Историко-культурная урбанистика в системе современного гуманитарного знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Историко-культурная урбанистика в системе современного гуманитарного знания.

Урбанистика — наука, посвящ. развитию различ. город. систем (транспорт, пеш. инфрастр., экология, здравоохр.), их взаимодейст. между собой и с жителями города. 1я парадигма — посылка, приведшая к возникн, произошла из традиции рассмотрения города как «большого завода», в кот. можно посчитать основ. параметры жизнедеят., и как следствие — спрогноз. развитие и реакцию на системные проблемы. Однако практика применения такой парадигмы в крупных запад. городах привела к тому, что урбанистика в 1960-70 г. пережила 2 волны критики и изменения методолог. основ, связ. с введением антипозитив. принципа «неполной постижимости объекта» и принципа перевода части элементов сложного объекта в разряд автономных субъектов. 1е тексты, кот. можно отнести к урбанистике, принадлежат греч. философам. Платон описывал идеал. модель города, исходя из филос. рассуждений о взаимодейс. между людьми.

Проблема города и связанных с ним явлений – одна из наиболее сложных и актуальных в системе гуманитарного знания. До сих пор отсутствует единая научная позиция относительно феномена города, а также устоявшаяся терминология. Такое положение объясняется тем, что на протяжении XX в каждая из гуманитарных дисциплин рассматривала город самостоятельно. Лишь с середины 50-х годов XX века всестороннее изучение города стало объектом относительно новой научной отрасли, одним из направлений которой стала историко-культурная урбанистика.

Само понятие «городская культура» является распространенным и часто употребляемым в отечественной науке. Однако при этом как советские, так и современные российские исследователи-урбанисты, не акцентируют внимание на трактовке рассматриваемого.

М.Н. Тихомиров в своем исследовании «Древнерусский город» (1956) «интуитивно» представил понятие «городская культура» как набор характеристик: высокий уровень грамотности горожан, наличие городских книгохранилищ, а также городская литература.

История города, соединяющая прошлое с настоящим, традицию с современностью, прочитывается на основе исследований бытия человека (культуры повседневности) и раскрывается, стирая грань между воображаемым и реальным, заставляя современника в определенной мере самостоятельно познавать прошлое.

 

 

 

Быль и миф Петербурга 1924.

Душа Петербурга 1978.

«Петербург Достоевского»

Пути изучения города как социального организма. Опыт комплексного подхода 1926.

Как изучать свой город 1929.

Город, как выразитель сменяющихся культур. Картины и 1926.

Книга о городе. «Жизнь города» 192

Проблемы семиотики города в трудах представителей тартуско-московской школы. М.Ю. Лотман

Тартуско-московская (московско-тартуская) семиотическая школа — направление в семиотике и в советской гуманитарной науке в 1960-х—1980-х годах. Школа объединила учёных из Тарту (кафедра русской литературы Тартуского университета) и Москвы, а также Еревана, Риги, Вильнюса и других городов. В центре внимания семиотической школы были проблемы языка и культуры, представляющей собой систему, состоящую из «бинарных оппозиций» и содержащую некий «универсальный код». Школа отталкивалась от гегельянства (критика детерминизма и историцизма) и сближалась со структурализмом.

 

Гений места» П. Вайль

«Гений места» впервые появился в 1999 году и с тех пор выходил еще несколько раз. «Гений места» — гибрид справочника туриста и искусствоведческого эссе, путеводитель по культурному бэкграунду европейских столиц и яркий пример ошеломляющий эрудированности автора.

«Гений места» — не беспристрастный выверенный атлас мира: из тридцати пяти названий двадцать семь находятся на карте Европы. Одной Италии посвящены восемь очерков, Испании — пять. Вся шумная гигантская Азия вмещается в рассказы о Токио и Киото.

