Менеджер как тип личности. Решетка менеджера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Несмотря на почти идеальные качества, которыми должен обладать менеджер, он прежде всего человек. Со всеми его особенностями, формой взаимоотношения с другими людьми. Как всякому человеку, ему присущи характер и темперамент. От этого в большинстве случаев и зависит его стиль, метод, тип руководства.

Менеджер должен уметь организовывать и планировать. Принимать решения. Руководить (быть лидером). Общаться с людьми устно и письменно. Побуждать людей к деятельности. Решать конфликтные ситуации в коллективе. Быть объективным к людям. Подбирать, отбирать и обучать подчиненных. Подчиняться и соблюдать субординацию. Вести переговоры.

Для определения типа менеджера американские психологи Р. Блэйк и Д. Моутон провели ряд исследований и убедились, что вся их деятельность протекает в «силовом поле» между вектором «производства» (нацеленностью на создание товаров) и вектором «человека» (нацеленностью на гуманное отношение к людям). Между этими векторами существует определенное противоречие:

а) если стремиться всеми силами повысить производительность труда, не обращая внимания на потребности и желания человека, то результат будет плачевным;

б) если все внимание уделить человеку, то ничего хорошего тоже не получится.

Блейк и Моутон разграфили «силовое поле» на девять градаций по каждому вектору и получили соответствующую «решетку» - матрицу типов руководителей. Эта решетка дает возможность определить пять характерных типов управленческого поведения: а) диктатора; б) демократа; в) пессимиста; г) манипулятора; организатора.

Составители «решетки» дали соответствующие характеристики различным типам менеджеров.

Код 9:1Диктатор.Означает стиль управления, полностью ориентированный на производство и уделяющий мало внимания конкретным людям. Это жесткий курс администратора. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Каждый пытается уйти из-под давления. Менеджер здесь - плохой управляющий.

Код 1:9 Демократ.Производительность труда у такого менеджера стоит на последнем месте. Принцип — «Надо быть всюду самим собою». Дела у такого менеджера идут как бы сами собою. Работнику нравится обстановка, но польза небольшая, весь пыл – в дебаты.

Код 5:5 Манипулятор.Менеджера данного типа удовлетворяет средняя производительность. Его девиз: «Не хватать звезд с неба», Главная тактическая линия здесь — «компромисс». Характерная особенность менеджера данного типа — половинная заинтересованность и в производстве, и в людях. Здесь проявляется склонность менеджера к манипулированию людьми.

Код 1:1 Пессимист.Его девиз: «Не вмешиваться в естественный ход событий». Обычно люди с таким взглядом на руководство — это случайные люди в менеджменте или «спустившиеся с неба», то есть назначенные кем. Польза от таких людей невелика.

Код 9:9 Организатор.Самый продуктивный тип, учитывающий нужды производства, а также потребности и интересы людей. Его важнейшая характеристика: устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации. Предприятия, где действуют такие менеджеры, обычно процветают. В принципе, менеджер данного типа представляет собой эталон современного управляющего.

 

Требования к менеджеру, их эволюция.

Специфика управленческого труда, сложность и многооб­разие управленческих функций обусловливают требования, предъявляемые к менеджерам В зарубежной и отечествен­ной литературе по проблемам управления, в многочисленных социологических исследованиях приводятся различные наборы качеств, необходимых управляющим . Ученые и практики в области управления выделяли различ­ные качества руководителей, которые необходимы им, чтобы выполнять общие функции управления.

Так, по мнению классика научного менеджмента Ф У Тейлора мастер обязан обладать такими качествами, как ум, образова­ние, специальные или технические знания, физическая ловкость или сила, такт, энергия, решительность, честность, рассудитель­ность и здравый смысл, крепкое здоровье .

Руководителям крупных предприятий должны быть присущи сле­дующие черты

1. Здоровье и физическая выносливость

2. Ум и умственная работоспособность

3. Нравственные качества сознательная, твердая, упорная воля, активность, энергия и (в известных случаях) отвага, мужество ответственности, чувство долга, забота об общем интересе

4 .Значительный круг общих познаний

5. Административные способности, дар предвидения и умение разрабатывать программы действий, организаторские качества в особенности умение строить социальный организм, распоря­дительность искусство управлять людьми, координировать и кон­тролировать их действия

6. Общее знакомство со всем, что имеет отношение к существен­ным функциям

7. Возможно более глубокая компетентность в характерной для данного предприятия профессии

Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку.

Во второй половине XX в. требования к менеджерам стали формироваться с учетом многообразия, сложности и дина­мизма внутренней и внешней среды. В связи с развитием ситуационного подхода изменяются взгляды на деятель­ность руководителя в организации и на критерии его оцен­ки – главным признается умение адаптироваться к услови­ям. Одновременно существенные изменения претерпевают и так называемые традиционные качества менеджеров.

В новейшей западной литературе по менеджменту продолжается обсуждение и уточнение «пакета» требований к менеджерам. Так, английские специалисты по управлению Майкл Вудкок и Дейв Френсис предлагают следующий перечень:

способность управ­лять собой, разумные личные ценности, четкие личные цели, упор на постоянный личный рост, навык решать проблемы, изобрета­тельность и способность к инновациям, высокая способность влиять на окружающих, знание современных управленческих под­ходов, способность руководить, умение обучать и развивать под­чиненных, способность формировать и развивать эффективные рабочие группы (Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.)

Профессор Школы бизнеса и государственных административных систем при университете им. Джорджа Вашингтона Питер Вейл выделяет следующие требования к руководителям-менеджерам в современных условиях':

больше отчетности; больше лидерства; больше внимания коллективной работе; более тесный контакт с людьми; большая условность власти; больше индивидуальности; больше самоотдачи, больше стрессов; новое сочетание интеллек­та и оперативных качеств (. Вейл П. Искусство менеджмента. Новые идеи мира хаотических перемен. )

Компа­нии управляются не логи­кой, а убежденными людьми, действующими в рамках корпоративной культуры и истории, не узкими специалистами, а скорее стратегами, реалистами, способ­ными на риск, предвиде­ние и умеющими делать выбор ,не набором инструментов и трюков, а теплокровными существами, следующим эмоциям и инстинктам.

К числу важнейших требований к менеджерам любого уровня относятся:

-профессиональная компетент­ность, наличие общей подготовки в области менеджмента;

-знание техники и технологии производства в отрасли, к которой принадлежит организация по виду и характеру своей деятельности (в особенности для менеджеров низо­вого и среднего уровня);

-знание экономики и права, пси­хологии и педагогики;

-владение навыками администриро­вания;

-умение самостоятельно и своевременно принимать обоснованные решения и настойчиво добиваться их ис­полнения путем воздействия на подчиненных; чувство нового, способность предвидеть тенденции развития фир­мы

-целеустремленность, умение подбирать и эффективно использо­вать работников, определять их задачи и функции, делегировать полномочия; следование принципам единства слова и дела, доведения начатого до конца; личная организованность, без которой трудно, в частности, правильно распределять время на решение теку­щих и перспективных задач; умение работать с людьми. Это требует знания способностей и возможностей подчинен­ных, защиты их интересов и заботы об условиях их труда и быта. Менеджер должен обладать способностью налажи­вать хорошие взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимном уважении и доверии, создавать, иначе говоря, благоприятный социально-психологический климат в ор­ганизации.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 663.