Законы науки об охране труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебная дисциплина «Безопасность технологических процессов и производств» (БТПиП) является общепрофессиональной для образовательной программы по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность». Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования данного направления подготовки, область профессиональной деятельности выпускников включает обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизнедеятельности человека техносферы, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств и методов контроля. А объектами деятельности выпускников являются в том числе и опасные технологические процессы, и производства; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Научить решать эти важнейшие задачи современного мира и есть цель дисциплины «Безопасность технологических процессов и производств».

Изучая многообразие вредностей и опасностей техносферы, а также возможную тяжесть их влияния на человека, студенты не только узнают методы и средства снижения защиты человека и окружающей среды, но и осознают всю ответственность их будущей профессиональной деятельности.

На любом выпускающем продукцию предприятии существуют три задачи – это повышение производительности, качества выпускаемой продукции и обеспечение безопасности труда. При невыполнении первых двух позиций к ответственному работнику могут быть применены взыскания в виде отстранения от занимаемой должности или лишения премии. В случае нарушений, приводящих к снижению уровня безопасности труда, особенно приводящих к профессиональным заболеваниям, увечьям или смертельному исходу, на ответственного работника могут завести уголовное дело [9].

Модуль 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ   «БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ»

 

1.1. Предмет исследования и цели дисциплины              «Безопасность технологических процессов и производств»

Безопасность технологических процессов и производств    (БТП и П) традиционно относится к науке об охране труда, хотя в последнее время формируется инновационная научная область – наука о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере, которая базируется на накопленном практическом опыте при решении таких прикладных задач, как защита от вибрации, звуковых волн, электромагнитных полей, химического и радиационного воздействия, а также на использовании фундаментальных основ наук [3]. 

Охрана труда, как наука, имеет конкретные цель, предмет и специальные методы исследования.

Предметом изучения является целая область, где объект   труда – рабочие места: участок, цех, здание, сооружение, дорога и т.д.

 

Предмет труда – то, с чем человек непосредственно соприкасается руками: заготовка, деталь, оснастка, прибор, машина и т.д. [9].

Особенности взаимодействия человек – предмет труда – объект труда можно проиллюстрировать на примере:

Рабочий изготавливает деталь на станке.

Изготавливаемая деталь является предметом труда, а станок объектом. Формирование условий труда происходит в процессе изготовления детали: рабочий может менять скоростные режимы с целью увеличения производительности, однако любая интенсификация связана с быстрой утомляемостью, приводящей к ослаблению внимания, захвату одежды движущимися деталями, недостаточному закреплению детали, что нередко провоцирует возникновение опасных моментов и даже несчастных случаев.

Предметом изучения является комплексное обеспечение основной цели: безопасности человека в условиях производства, т.е. создание безопасных, комфортных условий труда, что достигается приобретением навыков разработки, выявления и оценки производственных вредных и опасных факторов, формированием у обучающихся устойчивого, цельного представления об основных законах, принципах и методах организации и обеспечения условий безопасного труда, в том числе на этапах разработки и освоения технологических процессов, их эксплуатации [3, 9].

Производства

Все основные методы создания безопасного производства можно кратко представить следующим образом:

1. Производственные объекты, исключающие контакт человека с опасными и вредными факторами по средствам автоматизации, механизации, дистанционирования и роботизации.

2. Применение индивидуальных и коллективных средств защиты, а также согласование условий труда с характеристиками человека, выбор безопасных технических средств, материалов и сырья для обеспечения комфортных и безопасных условий труда.

3. Совершенствование источников опасности для максимального снижения значений опасностей, создаваемых данными источниками. Оптимизация технических систем с целью уменьшения выделяемых ими отходов позволяет добиться снижения уровня опасности и сократить размеры опасной зоны. Ограничение вредного воздействия на человека и среду обитания достигается выполнением требований по величине выделяемых токсичных веществ в виде выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС) и отбросов (ПДО), кроме того, необходимо учитывать величину энергетических загрязнений (предельно допустимых излучений).

Значения ПДВ и ПДС определяют расчетным путем в соответствии со значениями ПДК в зонах пребывания человека.

Максимально адаптировать человека к условиям труда в заведомо опасных условиях возможно только путем длительного, специализированного обучения, применения индивидуальных и коллективных средств защиты, специализированных средств спасения и обучения пользования ими [9,14].

 

Условия труда

В соответствии с ГОСТ 19605-74 условия труда – это система производственных факторов, которые оказывают влияние на здоровье и трудоспособность работника.

Эти факторы могут быть как внутренними (артериальное давление, химический состав крови, содержание кислорода в крови, температура тела, временные отклонения от нормы в работе организма), так и внешними (температура и влажность воздуха, атмосферное давление, запахи, шум, вибрация, освещенность, запыленность, загазованность).

Кроме того, внешние условия влияют на работу внутренних органов и регулирующих механизмов человека, что оказывает влияние на его здоровье и результаты труда. Это особенно важно для тех, чья работа связана с большим количеством людей.

