Фридмен, Джеффри ; Краус, Владимир
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ф88 Рукотворный финансовый кризис : системные риски и провал регули­рования / Джеффри Фридмен, Владимир Краус; пер. с англ. — Москва : ИРИСЭН ; Мысль, 2012. 318 с. (Серия «Экономика»)

ISBN 978-5-91066-055-1 (ИРИСЭН)

ISBN 978-5-244-01158-6 («Мысль»)

Книга посвящена анализу причин финансового кризиса 2008-2009 гг. Авторы исследовали факторы, которые привели к двум наиболее ярким особенностям этого кризиса: а) сверхконцентрации инвестиций в ипотечные ценные бумаги и б) резкому обесценению этих ценных бумаг в 2008 г., при том что до этого они имели высший рейтинг надежности от трех ведущих рейтинговых агентств. Фридмен и Краус приходят к выводу, что в обоих случаях источником проблем стало государственное регулирование деятельности банков: а) разные обязательные нормы резервирования в соответствии с соглашением «Базель I» сделали выгодным инвестирование в ипотечные облигации и б) при оценке надежности облигаций банки вынуждены были ориентироваться на рейтинги, присвоенные тройкой ведущих рейтинговых агентств, поскольку это также было предписано государственными органами регулирования. Авторы показывают, что непосредственно перед кризисом банки вели себя крайне консервативно, приобретая только ценные бумаги, имевшие наиболее высокие рейтинги надежности и поддерживая коэффициент достаточности капитала на более высоком уровне, чем это требовали регуляторы. И лишь то, что качество ценных бумаг неожиданно резко ухудшилось, привело к обесценению банковских активов, поставив финансовую систему на грань коллапса. В результате вызванного этим снижения банками кредитования экономики в мире разразился уже не финансовый, а полномасштабный экономический кризис — со спадом производства и высокой безработицей.

УДК 338.124.4:336(100)"2008/2009" ББК 65.26-971

Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без пись­менною разрешения владельца авторских прав.

ISBN978-0-8122-4357-4 (англ.) ISBN 978-S-91066-055-1 (ИРИСЭН) ISBN 978-5-244-01158-6 («Мысль»)

© 2011 Jeffrey Friedman and Wladimir Kraus © AHO «Институт распространения информации по социальным и экономическим наукам», 2012

Содержание

От издателя............................ 7

сокращения............................9

введение.............................13

глава 1. БОНУСЫ, ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ФАКТОР

СЛИШКОМ БОЛЬШОГО МАСШТАБА БИЗНЕСА: общепринятые суждения о причинах кризиса и их теоретические предпосылки...............19

1.1. Ограниченная роль низких процентных ставок.......23

1.2. Ограниченная роль «Фанни Мэй» и «Фредди Мэк» .... 26

1.3. Как начиналась Великая рецессия.............29

1.4. Дерегулирование финансовой сферы и «теневая банковская система».............37

1.5. Как функционирует механизм частных

ипотечных облигаций ..................39

1.6. Отсутствие регулирования субстандартного ипотечного

кредитования ...................... 47

1.7. Противоречия между предписаниями регулирования

и описаниями причин..................52

1.8. Отсутствие регулирования деривативов..........61

1.9. «Отмена» закона Гласса—Стигала.............65

1.10. Бонусы банкиров.....................67

1.11. TBTF, или «слишком крупные, чтобы им позволили разориться».......................80

1.12. «Иррациональность» и ее интерпретация.........87

глава 2. НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДОСТАТОЧНОСТЬ КАПИТАЛА, И ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС: ошибки банкиров и регуляторов............101

2.1. Требования к капиталу: дилемма стандартов достаточности

капитала........................105

2.2. Международное регулирование

банковского капитала: «Базель I»........... 108

2.3. Кредитное плечо банка: затраты и выгоды........ 113

2.4. Правило регресса (Р-правило) и финансовый кризис . . 119

2.5. «Базель II»....................... 127

2.6. Регулирование требований к собственному капиталу как

главная причина финансового кризиса.........130

2.7. Почему кредитное плечо банков не было больше того, каким

оно было фактически?.................136

5

Содержание

глава 3. ВЗАИМНОЕ НАЛОЖЕНИЕ РАЗНЫХ НОРМ

РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВЕЛИКАЯ РЕЦЕССИЯ: фетишизация рыночных цен............... 145

3.1. Переоценка по рынку и проблема

человеческого неведения...............   146

3.2. Цены как мнения................           149

3.3. Глупость толпы,предписанная законодательством .... 154

3.4. обвал, ваызванный методом МИМ............  163

3.5. Случай AIG...................           l^g

3.6. Природа паники.................           17Q

3.7. Регулирование деятельности рейтинговых компаний

и канонизация их оценок...............  172

3.8. Взаимное наложение разных норм регулирования

и современная демократия.............     179

глава 4. КАПИТАЛИЗМ И РЕГУЛИРОВАНИЕ: неведение,

неоднородность и систематические риски.......189

4.1. Основано ли регулирование достаточности

капитала на историческом невежестве?.........191

4.2. Искажения восприятия вследствие специализации:

