Сигизмунд фон Герберштейн.    Татищев В.Н
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Включение топонимики позволяет также понять происхождение слова «русские». Топонимика позволила возникнуть теории и об исконно русском происхождении «русских». Так австрийский барон, а заодно писатель и историк, Сигизмунд фон Герберштейн, живший в XV-XVI веках, считал, что Русь получила своё название по имени одного очень древнего города рядом с Великим Новгородом, который носит название - Русс. Этой же версии придерживался историк Василий Никитич Татищев, нашедший исток российского государства в Старой Русе.

Однако, на Старой Русе дело не остановилось. Пошли копать дальше. Словацкий лингвист и этнограф Павел Шафарик открыл, что в праславянском языке река называлась словом rusa. Отсюда в нашем языке родились русло (углубление в почве, по которому течёт река) и русалка (сказочная обитательница реки).

«Речных» версий на самом деле две. По второй, русские получили своё имя по названию правого притока Днепра, расположенного южнее Киева, - Рось.

С рекой и истоками теперь выяснилось. Однако, осталось понять, почему англичане, французы, немцы и другие национальности в русском языке обозначаются существительными, а сами русские - прилагательным.

Некоторые объясняют это тем, что русские — совершенно особенный, ни на кого не похожий народ и заслуживает «особенного» названия. Но здесь стоит вспомнить, что подобная ситуация сложилась и в других языка: в европейских, например, почти все национальности выражаются прилагательными (German, français).

Другие ратуют за то, что русские - это не национальность, так как изначально на территории России проживало множество разных племён (поляне, древляне, чудь, мордва, коми и др.), которые объединились под этим общим названием. Вполне может быть. Вот только не стоит забывать такой простой факт, что в русском языке прилагательные имеют свойства превращаться в существительные: учёный, мороженое, столовая и т. д. Ну и какой же русский без водки, балалайки и медведя! Самые отчаянные исследователи находят истоки слова «русский» в западноевропейском корне urs («медведь»). Перестановку букв объясняют теми же причинами, что превратили греческий μάρμαρος в «мрамор».

Древняя Русь до принятия христианства составляла «государственное образование» Союз Сорока Державных племён с двумя доминантными племенами славян и русов. Отметим, что у арабских племён во времена Мухаммеда в Союз входило пятьдесят племён. Можно сделать вывод, что культура не была чисто славянской, поскольку древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтносов, и как общность, образовывалась из трёх хозяйственно-технологических регионов (земледельческого, скотоводческого, промыслового), трех типов образа жизни (оседлого, кочевого, бродячего), в смешении нескольких этнических потоков (славянского, балтийского, финно-угорского, с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского) и пересечения нескольких религиозных потоков.

Субэтнос - понятие, введённое Л. Н. Гумилёвым в пассионарной теории этногенеза. Субэтнос - этнический таксон, который рангом ниже чем этнос,

В работах Л.Н. Гумилёва встречается утверждение, что на территории Древней Руси не было численного преобладания славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором преобладало славянское доминирование – это был язык.

Древняя Русь влилось в европейское сообщество лишь в X веке, т.е. в конце раннего Средневековья. Принятие христианства, а затем выбор Православной традиции обеспечил бы Древней Руси «высокий старт» для развития собственной культуры. Однако следует отметить, что Русь получает в качестве наследования от Византии разрушенную Римскую империю, варварские завоевания, и разрушительную болезнь общества - феодальную разобщенность и раздробленность. В этот сложный период для Европы вновь идёт обращение к идее свободных городов-государств, а также возвращение к мудрости языческой древности.

Интересно понять «Почему наш народ называется - русские?». Вопрос очень сложный, но знакомство с древней системой воспитания русского ребёнка позволило выявить ценностную сферу, в которой заложены воспитывающие нравственные принципы, составляющие этнокультуру русского народа. В этнокультурной системе воспитания русских корневым понятием выступал период пестования.

Ещё до начала XX века в педагогической литературе можно было довольно часто встретить слово пестовать. Отметим, что когда Екатерина Алексеевна родила сына Павла Петровича, царствующая императрица Елизавета Петровна распорядилась перенести его в свои апартаменты: «Елизавета поручила ребёнка многочисленным нянькам и приживалкам, велев им не только его пестовать, но и оберегать от сглаза». В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой находим: «1. Пестовать то же, что нянчить. 2. Заботливо, любовно выращивать, воспитывать дитя (выпестовать таланты)» .

Пестушки – их роль особо значима в младенческий период. Когда ребенок просыпался, его тешили пестушками и потешками, что значит «пестовать» - нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Это короткие мелодичные стихотворные приговоры, которые синхронно звучат из уст матери (или родных) вместе с ласкающим поглаживанием ребенка при пеленании в первые месяцы жизни: «Тяги-потягушки, Вдоль-то подрастушки, Ручки – захватушки, Ножки – побегушки, Глазки – смотрушки, Язычок – говорунок, А в головке – разумок!». Пестушки – это также необходимый массаж для ребенка, его первые физические упражнения с включением положительных эмоциональных интонаций голоса матери (или родного лица). «Термин «пестушки» произошёл от слова «пестовать», т.е. нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Пестушки исполняются ... для того чтобы вызвать у ребёнка радость, улыбку, двигательное возбуждение, весёлый лепет, необходимая зрительная и слуховая стимуляция, она-то и достигается пением пестушек».

