Воскрешение Господа и сошествие во Ад
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первый тип: Иконы, написанные по золотым фонам, с вызолоченными клеймами и венцами святых. Каймы, венцы и фон чеканились, а чеканка раскрашивалась разными цветами под эмаль. В иконах крупных размеров доличное письмо писалось масляными красками, а отделывалось яичными. Пробела наносились обычно «в перо» творёным золотом. Некоторые одежды святых золотились и украшались парчовым орнаментом. Все элементы пейзажа изображались близкими к природе. Личное письмо также исполнялось масляными красками с применением светотени в реалистической манере, но с чертами условности. Эта живопись отличалась блеском золота и нежной гаммой разбельных тонов.

Второй тип: Эти иконы писались на небесных (голубых) фонах, с реалистическим пейзажем, с позолоченными чеканными каймами и венцами.

Слово «темпера» происходит от латинского глагола «temperare» – соединять, смешивать. В буквальном переводе это слово обозначает лишь особое связующее красок, а не вид живописной техники.

На Руси в технике темперы работали все древние мастера иконописцы: Алипий Печерский, сподвижники Рублёва, Симона Ушакова. Техника темперы времени сохранялась в церковном искусстве: этой техники крепко держалось в России старообрядчество, сельские иконописцы – ремесленники и мастера Палеха, Мстёры и Холуя.

Сегодня, непрочность масляной живописи является одной из причин, вновь привлекавших внимание современников к забытой темпере. Действительно, темпера как материал живописи не только превосходит масляные краски своею прочностью, неизменяемостью, стойкостью ко всякого рода внешним влияниям – колебаниям влаги, температуры, и прочим, но и не имеет недостатков, присущих масляным краскам: пожухания, сжатия, сморщивания при высыхании, связанного с этим растрескивания и отслаивания красочного слоя от грунта. Но наше время внесло в темперу значительные изменения, а именно: из темперы с натуральной яичной эмульсией она стала преобразовываться в темперу с эмульсией искусственной и в своём изменённом виде, начала быстро распространятся всюду, завоёвывая себе прочное положение.

Лаковая живопись в России развивалась под воздействием русской живописи XVIII-XIX веков. В этот период сформировалось новое направление в искусстве – техника лаковой миниатюры. В России до конца XVIII века не было своего производства лаков. Табакерки ввозились из-за границы и высоко ценились. Первая пересадка лакового дела на русскую почву была сделана в 1795 году купцом П.И. Коробовым. Он вывез из Германии несколько мастеров и открыл в подмосковном селе Данилково (впоследствии Федоскино) производство круглых табакерок, украшенных живописью. Эти изделия стоили дешевле зарубежных и находили широкий спрос у покупателей среднего достатка. Однако, высшие слои населения предпочитали иностранный товар.

Блестящая эпоха в развитии лакового производства в России наступило после 1825 года с перехода коробовской фабрики к П.В. Лукутину. Зять Коробова был прекрасный организатор, с большим художественным вкусом и тонким чутьём рынка. Он расширил производство, кроме подмосковных крепостных крестьян, на фабрике работали вольнонаёмные, в основном живописцы. Для подготовки специалистов открыл при фабрике школу. Более талантливых посылал учиться в Москву в Строгановское училище. Лукутин имел виртуозных мастеров, что позволило отказаться от найма иностранных специалистов. Изделия фабрики пользовались спросом во всех слоях общества и вывозились за границу. Широкий ассортимент, ориентация на различные вкусы потребителей обеспечили успех делу. Самые дорогие изделия украшались копиями с картин западноевропейских мастеров и крупнейших русских художников. Сюжеты – мифологические и аллегорические сцены, пейзажи, исторический и бытовой жанр, изображение цветов, фруктов. Немало делалось заказных портретов – миниатюр. Создавались и свои сюжеты – эпизоды борьбы России и Европы с Наполеоном; виды Москвы, её достопримечательности. В копиях и самостоятельных композициях лукутинских мастеров отражался художественный стиль того времени – влияние классицизма и романтизма, новые реалистические тенденции.

Возникали новые сюжеты: мотивы из жизни крестьян, русские пейзажи, торжественные чаяпития, бегущие тройки с разгулявшейся ватагой девушек и парней в телеге, молодецкие пляски, хороводы, семейные уютные сцены, иногда полевые работы, жнивьё, сенокос. В этой группе изделий вырабатывается своеобразная техника федоскинской лаковой миниатюры, для неё типична крупнофигурное изображение на крышке коробки, умело вписанное в чёрную глубину фона, и ''огневое'' свечение масляных красок, прозрачным слоем наложенных на перламутр, сусальное золото и серебро.

