Длинные кадры в фильмах: «Я Куба» реж. М.Калатозов, «Печать зла» реж. О.Уэллс, «Профессия репортер» реж. М.Антониони, «Ностальгия» реж. А.Тарковский, «Игрок» реж. Р.Олтман и «Русский ковчег» реж. А.Сокуров – на выбор. Анализ художественной задачи, решаемой применением длинного кадра. Какая техника и спец.оборудование использовались при съёмке. Воздействие длинного кадра на зрителя.
Чаще всего в фильмах используются короткие кадры, часто меняющаяся картинка, это смотрится живее, интереснее и воспринимается легче, это правило учитывает особенности человеческого зрения и восприятия окружающих объектов. Из любого правила есть исключения. Главным, определяющим моментом при создании фильма является не длительность кадра, а замысел автора данной картины.
Каждый фильм служит для передачи художественного замысла режиссера, что именно он желает донести до зрителя. Если режиссер считает, что для восприятия зрителями смысла, настроения, эмоций, информации необходим именно длинный кадр, он вправе его использовать.
Длинный кадр - это непрерывный кадр, который длится дольше обычного, съемка без монтажных склеек.
Конечно, не у каждого режиссера использование длинного кадра получается удачным, потому что это один из самых сложных кинематографических приемов. Чем длиннее кадр, тем сложнее получить идеальный результат без монтажной склейки.
История
1930-40-е: В кинематографе Японии (прежде всего в фильмах Кэндзи Мидзогути) формируется техника «план-эпизод», подразумевающая отказ от монтажа, изменение мизансцены при относительно статичной камере, доминирование общих планов, длительность кадра равную длительности сцены и общее настроение созерцательности.
1940-50-е: Жан Ренуар («Правила игры»), Орсон Уэллс («Гражданин Кейн», «Великолепные Эмберсоны»), Уильям Уайлер («Лисички», «Лучшие годы нашей жизни»), Альфред Хичкок («Веревка», «Под знаком Козерога») используют длинные кадры в более динамичном ключе, экспериментируя с глубинной мизансценой, внутрикадровым монтажом и траекторной съемкой.
«Веревка» Хичкока становится первым фильмом, снятым как бы одним кадром. 80-минутная картина состоит из 10 кадров, длительностью от 6 до 10 минут (максимальная продолжительность 35-мм бобины пленки в то время). Кадры незаметно смонтированы на переходах, например, спинах персонажей.
1960-е: С появлением относительно легких, мобильных камер длинные кадры становятся все более эффектными и динамичными. Чудеса операторской акробатики демонстрирует, например, Сергей Урусевский.
При съемке длинного кадра определяющим является мастерство оператора. В этом отношении нужно выделить операторскую работу известного советского кинооператора и режиссера Сергея Урусевского в фильме Михаила Калатозова "Я - Куба".
Практически вся картина снята ручной камерой. Урусевский постоянно использовал внутрикадровый монтаж: движение камеры, изменение фокуса, наезд, отъезд, панораму, трансфокацию. Оператор перемещался с камерой по залу, спускался во время съемки на лифте, заходил в бассейн.
Операторская работа Урусевского до сих пор (с 1964 года) считается эталонной в истории киноискусства.
1970-90е: Для ряда режиссеров длинные кадры становятся ключевым, стилеобразующим приемом. Скажем, Миклош Янчо строит большинство картин на однокадровых эпизодах, снятых панорамирующей камерой. Также к приему часто обращаются Микеланджело Антониони, Стэнли Кубрик, Андрей Тарковский, Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Михаэль Ханеке, Пол Томас Андерсон и многие другие.
2000-е: Благодаря появлению цифровых камер становится возможным снимать кадры более продолжительные по длительности, чем это позволяла пленка. Эксперименты не заставляют себя долго ждать. «Тайм-код» Майка Фиггиса примечателен не только 1,5-часовой однокадровой съемкой, но и сигментированным экраном, показывающим четыре параллельно разворачивающихся (и одновременно снятых!) сюжетных линии.
В России первым однокадровым фильмом становится «Русский ковчег» Александра Сокурова – 1,5-часовой экскурс в отечественную историю, снятый в залах Эрмитажа с участием 2000 актеров.
2000-2010-е: Длинные кадры прочно входят в арсенал повсеместно используемых средств киноязыка: от кинофильмов до сериалов, от «медленного кино» до боевиков, от экспериментального арт-хауса до блокбастеров.
Намечающийся тренд – имитация однокадровой съемки, при которой бесшовно монтируются кадры, снятые несколькими дублями. Примеры у всех на слуху: 2-часовой как бы однокадровый «Бердмэн» и примечательный сценой в церкви «Kingsman».