Производственные факторы оказывают на организм человека сложное комбинированное воздействие. Интенсивность их воздействия в разные моменты рабочего времени значительно колеблется как в беспрерывном, так и в периодическом технологическом процессе. Особо динамичная производственная среда в так называемых «импульсных» технологиях.

Всемирная организация здравоохранения опубликовала данные, по которым не менее 50 % всех отрицательно влияющих на здоровье населения факторов зависят от образа жизни, 20 – 25 % – от состояния окружающей (в том числе производственной) среды, примерно 15–20 % – от наследственности и около 10 % – от деятельности органов и учреждений здравоохранения [3,9,11].

В связи с тем, что предприятия часто представляют собой комплекс производств, любое из которых отличается своим набором «вредности», и если расположены они на одной промышленной площадке, то даже в случае соблюдения необходимого расстояния между заводскими сооружениями, они взаимно перекрывают вредное воздействие друг друга. Из-за этого работники подобных предприятий в той или другой мере могут сталкиваться с воздействием совокупности техногенных и естественных факторов не только собственного, но и соседнего производств. Наиболее подвержены этим факторам лица, которые обслуживают производственное оборудование [3,9,11].

Зрительный анализатор

Это анализатор, обладающий наибольшей величиной адаптации. Световая адаптация проявляется понижением чувствительности на время от 8 до 10 минут. Темновая адаптация длится дольше, чувствительность достигает оптимального уровня через 40 – 50 минут. Глаз реагирует непосредственно на яркость силы света (интенсивность), излучаемой какой-либо поверхностью, к ее площади (Кд/м2). При интенсивности света более 30000 Кд/м2 возникает эффект ослепления, а гигиенически допустимая яркость находится в пределах до 5000 Кд/м2. Степень восприимчивости глаза двух различных яркостей, т.е. способность отличать объект от фона, называется контрастной чувствительностью.

Для оценки восприятия пространственных характеристик используется понятие острота зрения, характеристикой которого является минимальный угол, под которым две точки видны как раздельные. Острота зрения может меняться в зависимости от уровня освещения: увеличение освещенности повышает остроту зрения, и контрастности фона и объекта – при уменьшении контрастности острота снижается. Кроме того, данное понятие зависит от места проекции изображения на сетчатку глаза [1,2,3, 9].

Обоняние и вкус

Хорошее обоняние является очень важной характеристикой работника, ведь запахи могут сигнализировать человеку об опасностях, связанных с загазованностью или каких-то нарушениях в технологическом процессе.

Обонятельный анализатор состоит из обонятельного эпителия, расположенного в носовой полости на верхней носовой раковине, нерва и центра обоняния мозга. Клетки обонятельного эпителия – это рецепторы, получающие сигнал извне и передающие нервные импульсы по обонятельным нервам в обонятельные луковицы, а затем в подкорковые центры и, наконец, в центр обоняния мозга, где они обрабатываются.

Для понятия вкусовых ощущений существует четырехкомпонентная теория вкуса: горькое-соленое-сладкое-кислое, а все остальные ощущения представляют их комбинацию.

Вкусовые рецепторы в ротовой полости располагаются на задней стенке глотки, на нёбе, в гортани, а также по всей поверхности языка, это позволяет воспринимать вкус пищи полным и насыщенным.

Вкусовые рецепторы воспринимают информацию от пищевого раздражителя и передают ее в виде электронного импульса в мозг.

И вкусовые, и обонятельные ощущения отражают не только свойства вещества, но и состояние самого организма, например, восприятие вкуса напрямую зависит не от языка, а от состояния головного мозга [1,2,3, 9].

Двигательные анализаторы

Для конструирования различного рода защитных устройств и органов управления необходимо знать характеристики двигательных анализаторов человека. Сила, с которой сокращаются мышцы человека, может колебаться в широких пределах, например, номинальную силу кисти человека, находящуюся в пределах 45 – 60 кг, соответствующей тренировкой можно довести до 90 кг, т.е. практически увеличить в 2 раза [1,2,3, 9]. В табл. 2.2 представлены оптимальные значения усилий, которые необходимы для управления машинами и механизмами.

Таблица 2.2

Механизмов

Органы управления Величина усилия
Для рукояток: - - оптимальная - - максимальная   140 – 160 г 10 кг
Для кнопок, тумблеров, переключателей: - легкого типа - тяжелого типа   140 – 160 г 600 – 1200 г
Для нижних педалей управления: - часто используются - редко используются   2 – 5 кг до 30 кг
Для рычагов ручного управления машины: - наиболее часто применяются - реже   2 – 4 кг 12 – 16 кг

 

Интеллектуальные нагрузки

 Содержание работы

Отсутствие необходимости принятия решения

Решение простых задач по инструкции

Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа с  несколькими инструкциями)

Эвристическая (творческая) деятельность, которая требует решения алгоритма, единоличного руководства в сложных ситуациях