от «Базеля I» к «Базелю III».............. 194

4.3. Правило регресса: meaculpa............        198

4.4. Идеология финансовых регуляторов........... 201

4.5. Идеология регуляторов в области

процедур бухгалтерского учета............. 208

4.6. Повсеместное неведение..............        210

4.7. Радикальное неведение...............    214

4.8. Неведение, ошибки и разногласия............ 220

4.9. Разногласия в общественном и частном секторах..... 225

4.10. Пределы аргументации в пользу

и против регулирования................233

заключение ...............                          239

приложение I...............                         259

приложение II...............                      268

библиография................                      288

указатель.......................     299

 

 

От издателя

Новая книга серии «Экономика» посвящена анализу причин начав­шегося в 2007 г. общемирового финансового и экономического кри­зиса. Мы не в первый раз обращается к теме анализа кризисов и эко­номических циклов в рамках издательского проекта ИРИСЭН1. По­следний по счету кризис, который в определенном смысле отнюдь не закончился, по причине его масштабов и последствий еще дол­го будет предметом анализа и споров, темой статей и книг. Всесто­роннее осмысление его причин и последствий еще только начинается.

Предлагаемая вашему вниманию книга двух американских уче­ных — экономиста В. Крауса и специалиста по политической теории Дж. Фридмена — представляется важной вехой на этом пути. Авто­ры сосредоточили свое внимание на ключевом факторе, в некото­ром смысле послужившем непосредственным «спусковым крючком» финансового кризиса 2007—2008 гг., — на некоторых существенных нормах национального и международного регулирования банков­ской деятельности, вводившихся в действие на протяжении последних десятилетий, но преимущественно в период, непосредственно пред­шествовавший кризису. В частности, это относится к регулированию рынка услуг по оценке уровня риска ценных бумаг (услуги рейтин­говых агентств), методов финансового учета и нормативов достаточ -ности собственного капитала.

По существу, те виды регулирования, которые по мнению авто­ров спровоцировали и усугубили последствия кризиса, представля­ют собой очередную попытку централизованного планирования. Да, сегодня среди ученых-экономистов и практиков вряд ли найдется сколько-нибудь заметное число сторонников всеобъемлющего цен­трализованного планирования производства материальных благ. Но как только речь заходит о финансовых услугах, мнение ученого боль­шинства мгновенно переключаются на прямо противоположное. Да, правительственное министерство не может адекватно спланиро­вать нужный объем и ассортимент производства мебели или стан­ков, но почему-то оказывается, что такое же, по сути, министерство может адекватно определить, какие должны быть нормы достаточно­сти собственного капитала для того или иного типа банковских акти­вов, какие методы учета должны применять банкиры для того, что­бы обеспечить максимальную надежность своих банков, и услугами каких агентств по оценке рисков они должны пользоваться.

См., например: Ротбард М. Великая депрессия в Америке. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2012.

7

От издателя

Неадекватность централизованного планирования — в частно­сти в финансовой сфере — объясняется не тем, что в плановых орга­нах сидят глупые или некомпетентные люди: вряд ли эксперты, раз­рабатывавшие регулятивные меры, критикуемые Дж. Фридменом и В. Краусом, были некомпетентны. Проблема коренится, во-первых, в неизбежной ограниченности человеческого знания, а во-вторых, в той системе стимулов, с которой сталкиваются плановики и регуля­торы. В отличие от предпринимателей доходы и капитал этих людей, по существу являющихся государственными чиновниками, никак не зависят от качества их решений, и они (даже если действуют безупреч -но с точки зрения бюрократической этики) в основном неизбежно сле­дуют идеологическим и культурным стереотипам. Кроме того, соб­ственная динамика централизованного регулирования затрудня­ет корректировку ошибочных решений, потому что, как справедливо отмечают авторы, «регулирование будет исходить из того, что проб­лемы, которое оно призвано решить, представляют собой порожде­ние очередных пороков ничем не сдерживаемого капитализма, а не следствие ошибок, совершенных регуляторами в ходе прошлых попы­ток его регулирования». В конечном счете авторы делают единственно возможный логический вывод из своего анализа: «Обществу вполне обоснованно можно посоветовать диверсифицировать портфель сво­их активов, позволив капиталистам беспрепятственно конкурировать; это лучше, чем предсказывать, что одна концепция является априор­но наилучшей и затем предписывать, чтобы отныне все капиталисты вели себя так, а не иначе».

Хотя острая фаза кризиса, пришедшаяся на 2007—2009 гг., вроде бы осталась в прошлом, анализ представленный в книге Дж. Фридмена и В. Крауса, ничуть не потерял своей актуальности, в том числе и для России. Например, регулирование с помощью норматива достаточ­ности собственного капитала, позволяющего регулятору администра­тивно влиять на структуру активов, вполне аналогично тому, которое критикуют авторы. По большому счету, идеология банковского регули­рования в отдельных странах и на международном уровне мало изме­нилась со времени описываемого кризиса. Это значит, что риск повто­рения драматических событий 2007—2009 гг. никуда не делся.

Книга Дж. Фридмена и В. Крауса заставляет нас всерьез задумать­ся о сложившихся идеологических догмах в области банковского регу­лирования, о бесперспективности методов централизованного плани­рования в этой сфере. В этом мы видим ее важное значение для со­временной русскоязычной аудитории.

Валентин ЗАВАДНИКОВ Декабрь 2012 г.

