Ранние формы религии. Тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм следует рассматривать не просто как отдельные формы верований и обрядовых действий, но и как тесно взаимосвязанные между собой элементы, которые в культуре каждого народа образуют некоторое единство, своеобраз­ное целое. Это своеобразие обусловливается их различным содержа­тельным наполнением, а также различным сочетанием. Однако у всех этих религий имеет одна важная характерная особенность — они являются религиями доклассового, родоплеменного общества. Основными объектами поклонения в этих религиях были природные объекты. Духовные существа в основном носили безличный харак­тер. В культовой деятельности преобладали обряды, в которых уча­ствовали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов и другие организаторы и исполнители культовой деятельности еще не были жестко отделены от основной массы верующих. Тотемизм обычно определяют как веру в существование род­ственной связи между какой-либо группой людей и определенным видом животных, растений или иных явлений природы. Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной со­циальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным род­ственником. Мно­гие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и что, следовательно, каждое животное — умерший родственник. Тотемические представления обусловливают определенные отношения между людьми. Они делят всех людей на «своих» и «чу­жих». С тотемизмом связаны определенные ограничения в деятель­ности и общении: что можно делать, а чего — нельзя, с кем можно об­щаться, а с кем — нельзя. Например, мужчины и женщины одной то­темной группы не могут друг с другом вступать в брак. Они являются друг для друга табу. Первопричиной тотемизма, по мнению Э. Дюркгейма, являет­ся признание священного. «Тотемизм — писал он — это вера не в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Тотемические верования существуют не в виде абстрактных представлений, а в форме системы жизнедеятельности людей, их повседневных поступков, их отношений с окружающей средой, с другими людьми. Важнейшим составным элементом этой жизнедея­тельности является тотемическая обрядность. Значительное место в этой обрядности занимают многочисленные действия по поклоне­нию тотему, его умилостивлению и приобщению к нему. С этой об­рядностью связаны все важные этапы в жизни человека: рождение, посвящение (введение юноши в число взрослых охотников), смерть. В процессе этой обрядности происходила социализация индивида, освоение им обычаев, традиций, навыков своей общины.

Первопричиной тотемизма является признание священной силы, силы, заимствованной у самого коллектива, силы коллективного на­чала, превосходящей всех конкретных индивидов. Однако не только в тотемизме отражается эта сила. С тотемическими верованиями и обрядами в первобытном обществе тесно взаимодействует, можно сказать, даже является их определенной стороной, система специ­фических запретов — табу. Классической страной, в которой систе­ма табу получила свое наибольшее развитие, является Полинезия. Слово «табу» можно перевести с полинезийского буквально как «особо выделенный», «от­меченный». Термин противоположный табу— «пот-а» —то есть всеобщий, обыкновенный. В Полинезии система запретов охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей все то, что в современном обществе обеспечивается мо­ралью, религией, правом. Запрет налагался на употребление в пищу мяса какого-либо животного (тотема), общения постороннего с жен­щиной после ее брака, работу в какой-либо определенный день (например, субботу).

В магии таинственной силой наделяются конкретные дейст­вия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы — фети­ши. От­сюда проистекает такая повсеместно распространенная форма пер­вобытной религии как фетишизм.

Фетишем может стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или рас­цветки, зуб животного, кусок дерева и т. д. Не важно, какой это пред­мет — это может быть и обычный булыжник. Важно, что за ним заме­чено действие какой-то силы.

Одной из раз­новидностей фетишизма является идолопоклонство. Идол — это ма­териальный предмет, которому придана форма человека или живот­ного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

Еще одним из распространенных верований и, связанных с ни­ми символических действий первобытного человека, является анимизм — вера в существование духов и души. Термин анимизм был введен в религиоведение английским этногра­фом Э. Тейлором .

Анимизм — это не первоначальная основа религий, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система верований и символических действий, которая, как и все другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними. Суть ани­мизма состоит в признании самостоятельной, способной существо­вать отдельно от человека, животных, растений некой силы или су­ществ, способных соединяться с ними и их покидать.

Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Для перво­бытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестест­венного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак — способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня и т. д. Мир духов — это невидимый мир. По­зднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой, пошло разграничение на добрых и злых духов.

Высшей формой развития анимизма является вера в относи­тельно самостоятельное существование души. Значительно позднее, уже на стадии очень развитых спиритуалистических религий, таких как буддизм, христианство, ислам, душа стала осмысливаться как ду­ховная субстанция.

Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Но это не значит, что они существовали только в первобытном обществе.

6. Функции первобытного искусства.

Искусство в исходном значении слова означает высокую степень мастерства в любой деятельности. В XIX в. термин «искусство» стал употребляться для обозначения только творческой деятельности, нацеленной на то, чтобы создать художественные образы, т. е. образы, способные произвести на людей сильное эстетическое впечатление.

У каждого человека чувство красоты рождается от наблюдения за природой и ее творениями: красивый пейзаж, восход или закат солнца, красивый цветок и т. п. Эти впечатления и формировали понятие о прекрасном как о таком гармоничном сочетании звуков, красок, форм, пропорций, которые вызывали у человека яркие положительные эмоции. Таким образом, сначала человек увидел красоту в природе, а затем стремился создать ее сам.

Об искусстве первобытного общества мы можем судить по изобразительному искусству (скульптуре и живописи), поскольку от музыки и танца не осталось почти никаких следов, хотя они существовали и играли важную роль.

Для первобытного человека создание прекрасного не было главной задачей. Он создавал яркие образы для освоения окружающего мира. И в дальнейшем задачи искусства никогда не сводились только к созданию прекрасного. Его функции много шире: искусство – это способ познания мира через художественные образы.

Среди произведений первобытного изобразительного искусства доминируют два образа. Первый и главный – образ животного, преимущественно крупного, связанный с темой добывания пищи. Второй – образ женщины-матери, связанный с темой продолжения рода.

Примат образа крупного животного понятен. Охота на крупных животных и защита от крупных хищников были самыми эмоционально сильными актами деятельности людей. И человек стремился овладеть этими эмоциями, приспособиться к ним. Поэтому искусство развивалось прежде всего как элемент охотничьей магии . Охотники создавали изображения для ритуалов, направленных на то, чтобы подчинить себе объекты охоты. Образ (макет) животного делался из глины или камней, а также рисовался его контур на стене. Вначале контур был весьма обобщенным. Например, животных в профиль чаще всего изображали только с двумя ногами. Затем рисунок становился все более точным. Глиняные макеты и рисунки красками на открытом воздухе долго не могли существовать. До нас дошло лишь то, что находилось в пещерах.

Наиболее совершенные рисунки найдены в пещерах в предгорьях Пиреней, разделяющих Францию и Испанию. В 40 пещерах найдены росписи, выполненные краской или выцарапанные камнем 20–10 тыс. лет тому назад. Самую известную пещеру Ляско (Франция) называют доисторической Сикстинской капеллой. В ней есть зал гигантских быков, нарисованных красной, черной и желтой охрой. В осевом проходе расположена живописная группа коров и лошадей, нарисованных красной краской. Загадочная композиция: бизон, раненный человеком с птичьим клювом, и носорог, уходящий с места трагедии.

Ряд пещер с рисунками эпохи верхнего палеолита найден в Италии, Грузии, в Монголии, на Урале (Каповая пещера). Наличие принципиально однотипных форм искусства в Европе и Азии показывает, что процесс развития художественного творчества человечества в своей основе был единым.

Помимо крупных наскальных изображений человек в этот период создавал мелкую скульптуру (фигурки животных, вырезанных из кости, дерева, камня), и небольшие рисунки, процарапанные на камне и кости. Широкая практика изготовления фигурок животных говорила о том, что люди хотели иметь их образы вне связи с практической деятельностью. Маленькая фигурка оленя – не объект для охотничьей магии. Она – память и символ большого реального мира. Человек хотел иметь этот образ под рукой. Значит, он доставлял ему эмоциональное удовлетворение и, следовательно, имел эстетическое значение.

