ТРАДИЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛАКОВОЙ ЖИВОПИСИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Техника яичной темперы пришла в Россию из Византии в конце X века вместе с искусством иконописи. Культ иконы (от греч. еikon – изображение, образ) зародился во II веке и расцвёл в IV веке; древнейшие сохранившиеся иконы относятся к VI веку.

Настоящую художественную яркость и своеобразие приобрела древнерусская икона. Иконопись появилась на Руси в X веке, после того как в 988 году Русь приняла от Византии новую религию – христианство.

Первыми памятниками христианской живописи были росписи катакомб, то есть тех подземных помещений и коридоров, где собирались и проводили богослужения, преследуемые законом христиане. На протяжении многих столетий на Руси писали в технике яичной темперы. Темпера в переводе с итальянского – смешивать, разводить, растирать, растворять краски – живопись красками, в которых связующим веществом является чаще всего эмульсия из воды или уксуса и яичного желтка.

Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусского искусства, выполненные в технике яичной темперы, были созданы в Киеве. Произведения киевских мастеров вплоть до монголо-татарского нашествия служили образцами для местных школ, которые возникли в период феодальной раздробленности во многих княжествах.

Иконопись – это не просто искусство, это искусство церковное. Икона – это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение церкви. Икона – это не просто картина, образ, а прежде всего священный предмет, предмет религиозного почитания. Изображённое на ней лицо, точнее лик, получает по правилу церкви, имя через надписание. На иконописание наши предки смотрели, как на священное, Богом преданное дело. Икона есть образно выраженная молитва.

Техника иконописания совершенно своеобразна и сложна, последовательность писания иконы выработана древностью, изменению не подлежит и по традиции передаётся иконописцами из поколения в поколение вплоть до наших дней. Порядок главнейших приёмов иконописания:

1. Выбор основы – доски. Обработка поверхности.

2. Подготовка основы к грунтовке. Материалы. Наложение грунта. Пемзование и очистка наждачной бумагой. Обработка обратной стороны основы.

3. Рисунок. Подлинники. Материалы. Золочение. Раскрытие иконы. Доличное. Лики. Надписи. Венчики. Кайма на полях.

4. Олифление.

Каждая икона состоит из четырёх основных частей – слоёв.

Первый слой – щит из деревянной доски (липа, сосна, ель, ольха, лиственница, пихта, кипарис, бук), что является основой произведения. Второй слой – грунт или левкас – приготовленный из порошка мела с клеем (малярным, столярным, рыбьим, желатином).

Третий слой – живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных из натуральной яичной эмульсии, и из искусственной – казеиново-масляной.

Четвёртый слой – защитный или покровный, представляет собой тонкую плёнку отвердевшего растительного масла (олифы).

Новгородский стиль XV века. Для композиции новгородской живописи,

характерна монументальность, величавое спокойствие образов, стремление к лаконизму, даже в повествовательных сюжетах. Отметим стилевые особенности отдельных элементов. Горы обычно трактуются крупными уступами. Верхушки гор в большинстве случаев заканчиваются условными завитками. Почти всегда в нижней части гор размещаются пещеры, часто по горам – поросли трав и деревья. Обычно горы имеют красивые мягкие силуэты нежно – желтоватых, зеленоватых, синих и фиолетово – розовых тонов. Травы и деревья – тёмно-зелёных тонов.

          

«Христос во славе».                                 «Христос в воскресении».

Новгородская живопись небогата изображениями растительности. Деревья в большинстве своём условной, веерообразной формы, в редких случаях округлённых форм, у всех стволы к корням сильно утолщённые.

Но по своим схемам они различны. Листва их заключается то в треугольник, то в пятиугольник, а иногда в шести и в семиугольник. Общие их формы вытянутые или сплюснутые. На деревьях круглой формы не листва, а цветы орнаментального характера.