Сокращения

ABCP      asset-backed commercial papers (short-term funding issued

by OBSEs)

коммерческие бумаги, обеспеченные активами (краткосрочные векселя, эмитируемые OBSE, используемые для приобретения PLMBS и других ABS)

ABS         asset-backed securities (such an MBS)

[долговые] ценные бумаги, обеспеченные активами (например, MBS)

АВХ        a source of price indices for MBS insurance via CDS

индексы цен на страхование MBS посредством CDS

AIG         American International Group

страховая компания

ARM       adjustable-rate mortgage

закладная с переменной ставкой

BCBS      Basel Committee on Banking Supervision

Базельский комитет по банковскому надзору

ВНС       bank holding company

банковская холдинговая компания

BIS             Bank for International Settlements (located in Basel,

Switzerland) Банк международных расчетов (Базель, Щвейцария)

CCF        credit conversion factor

переводной множитель кредита

CDO       collateralized debt obligation (derivative that tranches pools of

MBS)

облигации, обеспеченные долговыми обязательствами (производный инструмент, позволяющий превратить пул MBS в серийные инструменты)

CDS        credit-default swap (insurance against default)

кредитно-дефолтный своп (страховой контракт на случай дефолта)

CFTC      Commodities Futures Trading Commission

Комиссия по торговле товарными фьючерсами

Fannie Мае Federal National Mortgage Association

Федеральная национальная ипотечная ассоциация («Фанни Мэй»)

9

Сокращения

Сокращения

FDIC       Federal Deposit Insurance Corporation

Федеральная корпорация страхования депозитов

FAS         Financial Accounting Standards

Стандарты финансового учета

FASB      Financial Accounting Standards Board

Комитет по стандартам финансового учета (подразделение в составе Комиссии по ценным бумагам и биржам, SEC)

Freddie    Federal Home Loan Mortgage Corporation

Mac    Федеральная корпорация жилищного ипотечного кредита («Фредди Мэк»)

GDP       gross domestic product

валовой внутренний продукт, ВВП

Ginnie Мае Government National Mortgage Association

Государственная национальная ипотечная ассоциация («Джинни Мэй»)

GLBA     Gramm—Leach—Bliley Act

закон Грэма—Лича—Блайли

GSE        government-sponsored enterprise (e.g., Fannie Mae, Freddie

Mac)

компания, функционирующая при поддержке государства (например, «Фанни Мэй» и «Фредди Мэк»)

HELOC   home - equity lines of credit

кредитные линии под залог дома

HUD       Department of Housing and Urban Development

Управление жилищного строительства и городского развития

IFRS       International Financial Reporting Standards

Международные стандарты финансовой отчетности

IMF        International Monetary Fund

Международный валютный фонд, МВФ

IRB         internal ratings - based option of Basel II

«опция внутренних рейтингов», т.е. возможность оценки активов на основе внутренних рейтингов, которая, как и «опция стандартизации» должна была быть предоставлена крупнейшим банкам согласно одной из версий проекта правил «Базель И»

LIBOR    London Interbank Offered Rate

процентная ставка предложения межбанковского кредитования лондонского рынка, ЛИБОР

LTCM     Long-Term Capital Management

хедж-фонд

LTV        loan-to-value ratio (of a mortgage)

отношение «ссуда к ценности [закладной]»

МТМ      mark-to-market (or «fairvalue») accounting

метод учета «переоценка по рынку» (или «справедливой ценности»), предписывающий учитывать активы баланса по их текущей рыночной цене.

MBS        mortgage-backed security

[долговая] ценная бумага, выпущенная против закладных

NRSRO   Nationally Recognized Statistical Rating Organization

статистическая организация, присваивающая рейтинги, признанная на уровне страны в целом

OBSE     off balance-sheet entity

;               специализированное юридическое лицо, на счетах

i                    которого отражаются активы, удаляемые из балансов

банка, учредившего данное юридическое лицо

(«банка-спонсора»).

ОСС       Office of the Comptroller of the Currency

Управление контролера денежного обращения (ведомство в составе министерства финансов США)

OTS        Office of Thrift Supervision

Управление по надзору за сберегательными учреждениями (ведомство в составе министерства финансов США)

OTTI           other - than - temporarily impaired

активы, не подлежащие временному обесценению

PLMBS    private-label MBS

частные [долговые] ценные бумаги, обеспеченные закладными

SEC        Securities and Exchange Commission

Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам

SIV         Structured Investment Vehicle

Структурированная инвестиционная компания, разновидность OBSE

S&P        Standard & Poor's

рейтинговое агентство

SPE        special-purpose entity

юридическое лицо, созданное для специальных целей, см. также OBSE

10

11

Сокращения

SPV        special-purpose vehicle

подразделение, выполняющее те же функции, что и OBSE , но создаваемое как подразделение банка

TARP      Troubled Asset Relief Program

Программа спасения проблемных активов

TBTF      too big to fail

принцип «слишком крупные чтобы

[государство позволило им] разориться»

 