Восприятие сигналов (информации) и их оценка

Восприятие сигналов без коррекции действий

Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций

Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических и номинальных значений параметров. Итоговая оценка параметров

Восприятие сигналов и последующая комплексная оценка отдельных параметров  и всей производственной деятельности

Распределение функций по степени сложности задания

Обработка и выполнение задания

Обработка, выполнение задания и его проверка

Обработка, проверка и контроль выполнения задания

Контроль и распределение заданий другим лицам

Характер выполняемой

работы

Работа по индивидуальному плану

Работа по установленному графику с возможностью его коррекции в ходе работы

Работа в условиях дефицита времени

Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат

Сенсорные нагрузки

Длительность наблюдения в сосредоточенном состоянии (% времени смены)

Дo 25

26 – 50

51–75

Более 75

Плотность сигналов и сообщений (среднее значение на 1 час работы)

Дo 75

76–175

176–300

Более 300

Число объектов производства при одновременном наблюдении

Дo 5

6–10

11–25

Более 25

Размеры объектов (расстояние от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м)

Более 5мм — 100 %

5—1,1 мм —50 %;

1—0,3 мм — до 50 %;

менее 0,3 мм—до 25 %

1—0,3 мм — более 50 %; менее 0,3 мм — 26—50 %

менее 0,3мм — более 50 %

Длительность сосредоточенного наблюдения при работе с оптическими приборами (% времени смены)

До 25

26–50

51–75

Более 75

Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену):

 

 

 

 

- буквенно-цифровой тип

отображения информации

Дo 2

Дo 3

Дo 4

Более 4

- графический тип отображения информации

Дo 3

Дo 5

Дo 6

Более 6

Нагрузка на слуховой анализатор в случае производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов

Разборчивoсть слов и сигналов от 100 дo

90 %.

Помехи отсутствуют

Разборчивость слов и сигналов от 90 дo 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до

3,5 м

Разборчивость слов и сигналов от 70 дo 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м

Разборчивость слов и сигналов менее 50 %.
Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до

1,5 м.

Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю)

До 16

До 20

До 25

Более 25


Эмоциональные нагрузки

Степень ответственности за результат собственной деятельности.
Значимость ошибки

Наличие ответственности за выполнение отдельных элементов заданий, повлекшее усиление в работе сo стороны работника

Наличие ответственности за функциональное качество вспомогательной работы, повлекшее дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т. п.)

Наличие ответственности за функциональное качество основных работ, повлекшее необходимость исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т. п.)

Наличие ответственности за функциональное качество конечной продукции, работ, заданий. Может быть опасно для жизни

Степень риска для собственной жизни

Исключена

 

 

Вероятна

Степень ответственности за безопасность
других лиц

Исключена

 

 

Возможна

Количество конфликтных ситуаций,
за смену

Отсутствуют

1–3

4–8

Более 8




Монотонность нагрузок

Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях

Более 10

9–6

5–3

Менее 3

Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций

более 100

100–25

24–10

менее 10

Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время - наблюдение за ходом производственного процесса

20 и более

19–10

9–5

Менее 5

Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)

Менее 75

76–80

81–90

Более 90

Режим работы

Фактическая продолжительность рабочего дня

6–7 ч

8–9 ч

10–12 ч

Более 12 ч

Сменность работы

Односменная работа

 (без ночной смены)

Двухсменная работа

 (без ночной смены)

Трехсменная работа (работа в ночную смену)

Нерегулярная сменность с одной работой в ночное время

Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность

Перерывы регламентированы и имеют достаточную продолжительность: более 7 % рабочего времени

Перерывы регламентированы, но недостаточно продолжительны: 3 -7 % рабочего времени

Перерывы не регламентированы и недостаточно продолжительны: менее 3 % рабочего времени

Перерывы

отсутствуют

                             

Работа в условиях постоянного нервного и эмоциональ­ного напряжения в течение длительного времени зачастую приводит к сердечно-сосудистым заболева­ниям. Любое воздействие, которое превышает допустимые пределы, приводит к нарушению деятельности анализаторов и может вызывать бо­левые ощущения или стресс. Стресс (напряжение) появляется в экстремальных ситуациях при возникновении сложностей с адаптацией организма к чрезвычайным воздействиям. Нередко, причиной неадекватных действий оператора в чрезвычайной ситуации является именно стресс. Эффективным средством профилактики стрессов является профессиональная подготовка на тренажерах, имитирующих аварийные ситуации [7,8,9].


Организация рабочего места

 

Необходимо знать, что каждый вид трудовой деятельности должен выполняться с учетом оптимальной позы работающего, на выбор которой оказывают влияние следующие факторы:

а) размер элементов рабочей зоны;

б) характер и значение рабочих усилий;

в) необходимый угол обзора;

г) напряженность зрения и требуемая точность выполнения операций;

д) степень автоматизации и механизации;

е) безопасность труда.