 

Федоскинский промысел, пройдя реорганизацию на различных исторических этапах, продолжает успешно существовать в наше время. Творчество федоскинской миниатюрной живописи в 20 – 30-е годы XX столетия послужило отправной точкой в создании лаковых промыслов в основных древнерусских иконописных центрах Суздальского края – сёлах Палехе, Мстёре, Холуе. Тогда при построении атеистического общества осталось совершенно невостребованным высококлассное мастерство художников-иконописцев. Лаковая миниатюра не дала окончательно погибнуть многовековой культуре древнерусской живописи.

Бывшие иконописцы Палеха (Ивановская область, 1924 г.) ознакомились с федоскинским производством и, опираясь на лучшие традиции своего ремесла, создали новый вид миниатюрной живописи.  

От иконописи палешане взяли материалы и метод письма темперными эмульсионными красками, композиционные приёмы, манеру стилизации человеческих фигур, архитектуры и пейзажа, навыки линейного рисунка красками, творёным золотом, но им пришлось создавать сюжеты светского содержания, на темы современной сельской жизни, истории, былин, сказок, классической русской литературы. Основные стилевые особенности палехской иконописи: миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; вписание гор остроконечными лещадками; деревья с натуральной листвой; удлинённость фигур подобно строгановским; тонкость плави голов и обнажённых частей фигур; пробела краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом «в полуперо», фона разных тонов (вплоть до золотых).

Палехская живопись, сверкая самоцветием, как бы расплёскивается на чёрной глади коробок, шкатулок, ларцов, образуя красочный узор, застланный тончайшими золотыми штрихами и орнаментами на одеждах, деревьях, зданиях. В композициях реальность причудливо соединяется с фантастикой. Люди, дома, деревья, но изображённые с особой пластической остротой, соседствуют с фантастическими «горками», «палатами», «древесами».

Мстёрские иконописцы (ранее Владимирская область), с 1932 года, видя успехи палешан, вскоре тоже стали заниматься миниатюрной росписью на лаковых коробочках, стремясь выработать свой стиль, опираясь на традиции местной школы иконописи. Эта школа всегда тяготела к творчеству миниатюры. В ней оживлялись полузабытые многовековые влияния Востока, его орнаментальность, плоскостность, декоративность, а также строгановское письмо.

Ангел хранитель.

Отсюда у мстёрских мастеров иной подход, чем в Палехе, к росписи лаковых изделий. Художники сосредоточивали своё внимание на декорировании плоскости верхней поверхности предмета. Главное – общее колористическое решение, построенное на единстве тона, то холодного – голубовато-серебристого, то тёплого – красновато-золотистого. Композиция строится на ритмическом повторе силуэтно-декоративных изображений.

В 30-е годы лаковой миниатюрой занялись иконописцы села Холуй (Ивановская область, 1934 г.), что находится недалеко от Палеха. В прошлом Холуй – вотчина Троице-Сергиевой лавры и Суздальского Спасо-Ефимьевского монастыря, с XVI века был приспособлен к иконописному делу. С XVII века здесь производились преимущественно простые, дешёвые, иконы.

Мастера часто отходили от канонов, вводили вольные сюжеты, более реалистичные, близкие к народному лубку. Эти особенности повлияли на формирование стилистики произведений лаковой миниатюры, в которых ярко выражено тяготение к жанровым композициям, реалистической трактовке пейзажа и фигур, любви к повествовательности, сказочным литературным сюжетам, что характерно для русского лубка.

ВОПРОСЫ:

1 Появление первых древнерусских икон.

2.Значение слова темпера.

3.Где были созданы первые иконы в технике яичной темперы.

4.Что такое икона, для чего создаётся

Киевская школа иконописи

Владимиро-Суздальская школа иконописи

5.История возникновения иконописи Новгородского стиля XV века

6.История возникновения иконописи Строгановского стиля XVII века.

7.Расскажите о Московской школе иконописи XVII – XVIII веков.

8.Особенности Фряжского стиля иконописи XVIII века.

9.Расскажите об основных центрах лаковой миниатюры в России

10.Технология изготовления Папье-маше.

 

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 385.