В качестве примера можно рассмотреть прямые репортажи корреспондентов и работу в студии телеведущих «ВГТРК» или «Первого канала»
Рассматривая прямой эфир в качестве основного объекта данного исследования, мы подразумеваем, что это акт телевизионной коммуникации, содержащий непосредственную звуко-зрительную информацию о происходящем событии или действии в фазах появления, передачи и получения, в той или иной степени осуществленный по инициативе и при участии субъектов журналистского творчества. Таким образом, можно вести речь о специфическом комплексе параметров:
творческих (виды, формы и жанры вещания);
профессионально-личностных (ведущий, режиссер, оператор, интервьюируемый и др.);
творческо-технологических (приемы, методики, планирование, программирование);
- психологических (напряжение, стресс, поликонтактность);
- социологических (интерактивность, исследование аудитории);
- технических (специализированное студийное и внестудийное оборудование, мобильные и спутниковые средства связи для передачи звуковых и видеосигналов).
Вместе они составляют особую среду профессионального (творческого, технологического, технического, психологического) взаимодействия, результатом которого является осуществление телевизионного вещания в прямом эфире.
Причем это не ограничивается только эффектом присутствия (прямое общение) или доверительности (личностное общение). На первый план выходят непосредственность (оперативность), диалогичность (интерактивность) для определенной категории проектов прямого эфира, а также немедленность (достоверность) 1б.
Особенности репортажа в прямом эфире
Прямой эфир -- важная тенденция современного отечественного информационного телевещания. Более того, новые технические возможности привели к возникновению новых жанровых форм, к числу которых, прежде всего, относится прямое включение.
В связи с насыщением рынка телевизионных новостей развернулась жесткая конкурентная борьба между телекомпаниями за оперативность сообщений. Непреложной целью репортеров стало желание сообщить о событии как можно раньше, в идеале -- в момент его свершения. Громоздкие передвижные телевизионные станции позволяют это делать только в отдельных случаях и лишь тогда, когда речь идет о плановом событии, о котором известно заранее.
Миниатюризация телевизионной техники -- очевидная тенденция ее совершенствования. К концу ХХ в. появились первые супер-современные мобильные средства спутниковой связи Flay Away, позволяющие в считанные минуты разворачивать оборудование и передавать непосредственно в эфир репортаж с места события. Пока теоретики дискутировали, как назвать это новое эфирное явление, телепрактики техническую возможность сделали определением жанровой формы.
Самым потрясающим за всю историю мирового телевизионного вещания примером прямого включения стал репортаж CNN 11 сентября 2001 г. «Именно потому, что это было ЧИСТОЕ телевидение с идеальным совпадением всех четырех координат: ЧТО, КАК, ГДЕ и КОГДА», -- говорил вице-президент Российской интернет-академии А. Прохоров на Международном конгрессе Евразийского телефорума.
Прямой репортаж непосредственно с места события в основном используется для передачи экстренной новости. В таком случае на место съемок выезжает передвижная телевизионная станция (ПТС). В эфир выдается прямое включение, в котором репортер может не только говорить о новых фактах, но и показывать то, что происходит «прямо сейчас». В последнее время такие прямые включения становятся неотъемлемой частью выпусков новостей некоторых телекомпаний.
На многих региональных телекомпаниях прямое включение заменено псевдо-прямым включением. Псевдо включение - то же самое, что прямое включение, только заранее записанное. Бесстыдный обман зрителя, но не требует применения дорогой техники вроде ПТС, в то же время придает новостям приятное ощущение присутствия на месте событий.
Репортаж в прямом эфире включает несколько этапов:
1. Интервью.
2. Комментарий.
3. Репортаж с места события.
В прямом эфире важно все, здесь невозможно вырезать помехи и погрешности. Во время прямого эфира могут случиться неполадки с телевизионным сигналом, с телефонной связью, со своевременностью воспроизведения записанных материалов. В такой ситуации ответственность ложиться на телеведущего, именно он в ответе перед телезрителями, ведущий прямого эфира должен адекватно реагировать на подобного рода технические неполадки.
Оценить работу тележурналиста, вещающего в прямом эфире можно по следующим критериям:
1. Индивидуально-личностые характеристики:
- внешность;
- оформление образа (экранный образ).
2. Внутренние характеристики:
- знания, интеллект;
- эмоциональность;
- моральные ценности.
3. Коммуникативные качества:
- тембр голоса, дикция;
- применение невербальных средств коммуникации;
- особенности интервьюирования.
4. Общие профессиональные характеристики
- поведение в кадре;
- умение ориентироваться в непредвиденной ситуации.
В настоящее время одной из самых популярных ведущих эфира на отечественном телевидение является Марианна Максимовская. Ее аналитическая программа на телеканале РЕН-ТВ «Неделя с Марианной Максимовской» - одна из самых рейтинговых в стране и одна из самых острых и свободных информационных программ с точки зрения подачи информации.
Ведущая всегда гармонична в телекадре, ее поведение соответствует зрительским параметрам, оно не отвлекает от сути передачи и в то же время располагает к просмотру передачи. Марианна не раз доказывала свое умение выходить из сложных ситуаций: заполнять эфирные паузы, компенсировать своими коммуникативными способностями технические погрешности.
Таким образом, журналисты, работающие в жанре прямого эфира, имеют достаточную профессиональную подготовку, техническая сторона процесса также находится на высоком уровне.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 381.