Государственное регулирование внешнеэкономических связей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внешнеэкономическая политика государства – это деятельность, направленная на развитие и регулирование отношений с другими странами.

Реализация внешнеэкономической политики государства предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях в целом и с отдельными странами, а также выработку методов и средств, обеспечивающие достижение поставленных целей, сохранение стабильности и устойчивости взаимосвязей. При этом внешнеэкономическая политика любого государства непрерывно связана с его внутренней политикой. Поэтому её содержание определяется конкретными общественными отношениями в данной стране, уровнем развития производительных сил, задачами в социально-экономической сфере. В самом общем виде можно сказать, что главной задачей внешнеэкономической политики является создание внешних уровней для расширенного воспроизводства внутри страны. Следует учесть, что на внешнеэкономической политике практически всех стран мира сказывают такие явления мировой экономики и международных экономических отношений как обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, растущее неравновесие платёжных балансов, огромная внешняя задолженность развивающихся стран, экономическая и политическая нестабильность в странах Восточной Европы и прежде всего в странах, ранее входивших в СССР, и другое. Указанные процессы ведут к тому, что во внешнеэкономической политике постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм. Либерализация имеет целью открыть внутренний рынок для иностранных капиталов, товаров и рабочей силы, усилив тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а часто и на захват внешних рынков.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер. Классическим инструментом здесь являются таможенные тарифы.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях – при экспорте у данной страны.

Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы. Оно повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объём и структуру внешнеторгового оборота. Одновременно таможенный тариф выполняет и другие функции. В частности, они являются важным источником средств, поступающих в бюджет. Таможенные тарифы также широко используются для облегчения условий доступа иностранных товаров на внутренний рынок.

В своей внешнеэкономической политике государство использует оба инструмента регулирования в зависимости от определённого рынка, видов товаров и услуг. Например, аграрный сектор в большинстве стран мира давно уже развивается в условиях государственного протекционизма. Что касается экономической теории, то в ней достаточно как сторонников, так и противников обоих инструментов государственной внешнеэкономической политики. В частности, учение о протекционизме, прежде всего, на аргументах национального плана, а именно на необходимости обеспечения государственной безопасности. Ведь если страна специализируется на выпуске ограниченного вида товаров, то это делает её уязвимой в случае войны. Следуя этому аргументу, страна должна развивать и сохранять на своей территории производства, которые обеспечат ей возможность существования в случае военного конфликта. Речь идёт об основных сельскохозяйственных продуктах, отраслях промышленности, необходимых для национальной обороны. Сюда же относятся и протекционистские меры, направленные на сохранение природных ресурсов (нефть в США, медь в Мексике). Сторонники протекционизма выдвигают также тезис о необходимости защиты уровня жизни, что особенно характерно для американских авторов. Речь идёт о том, что государство должно защитить высокий уровень жизни и высокую заработную плату от коммерческой конкуренции со стороны стран, где уровень жизни значительно ниже. Иногда выдвигается и идея о необходимости сохранения за счёт протекционизма некоторых социальных групп или видов деятельности. Это характерно, например, для длительного периода развития Франции, когда сельское хозяйство ограждалось от иностранной конкуренции. Делалось это во имя социальной стабильности, поддержания рождаемости на селе и сохранения широкого слоя ремесленников.

Самым распространённым в экономической теории аргументом долговременного порядка является положение о необходимости защиты новых или нарождающихся отраслей национальной экономики. Этот аргумент считается наиболее важным из всех выдвигаемых сторонниками протекционизма во внешней торговле. Весьма активно использует это положение Япония, длительное время защищавшая от иностранной конкуренции автомобильную промышленность. Это происходило на этапе становления данной отрасли.

В долгосрочном плане протекционизм, по мнению Дж.М. Кейнса, может решить проблему занятости. Так, в период депрессии между 1925 и 1930 годами он рекомендовал Великобритании увеличить таможенные пошлины, которые могли бы усилить экономическую активность. С его точки зрения, таможенный протекционизм мог бы способствовать:

– сохранению равновесия платёжного баланса в период реализации внутренней программы экономического развития;

– частичному финансированию этой программы за счёт доходов от пошлин;

– повышению уровня занятости за счёт замены импортных товаров товарами национального производства.

Сторонники свободной торговли (либерализации) критически относятся ко всем рассмотренным положениям и считают, что протекционизм разрушает дух конкуренции, ведёт к возникновению привилегированных условий для отдельных производителей, сдерживает экономическое развитие национальной экономики. Они полагают, что протекционизм не выгоден ни производителю, ни потребителю. Они приводят в защиту подобной точки зрения следующие аргументы. Защита отдельных отраслей от иностранной конкуренции зачастую диктуется давлением мощных частных интересов, пользующихся поддержкой политических и парламентских кругов. Одновременно в условиях высоких таможенных пошлин цены на товары защищаемой отрасли растут. В результате страдает потребитель.

Рассматривая преимущества свободной торговли, её сторонники полагают, что либерализация позволяет осуществлять распределение продукции в соответствии с законом сравнительных издержек производства и ведёт к взаимовыгодной специализации производства. Кроме того, свободная торговля способствует развитию конкуренции, быстрому внедрению новшеств, позволяет существенно расширить национальный рынок. Как результат – развитие массового производства, снижение издержек и соответственно цен, идущих на пользу потребителю.

Итак, необходимый оптимум – это сочетание обоих инструментов, позволяющее защищать национальный рынок, но одновременно способствовать вовлечению страны в международное разделение труда [6].

 

 

Контрольные вопросы

1. Должно ли производство товаров в России иметь протекционистскую защиту? Если да, то какие из перечисленных товаров нуждаются в ней особенно? Какие меры такой защиты применимы к той или иной группе российских товаров?


а) самолёты;

б) автомобили;

в) телевизоры;

г) пшеница;

д) нефть;

е) металлы;

ж) текстиль;

з) готовое платье;

и) холодильники;

к) удобрения;

л) лес.


 

2. Какие выгоды и какие убытки приносит стране внешняя торговля? Какие из указанных вами последствий от международной торговли характерны для условий современной России?

3. Почему российское правительство проводит политику поддержки национальных производителей с помощью протекционистских мер (введение пошлин на импорт), а не путём выдачи субсидий тем отраслям и фирмам, производство в которых выгодно поддержать с позиций долгосрочных интересов страны?

4. Оценить потери и выигрыши потребителей, отечественных производителей, государства от введения импортного тарифа, используя рисунок 1.

Рисунок 1

 

5. Перечислить аргументы «за» и «против» введения импортных тарифов.

6. Сравнить воздействие на экономику тарифов и квот на импорт?

7. Сравнить возможные варианты стимулирования отечественного производства: ограничения импорта и целевых субсидий отечественным предприятиям. Проанализировать, как отразятся субсидии на потребителях, производителях и государстве. Какой может быть графическая иллюстрация (по аналогии с рисунком 1)?

8. Какое из приведённых ниже утверждений наиболее отражает последствия введения тарифов на импорт?

– протекционистский тариф ведёт к общему повышению уровня жизни;

– тариф не оказывает воздействия на номинальную заработную плату;

– тариф ведёт к увеличению номинальной заработной платы и снижению занятости;

– реальные доходы населения, скорее всего, снизятся после введения тарифных ограничений.

 





Дата: 2019-02-25, просмотров: 329.