Наиболее безопасной является переменная поза “сидя-стоя”. Нормальной также считается поза, которая не требует частых наклонов вперед более чем на 10–15º. Кроме того, нежелательны наклоны назад и в сторону, это возможно, если движения рук в позе сидя или стоя достаточны для выполнения необходимых операций, т.е. органы управления станков, агрегатов и других технических средств находятся в зоне их действия (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Повышенный уровень шума

Шум – хаотичное сочетание звуков разной частоты и интенсивности. Звуки – это волновые движения в упругой среде, воспринимаемые человеком на слух.

Источники производственного шума – это звуки работающих машин и механизмов, вентиляторов, электрических двигателей, механических приводов. Основные характеристика звука – частота возмущенной среды (Гц) и звуковое давление (Па). Частоты, которые помещаются в пределы звуковой чувствительности (16 – 20 000 Гц), не вызывают дискомфорта, а вот любой выход за пределы порогов чувствительности может быть причиной болевых ощущений, оказать биологическое воздействие на организм.

Чувствительность человека к различным частотам звука различается в пределах от 2 до 5 кГц, эталонным звуком принято считать частоту, равную 1 кГц. Верхняя граница воспринимаемых человеком звуков характеризуется порогом болевого ощущения (Iп = 10-1Вт/м2). Интенсивность звука – отношение мощности к единицe площади поверхности, которая перпендикулярна направлению распространения звуковой волны, измеряется в Вт/м2.

Звуковым давлением называют переменное состояние давления, которое возникает под действием колебаний источников звука и накладывается на атмосферное давление, измеряется в децибелах. Минимальные интенсивность звука и звуковое давление называется нижним порогом чувствительности.

Диапазон слышимости звуковых колебаний находится в пределах 1–140 дБ: 0–20 дБ – очень тихая; 20–40 дБ – тихая; 40–60 дБ – средняя; 60–80 дБ – шумная, а свыше 80 дБ – очень шумная, громкость ниже 80 дБ практически не оказывает влияния на слух.

В ГОСТ 12.1.003-83 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности» устанавливаются общие требования безопасности и представлены: классификация шумов, общие требования к шумовым характеристикам оборудования, методы измерения и средства защиты от шумового воздействия, допустимые уровни шума на рабочих местах.

По характеру спектра шумы подразделяются следующим

 образом:

1. Низкочастотные (максимальное звуковое давление ниже 400 Гц).

2. Среднечастотные (диапазон частот 400 –1000 Гц).

3. Частотные (максимальное звуковое давление выше 1000 Гц).

Шумы можно разделить по временным характеристикам на постоянные и непостоянные. Постоянные шумы часто относят к фоновым, а непостоянные шумы делятся:

1) на колеблющиеся во времени, уровень звука которых непрерывно меняется;

2) прерывистые, уровень звука которых резко падает до уровня фоновых значений;

3). импульсные, т.е. состоящие из сигналов длительностью менее 1 с.

 

Для измерения интенсивности шума применяются различные приборы, наиболее часто встречаются шумомеры, реже – спектрометры, анализаторы частот, коррелометры, корреляционные анализаторы. Принцип работы шумомера: микрофон преобразует колебание звука в электрическое напряжение, которое, поступая на специальный усилитель, выпрямляется и измеряется индикатором по градуированной шкале в децибелах.

Повышенный уровень шума на производстве способствует снижению вни­мания, быстроты реакций и производительности труда, увеличению числа ошибок при выполнении работы, ухудшению качества работ. Шум может быть препятствием своевременной реакции работника на предупредительные сиг­налы внутрицехового транспорта (автопогрузчиков, мостовых кранов и т. п.), приводя тем самым к несчастным случаям на про­изводстве.

Кроме того, шум является стрессовым фактором, нарушающим приспособительные реакции организма. Акустический стресс может оказывать различное действие: от функциональных нарушений регуляции центральной нервной системы до дегенеративных или деструктивных процессов в разных органах и тканях; способен вызвать у человека стойкое нарушение слуха, утомляемость, нарушение вестибулярного аппарата, ослабление внимания, нарушение речи и т. д. [2,3, 9,12].

Вибрация

Под вибрацией понимают малые механические колебания, возникающие в упру­гих телах.

Воздействие вибрации на че­ловека классифицируют:

- по способу передачи колебаний: бывает общая, передающаяся через опорные поверх­ности на тело человека, и локальная, пере­дающаяся через конечности человека, соприкасающиеся с вибрирующи­ми поверхностями;

- по направ­лению действия вибрации –подразделяется на вертикаль­ную, распространяющуюся по оси, перпендикулярной к опорной поверхности; горизонтальную, распространяющуюся по оси от спи­ны к груди; горизонтальную, распространяющуюся по оси от право­го плеча к левому;

- по временной характеристике – различают постоянную вибра­цию, для которой контролируемый параметр за время наблюдения изменяется не более чем в 2 раза; непостоянную вибрацию, из­меняющуюся по контролируемым параметрам более чем в 2 раза.

