Другие пространства российских городов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мы попробуем типологизировать гетеротопные пространства с учетом всех трех планов пространственных характеристик и посмотреть их проявления в пространстве России. Мы можем выделить три типа гетеротопных пространств. Первый – это те пространства, которые могут рассматриваться как гетеротопии именно благодаря их пространственной локализации и особенностям. Второй тип – это пространства, гетеротопные прежде всего в силу своих социальных характеристик, третий тип связан прежде всего с гетеротопностью дискурса вокруг этого пространства, с его репрезентацией как в теоретическом, так и в художественном плане. Итак, к первому типу гетеротопных пространств мы можем отнести те гетеротопии, в основе которых лежат их географические и ландшафтные особенности, «другое» пространство по отношению к окружающему ландшафту, которое становится так же и другим в поле второго и третьего пространства. Ярким примером такой гетеротопии является Богдинско-Баскунчакский заповедник в Астраханской области, в центре которого расположен природный комплекс – гора Большое Богдо и соляное озеро Баскунчак.

Где Волга прянула стрелою

На хохот моря молодого,

Гора Богдо своей чертою

Темнеет взору рыболова.

Слово песни кочевое

Слуху путника расскажет:

Был уронен холм живой,

Уронил его святой,

— В. Хлебников. Хаджи-Тархан

Даже на уровне первого пространства эта территория уникальна. Это единственная отдельно стоящая гора на всю Прикаспийскую низменность c полупустынным ландшафтом. Возвышаясь над поверхностью земли на 150 м. гора Большое Богдо разбивает, разрушает однородность окружающего полупустынного пространства. Эта «особенная возвышающаяся в середине безграничной равнины скалистая гора» гетеротопна даже в плане своих физических характеристик, поскольку в отличие от большинства возвышенностей у которых абсолютная высота (над уровнем моря) больше относительной (от подошвы горы), у Богдо эти показатели перевернуты (150 и 170). Богдо как физическая гетеротопия является «растущей горой», каждый год увеличиваясь на миллиметр за счет увеличения внутреннего соляного купола. Таких уникальных гор в мире всего несколько, и они считаются местом обитания духов или душ.

Ее красный цвет, за счет железосодержащих минералов, и многочисленные карстовые образования – пещеры, воронки, расщелины формируют иномирный, почти инопланетный пейзаж. В ветреную погоду он дополняется еще и звуковым сопровождением, поэтому Богдо получила в народе название поющей горы. Уникальна «другая» флора и фауна Богдо.

На Богдо до сих пор обитают животные и растения, которых нет ни в окружающем гору ландшафте, ни вообще на территории России. Считается, что Прикаспийская низменность в древности была Хвалынским морем, поэтому гора, бывшая предположительно в далекие времена островом, населена чрезвычайно редкими для России видами мелких животных и насекомых, некоторые из них, такие как пискливый геккончик обитают только здесь. На Богдо произрастает целый ряд растений эндемиков, некоторые являются единственными в своем роде. У подножия горы располагается соляное озеро Баскунчак. Богдо гетеротопна даже в медицинском понимании этого термина, поскольку она абсолютно неестественна для данного ландшафта, и при взгляде на нее издали возникает ощущение, что гора расположена не там, где ей положено быть. Правда такие отдельно стоящие возвышенности – лакколиты имеются и в других местах России, например, в районе Минеральных вод, но отсутствие уникальных природных, ландшафтных условий, а также мифологического комплекса не делает их гетеротопными. Гетеротопность, основанная на природной инаковости этого пространства, подчеркивается и в плоскости пространства ментальностей и репрезентаций. Непохожесть Богдо на окружающую его среду выражена в его сакральности, формулируемой прежде всего калмыцким этносом. До сих пор на вершине Богдо располагается треножник с повязанными на нем хадаками и лоскутами материи, как символ священной горы и общения с миром духов. А поскольку достаточно долгое время часть Калмыкии входила территориально в Астраханскую губернию (XIX в.) и Астраханскую область (ХХ в.), сакральность Богдо принималась и окружающим некалмыцким населением. Не даром во множестве легенд связанных с Богдо, присутствуют в виде главных действующих лиц, как фигуры ламаистских священнослужителей, так и нейтральные, не имеющие конкретной национальности богатыри. Эта сакральная инаковость отражена как в самом названии, так и в легендах, зафиксированных исследователями прошлых веков в процессе бесед с местным населением. «На три дня езды к северо-западу от дороги в Джид-Хаджи, уединенная гора возвышается посреди степи; русские называют ее Богдо-Гора. Калмыки Богдо-Ула. Богдо, слово монгольское, и значит святой, великий, величественный». Гетеропность этого пространства в легендах подтверждается его происхождением из другого мира и ландшафта. Два ламы или два богатыря66 в разных интерпретациях из Монголии или с Урала несли глыбы камня (гору) на родину, но недонесли. Гора, поскольку она священна, допускает к себе только безгрешных. Один из несущих ее монахов оказался небезгрешным и гора придавила его. Красный цвет горы – цвет крови. Озеро Баскунчак – это концентрированные слезы или далай-ламы по погибшим монахам, или девушки по возлюбленному. Гора – лакмусовая бумага справедливости, ибо поднять ее может только честный и справедливый и именно поэтому ее не смог донести один из монахов, поскольку согрешил. На ее вершине «обитает калмыцкий гений, который не впускает на нее никого далее известной высоты и низвергает в пропасть каждого, кто осмелится ему противиться»

Дата: 2019-02-19, просмотров: 193.