Согласно существующим традициям столица является не просто главным городом любого государства, но рассматривается как центр экономики, культуры и цивилизации, как инициатор новаторской деятельности в стране.
Анализируя феномен столицы, нельзя не заметить, что становление и атрибутика столичных городов представлены единством концептуальной линии, а изменение отдельных конструктов объясняется чаще всего лишь сменой эпох и ценностей. Другими словами, наиболее значимые признаки остаются неизменными во времени, что позволяет изучать и анализировать феномен столицы объективно.
В вопросе о признаках, атрибутах столичности и столичной жизни выделяются несколько наиболее важных аспектов: социально-культурный, политический, экономический и цивилизационный. Рассмотрим их.
Исследователь В.Б. Звоновский, изучая вопрос связи столицы с остальной частью России, отмечает, что в силу сложившейся централизации мысли, культуры, власти и капитала все политические и экономические вопросы страны решаются в столице, в Москве. Однако сама Москва в определенном смысле очень далека от остальной России. Другими словами, столица решает вопросы глубинки, по сути, не понимая и не разбираясь в них. Ярким примером такого противостояния является Москва: по своему достатку она находится на уровне европейских столиц, и этот культурный и экономический отрыв вызывает зависть и ненависть российской провинции, увеличивая тем самым существующую дистанцию. О подобном парадоксе говорят и исследователи А.Г. Кислов и И.В. Шапко: «…столица, стоящая над и вне прочего бытия, пребывающая как бы в своем собственном времени, включающая оное в себя. И, как следствие дистанцирования столицы, конституируются провинциальное место, время, пространство»
Немаловажное значение феномену столичности придает мировоззренческий аспект. Столицы притягивают к себе людей, заставляя бросать обжитые места и ехать в никуда, надеясь на удачу. В столицах проще заниматься бизнесом и делать карьеру, там можно найти высокооплачиваемую работу. Как правило, они самые красивые и благоустроенные, в них формируется особый – столичный – образ жизни. Только в столичных городах есть высокий спрос на специфическую, «столичную» культуру, навязанную влиянием внешних модных образцов. Именно здесь зарождается разнообразие типов поведения, в том числе в отношении бытовых вещей. Здесь изначально обособляется досуг, выделяются такие сферы жизни, как культура, искусство, политика и другое, то есть происходит функциональное разделение различных ее сфер.
Исследователь А.М. Карпеев отмечает, что при анализе феномена столичности необходимо учесть элементы переживания конкретного человека, попадающего в столицу. Отмечая невозможность разбить эти переживания на группы, автор предлагает отметить «краски, тона, которые бывают даны в конкретном событии. Например, выделим компоненты: „олимпийский” („высоких зрелищ зритель”), „дионисийский”(опьянение столицей), „тотемный” (увидеть героя), авантюрный, имперский (моя родина в Городе), хтонический (единая почва, единая кровь)»8. Делая акцент на таких эмоциональных моментах, А.М. Карпеев тем самым подчеркивает, что в целостном анализе столицы самое важное – восприятие ее конкретной личностью, придание ей ценности непосредственно человеком. Человек сам ищет в столице ответы на свои вопросы и истинные, по его мнению, образцы и примеры поведения и мировоззрения.
Изучение политического аспекта столичной жизнедеятельности было важнейшим моментом в исследовательской работе многих ученых. Так, А.В. Новиков считает, что столичные города сами создают себе сферу влияния, поддерживаемую не только культурными, но и межбюджетными отношениями. Созданная таким образом система административно-полититических границ всегда берет начало в крупном экономическом центре, и «как правило, именно эти центры, за редким исключением, являются столицами регионов»9.
Особенности столичного статуса города настолько отличны от других, что иногда наблюдаются случаи возникновения городов, выполняющих только эту одну функцию – столицы, «свадебного генерала». Примером таких городов являются Вашингтон в США, Бразилиа в Бразилии, Астана в Казахстане. Но это скорее исключение из общепринятого правила. В подавляющем большинстве случаев столица стремится к тотальному доминированию.
Вывод: столица, будучи оплотом передовой мысли и культуры, по всем показателям отличается от своей периферии и выделяется на ее фоне. Являясь уже реализованным образцом, она «свободна от диктата времени, находится поверх потока становления/изменения»10. Социально-культурный, мировоззренческий и пространственный признаки столичности являются доминирующими и характеризуют ее как феномен, достойный всестороннего глубокого изучения и анализа. Как образец и символ всего передового и идеального столица несет свою идею и красоту сквозь время и пространство, стремясь вперед и не замечая преград на своем пути.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 227.