Введение

Эта книга не является обычной книгой, рассказывающей о финансовом кризисе. Представляя собой итог сотрудниче­ства экономиста (Крауса) и специалиста по политической тео­рии (Фридмен), она адресована всем тем, кто интересуется не только непосредственными причинами данного финансо­вого кризиса, но и факторами, действующими на более глу­боком уровне, т.е. тем, кого интересуют проблемы, связанные с самой природой капитализма и современного государства. Наряду с этими проблемами, которые рассмотрены в главе 4, мы рассматриваем также некоторые методологические и логи­ческие загадки современной экономической науки и полити­ческой культуры, формирующие сегодняшнее состояние воз­зрений на экономику и экономическую политику. В главах 1, 3 и 4, а также в приложении I мы подвергаем критическому ана­лизу присущую экономической теории и современной полити­ческой культуре склонность недооценивать значение феномена человеческого неведения и вытекающее отсюда игнорирование этого феномена — отказ рассматривать его и в качестве некого общего явления, и как возможную причину кризиса. Мы наде­емся, что именно этим наша книга будет интересна историкам, философам, правоведам, политологам, социологам, а также экономистам и образованным неспециалистам. Главные положения, нашедшие отражение в нашей книге, сво­дятся к следующему:

1. Нет никаких фактов, которые убедительно свидетельст­вовали бы о том, что — в отличие от образования пузыря на рынке жилья — причиной кризиса была практика кре­дитования, которой следовали «Фанни Мэй» и «Фредди Мэк» (глава 1).

2. Нет никаких оснований считать, что кризис был выз­ван убежденностью банкиров в том, что они «слишком

i, большие, чтобы им позволили разориться» и что по­этому банкиры, делая безрассудную ставку на облигации,

:•:. выпущенные против закладных, полагали, что их банки в любом случае будут спасены государством от банкрот -ства (глава 1).

3. Не подтверждается гипотеза о том, что кризис был выз­ван практикой выплаты вознаграждений, .принятой

13

Введение

в банках, в соответствии с которой вознаграждается получение прибыли, но никак не наказывается получе­ние убытков (глава 1).

4. Неверно, что кризис был порожден чьей-то «иррацио­нальной эйфорией» (глава 1).

5. Имеются определенные основания утверждать, что при­чины этого кризиса связаны с проблемой дерегулирова­ния. Мы имеем в виду, что, рассуждая задним числом, можно вообразить себе такие меры регулирования, кото­рые были бы способны предотвратить кризис. Вместе с тем в главе 1 мы подвергаем критике отождествление рекомендаций по применению тех или иных мер эконо­мической политики, даваемых ex post, с объяснениями причин явлений. Эта манера — путать то, что произошло, с тем, что «должно» было бы произойти, — представля­ет собой характерный порок общественных дисциплин, порожденный тем, что мы называем «политической ментальностью», которая поощряется современными политиками.

6. Имеются все основания считать, что причиной кризи­са стали критерии достаточности капитала, являющие­ся элементом системы регулирования банковской дея­тельности, которые во всех странах воздействовали на коэффициент использовавшегося банками кредитно­го плеча и, что более важно, на типы банковских акти­вов. Первое международное соглашение, регулирующее нормы достаточности капитала («Базель I», 1988 г.), потребовало, чтобы при предоставлении ссуд бизнесу и потребительских кредитов банки имели вдвое больше [собственного] капитала, чем при предоставлении ипо­течных кредитов. Правилами «Базель II», принятыми в 2005 г., было установлено, что ссудам бизнесу и по­требительским кредитам должен соответствовать [соб­ственный] капитал, в пять раз превышающий капи­тал, необходимый для приобретения [долговых] ценных бумаг, обеспеченных закладными (MBS), с рейтингом ААА. Во время консультаций, завершившихся приняти­ем свода правил «Базель II», финансовые регуляторы США ввели нормы регулирования достаточности капи -тала, распространяемые только на американские банки («правилорегресса», 2001 г., илиР-правило), согласно

14

Введение

о>

которым минимальная величина собственного капитала • при осуществлении производственного и потребитель­ского кредитования должна была в те же пять раз пре­вышать минимальный капитал, если банк покупал MBS с рейтингом ААА. Очевидно, что введение Р-правила стимулировало приобретение этих бумаг американски­ми банками, — они аккумулировали в своих портфелях MBS с рейтингом ААА на сумму около 0,5 трлн долл. Мы утверждаем, что именно это стало непосредствен­ной причиной финансового (т.е. банковского) кризиса (см. главу 2).

7. Финансовый кризис перекинулся на нефинансовую, или «реальную» экономику из-за сжатия кредита, которое началось в середине 2007 г., когда от банков потребо­вали скорректировать балансовую стоимость их активов, переоценив ценные бумаги, выпущенные против заклад­ных, имеющиеся в их портфелях, по текущим рыноч­ным ценам, которые сильно упали вследствие опасений, вызванных ростом доли неплатежей по субстандартным закладным (в сентябре 2008 г. эти опасения дости­гли пика и переросли в панику). Наши соображения по поводу сокращения кредитования представлены в тре­тьем параграфе главы 1 (см. «1.3. Как началась Вели­кая рецессия»). Роль норм бухгалтерского учета, пред­писывающих переоценку активов по рыночным ценам (МТМ), проанализирована в главе 3.

