Для того, чтобы определить статус так называемой "социальной инженерии" и установить характер взаимоотношения инженерной деятельности и социологии, следует выяснить прежде всего, что собой представляет инженерная деятельность
Постепенно к ней стали относить применение научных знаний не только к техническим средствам и объектам, но и к экономическим, организационным и другим системам и процессам. Во многих определениях инженерной деятельности вообще исчезло указание на вещественно-предметный ее результат. Наиболее важными и общими для любой инженерной деятельности моментами является следующее: 1) регулярное использование научных знаний; 2) специальная профессиональная подготовка; 3) практическая непосредственно-преобразовательная работа. Соответственно этому можно дать следующее определение социально-инженерной деятельности: это такой вид профессионально-практической деятельности, благодаря которой социально-научное (в частности социологическое) знание трансформируется непосредственно в преобразовательно-практическую деятельность.
Признание возможности технологизировать социальную деятельность предполагает более подробное выяснение того, что такое технологизация и технология, какие черты им присуши. Уже с древних времен технология означала искусство, мастерство, умение. Будучи "мостом от идей к реальности", она, подобно инженерной деятельности, видоизменялась на различных этапах общественного развития. Основные черты технологизации: массовость, строгая воспроизводимость результатов, канонизация принципов, стандартизация рецептуры. Обращают также внимание на такие критерии эффективности разработанной технологии, как простота (она не должна быть излишне усложненной), гибкость (приспособляемость к меняющейся обстановке), надежность (наличие дублирующего механизма), экономичность, удобство в эксплуатации (удобно для людей, которым придется с ней работать).
Социальное проектирование и социальные технологии - необходимые условия осуществления социально-инженерной деятельности. В последней часто совмещаются все или некоторые функции, которые в инженерно-технической деятельности разнесены. Практика развития последней связана с функционированием многих специализированных научно-проектных организаций, где разрабатываются проекты и новые технологии.
Социально-инженерная деятельность, масштабы развития которой еще незначительны, не обеспечена специализированным проектированием и отработанными технологиями. Это сказывается и на том, как ее определяют. Так, например, указывают на то, что она существует в двух формах: 1) в виде программы, содержащей процедуры и операции (способы и средства деятельности); 2) в виде самой деятельности, построенной в соответствии с данной программой. Социально-инженерную деятельность понимают и более широко, включая в нее социальное проектирование и конструирование, а также организационно-технологическую деятель ность. В перспективе по мере расширения масштабов социально-инженерной деятельности социальное проектирование и социально-технологическая деятельность будут вычленяться в самостоятельные специализированные виду научно-практической деятельности, создающие предпосылки для социальной инженерии.
Социальные показатели - это и есть качественно-количественные характеристики объекта, свидетельствующие о степени приближения объекта к должному, нормальному.
Использование социальных показателей - одна из важнейших составляющих социально-инженерной деятельности.
Чем занимается социальный инженер? это противоречия, возникающие в сфере производства (проблемы технологии бизнеса и труда); это проблемы функционирования семьи, системы здравоохранения, здоровья; это проблемы урбанизации, народонаселения и экологии, проблемы насилия, терроризма и войны. Наконец, это традиционные для социологии проблемы, которые стимулировали появление и распространение эмпирических социологических исследований", преступности и "отклоняющегося" поведения, наркомании, наличия сексуальных отклонений, проявлений расизма и этноцентризма, проблемы взаимоотношения поколений, социальной дифференциации, предполагающей наличие "бедности" и др.
Почти все эти проблемы изучаются и другими науками, однако социология определяет иное направление их решения, так как использует иной (более полный, а потому более глубокий) подход к их изучению и практическому преодолению. Масштабы изучения социальных проблем социологией расширяются в такой степени, что признается необходимость выделения особой отрасли "социология социальных проблем". При этом исходят из следующего понимания социальной проблемы: она существует тогда, когда большие группы отстаивают свои права на определенные социальные условия, затрагивая этим интересы большого числа людей; когда социальная проблема может быть преодолена посредством коллективного действия.
Значительно чаще социологи используются для решения практических задач, находящихся в сфере компетенции более низкого уровня управления. На любом предприятии, в любой организации существует круг проблем, связанных с необходимостью претворения в жизнь определенных социальных программ и управленческих решений, связанных с оптимизацией использования человеческого фактора. К ним относятся, например, вопросы подбора и расстановки, продвижения кадров; интеграции коллектива и удовлетворенности работой и различными сторонами трудовой деятельности и многие другие. Разумеется, деятельность социолога, если учесть опыт изучения социологией социальных проблем, в принципе может быть связана и с реализацией более масштабных социальных программ- регионального, поселенческого (реализуемого в определенном городе, селе), отраслевого характера (организация системы образования, культуры, отраслей народного хозяйства).
Например, действующие до распада СССР заводские службы, как правило, были связаны с созданием и реализацией двух видов технологий: I) социальной диагностики; 2) реализации управленческих решений. В первом случае проводились опросы общественного мнения, различные виды анализа статистических материалов, свидетельствующих о состоянии дел в отрасли или на отдельном предприятии, осуществлялась оценка деловых и личностных качеств. Во втором случае определялись наиболее целесообразные способы проведения профориентационной работы, повышения квалификации, подбора и расстановки кадров, подготовки резерва кадров на выдвижение и др.
Значительные трудности в работе заводских социологических служб были связаны с отсутствием надежных социальных показателей. Например, оценке деятельности управленческого персонала конкретного предприятия по стабилизации кадров препятствовало то, что не было ясно, какой уровень текучести следует считать "нормальным". Отклонения от него в одну либо в другую сторону могли рассматриваться как показатель состояния текучести. Установление "нормы" предполагало определение различных значимых факторов, которые следует учитывать для выяснения "внутренних резервов" предприятия при попытке воздействовать на это явление. Для предприятий многих отраслей, например, таким значимым фактором было место расположения: на
предприятиях одной и той же отрасли, но расположенных в крупных городах, текучесть в среднем была выше, чем на тех, которые функционировали в малых городах и поселках городского типа
Социальная работа - это система гуманитарных услуг нуждающимся, совокупность манипуляций, направленных "на то, чтобы облегчить неудачное приспособление человека к обществу. Она отличается от филантропии, благотворительности и похожих видов деятельности своей ориентацией не только на помощь в решении повседневных проблем, но на развитие у нуждающихся техники преодоления трудностей и навыков самопомощи. Выполнение социальной работы, кроме социологической подготовки, предполагает хорошую осведомленность в области психологии и социальной психологии, психиатрии и ряда других дисциплин. По существу, социальная работа требует компетентной подготовки. Во всем мире признано сейчас, что социальная работа- это такая профессия, которая требует специальной подготовки.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 428.