Религия персидского народа (династия др. персидских царей 558-330 гг. до н.э.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Персы эпохи Ахеменидов были поклонниками древних индоиранских божеств:

- Митры - бога солнца и света;

- Анахиты - богини воды и плодородия.

Персы не являлись последователями учения Зороастра, они поклонялись божествам природных сил, которых отвергал пророк.

Следует отметить, что митре и Анахите поклонялись не только персы, но и другие иранские племена, статуэтки этих божеств найдены в Бактрии, Согде, Хорезме.

Религия ахеменидских царей.

Кир ІІ, Дарий І, Ксеркс (486-465), Артаксеркс I, II, III (358 г.)

Если у Зороастра Ахура-мазда единственный бог, у Ахеменидов он лишь "величайший из богов". В Бехистунской надписи он упоминается 69 раз, а 34 раза Дарий подчеркивает, что все свои подвиги совершил благодаря помощи Ахура-Мазды. Дарий не запрещал популярных в народе божеств (Анахиты и Митры). До реформы Зороастра Митра был верховным божеством. Можно согласиться с утверждением А. Мейе (французский языковед - ум. 1936 г.), что во время правления Дария имел место компромисс между реформой Зороастра и древней иранской религией.

Раннему Зороастризму чуждо идолопоклонничество (в Гатах Ахура-Мазда - божество абстрактное, бестелесное), также и сооружение храмов. Со временем эти положения эволюционируют:

- отмечены множественные антропоморфные изображения Ахура-Мазды, так в Египте и Вавилонии это встречается даже на печатях частных лиц.

- существовали у Ахеменидов и храмы.

- культовые постройки Пасаргад - посвящены божественной триаде: Ахура-Мазде, Митре и Анахите.

- храм огня в Сузах эпохи Артаксеркса II (495 г. до н.э.)

Ахемениды не упоминали в своих надписях Зороастра. Они не призывали его как посредника между Ахура-Маздой и людьми.

В VI-IV вв. (в ахеменидский период) зороастризм еще не превратился в догматическую религию, поэтому появляются различные модификации нового религиозного учения. Одной из форм раннего зороастризма является персидская религия берущая начало со времени Дария І (521).

Отсутствие догматической религии объясняет веротерпимость царей. Так, Кир ІІ покровительствовал возрождению древних культов в покоренных странах, восстановил храмы в Вавилонии, Эламе, Иудее.

После захвата Египта Камбиз короновался по египетским обычаям, поклонялся египетским богам, приносил им жертвы. Таким же образом он поступил и при восшествии на Вавилонский престол. Дарий І объявил себя сыном египетской богини Нейт, строил храмы Амону и другим египетским божествам.

В Иерусалиме персидские цари почитали Яхве, в Малой Азии - греческих богов. Считается, что почитание персидскими царями богов покоренных народов являлось не только политическим мотивом, здесь присутствовала и вера персидских царей в богов иных народов. Хотя Ахура-Мазда считался самым могущественным богом, но поклонялись и названным божествам, строили им храмы и приносили жертвоприношения.

Иную религиозную политику проводил Ксеркс (476 г.). В самом Иране Ксеркс стал проводить религиозную реформу направленную на централизацию культа. Его деятельность была направлена на уничтожение культов древнегреческих богов, отвергаемых Зороастром (Митры, Анахиты). Однако предпринятая реформа не принесла желаемых результатов, так как уже во время правления Артаксеркса II (405-359 гг. до н.э.) свергнутые Ксерксом божества оказались вновь официально признаны. В отношении религиозной политики ахеменидских властителей необходимо отметить и такую черту, что хотя персидские цари не укрепляли религиозных чувств покоренных народов, но и не допускали чрезмерного усиления храмов. В Вавилонии, Египте и других частях империи храмы были обложены государственными податями.

В целом говоря о религии Древнего Ирана следует отметить, что первостепенное значение в различное время отводилось культу Ахура-Мазды, поклонение которому в начальный период было представлено в форме маздаизма. Новое религиозное направление было связано с нововведением Зороастра, выступавшего как связующее звено между Ахура-Маздой и народом положившим начало новой религии именуемой - зороастризмом. Зороастризм являлся первой официальной государственной религией, распространение которой приходится на VI в. до н.э., в то же время религия ахеменидского периода не являлась еще догматически сформированной и придавала ей такие черты как веротерпимость к верам других народов почитающих старых иранских богов. Необходимо отметить и влияние раннего зороастризма на развитие других религий как иудаизм, христианство, ислам.

4. Древнеиранская клинопись и литература

Является также одним из достижений иранской цивилизации. В ней насчитывается 43 знака (в аккадской 600). Использовалась она в основном для царских торжественных надписей: на гробницах правителей, стенах и колоннах дворцов, вырезались на металлической посуде оружии, каменных вазах, печатях.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 231.