8. Облигации, выпущенные против закладных, получили рейтинги ААА от трех рейтинговых компаний, специ­ализирующихся на расчете рейтингов долговых инст­рументов, — Moody's, Standard and Poor's (S&P) и Fitch. С 1975 г. Комиссия по ценным бумагам и бир­жам (SEC) — американский регулятор рынка ценных бумаг защищает эти компании от конкуренции. Не толь­ко банки, но и все другие инвесторы либо были не в курсе данного факта, либо не понимали последствий, которые такая защита имела для точности публикуемых ими рей -тингов. Это неведение, по-видимому, было свойствен­но также американским и международным банковским регуляторам, которые включили рейтинги данных трех компаний в Р-правило регресса и в правила «Базель II» (см. главу 3).

15

Введение

В главе 1 дана оценка (по больше части негативная) различ­ным элементам общепринятых воззрений на причины, поро­дившие финансовый кризис. Однако те читатели, которых интересует только наше собственное объяснение кризиса, не должны полностью пропускать главу 1, так как она содержит ключевой элемент нашего объяснения всей истории с данным кризисом: именно здесь изложен механизм выпуска ценных бумаг, обеспеченных закладными. Это изложение, сделанное максимально доступным для широкого читателя, содержится пятом параграфе главы 1 (см. «1.5. Как функционирует меха­низм частных ипотечных облигаций» ).

У нас нет однозначного ответа на более общие вопросы, по­ставленные кризисом, однако те ответы, которые у нас имеют­ся, являются, по крайней мере, необычными. Из них следует, что кризис был порожден неведением, присущим всем типам участников. Банкиры, приобретавшие облигации, выпущен­ные против закладных, не отдавали себе отчета в высокой уяз­вимости этих ценных бумаг перед лицом спада в жилищном строительстве или, что более вероятно, не понимали, насколь­ко вероятен такой спад. В той же мере неведение было харак­терно и для регуляторов, поощрявших банки аккумулировать эти облигации в своих портфелях. Очевидно, что тогда регуля­торы не понимали, что их действия в конечном итоге приведут к таким разрушительным последствиям, однако сегодня, глядя на то, что произошло, председатель совета директоров Феде­ральной корпорации по страхованию депозитов (FDIC) при­знала, что Р-правило было ужасной ошибкой, которая объя­сняется неведением регулятора относительно возможных по -следствий его введения (см. главу 4).

Однажды Джон Мейнард Кейнс следующим образом выра­зился о непредсказуемости будущего: «Мы просто не знаем». Глядя со стороны, можно подумать, что это должно быть оче­видно: в конце концов, по какой бы еще причине банкиры осу­ществляли действия, которые вполне могли разорить их бан­ки? По какой еще причине регуляторы предпринимали шаги, чреватые разрушением банковской системы? Но — как мы полагаем — академическая экономическая наука в такой мере находится в плену концепции «стимулов», что экономисты склонны рассматривать вообще все, что случается в нашем сложном мире как результат намеренных действий экономиче -ских агентов, материально заинтересованных в определенном

16

Введение

исходе — вне зависимости от того, насколько катастрофиче­ским является этот исход. Настоящие ошибки, порожденные нашим неведением и непониманием сложной реальности, ред­ко находят место в общепринятых экономике-теоретических моделях1. Не будет большим преувеличением сказать, что эко­номисты склонны рассматривать экономических агентов как существа, обладающие совершенным пониманием реального мира, которые предвидят все, что произойдет, и которые обла­дают безошибочным знанием результатов, к которым должны приводить их действия.

Подразумевается, что мир, в котором обитают эти аген­ты, является миром простым, прозрачным и легко понимае­мым. Этот упрощенный взгляд пугающим образом похож на мир теорий заговора, наполняющих политический дискурс, — порожденные экономическими теориями истории о банках, «слишком больших, чтобы позволить им разориться», и о роли непомерных выплат руководству корпораций. Эти истории были придуманы в расчете на широкую популярность, кото­рую они и получили фактически. Но это как раз тот случай, когда «люди ошибаются».

Для целей настоящей работы более важно, что именно эко­номические эксперты создали указанные мифы о финансовом кризисе. Мы считаем, что данное обстоятельство представля­ет собой самую суть поднятой кризисом более широкой проб­лемы, которая имеет системный характер. Поэтому мы без колебаний приводим в данной книге имена знаменитых эконо­мистов, высказывания которых о кризисе представляют собой, насколько мы понимаем, ненамеренное мифотворчество.

Даже концепции «рационального неведения» и «асимметрично­сти информации», в рамках которых экономисты соглашаются рассматривать феномен неведения, трактуют неведение как ре­зультат добровольного решения, принятое либо агентом,который взвешивает издержки изучения такого вопроса, сопоставляя их с получаемыми выгодами, либо агентом, который сам заинтере­сован в сокрытии информации от других агентов (см. [Evans and Friedman, 2011]). Характерное для современной экономической науки отсутствие концепции неведения в подлинном смысле этого слова, т.е. неведения непреднамеренного, не оставляет экономи­стам, осмысливающим феномен ошибок, иного выбора, кроме как обращаться к теориям «иррациональности». В главе 1 мы подвергаем критическому анализу обе стороны этой дилеммы.