Вибрационные нагрузки обладают высокой биологи­ческой активностью. Очень сильная кратковременная вибрация (или менее сильная длительная вибрация) может вызвать неврологические и суставные расстройства, остеоартрит, люмбаго и ишиас. Нарушение зрения выражено в сужении и выпадении некоторых участков полей зре­ния, снижении остроты зрения (до 40 %). Наиболее опасна толчкообразная вибрация, которая, вызывая микротравмы, приводит к изменениям различных тканей организма [2,3, 9,12].

 Мощность и время колебательного процесса в зоне контакта являются главными параметрами, определяю­щими развитие вибрационных патологий.

В соответствии с ГОСТ 12.1.012–2004 «ССБТ. Вибрацион­ная безопасность. Общие требования» и Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.566–96 «Производственная вибрация, вибрация в поме­щениях жилых и общественных зданий» осуществляется гигиеническое нормирование вибраций. Эти документы регламентируют показатели производственной вибрации и правила работы с виброопасным оборудованием и ме­ханизмами, устанавливают: методы гигиенической оценки и классификацию вибраций, норми­руемые показатели, режим труда лиц, задействованных в работах с виброопасным оборудованием, требования к обеспечению безопасности и к вибра­ционным характеристикам машин.

Для регистрации параметров вибрации применяют приборы, основанные на механических и электрических методах измерений. Механические приборы измеряют амплитуду вибросмещения путем фиксации перемещений виброщупа, которым касаются вибрирующей поверхности. Данный метод не позволяет получить достаточно точные данные из-за инерционности и наличия зазоров.

Электрические методы обеспечивают высокоточные измерения смещения, скорости и ускорения колебаний [2,3, 9,12].

Электрические опасности

Действие, которое электрический ток оказывает на живую ткань, может быть разносто­ронним и своеобразным, так как прохождение через организм человека электротока производит механиче­ское, термическое, электролитическое, биологическое и световое действия.

Термическое воздействие электрического тока проявляется нагревом отдельных участков тела, кожи и органов вплоть до ожогов, которые вызывают выраженные функциональные расстройства. Электролитическое действие тока проявляется разло­жением жидкостей организма (кровь, лимфа) и нарушением их физико-химического состава. Биологическое действие электрического тока проявляется нарушением биологических процессов в организме человека и сопровождается раздражением тканей и судорожным сокращением мышц.  Механическое воздействие электрического тока провоцирует расслоение, разрыв тканей организма человека, а также мгновенное образо­вание пара из тканевой жидкости и крови, а световое действие приводит к поражению глаз [2,3, 9,10,12].

Различают два вида поражения организма электрическим током: общее и местное.

К общему относят электрический удар, провоцирующий непроизвольное сокращение мышц (судороги), остановку дыхания и сердечной деятельности. Различают 4 степени электрических ударов: 1) судорожное сокращение мышц без потери сознания; 2) судорожное сокращение мышц и потеря сознания, но с сохранением дыхания и работы сердца; 3) потеря сознания и нарушение сердечной деятельности или дыхания (либо того и другого вместе); 4) клиническая смерть – отсутствие дыхания и кровообращения.

К местным электрическим травмам относят ожоги, электрометаллизацию кожи (проникновение в кожу мельчайших частиц металла при его расплавлении под влиянием электрической дуги), механические повреждения в результате судорожных сокращений (разрыв кожи, кровеносных сосудов и нервов, вывихи суставов, переломы костей), а также воспаление глаз в результате воздействия ультрафиолетовых лучей электрической дуги – электроофтальмию.

Электротравматизм составляет небольшой процент по сравнению с другими видами производственного травматизма, но по числу травм с тяжелым и летальным исходом занимает одно из первых мест. Наибольшее число электротравм происходит при работе на широко распространенных электроустановках напряжением до 1000 В, так как часто характеризуется низким уровнем подготовки лиц, эксплуатирующих их. Меньшее же количество электротравм приходится на электроустановки напряжением свыше 1000 В, которые встречаются реже и их обслуживает специально обученный персонал.

На характер и последствия воздействия электротока на человека оказывают влияние многие фак­торы: сила тока и время его прохождения, харак­теристика тока, пути тока в теле чело­века, при переменном токе – частота колебаний, схема включения человека в электрическую цепь, состояние окружающей среды и индивидуальные особенности организма.

Поражение электрическим током человека может произойти при прикосновениях: к токоведущим частям, находящимся под напряжением; отключенным токоведущим частям, на которых остался или появился заряд в результате случайного включения; к металлическим нетоковедущим частям электроустановок, если на них перешло напряжение с токоведущих частей.

На сопротивление тела человека воздействию электрического тока, которое складывается из сопротивления кожи и сопротивления внутренних тканей, оказывает влияние физическое и психическое состояние человека. Плохое состояние здоровья, утомление, голод, эмоциональное возбуждение, опьянение приводят к снижению сопротивления.

Электроток считается допустимым, если человек в состоянии сам освободиться от электрической цепи, на его величину влияет скорость прохождения тока через тело человека Ток, при котором невозможно самостоятельно оторваться от токоведущих частей, называется неотпускающим.

