Овчинников А. И. «Оренбургские пуховницы». 1957 г
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Потом пух моют в мыльной пене, если необходимо, подкрашивают, а после того, как он высохнет, снова прочесывают на гребне. И вот уже пух заискрился, заблестел, стал мягким, ворсистым. Теперь из него можно готовить пряжу. В оренбургских селах не только любая женщина, но каждая школьница умеет обращаться с веретеном и прялкой. Из поколения в поколение передаются секреты мастерства.

Крутится колесо прялки, наматывается на веретено жгуток пуховой пряжи. Для крепости в нее добавляют шелковую нитку, и сматывают в клубки. Вяжут в оренбургских селах множество разных теплых вещей – кофты, варежки, свитеры, – но больше всего платков, шалей. Плотной, безузорной вязки или ажурной, с множеством разных рисунков, оренбургские платки славятся повсюду и не зря. Они и нарядные, и изящные, и теплые, и легкие. Каждый платок изумителен, неповторим. Вяжут их вручную, без трафарета. А ажурный орнамент – это всецело фантазия и мастерство вязальщицы.

В 1867 году паутинки – так называют ажурные платки – впервые были представлены на Всемирной выставке в Париже. С тех пор они регулярно экспонируются за рубежом и получают высокие оценки посетителей и учредителей выставок. Вяжут паутинки на двух тонких металлических спицах. Набирают по несколько сотен петель. Даже не верится, как они все умещаются на спице. Но таково свойство пуха – в вязке он не только хорошо сжимается, также и тянется прекрасно.

Сначала мастерицы вяжут центральную часть платка – его основу, а уже к ней подвязывают решетку, кайму, зубцы. Все из разных ажурных узоров – звездочек, ромбов, кругов, точек. Вот как будто и готов платок. Однако ещё рано набрасывать паутинку на плечи. Надо платок выстирать, отбелить. Затем мокрым его натягивают на деревянные рамы или пяльцы и выравнивают. Когда платок высыхает, он становится похожим на ажурное облако. Это и есть знаменитая оренбургская паутинка. Проденьте его в обручальное кольцо, и вы убедитесь – платок настоящий, оренбургский.

Торжковский золотошвейный промысел. В России существует множество художественных промыслов, каждый из которых имеет свой центр происхождения. Отметим, декоративно-прикладное искусство помогает сохранять исторические традиции и обычаи народа. Нам интересно узнать и проследить за развитием золотошвейной отрасли в городе-Торжке и выявить её историю, роль и значение.

Работа золотошвей очень сложная, требует аккуратности и художественного вкуса, а сохранение этого промысла имеет большую значимость для приобщения людей к традиционной культуре. Необходимо добавить, что этот художественный промысел, способствует культурному развитию города Торжка.

О золотом шитье. Если сравнивать различные виды вышивки с точки зрения их внешней эффектности, то первое место, несомненно, займет вышивка золотыми и серебряными нитками. Изучая историю рукоделия начиная с древности и до наших дней, можно найти множество примеров роскошной вышивки золотом. Это рукоделие занимало почетное место на Ближнем Востоке уже более 500 лет назад; там можно обнаружить неподражаемые образцы этого тонкого искусства. Церковные и светские властители Византии носили одежды, пышно расшитые золотом и серебром. Также искусство шитья золотом высоко ценилось среди обитателей Индии, Персии и Малой Азии и на Балканах во времена турецкого владычества.

В XVII и начале XVIII искусство золотого шитья широко культивировалось в Испании, Италии, Франции и Германии; там вышивка золотом была приспособлена для украшения церковных облачений и предметов утвари.

С XVIII века данный вид рукоделия перешел в разряд профессиональных - им редко занимались частные лица, поскольку любительниц рукоделия чрезвычайно пугал необходимый для обучения золотому шитью срок: по всеобщему мнению, этот срок составлял целых девять лет, и только к десятому году учения можно было добиться совершенства в нелегком труде златошвейки.

Вышивальщица.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 291.