегда значима лидирующая функция и в развитии экономических структур.
Вполне обоснованно можно отметить, что роль лидера в глобальных процессах принадлежит прежде всего корпорационному капиталу, выступающему в лице институциональных организаций – транснациональных корпораций, транснациональных банков, Мирового валютного фонда, Всемирного банка и Всемирной торговой организации. Определённое соучастие проявляет и государство. Вслед за лидирующей волной «управленцев» просматривается роль и таких институтов[45], как структуры, объединяющие малые и средние фирмы, национальные, экологические, религиозные и другие общественные движения.
Ведущие международные организации постепенно превращаются в центры формирования институционально-правового каркаса неолиберального мирового порядка. Их деятельность всё больше взаимоувязывается; её идеолого-пропагандистское обеспечение осуществляется высококонцентрированными международными группами средств массовой информации.
Таким образом, процесс глобализации из стихийного состояния всё больше превращается в институционально оформленный, сознательно направляемый. Если раньше она подталкивалась в основном державами-гегемонами и их транснациональными корпорациями, то теперь процесс приобретает мощные собственные движущие силы. Произошёл важный сдвиг в соотношении роли национальных государств и новых центров в процессе принятия мирохозяйственных решений. В итоге меняются целевые ориентации в принятии экономических решений, отражающие интересы крупнейших корпораций.
Достижения в развитии информационных сетей позволяет лидерам корпоративного капитала достигать фантастических возможностей воздействия на умы и вкусы миллионных слоёв населения. Ужесточение международной конкуренции заставляет постоянно искать новые способы борьбы. Современная деловая информация, нацеленная прежде всего на «обработку» совокупного спроса, побудила лидеров делового мира не ограничивать распространение своего контроля лишь на сферу экономики.
Подходящей областью для этой цели оказалась культура, информация. Человек, как известно, способен воспринимать как логические, так и эмоциональные побудительные мотивы. При этом известно, что воздействие на эмоции во многом эффективнее, чем влияние на разум, логику (революционный пыл, например, всегда проповедовался в толпах людей, где законы логики не действуют).
Каналом воздействия стала массовая культура. Произошёл перенос эпицентра рекламных кампаний на молодёжную аудиторию, эмоциональный компонент у которой наиболее высок. Орудием воздействия на сознание и подсознание потребителей (а также политиков) выступает теперь совокупность средств массовой информации, получившая высокую степень монополизации.
Яркий пример силы влияния – поворот в 90-х годах преобладающей части населения Германии (крупнейшей страны Западной Европы, где люди в целом высокообразованны и обладают прагматическим мышлением) к использованию одного цвета в одежде. Примерно на 7-8 лет нация оделась в чёрный цвет, в том время как в начале 80-х годов она предпочитала использовать разнообразные, достаточно нарядные, часто тёплые тона в одежде. Некоторые психологи объясняют этот «феномен чёрного цвета» возможным влиянием на людей возросшей напряжённости и нестабильности в мире. Однако преобладает всё же факт высокой степени «управляемости» массами в глобализованном, информационном мире.
Факт закономерного тяготения международного корпоративного капитала к контролю над средствами массовой информации даёт нам повод провести аналогию с российскими условиями и дать объяснение сходному поведению российских олигархов, столь энергично стремящихся к контролю над отечественными средствами массовой информации.
На правительственном уровне идёт активное обсуждение возникающих в связи с этим проблем. Одна из возможностей - встречи ведущих стран мира.
В качестве реально осуществлённого шага можно обозначить разработку конкретных предложений о реформировании глобализирующейся финансовой системы. Создан также новый институт «Группа 20», куда вошли министры финансов и председатели Центральных банков 19 стран (включая Россию) и Европейский союз. На данную группу возложена задача координации деятельности других организаций и форумов по наиболее сложным вопросам мировой финансовой системы.
В целом можно сделать вывод: глобализация - достаточно болезненный процесс. Он ориентируется на трансформацию[46] национально-государственной формы человеческого общества в некий её новый вариант. Очевидно, что по мере нарастания данных тенденций всё большая часть государственного суверенитета будет перераспределяться между локальными, региональными и всемирными регулирующими институтами[47] [23].
Контрольные вопросы
1. Как можно объяснить тот факт, что бурное развитие финансовых операций в мировой экономике обусловило появление элементов дополнительной неустойчивости и неопределённости в экономическом развитии?
2. Считаете ли вы, что глобализация, дав особый толчок развитию финансовой сферы, обусловила структурные сдвиги в мировой экономической системе?
3. Будет ли процесс глобализации означать для России необходимость учёта новых обстоятельств при выборе своего места в мировой экономической системе, в системе международного разделения труда?
4. Считаете ли вы, что глобализация – необратимый процесс?
5. Считаете ли вы, что процесс глобализации сможет находиться под определённым контролем общества? Или же он – пример полного самопроизвольного развития?
6. Что, по вашему мнению, может быть движущим стимулом для антиглобалисткого движения у различных социальных групп?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 286.