Переменный ток опаснее постоянного, это не распространяется на ток высокого на­пряжении (более 500 В), когда опаснее постоянный ток. Из всех возможных пу­тей протекания тока через тело наиболее опасен тот, при котором поражается головной мозг (голова – руки, голо­ва – ноги), сердце и легкие (руки – ноги). Высокая влажность и температура увеличивают опас­ность поражения током, так как влага (пот) понижает сопротивление кожных покровов.

Гигиеническое нормирование осуществляется по ГОСТ 12.1.038–82 «Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов», который устанавли­вает предельно допустимые напряжения прикосновения и токи, протекающие через тело человека (рука – рука, рука – нога) при аварийном режиме работы электроустановок производственного и бытового назначения постоянного и переменного тока частотой 50 и 400 Гц [2,3, 9,12].

Опасности от излучений

Опасности от излучений могут быть вызваны ионизирующими или неионизирующими источниками излучений (низкочастотных, радиочастот и микроволн, инфракрасных, видимого света, ультрафиолетовых, рентгеновских излучений и γ-лучами, α- и β-лучами, электронными или ионными лучами, нейтронами) и могут вызвать, в зависимости от источника и вида воздействия, различные соматические, генетические и стохастические биологические эффекты [2,3, 9,12].

Модуль 5. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ         К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ И РАБОЧИМ            МЕСТАМ

Водоснабжение и канализация

Водоснабжение и канализация предприятия проектируются на основе требований СП 2.2.1.1312–03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», а также СП 30.13330–2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01–85*», регламентируется ГОСТ Р 512398 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества».

Регулярно проверяется концентрация вредных веществ в водоемах санитарно-бытового назначения, которая должна соответствовать санитарным нормам для источников водоснабжения. Количество потребляемой на питьевые и хозяйственные нужды воды в соответствии с нормами составляет: в горячих цехах – 45 литров, а для обычных цехов 25 литров на человека. В течение рабочего дня для размещения устройств питьевого водоснабжения рекомендуют вестибюли, комнаты отдыха, проходы производственных помещений, а в летнее время – открытые, специально оборудованные площадки. Сети, подающие хозяйственно-питьевую воду, необходимо отделить от сетей технического назначения.

Канализация служит для отвода сточных вод и бывает бытовой, ливневой и производственной.

Канализационная система состоит из приемных устройств (раковины, лотки), станций перекачки, канализационных сетей, переносного очистного оборудования и прочих сооружений. Для недопущения загрязнения водоносных слоев почвы, согласно санитарным правилам, категорически запрещено спускать хозяйственно-фекальные и производственные сточные воды в поглощающие колодцы. На предприятиях рекомендуется организовывать оборотную систему водоснабжения, которая позволяет использовать повторно загрязненные сточные воды для нужд предприятия. Допускается спускать некоторые виды производственных сточных вод, например, из систем охлаждения оборудования в ливневую канализацию [3,5, 9,13,15].

 

Основные понятия светотехники

Для обеспечения нормальных условий труда и вообще жизнедеятельности работника важную роль играет качество освещения. Неудовлетворительное освещение в опасных зонах может негативно сказываться на микроклимате рабочего коллектива, препятствовать сосредоточению на выполнении тех или иных технологических операций.

Освещение производственных помещений может быть естественным, искусственным и комбинированным (СНиП 23-05-95).

Естественное освещение (солнечный свет) является обязательным для всех помещений как положительный фактор воздействия на организм человека. Конструктивно естественное освещение может быть боковым (одно- и двусторонним), осуществляемым через световые проемы в на­ружных стенах; верхним – через световые проемы в кровле и пере­крытиях; комбинированным – сочетание верхнего и бокового осве­щения. Оно зависит от многих объективных факторов: времени года и дня, погоды, географического положения и т.п. Основной характеристикой естественного освещения служит коэффициент естественного освещения (КЕО), т.е. отношение естественной освещенности внутри здания Ев к одновременно измеренной наружной освещенности горизонтальной поверхности (Ен). КЕО обозначается через "е":

                            .                                     (5.1)

КЕО определяется для характерных точек помещения. При одностороннем боковом освещении принимается точка, расположенная на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов. При двустороннем боковом освещении определяется КЕО в точке посредине помещения.

Искусственным называется освещение, осуществляемое с помощью электрических, люминесцентных ламп и ламп накаливания, оно может быть общим, местным (при выполнении точных зрительных работ) и комбинированным.

По функциональному назначению искусственное освещение подразделяют на рабочее, аварийное и специальное, которое в свою очередь делится на охранное, дежурное, эвакуационное, эритемное, бактери­цидное и др.

Рабочее освещение является обязательным для всех производственных по­мещений, его предназначение – обеспечение нормального хода производственного процесса, прохода людей, движения транспорта.

Аварийное освещение служит для обеспечения работы в случаях, когда внезапное отключение рабочего освещения в аварийных ситуациях и, как следствие, нарушение нормального обслуживания обо­рудования могут привести к взрыву, пожару, отравлению людей, наруше­нию технологического процесса и т. д.