Типы и функции длинных кадров
Реализм
Длинный кадр может использоваться как способ воспроизведения реального непрерывного существования мира, создания максимально достоверной иллюзии течения жизни, передачи полноты действительности на экране. За это свойство длинных кадров большим пропагандистом их применения был великий теоретик кино Андре Базен.
У кого можно встретить: Кэндзи Мидзогути, Жан Ренуар, Орсон Уэллс, Витторио Де Сика, Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Альфред Хичкок, Михаил Калатозов, Алексей Герман, Брайан Де Пальма, Бела Тарр, Гас Ван Сент, Пол Томас Андерсон, Лав Диас, Апитчатпон Вирасетакул, Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Андрей Звягинцев.
Символизм
Прием может подчеркивать и символическое значение действия. В таких случаях один длинный кадр вмещает не просто сцену, а несколько эпизодов, переплетающих различные пространства и времена. Движения камеры, как правило, приобретают свободный, танцевальный характер.
У кого можно встретить: Миклош Янчо, Александр Сокуров.
Исследование героя
Длинный кадр используется как инструмент исследования психологического процесса. Пристально наблюдая за героями на протяжении длительного времени, камера фиксирует «как возникает драматическая ситуация и как она исчезает», и, соответственно, как в ней проявляется герой.
У кого можно встретить: Альфред Хичкок, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Жан Эсташ, Стэнли Кубрик, Вим Вендерс, Мартин Скорсезе, Андрей Тарковский, Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту.
Исследование пространства
Длинные кадры могут быть бессобытийными: в них могут показываться пейзажи, предметы, окружающее пространство и т.д. Таким образом автор дает зрителю возможность проникнуться атмосферой, погрузиться в изображение и прочувствовать метафизическую сторону образов.
У кого можно встретить: Андрей Тарковский, Бела Тарр, Бруно Дюмон, Лав Диас, Лисандро Алонсо, Апитчатпон Вирасетакул, Альберт Серра, Андрей Звягинцев.
Вовлечение
Непрерывный кадр вовлекает зрителя, при этом действие может быть как быстрым, экспрессивным, так и спокойным, медитативным. В первом случае захватывает динамика, во втором – возможность исследовать кадр, самостоятельно вычленяя в нем значимые элементы. В обоих случаях зритель погружается в экранный мир, ассоциируя себя с его обитателями. Не случайно, что иногда прием совпадает с использованием субъективной камеры, позволяющей зрителю максимально отождествить себя с героем.
У кого можно встретить: Орсон Уэллс, Роберто Росселлини, Федерико Феллини, Стэнли Кубрик, Мартин Скорсезе, Брайан Де Пальма, Кэтрин Бигелоу, Альфонсо Куарон, Алехандро Гонсалес Иньярриту; Андрей Тарковский, Бела Тарр, Аббас Киаростами.
Отчуждение
Возможен и обратный эффект – отстраненного наблюдения за действием и героями. В этих случаях камера или статична, или ее движение механистично, монотонно, порой произвольно. Съемка зачастую ведется на общем или среднем плане, при этом дистанция относительно показываемого объекта не меняется. В тех случаях, когда камера неподвижна, ее намеренно ставят так, чтобы зритель испытывал ощущение дискомфорта. Также используется фронтальное расположение героев и разведение мизансцены как на театральных подмостках, что усиливает ощущение условности, неестественности.
У кого можно встретить: Жан-Люк Годар, Стэнли Кубрик, Бела Тарр, Гас Ван Сент, Гаспар Ноэ, Алексей Герман-младший, Лисандро Алонсо.
Напряжение
Развитие действия в непрерывности, как бы в реальном времени, может быть одним из инструментов нагнетания саспенса.
У кого можно встретить: Альфред Хичкок, Стэнли Кубрик, Брайан Де Пальма, Дарио Ардженто, Михаэль Ханеке, Гас Ван Сент.
Дедраматизация
Длительное наблюдение за каким-либо действием нивелирует кульминационные моменты и драматические акценты, рассеивая информацию и делая равнозначимым все действие.
У кого можно встретить: Кэндзи Мидзогути, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Бела Тарр, Гас Ван Сент, Аббас Киаростами, Лав Диас, Лисандро Алонсо, Апитчатпон Вирасетакул, Альберт Серра.
Ритм
Также длинные кадры могут использоваться как способ организации ритма и динамики повествования, например, уравновешивая эпизоды, выполненные резким монтажом.
Желание автора
В конце концов, длинный кадр может быть просто экспериментом создателей фильма – почему нет?
Дата: 2019-02-24, просмотров: 420.