Вышивальщица. Художник А. Виноградова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вышивальный промысел сложился в Торжке в XVIII веке на основе местной традиции, уходящей своими корнями в русское Средневековье. Наибольшее развитие промысел получил во второй половине XVIII — первой половине XIX столетия. В это время торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода. При вышивке по плотным тканям применяли главным образом так называемый «кованый шов» и шов «в прикреп» по настилу. О славе торжокских вышивальщиц и уровне их мастерства свидетельствуют многочисленные заказы, поступавшие от русского двора. Им неоднократно заказывались парадные платья для членов императорского дома, например, для Екатерины II и Александра II. Рисунки для вышивки составляли сами мастерицы. Наиболее характерны растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненные завитками, усиками, блестками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону. Во второй половине XIX столетия вследствие изменения моды и из-за высокой стоимости золотной вышивки спрос на торжокскую вышивку значительно снизился, и промысел, да и искусство золотного шитья в целом переживали значительный упадок.

Заботу о сохранении традиции золотного шитья взяла на себя новоторжокская земская управа, открывшая в 1894 году учебно-показательные мастерские и обеспечившая сбыт изделий. Большую роль в развитии промысла сыграла А. Н. Пашкевич, художник кустарного отдела земства, преподававшая в учебной мастерской композицию и рисунок для золотошвейных и кружевных изделий. На рубеже XIX-XX веков искусство торжокских швей было отмечено высшими наградами крупных международных выставок в Париже, Лондоне, Турине.

Учебно-показательные мастерские продолжали свою работу и после Октябрьских событий 1917 года. В 1923 году на базе учебной мастерской была основана профтехшкола для подготовки инструкторов по вышивке, а уже в 1928 году её выпускники объединились в «Торжокскую золотошвейную артель имени 8 Марта», выпускавшую преимущественно знаки отличия для Красной армии, и лишь в небольшом количестве традиционные изделия — тюбетейки, бювары, декоративные подушки, сумочки. В узорах подобных изделий сохранялись мотивы золотных вышивок XVII-XVIII столетий.

В конце 1940-х — начале 1950-х годов в растительные узоры, в которых усиливается тенденция к натурализму, стали вводиться также элементы советской символики - звезды, серп и молот и т. д.

В основном на предприятии, преобразованном в 1960 году в фабрику, выпускались знаки отличия Советской армии и малыми тиражами закладки, панно, очешники. Традиции золотного шитья продолжаются и в наши дни. В последние годы возобновилось шитье церковных облачений и утвари. В Торжке находится училище, где готовят мастериц золотного шитья.

Изделия торжокских золотошвей неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, среди которых наиболее значительными являются: Нижний Новгород, Филадельфия, Турин, Москва, Париж, Милан, Нью-Йорк, Брюссель, Осака и другие. Коллекции золотошвейных изделий, выполненные торжокскими мастерицами, хранятся в Государственном русском музее, в музее народного искусства НИИ художественной промышленности, в музее г. Твери. Костюмы главных героев кинофильмов «Война и мир», «Посол Советского Союза», «Анна Каренина» выполнены в Торжке.

С 1992 года «Фабрика имени 8 марта» реорганизована в товарищество с ограниченной ответственностью «Торжокские золотошвеи», а затем (1995) – в ОАО «Торжокские золотошвеи».


Рассмотрим, как происходит выполнение золотного шитья. Для него необходимо выбрать ткань. В качестве основы для вышивки золотом следует взять крепкую, плотного плетения ткань. Обычно для этой цели используются различные виды шелка, бархата и парчи, но можно также взять сукно или кожу в зависимости от того, для какой цели предназначается данная вышивка.

Материалом для выполнения золотной вышивки используются золотые и серебряные нитки различной толщины, которые можно приобрести в специализированных магазинах, а также в церковных лавках. Дополнительный эффект вышивке придаст золотой или серебряный шнур, галун, тесьма, бисер, блестки, металлические листики и цветные бусины.

В зависимости от того, каким швом будет выполнятся вышивка, так или иначе потребуются нитки, которые будут прикреплять золотую или серебряную нить к ткани основы. Для этой цели лучше использовать синтетический швейный шелк золотисто-желтого или пепельно-серого цвета. Иногда для создания особого эффекта металлическая нить прикрепляется к ткани при помощи ниток какого-либо контрастного цвета.