Назначение эвакуационного освещения состоит в обеспечении эвакуа­ции людей из производственных помещений при авариях и отключе­нии рабочего освещения; располагается в местах, опасных для прохода людей, таких как лестничные клетки, основные проходы производ­ственных помещений.

Охранное освещение необходимо для обозначения границ территорий предприятия, охра­няемых специальным персоналом.

Сигнальное освещение фиксирует границы опасных зон, сигнализирует о наличии опасности и указывает безопасный путь эвакуации.

Можно к производственному освещению отнести также бактерицид­ное и эритемное облучение помещений. Бактерицидное облучение («освещение») создается для обеззараживания воздуха, питьевой воды, продуктов питания.

Эри­темное облучение необходимо для производственных помещений, в которых не­достаточно солнечного света (северные районы, подземные сооруже­ния). Его воздействие способно стимулировать обмен веществ, кровообращение, дыхание и другие функции организма человека.

Основные величины, характеризующие видимый свет скрытых теплот образования: световой поток от источника света (Ф), сила света (I), освещенность (Е), яркость (L), коэффициент отражения света (ρ) и другие.

Световым потоком называется мощность световой энергии, которая оценивается световым ощущением, воспринимаемым зрительным органом человека. Например, при мощности лампы накаливания 25 Вт и напряжении 220 В световой поток составляет порядка 200 лм (люмен).

Сила света (кандел, Кд)  – характеристика его интенсивности  в различных точках освещенного пространства, которая определяется отношением величины светового потока (Ф) к телесному углу ΔW, в рамках которого световой поток равномерно распределен, с помощью эталона источника света.

Яркость – световая волна, которая непосредственно воспринимается глазом, определяемая значением силы света, излучаемого с единицы площади в заданном направлении под углом α:

                          ,                                               (5.2)

где ρ – коэффициент отражения света, определяемый соотношением величин отраженного светового потока к падающему.

Коэффициент отражения (ρ) - это способность поверхности отражать световой поток, т.е.

                                                                        (5.3)

Фон – поверхность, к которой прилегает объект различения. В зависимости от величины коэффициента отражения различают фон светлый (> 0,4), средний (=0,2–0,4), темный (<0,2).

Контраст объекта с фоном определяется отношением разности яркости объекта (L0) и фона (L) к яркости фона, т.е.

                                                         (5.4)

Коэффициент пульсации освещенностип) – характеристика относительной глубины колебаний освещенности (при использовании газоразрядной лампы).

Видимость (V) – способность глаза воспринимать объект наблюдения

                                    ,                                     (5.5)

где К – контраст объекта и фона;

Кп – пороговый контраст, т.е. наименьший контраст, различимый глазом.

Ослепленность (Р) – попадание в поле зрения ярких источников.

                                 P = (S–1) · 1000,                                    (5.6)

где ;

V1 и V2 – видимость объекта наблюдения соответственно при экранировке и при наличии блескости.

 

Источники освещения делятся:

- по исполнению: на закрытые, открытые, влагозащитные, пыленепроницаемые, взрывозащитные.

- по распределению светового потока: на источники прямого света, рассеянного света, отражённого света.

 Самыми распространенными электрическими источниками света являются лампы накаливания и газоразрядные лампы. Лампы накаливания характеризуют электрические параметры, такие как номинальная мощность и напряжение. Газоразрядные (люминесцентные) лампы выполняются в виде трубчатых колб, внутри покрытых люминофором для эмиссии. Колбы вакуумируют, заполняют газом (аргоном) и вводят ртуть в небольших количествах. Близкое по цвету к дневному свету свечение люминофора вызывается электрическим разрядом в парах ртути.

Помимо люминесцентных ламп низкого давления используются ртутно-кварцевые лампы высокого давления, излучающее УФ-излучение при дуговом разряде.

Основная задача производственного освещения – под­держивать на рабочем месте освещенность, соответствующую характе­ру зрительной работы. При увеличении освещенности рабочей поверхно­сти улучшается видимость объектов вследствие повышения их яркости, уве­личивается скорость различения деталей, что, в свою очередь, повышает про­изводительность труда, так как достаточное освещение улучшает протекание основных процессов высшей нервной деятельности, стимулирует обменные процессы, оказывает положительное влияние на суточный ритм физиологических функций организма человека [5, 9,13,15].

5.6. Цветовое оформление оборудования и                    производственного помещения

В производственных помещениях цвет можно использовать в качестве средства информации и ориентации, фактора психологического комфорта и как композиционной средство. Цвет оказывает влияние на реакцию и работоспособность человека, на его утомление и способность ориентироваться. Холодные цвета (голубой, зеленый, желтый) оказывают успокаивающее действие на человека, теплые цвета (красный, оранжевый) действуют возбуждающе, а темные цвета могут оказать угнетающее действие на психику.