17

Введение

Ошибки экспертов производят такое сокрушительное впечат­ление не только из - за количества ошибочных ретроспективных оценок причин, породивших кризис, но и потому, что другие эксперты ошиблись и в своих прогнозах относительно благо­приятных последствий регулирования достаточности капитала и изменений правил бухучета, которые, как мы полагаем, вне­сли такой значимый вклад в то, что разразился кризис и нача­лась рецессия. При этом мы не обвиняем ни одного из этих экспертов (чего мы точно не утверждаем, так это того, что они совершили ошибки намеренно), — они делали что могли, дей­ствуя в условиях ограничений, связанных с человеческим неве­дением и способностью ошибаться.

Данная ситуация ставит и перед политической, и перед эко­номической теорией настоящую дилемму: ведь к кому еще, как не к экспертам, мы можем обратиться, сталкиваясь со слож­ностью мира? Что может служить альтернативой тому, чтобы поручить регулирование капитализма экспертам? Мы обсу­ждаем эти вопросы в главе 4.

 

Глава 1

БОНУСЫ, ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ

И ФАКТОР СЛИШКОМ БОЛЬШОГО

МАСШТАБА БИЗНЕСА:

общепринятые суждения о причинах кризиса и их теоретические предпосылки

К концу 2010г. общественное мнение пришло к согласию отно -сительно справедливости шести следующих неоспоримых истин, в совокупности объясняющих причины финансового кризиса.

1. В период 2001—2005гг. процентные ставки были слиш­ком низкими, что привело к образованию не имевше­го аналогов в прошлом пузыря на американском рынке жилой недвижимости.

2. Обе ключевые компании, функционирующие при госу­дарственной поддержке (GSE), — Fannie Мае и Freddie Mac — ослабили стандарты выдачи кредитов, что спо­собствовало формированию причин, вызвавших кризис.

3. Дерегулирование финансовой сферы позволило «тене­вому банковскому сектору» ввести в практику выдачу субстандартных ипотечных кредитов и осуществлять их секьюритизацию.

4. Используемые банками системы вознаграждения, в осо­бенности выплаты бонусов за сделки, генерирующие денежные поступления, стимулировали банкиров, рас­считывавших на продолжение ипотечного бума, поку­пать облигации, обеспеченные закладными, привлекая в гигантских объемах заемные средства. При этом бан­киры получали огромные вознаграждения в случае, если их ожидания оправдывались, но никак не штрафовались в случаях, когда эти ожидания оказывались ошибочными.

5. Банкиры полагали, что их банки являются слишком крупными, чтобы [государство или регуляторы] им позволили разориться (TBTF); поэтому они осуществля­ли безрассудные инвестиции, полагая, что в случае краха

• будут спасены и их банки тоже.

19

Глава 1

6. «Иррациональная эйфория» стимулировала покупки ценных бумаг, обеспеченных субстандартными заклад­ными, при этом инвесторы не обращали внимания на тот факт, что в случае неизбежного падения цен на жилые дома по этим бумагам весьма вероятен дефолт.

В настоящей главе мы противопоставим этим шести элемен­там общепринятого объяснения причин кризиса убедительные доводы и здравую логику, которая, как мы полагаем, поможет прояснить основания нашего собственного объяснения, сводя­щегося к тому, что он стал результатом ошибок регулирования. Главный вред в данном случае исходил не от обычных целевых показателей деятельности банков, а от норм регулирования, устанавливающих требования к капиталу банков, которые из­вестны как Базельские правила.

Когда в начале 2009 г. мы только начинали анализировать финансовый кризис, нами двигало чувство неудовлетворен­ности имевшимися на тот момент исследованиями по данной тематике. В них преобладали гипотезы, но не хватало фактов (что вполне можно понять), причем многие из этих гипотез, будучи в одинаковой степени правдоподобными, противоре­чили друг другу. Кроме того, количество циркулировавших тогда версий превышало те шесть, которые мы перечислили выше, и — отчасти вследствие такого обилия объяснений кри­зиса — бытовало широко распространенное мнение, согласно которому убедительно объяснить, что же именно пошло не так, пока никому не удалось. Оказалось, что экономической науке требуются какие-то нетривиальные парадигмы и све­жие мысли не просто желательны, а обязательны. Это придало финансовому кризису дополнительную значимость — он стал важным пунктом повестки дня не только вследствие поро­жденных им человеческих драм, но и из-за того, что кризис стал полем приложения интеллектуальных усилий множества исследователей.

Однако очень скоро политики и политизированные идеоло­ги начали так подавать гипотезы, соответствовавшие их идео­логическим клише, как будто они соответствуют установлен­ным фактам, вследствие чего именно эти гипотезы со временем сформировали общественное мнение. Консерваторы стремятся обвинять в кризисе правительство, используя для этого гипо­тезы 1, 2 и 5, тогда как леволиберальные авторы и политики

20

 

стараются возложить ответственность за кризис на капитализм, используя для этого гипотезы 3, 4 и 6.

Предвзятые суждения находят место и в академических работах. Большинство академических комментариев по пово­ду кризиса были написаны профессиональными экономистами, которые — для достижения самых разных целей — использо­вали одно и то же средство из арсенала экономической про­фессии — теорию рационального выбора. Дошло до того, что одной из объясняющих переменных, которую экономисты ока­зались в состоянии идентифицировать, стал «стимул», изве­стный всем остальным как «мотив получения прибыли». Если происходит экономическая катастрофа, то для большинства экономистов ее причиной просто должна быть неправильная система стимулирования. Этому стереотипу вполне соответ­ствуют пункты 4 и 5 из приведенного выше списка — гипотеза о решающей роли бонусов и гипотеза о слишком крупных бан­ках, чтобы им позволили разориться (гипотеза TBTF), каждая из которых кладет в основу безрассудного поведения банкиров соответствующий стимул, побуждающий их действовать в рас­чете на ожидаемые выгоды.