Наиболее важным предметом для вышивки золотом являются чрезвычайно прочные и плотные пяльца, в которых необходимо закрепить изделие, предназначенное для работы. Для крупных изделий лучше взять рамку. Помимо этого, для выполнения некоторых видов швов понадобятся веретенце, на которое наматываются золотые нитки, а равно очень тонкое шильце и ящик с отделениями, предназначенный для хранения блесток и бусин.


Веретенце-это особого рода инструмент, сделанный из твердой древесины; длина его составляет 20-25 см. На веретенце наматывается металлическая нить, и в процессе работы положение нити определяется движением веретенца, которое нужно держать за свободную от нитей часть. Сперва стержень и нижняя часть вилки обвиваются двойной хлопчато-бумажной ниткой желтого или серого цвета в зависимости от того, золотом или серебром вышивать. Эта навивка заканчивается петлей, при помощи которой прикрепляется к веретенцу металлическая нить, затем также наматываемая на веретенце поверх х/б ниток. Чаще всего нить наматывается на веретенце не в одну нитку, а в две. В процессе работы нить проходит с лицевой стороны поверх мотива и закрепляется по контуру одним-двумя стежками. Шильце. Этот инструмент состоит из металлической рукоятки и швейной иглы, закрепленной в рукояти при помощи винта. Рукоять полая внутри, и потому рабочую часть иглы можно выдвинуть на необходимую длину. Винт прочно удерживает иглу на месте; чаще всего рабочая часть иглы составляет больше половины всей её длины. При помощи шильца можно протыкать ткань в той точке, куда должна войти нить. При вышивании по мягким тканям можно обойтись и без шильца, но при работе по парче, плотному бархату и различным видам кожи этот инструмент попросту необходим - ведь каждый неправильно положенный стежок оставляет на ткани хорошо различимую отметину, и потому так важно заранее наметить точку, сквозь которую должна проходить прикрепляющая нитка.

Ящик для рабочих материалов. Нужно взять ящичек для рукоделия, сделанный из дерева, плотного картона или пластмассы; количество отделений должно быть не менее числа тех материалов, которые задействованы в работе: золотые и серебряные нитки, различные бусины, несколько веретенец, пакетики с бисером, тесьма и галун. Нередко для одного только галуна требуется несколько отделений. Он разрезается на части различной длины в зависимости от тех частей узора, которые им выкладываются; все отрезки галуна разной длины следует разместить в различные отделен6ия рабочего ящичка. Дно ящичка следует покрыть плотной неотбитой тканью - в этом случае материалы не будут скользить по нему и их легче будет поддеть иголкой.

Подготовка к работе. Какой бы вид вышивки золотом ни предстояло выполнить и какая бы ткань была ни взята в качестве основы, сначала на рамку нужно натянуть плотный материал, к которому впоследствии будет пришита основная ткань изделия. И ту и другую ткань следует натягивать как можно туже. После того как рисунок будет переведен на ткань, можно немедленно начать вышивку - если, конечно, выбранный вид вышивания не требует подложки, то есть принадлежит к одной из разновидностей плоской вышивке золотом. Вместо шитой подложки можно использовать фигуры, вырезанные из картона или кожи, однако при вырезании этих фигур требуется чрезвычайная осторожность и тщательность. Поэтому лучше воспользоваться шитой подложкой, которая доставит куда меньше затруднений и хлопот.

Вышивка золотом также выполняется на швейной машинке. На швейной машинке можно выполнять несколько видов вышивки золотом - благодаря такой «механизации» вы сможете сделать работу гораздо быстрее, а при наличии некоторою навыка и не менее аккуратно, нежели вручную.

Золотошвейные изделия и их использование. Интересен и разнообразен современный ассортимент золотошвейных изделий. Это уникальные панно, бювары (адресные папки), декоративные наволочки для диванных подушек, красивые скатерти, дорожки, салфетки, оригинальные украшения (броши, серьги, заколки для волос, нагрудные украшения, шитые золотом и серебром пояса), нарядная женская одежда – жилеты, блузоны, платья; головные уборы – береты, платки, шарфы, шали; сувенирные изделия – закладки для книг, эмблемы, театральные сумочки, косметички, очечники, кошельки, портмоне, книжки записные, шкатулки и многое другое.

Золотошвейные изделия выполняются позолоченными и посеребренными нитями на коже, замше, бархате, шелке, шерсти и других материалах. Вышивка дополняется бисером, блестками, канителью, жемчугом. В композициях золотного шитья используются русские традиционные мотивы (растительные орнаменты, фигурки зверей, птиц, фантастических животных) и современные направления (сюжетно-изобразительные, геометрические, архитектурные мотивы).

