Одной из оригинальных цивилизаций, характеризующихся высоким уровнем развития культуры является иранская
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В мировой культуре сказалось влияние таких направлений древнеиранской религии, как зороастризм (в нем задолго до Библии говорится о приходе миссии, о судном дне, воскрешении из мертвых), манихейство, дерминизм и митраизм (одна из форм зороастризма, митраисты считали хлеб и вино воплощением тела и крови своего бога). Они оставили свой вклад в философских воззрениях античного мира, в учении о судьбах мира и человека (эсхатологические), выработанные христианством и исламом.

Древняя и средневековая иранская литература повлияла на развитие литературы как Востока так и Запада.

Самобытные произведения иранского искусства: мозаика на металле, резьба по полудрагоценным и драгоценным камням (глиптики). Дворцовые комплексы в Пасоргадах, Персеполе, Сузах, Бехистунская надпись.

В то же время необходимо помнить, что с историей культуры Древнего Ирана связаны многие племена. Так эламиты являются исконным населением юго-западной части Ирана. Запад и северо-запад Ирана населяли племена не индоевропейского происхождения: хурриты, маннеи и др. Теперь уже известно, что Иранские племена пришли в Центральную Азию с южно-русских степей через Кавказ. Скифы, также Иранцы, остались в Южном Причерноморье. Арийца, которые поселились между Памиром и Месопотамией назвали свое государство Ариана, отсюда и название Иран. Это происходит приблизительно в XII - XI вв. до н.э. Указанные племена постепенно распространились по всему Иранскому нагорью и ассимилировали местное население.

Своеобразие культурному развитию Ирана придает и специфичность исторического прошлого Древнего Ирана.

Так в его истории можно выделить следующие этапы:

- период эламской цивилизации (конец IV тыс.- VII в. до н.э.)

- мидийский период (VII - сер. VI вв. до н.э.) до завоевания Мидии Киром ІІ 550 г.

- ахеминидский период (сер.VI - до 330 г. до н.э.) время правления Ахеминидской династии.

- парфянский период (сер.ІІІ в. до н.э. - 224 н.э.)

Культура периода эламской цивилизации

Наиболее важным достижением этого периода является изобретение эламитами в начале III тыс. до н.э. пиктографического письма (рисуночного). На протяжении 400 лет оно употреблялось для записи документов хозяйственного характера, приблизительно 150 основных знаков - передавали понятия и слова (на табличках изображены в виде рисунков различные предметы, животные).

Таблички составленные этим типом письма найдены как на эламской территории (Сузах) так и в центральном Иране (в Сиалке), юго-востоке Ирана (близ Тепе-Яхья). Но это письмо остается пока не расшифрованным.

Во второй половине III тыс. в Эламе стало распространятся линейное слоговое письмо, которое возникло независимо от протоэламского.

Знаки линейного письма составлены из комбинаций различных геометрических линий и обозначают не слово (логографическое письмо), а слог (силлабическое письмо). Знаков уже около 80. Ими можно уже было записывать не только хозяйственные, но и политические, религиозные тексты.

С конца III тыс. до н.э. - эламиты используют шумеро-аккадскую клинопись до V в. до н.э.

В перовой половине ІІ тыс. до н.э. записи велись в основном на аккадском языке. Со второй половины ІІ в. до н.э. начинают появляться тексты на эламском языке.

Религиозно-мифологические воззрения. Эламская мифология испытала влияние шумеро-аккадской мифологии. Сузы - религиозный центр. Во главе эламского пантеона первоначально находятся женские божества - Пинекир (великая богиня, мать богов) отождествлялась с аккадской Иштар.

Иншушинак - покровитель Суз, позднее бог преисподней.

С сер. ІІ тыс. до н.э. главенствующее положение в эламском пантеоне занял бог:

Хумбан - повелитель неба, верховное божество. Вавилоняне отождествляли его с Мардуком.

Наххунте - бог солнца, создатель дня.

Эламский пантеон отличался завидным постоянством. Первый документ в котором отмечено 37 эламских богов относят приблизительно к 2200 г. до н.э. и почти все они сохранились и в надписи ассирийского царя Ашшурбанапала приблизительно 638 г. до н.э.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 194.