Однако люди склонны смешивать простую констатацию су­ществования таких стимулов и убедительное доказательство того, что именно они являются действительной причиной кри­зиса. Нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц, который считает верными обе эти гипотезы одновременно (и гипотезу о роли бонусов, и гипотезу TBTF), безо всякой иро­нии пишет: «...бедствие, причиной которого были эти непра­вильные стимулы, для нас, экономистов, стало чем-то поисти­не успокоительным: наши модели предсказывали, что в дан­ном случае должны иметь место избыточные риски и поведение, ориентированное на достижение краткосрочных результатов. То, что произошло в действительности, подтвердило наши про­гнозы» (см. [Stiglitz, 2010b, 153]). Однако ниже мы увидим, что когда Стиглиц писал эту сентенцию, факты, серьезно под­рывавшие справедливость утверждения о том, что экономиче­ская катастрофа разразилась вследствие этих неправильных стимулов, уже были доступны.

Кризис также предоставил обильный материал тем эко­номистам, которые любят сбрасывать с парохода современ­ной науки ортодоксальных теоретиков, которые упорно огра­ничиваются осмыслением стимулов, которым подчиняется

21

Глава 1

поведение рациональных агентов. Такие авторы (см., напри­мер, [Akerlof and Shiller, 2009]) популяризировали понятие иррациональной эйфории, т.е. гипотезу 6. Наше возражение против данной гипотезы состоит в том, что она представляет собой ошибочное использование психологической терминоло­гии, при котором создается впечатление, что кризис был спро­воцирован определенной разновидностью поведения, харак­теризовавшегося некоей повышенной эмоциональностью. На самом деле имеющиеся факты говорят о том, что банкиры ошибались, но это не значит, что эти банкиры «сошли с ума».

Наши критические замечания по поводу общеприня­тых объяснений могут показаться несправедливыми. Многие суждения о кризисе, ставшие господствующими позже, пона­чалу приобрели популярность в результате работы журна­листов, которые в условиях жестких сроков сдачи материа­лов часто не имели иного выбора, кроме как повторять то, что произносилось экспертами, или использовать материалы иде­ологизированных исследований. Именно по этой причине на публицистику обычно смотрят в лучшем случае как на предва­рительный набросок истории — считается, что в более длитель­ной перспективе оценки публицистов будут корректироваться и замещаться результатами исследований ученых. Та же судь­ба — подвергнуться процессу коррекции и замены, — как в свое время указывал еще Макс Вебер (см. [Weber, (1918), 1946]), ожидает и версии, выдвигаемые учеными. Поскольку поспеш­ные суждения о финансовом кризисе, высказанные журнали­стами (и учеными!), со временем отбрасываются, может слу­читься так, что специалисты постепенно откажутся от тех воз­зрений, которые являются общепризнанными сегодня.

Тем не менее широкое принятие определенных воззрений порождает немедленные и немаловажные последствия. Вос­приятие кризиса информированной публикой в какой-то мере основано на поспешных суждениях журналистов и ученых. Это восприятие застывает, принимая вид убеждений. Политиче­ские силы — как правого, так и левого толка — действуют уже в соответствии с такими догмами относительно кризиса, кото­рые либо в весьма незначительной степени основаны на фактах, либо не основаны на фактах вообще. Тем самым на этих догмах базируются и политические изменения. Более того, нельзя ожи­дать, что стереотипы массового восприятия, сформированные в разгар экономической катастрофы, изменятся просто потому,

22

Бонусы, иррациональность и фактор слишком большого масштаба бизнеса

что в будущем неявные гипотезы, лежащие в основе этих сте­реотипов, будут, возможно, опровергнуты добросовестными учеными. Поэтому мы считаем исключительно важным, чтобы различные гипотезы прошли проверку имеющимися фактами немедленно, хотя и отдаем себе отчет в том, что, как предска­зывал Вебер, некоторые или даже все наши факты обязатель­но будут отвергнуты и некоторые из наших выводов окажутся ошибочными. Однако корпус основных фактов, представлен­ный в настоящей главе, уже стал достоянием общественности, и сегодня он изучен более или менее исчерпывающим обра­зом. Если сопоставить эти факты с общепринятым мнением, то большинство его элементов рассыпается, и мы опять остаемся с теми же вопросами, которые с самого начала данного кризиса сделали его таким интересным и значимым явлением.

Общепринятое мнение о причинах кризиса содержит неко­торые зерна истины, но по большей части оно является оче­видно ошибочным. В этой главе мы расчистим поле исследо­вания от мифов, что даст нам возможность поставить проб­лему, которую призвано решить научное исследование. Мы изучим некоторые неявные допущения, из-за которых даже весьма проницательные и знающие ученые, в особенности эко­номисты, зачастую поддерживают такие теории происхожде­ния кризиса, которые не имеют оснований в реальности.