Никогда не угадаешь, к чему сведется разговор в каждом эссе. История мастерового сословия для Мюнхена, вдохновенные рассуждения о природе танго для Буэнос-Айреса, уместные и точные цитаты из всей мировой литературы разом. Как работали пожарные в древнем Риме, почему Флобер ненавидел Руан, что теряют поэмы Аристофана в переводе. Стамбулу посвящены целых два текста, из которых можно многое узнать о Байроне и Бродском, но почти ничего о самом Стамбуле. Через личность и творчество местной знаменитости раскрывается характер города.

«Гений места» в принципе не несет прикладного значения. Художественность текста неизбежно делает его субъективным. Если это и путеводитель, то не по реальным Венеции, Осло или Милану, а по их сложившимся из картин, статуй и книг образам. Какие-то описания Вайля сильнее привязаны к реальности, какие-то остаются чистыми лирическими рассуждениями о духе города, которые для путевого блокнота бесполезны.

 

Связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Ведает ею известный древним genius loci, Гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой.

Любопытно отнестись к своим путешествиям как к некоему единому процессу. В ходе его неизбежны сравнения – главный инструмент анализа. Идея любой главы этой книги и состоит в двойном со– или противопоставлении: каждый город, воспринятый через творческую личность, параллелен другой паре «гений – место». Руан не просто становится понятнее благодаря Флоберу, а Флобер – благодаря Руану, но и соседняя пара – Париж – Дюма – дает дополнительный ракурс.

Понятно, что «гений» имеет к «месту» непосредственное биографическое отношение. Лишь в случае Вероны использован взгляд чужака, никогда в городе не бывавшего, но этот чужак – Шекспир.

 

На линиях органического пересечения художника с местом его жизни и творчества возникает новая, неведомая прежде реальность, которая не проходит ни по ведомству искусства, ни по ведомству географии. В попытке эту реальность уловить и появляется странный жанр - своевольный гибрид путевых заметок, литературно-художественного эссе, мемуара: результат путешествий по миру в сопровождении великих гидов.

 

 

Историко-культурная урбанистика в системе современного гуманитарного знания.

Урбанистика — наука, посвящ. развитию различ. город. систем (транспорт, пеш. инфрастр., экология, здравоохр.), их взаимодейст. между собой и с жителями города. 1я парадигма — посылка, приведшая к возникн, произошла из традиции рассмотрения города как «большого завода», в кот. можно посчитать основ. параметры жизнедеят., и как следствие — спрогноз. развитие и реакцию на системные проблемы. Однако практика применения такой парадигмы в крупных запад. городах привела к тому, что урбанистика в 1960-70 г. пережила 2 волны критики и изменения методолог. основ, связ. с введением антипозитив. принципа «неполной постижимости объекта» и принципа перевода части элементов сложного объекта в разряд автономных субъектов. 1е тексты, кот. можно отнести к урбанистике, принадлежат греч. философам. Платон описывал идеал. модель города, исходя из филос. рассуждений о взаимодейс. между людьми.

Проблема города и связанных с ним явлений – одна из наиболее сложных и актуальных в системе гуманитарного знания. До сих пор отсутствует единая научная позиция относительно феномена города, а также устоявшаяся терминология. Такое положение объясняется тем, что на протяжении XX в каждая из гуманитарных дисциплин рассматривала город самостоятельно. Лишь с середины 50-х годов XX века всестороннее изучение города стало объектом относительно новой научной отрасли, одним из направлений которой стала историко-культурная урбанистика.

Само понятие «городская культура» является распространенным и часто употребляемым в отечественной науке. Однако при этом как советские, так и современные российские исследователи-урбанисты, не акцентируют внимание на трактовке рассматриваемого.

М.Н. Тихомиров в своем исследовании «Древнерусский город» (1956) «интуитивно» представил понятие «городская культура» как набор характеристик: высокий уровень грамотности горожан, наличие городских книгохранилищ, а также городская литература.

История города, соединяющая прошлое с настоящим, традицию с современностью, прочитывается на основе исследований бытия человека (культуры повседневности) и раскрывается, стирая грань между воображаемым и реальным, заставляя современника в определенной мере самостоятельно познавать прошлое.

 

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 205.