Образы животных преобладают и в малых формах. Но в мелкой скульптуре немало и антропоморфных образов. Это преимущественно женские фигурки, в которых подчеркнуты формы, связанные с рождением и кормлением детей. Они также играли очевидную прикладную функцию: были связаны с демографической магией, направленной на сохранение и продолжение рода. Самой знаменитой считается статуэтка из мягкого известняка высотой в 6 см, найденная в Австрии в местечке Виллендорф. Она получила название Венеры Виллендорфской. Характерно отсутствие попыток передать лицо женщины, поскольку художник создавал обобщенный образ, а не индивидуальный.

Декоративное искусство. Кроманьонцы широко использовали подвески, бусы, браслеты. Какая-то их часть имела магическое значение. Например, ожерелье у охотника из зубов убитых зверей. Но нитка белых ракушек у женщины являлась и украшением, ибо подчеркивала овал лица, смуглость кожи и т. п. Первые украшения можно считать и первыми чисто эстетическими произведениями искусства.

От позднего палеолита дошли свидетельства о том, что человек овладел и песенным и танцевальным искусством. Они также связаны с производственной магией, с ритуалами подготовки и завершения охоты. Например, после охоты главная функция песни и танца состояла в том, чтобы выплеснуть избыточные эмоции, которые возникали в процессе опасной охоты. Легко представить себе следующую картину: крупный зверь убит, опасность миновала, люди ликуют, прыгают вокруг зверя, издают крики. Постепенно крики и прыжки начинают согласовываться, идут в определенном ритме. Ритм закрепляется ударно-шумовыми эффектами. Крики приобретают общую тональность: низкие тона у мужчин и высокие у женщин. Люди понимают, что эти действия дают эмоциональную разрядку и культивируют их. Развитию интонации – чередованию звуков разной тональности – способствовала имитация звуков природы, особенно птиц и животных. Овладение ритмом и интонацией ведет к появлению музыки, пения, танцев. На палеолитических стоянках найдены полые кости – первые дудки, свирели. Постепенно люди осознавали, что некоторые мелодии и движения дают наибольшее эмоциональное удовлетворение. Так шел естественный отбор лучших образцов и складывалось представление о каноне красоты.

Подводя итог изложенному, сделаем некоторые выводы по поводу сущности и функций первобытного искусства. Искусство являлось элементом производственной и демографической магии, и в этой связи играло важную роль как способ регулирования и выражения эмоций людей. Оно также имело декоративную функцию, проявлявшуюся в украшении человеком самого себя, предметов быта и орудий труда. Постепенно, в процессе отбора лучших образцов, идет усиление эстетической функции искусства как способа создания прекрасного.

7. Основные этапы развития культуры Древнего Египта.

Необходимость регулировать разливы Нила и распределять его воды в общеегипетском масштабе способствовала объединению множества областей (номов) в единое государство. Правда, в самом начале египетской истории их было два: Верхний Египет (на юге, в узкой долине Нила) и Нижний Египет (на севере, в дельте). Более прочное объединение страны осуществил царь Верхнего Египта - Менес (Мина), подчинивший Египет около 3000 г. до н.э. и основавший первую династию объединенной страны. С этого времени летописцы ведут счет времени по годам правления царей (фараонов). Обычно выделяют следующие периоды развития Древнего Египта:

1. Додинастический период

В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии. Если о раннеегипетских храмах судить по знакам - изображениям в письменности, это были, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Единственная отрасль раннеегипетского зодчества - это гробницы царей, знати. Первоначально они возводились не из камня, а из кирпича-сырца (ступенчатая пирамида).

2. Раннее царство: 1 и 2-я династии. В Раннем царстве возникают все виды египетского письма, складывается система счета, появляется первый свиток папируса, делаются первые попытки мумификации, начинают возводиться монументальные гробницы - каменные мастабы и создаются первые характерные статичные статуи официальных лиц.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 328.