Палатное письмо в новгородской живописи занимает очень большое место. Палаты всегда просты, гармоничны в пропорциях, формы и силуэты их красивы и разнообразны. Такой же простоты и красоты вся палатная обстановка: столы, сидения, подножья, подставки, перекидные занавеси и орнаментальное украшение. Вода в новгородском письме встречается редко и выполняется одним приёмом: волнообразные параллельные линии по тёмно-синему ярко выраженному силуэту крупных волн. Есть свои особенности и в изображении животных. Например, лошади выполняются и в светлых и в тёмных силуэтах. По цвету они весьма разнообразны: белые, чёрные, киноварные, синие, жёлтые и других тонов.

Фигуры человека в новгородской живописи всегда имеют глубокое внутреннее содержание. Одни фигуры выражают смирение и благолепие, другие богатырское величие, третьи – одухотворённость, задумчивость, скорбь, радость, человеческое благородство. В изображениях человека характерны строгий графический рисунок рук, ног и тела.

Золото в новгородской живописи применялось сравнительно мало. Следует подчеркнуть, что фон для живописи часто золотили, но в письме золото применялось только в особо торжественных сюжетах, например: «Христос во славе», «Христос в воскресении». Кроме того, одежды царей и священнослужителей украшались жемчугом и разноцветными камнями, выполненными уже цветом, чему уделялось особое внимание.

Головы фигур в новгородской живописи характерны своим тёмно-желтоватым мягким силуэтом, простотой и чёткостью описи глаз, бровей, носа, рта и волос, прозрачностью плави и незаметными переливами световых и теневых тонов.

Строгановская школа живописи возникла в конце XVI века. Она создалась на традициях новгородской. Её начало было положено на севере, в Сольвычегодске. После покорения Новгорода Иваном Грозным оттуда начали переселяться культурные силы в Москву, верховья Волги, на Север и в другие места. В это время богатые купцы Строгановы, любители иконописного искусства, переехали из Новгорода в Сольвычегодск, организовали там иконописную мастерскую и собрали хороших мастеров иконописного дела. Некоторые из Строгановых и сами занимались иконописанием.

       

Святые мученики Борис и Глеб.

Мастера в Строгановской мастерской находились всецело под влиянием своих хозяев и их вкусов, а те больше всего ценили тонкое письмо, играющее яркими красками, золотом и изящной отделкой. В новых условиях мастера постепенно отходили от традиций новгородской школы и вырабатывали свои стилевые особенности, которые и стали уже строгановскими.

В XVII веке строгановское письмо получило широкое развитие и его традиции укрепились. Возник строгановский стиль, строгановская школа, которая распространилась не только на Севере, но и в Москве и в городах верхней Волги. Среди создателей строгановской школы были знаменитые мастера того времени (Прокопий Чирин, Никита Савин, Емельян Москвитин, Семёнко Бороздин, Яков Казанцев, Гаврило Кондратьев), которые довели своё искусство до удивительной красоты и выработали ряд новых, утончённых приёмов. Характерные особенности композиций строгановской школы – их сложность и миниатюрность. Однофигурные и многофигурные композиции почти всегда усложнены пейзажем с низким горизонтом, а фона – «явлениями'» и причудливыми облаками.

Композиции сюжетного порядка значительно отличаются от новгородских. Центральное место («средник») отводится главному образу святого или одному из главных сюжетов, причём в них даются изображения крупных размеров, а окружающие миниатюрные клейма как бы дополняют его.

Сравнивая композиции новгородского и строгановского стилей, мы видим, что новгородские мастера считали достоинством своих композиций - простоту и убедительность образов, а строгановские видели красоту в многосложной миниатюрности и богатых украшениях композиции. Эти черты и являются основными особенностями строгановского стиля.

Общие черты строгановских писем – необычайная миниатюрность («мелочное письмо»), яркость цветовой гаммы красок, богатое золотое убранство и изощрённая тонкость живописи.

Мастера строгановской школы увлекались внешней красотой своей живописи, и теряли содержание образа, бывшее главным в живописи Новгорода, теряли и декоративную монументальность, силуэт, простоту и убедительность. Всё это осталось в забвении,

Дата: 2019-02-24, просмотров: 283.