 

Художницы, мастера-вышивальщицы находят новые образные системы продолжения традиций русской золотной вышивки.», «Сергий Радонежский», «Спас Нерукотворный» и другие. 

Поражают глубиной духовности такие работы вышивальщиц как Плащаница, икона Николая Чудотворца, иконы «Серафим Саровский», «Богоматерь Казанская», «Сергий Радонежский», «Спас Нерукотворный» и другие.

Кроме изделий с золотной вышивкой, предприятие выпускает и строчевышитую продукцию. Это комплекты столового и постельного белья, полотенца декоративные, салфетки, прихватки, скатерти, дорожки, фартуки, сорочки ночные женские и детские, сорочки крестильные, белье ясельное, белье для новорожденных, легкая одежда для детей дошкольного и младшего школьного возраста, легкая одежда для женщин (платья, сарафаны, костюмы, блузы, юбки, халаты и т.д.).

Изделия выполняются из льняных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных современных тканей, новых по составу сырья и структуре волокон. Конструктивное решение моделей отвечает современному направлению моды. Используется модная отделка и фурнитура. Многие изделия украшает машинная и тамбурная вышивка, выполненная в традициях тверской народной вышивки.

Следует отметить искусство торжокских золотошвей. Не найти в России такого уголка, где бы отсутствовали свои исконные, рожденные народным творчеством художественные ремёсла. Среди них - неувядаемое золотошвейное дело, которое принесло тверскому городу Торжку особую и заслуженную славу. Торжокское золотое шитье отражает красоту народной души, фантазию, артистичность сноровистых рук, о которых издавна и справедливо говорят - «золотые».

Узор этого художественного шитья настолько искрометен и ярок, что сразу не скажешь - шили его золотыми нитями, или отлили из золотого песка, или выковали из огненного слитка чудесным молотом на сказочной наковальне. По местному преданию, первое упоминание об узоре из сверкающих металлических нитей относится к XIII в. Вышитые золотом кожаные лоскутки, выполнявшие роль денег, были найдены при раскопках на территории Торжокского Кремля.

Торжок является старинным городом в России, где в XIII веке зародился и бережно хранится старейший вид традиционной русской золотной вышивки. Благодаря умелым рукам мастериц уникальное рукоделие прошло через века, не потеряв своей первозданности.

В настоящее время фабрика «Торжокские золотошвеи» вышла на новый этап развития. Это уникальное предприятие по своему мастерству, оно не только является визитной карточкой Торжка, но и гордостью России в целом. На данный момент значительно увеличился ассортимент продукции, который периодически обновляется. Изделия, расшитые золотом и серебром – это изысканный подарок, сувенир, предназначенный для утонченных, экстравагантных и стильных людей.

Золотная вышивка выполняется на коже, замше, бархате для различных моделей сумочек, косметичек, очечников, а также вышиваются неповторимые панно с изображением храмов, архитектурных ансамблей, иконы, геральдика и многое другое. Выполняются различные индивидуальные заказы любой сложности.

Фабрика «Торжокские золотошвеи» является уникальным производителем сувениров, которому поступали заказы от самых высоких персон. Изделиями фабрики были оформлены: Георгиевский зал в Кремле, Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, выполнена обивка трех царских тронов с именными монограммами. Так же были изготовлены для Норильского кадетского корпуса уникальное знамя с изображением Российского герба и иконы «Николая Чудотворца». В Константиновском дворце (резиденция президента) оформлены помещения Федерального государственного учреждения. обладателем уникального произведения искусства является Владимир Владимирович Путин, который получил в подарок панно «Путешествие из Москвы в Петербург».

Древнее торжокское золотное шитье продолжает жить сегодня в изделиях и предметах интерьера органично вписываясь в жизненное пространство современных людей.

Литература

 

1.Белянская Л.Б.. Издательство: Феникс, Кредо. Серия: Город мастеров. -2007 г.
2. Бабушкина Н.В. Золотое шитье. Издательство: Олма-Пресс. Серия: Золотые страницы рукоделия. – 2003 г. 

3.Дильмон Тереза. Полный курс женских рукоделий. Издательство: Эксмо. – 2006 г.

 

 

 

 


Дата: 2019-02-24, просмотров: 288.