1.1. Ограниченная роль низких процентных ставок

Мы располагаем фактами, которые говорят в пользу модифи­цированной версии первого тезиса. Они подтверждают, что низкие процентные ставки привели не к финансовому кри­зису, а к образованию пузыря на рынке жилой недвижимо­сти. Джон Тэйлор из Стэндфордского университета в [Taylor, 2010] убедительно показал, что в первой половине десятиле­тия низкие процентные ставки коррелировали с бумом на рын -ке жилья не только в США, но и в странах Европейского союза. И Федеральный резерв, и Европейский центральный банк (ЕЦБ) в 2001—2004 гг. понижали процентные ставки, при­чем ставка по федеральным фондам упала с 6,5% в январе 2001 г. до 1% в июне 2003 г., т.е. до самого низкого значе­ния для периода более чем в сорок лет (см. рис. 1.1). В тече­ние года она оставалась на уровне 1 %, после чего началось ее

23

Глава 1

медленное и постепенное повышение — до 5,25% в 2006 г. Мы не касаемся здесь вопроса о том, было ли понижение ста­вок, осуществленное центральными банками в 2001 —2004гг., простым отражением «глобального переизбытка сбережений» (см. [Bernanke, 2010], [Greenspan, 2010]) или, наоборот, это последнее было отражением денежной экспансии, к которой решили прибегнуть для противодействия дефляции (как счи-таетТэйлор, см. [Taylor, 2010]).

Для целей нашего исследования важно, что вне зависимо­сти от конечной причины понижения ставки по федеральным фондам, ставки по ипотечным кредитам следовали за ставками по федеральным фондам, хотя — как это видно на рис. 1.1 — ставки по 30-летним стандартным закладным перестали сни­жаться еще в 2003 г., когда они достигли рекордно низкого значения 5,25%. Если бы они продолжили снижение, банки оказались бы в ловушке, когда сверхнизкие процентные став­ки, по которым они занимали деньги (показателем этих ставок и являются ставки по федеральным фондам), начали бы расти.

Целевая ставка по федеральным фондам взята в Federal Reserve Statistical Release, Selected Interest Rates. Ставка по 3-летним ипотечным кредитам и одногодичным ARM — в Federal Reserve Monetary Policy Report to the Congress, February 24, 2009. Зна­чение индекса Кэйса—Шиллера: S&P/Case—Shiller Home Price Indices.

Рис. 1.1. Процентные ставки по федеральным фондам, ставки ипотечных кредитов и цены на жилые дома

24

 

Процентная ставка по федеральным фондам не может оставаться на уровне 1% бесконечно долго, и, предвосхищая ее неминуемое повышение, в 2004 г. банки начали выпускать в огромных количествах закладные с переменной ставкой про­цента (ARM). На рис. 1.1 начальная ставка по ARM изобра­жена штриховой линией. После начального периода (обыч­но равного двум годам) ставки ARM устанавливаются зано­во — их приводят в соответствие с процентными ставками, преобладающими на рынке в этот момент. Согласно широ­ко распространенному мнению, этот инструмент был глав­ной причиной трудностей, которые испытывали субстандарт­ные заемщики, в узком смысле определяемые как заемщики, имеющие кредитную историю низкого качества (см., напри­мер, [Barth, 2010]).

В 2006 г. более 90% всех субстандартных закладных пред­ставляли собой ARM. Кроме того, ARM'aMH были 80% всех закладных типа Alt-A, т.е. кредитов таким заемщикам, отно­сительно доходов, кредитной истории и документов, подтвер­ждающих доходы, которых, требуемых для первоклассных ссуд, имеются определенные сомнения (см. [Zandi, 2008, табл. 2.1]). В начале 2006 г., когда ставки по федеральным фондам выросли, неспособность субстандартных заемщиков выплачивать повышенные процентные ставки спровоцировала схлопывание пузыря на рынке жилой недвижимости и нара­стание опасений по поводу фактической стоимости облигаций, обеспеченных закладными. В третьем квартале 2007 г. из всех взысканий на жилые дома в связи с невозможностью обслу­живать задолженность по ипотечному кредиту (foreclosures) на субстандартные ARM приходилось 43%, на первоклас­сные ARM — 19%, на первоклассные закладные с фиксиро­ванным процентам 12% и 9% взысканий приходилось на ссу­ды, застрахованные Федеральной администрацией жилищно­го строительства (см. [IMF, 2008a, 5п7]).

Все это общеизвестные истины, и у нас нет причин подвер­гать их сомнению. Однако все это ставит перед нами два во­проса. Во-первых, почему новые деньги, закачанные в эко­номику США посредством пониженных процентных ста­вок, вызвали пузырь именно на рынке жилой недвижимости, а не привели к образованию ценового пузыря на рынках, ска­жем, автомобилей, продовольственных товаров, самолетов, компьютеров или одежды? И, во-вторых, почему этот пузырь

25

Глава 1

на рынке жилой недвижимости, лопнув, вызвал финансовый кризис, т.е., иными словами, банковский кризис?

В следующем параграфе настоящей главы и в главе 2 мы вначале дадим ответ на первый вопрос, — на вопрос, кото­рый, по большей части, был проигнорирован общепринятым мнением. Затем, в оставшейся части главы 1, мы рассмотрим ответы, которые обычно даются на второй вопрос, на котором вполне оправданно концентрируется общее внимание.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 207.