Обратимся к истории слова, которая изложена в Словаре русских народных говоров: Пестун. 1.Медвежонок 1-2 лет, оставшийся при матери. 2.«Пестун – годовалый медведь, у медведицы-то другие есть медвежата, он с маленькими-то ходит. 3. Пестун, которого мать оставляет присматривать за другими в берлоге. Пестун не отходил от медвежат и защищал их как медведица. Такие пестуны в тайге не редкость. 4.Выводит медведица одного, двух, трех медвежат. Нянька-пестун (учит), где как перелазить, что добывать».

Таким образом, можно сделать вывод, что слово пестовать включает в себя следующий смысловую нагрузку: «Учить, любя и защищая».

Пристальное рассмотрение слова пестун позволило нам обнаружить неразрывную связь славян-русов с природой, выявить их религиозное мировоззрение, которое связано с тотемным животным Медведицей (Медведем). В эпоху, когда основным занятием у славянских племён была охота, наши предки верили, что дикие животные являются их прародителями. По этой причине животные считались могущественными божествами, которым следует поклоняться. Наши предки славяне русы были оседлыми племенами, владели землёй и умели работать на ней. Особо следует отметить то, что хозяином языческого леса был самый сильный зверь - Медведица (Медведь), который считался защитником от всякого зла и богом плодородия. По этой причине с весенним пробуждением Медведицы (Медведя) древние славяне-русы связывали наступление весны. Отметим, что практически до середины XX века многие крестьяне хранили в своих домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней колдовства и разных бед. «Славяне полагали, что Медведь наделён большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречён на гибель в лесу».

Мифологическое представление о Медведице (Медведе) как о хозяине леса и учителе (дедушка Медведушко) нашло своё отражение в русских народных сказках. В определённый период VI-VII веках, одному более сильному и воинствующему племени из числа союзных славянских племён, которое стало называться - славяне-русы. Алексеев С.В. исследователь славянской культуры сообщает интересный факт: «Воскресенская летопись XVI вв. в рассказе о расселении словен ильменских, приводит любопытное предание. Придя от Ладожского озера к Ильменю, словене здесь будто бы «прозвались иным именем, и нареклись русь реки ради Руссы, что впадает в озеро Ильмень»».

                                                                                                                      

         

Ursa Major .                               Ursa Minor .

Обратим внимание на то, что Созвездие Большая Медведица звучит «на латыни - Ursa Major». Отметим, что  Большая Ursa на звёздном небе легко находится по семи наиболее ярким звёздам – это («ковш с ручкой»). В русской культуре цифра семь, семья и ковш до сих пор являются сакральными.

Второе Созвездие Малая Медведица «на латыни Ursa Minor — околополярное созвездие Северного полушария неба, включающее примерно сорок звёзд видимых невооружённым глазом. Крайняя звезда в «ручке» Ковша – это Полярная звезда (Путеводная)».

Известно, что славяне-русы в свой племенной союз также включали около сорока племён, которые жили по всей европейской территории. Число сорок также является сакральным. Отметим высшую меру дани (в рубаху должно было войти сорок шкурок ценного меха), отсюда рубаха стала называться сорочкой. Более известный факт (собираясь в Киеве, вожди раскидывали сорок племенных шатров). Арабские хронисты интересно описывают личную жизнь великих русских князей: «К порядкам царя руссов относится то, что вместе с ним в его покоях находятся четыреста мужей, его сподвижников... И с каждым из них – девушка, которая служит ему и моет ему голову и приготовляет ему то, что он ест и пьёт, и другая девушка, которую он употребляет как наложницу... А ложе царя огромно и инкрустировано драгоценными самоцветами. И с ним сидят на этом ложе сорок девушек (сорок звёздочек) для его постели. Иногда он употребляет, как наложницу, одну из них в присутствии своих сподвижников...».

Поклонение славян-русов Медведю на земном пространстве выражалось определённым религиозным мировоззрением. Обратимся за ответом к славянской мифологии, а именно к древнему божеству Велесу-Волосу. Велес (Волос), популярное божество в славянской и древнерусской мифологии. «В раннем своем воплощении, еще в палеолитической древности, Велес считался звериным богом и принимал облик Медведя. Он был покровителем охотничьей добычи, «богом мертвого зверя»». Это в его честь рядились в звериные маски и тулупы на святки и на Масленицу: в прежние времена в эту пору отмечали Комоедицы, праздник пробуждения Медведя.

Это были Велесовы дни славянского языческого календаря.  Комоедица – это древний праздничный обряд в честь хозяина леса – Медведя (совпадает с днями весеннего равноденствия), медом ведающего зверя. В древние времена устраивались пляски в меховых шкурах и пекли большухи комы – из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя (катыши-пирожки). В русском фольклоре есть сказка – это «Колобок». Сохранила память и детские игры в медведя с такими словами: «Дедушко-Медведушко, горошек воруем, тятеньке – горстку, маменьке – горстку! А тебе – шелуху на бородку!». В бронзовом веке (хронологические рамки бронзового века: 35/33— 13/11 вв. до н. э., однако у различных культур они отличаются), в пору пастушьих переселений, Велес-Медведь сделался в народном сознании покровителем домашних животных и богом богатства – «скотьим богом», но уже с ликом человека. В древнерусских источниках, начиная с договора Олега с греками (907 г.) и «Повести временных лет», Велес выступает как «скотий бог» - покровитель домашних животных, как бог богатства и власти. В договорах с греками Волос (Велес) соотносится с золотом, а упоминаемый вместе с ним Перун – с оружием. В древнем Киеве кумир Велеса пользовался величайшим почитанием наших далеких предков-славян.

                          

Дата: 2019-02-24, просмотров: 265.