Выбор цвета при оформлении интерьера следует производить в соответствии с указаниями ГОСТ 12.4.026–2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

Характеристиками цветового решения интерьера являются: цветовая гамма, цветовой контраст, количество цвета и коэффициенты отражения. Цветовая гамма – совокупность цветов, выбранная для цветового решения интерьера; может быть холодной, теплой и нейтральной. Выбор цветовой гаммы должен нивелировать ярко выраженные особенности предприятия, например, для литейных, кузнечных, термических цехов целесообразна холодная цветовая гамма. Цветовой контраст – показатель различия цветов по их яркости и цветовому тону. Цветовой контраст может быть большим, средним и малым [5, 9,13,15].

Количество цвета – степень цветового ощущения, зависящая от насыщенности цвета объекта и фона, цветового тона, от соотношения их яркостей и угловых размеров.

Выбор цветового решения интерьеров должен производиться с учетом категории работ, их точности, санитарно-гигиенических условий, кроме того, важным является выбор коэффициентов отражения (Р) поверхностей.

Потолки помещений следует окрашивать в близкие к белому цвета. В светлые тона также окрашиваются фермы, перекрытия. Нижняя часть стен окрашивается в спокойные тона (светло-зеленый, светло-синий). Металлорежущие станки окрашиваются в светло-зеленый цвет, литейное оборудование – в бежевый, термическое – в серебристый, транспортные механизмы – в зеленый.

Согласно ГОСТ 12.4.026-2001, красный цвет используется для предупреждения о явной опасности, запрещении, желтый предупреждает об опасности, обращает внимание, зеленый цвет означает предписание, безопасность, синий информацию. В желтый цвет окрашиваются тележки, электрокары; подъемные механизмы –желтыми полосами на черном фоне, противопожарное оборудование – в красный цвет. В различные цвета окрашиваются трубопроводы, баллоны: воздуховоды – в голубой, водопроводы для технической воды – в черный, маслопроводы – в коричневый, баллоны для кислорода – в голубой, баллоны для углекислого газа – в черный. Этим же ГОСТом введены знаки безопасности: запрещающие – красный круг с белой полосой; предупреждающие – желтый треугольник с нанесенной на нем опасностью; предписывающие – зеленый круг, внутри которого помещен белый квадрат с предписывающей информацией; указательные – синий прямоугольник с бельм квадратом в середине [5, 9,13,15].

 

Контрольные вопросы к модулю 5

1. Дайте определение «гигиене» и «санитарии».

2. Какими документами регламентируются гигиенические требования к производственным помещениям?

3. Сформулируйте основные требования к водоснабжению промышленных предприятий.

4. Какие вы знаете типы вентиляционных систем производственных помещений?

5. Что означает понятие кратности воздухообмена и эффективности вентиляции?

6. Какие факторы среды учитываются при проектировании вентиляции?

7. Какие вы знаете виды освещения?

8. Назовите основные величины, характеризующие видимый свет.

9. Охарактеризуйте источники искусственного освещения.

10. Приведите примеры цветового оформления оборудования и производственного помещения.

 

При напряжении до 1 кВ

Род и частота тока Допустимое напряжение прикосновения (В) не более Допустимый ток IL (мА) не более
Переменный (50 В) 2 0,3
Переменный (400 Гц) 3 0,4
Постоянный ток 8 1,0

 

Поражение электрическим током возможно в случае включения человека в электрическую цепь электроустановки или попадания человека в зону действия электрической дуги, опасность поражения человека электрическим током зависит от ряда факторов (рис.6.1).

Рис. 6.1. Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током

Защита от излучений

Для защиты персонала от воздействия полей и излучений необходимо проведение организационных, инженерно-технических, лечебно-профилактических мероприятий, а также использование средств индивидуальной защиты.

Организационные мероприятия – это выбор рациональных режимов работы оборудования, ограничение времени нахождения персонала в зоне воздействия излучения и т.п.

В качестве инженерно-технических мероприятий используют:

- средства, ограничивающие поступление электромагнитной энергии на рабочие места персонала (экранирование, поглотители мощности, использование минимальной необходимой мощности генератора);

- рациональное размещение оборудования;

- обозначение и ограждение зон с повышенным уровнем излучения.

В целях предупреждения, ранней диагностики и лечения нарушений состояния здоровья работников, связанных с воздействием ЭМИ РЧ, осуществляются лечебно-профилактические мероприятия, которые включают предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры.

К средствам индивидуальной защиты относятся: защитная одежда (комбинезоны, халаты, и т.д.), защитные очки, шлемы, щитки.

Способ защиты в каждом конкретном случае определяется в зависимости от вида и интенсивности излучения, времени и тяжести работы.

Для защиты работников от воздействия повышенных температур и теплового излучения применяется теплоизоляция горячих поверхностей (например, обмазка строительным растворителем с наполнителями в виде стекловаты), защита с помощью листового асбеста или огнеупорной термозащитной кладки, перегородки. В качестве общей защиты применяют экраны из малотеплопроводных материалов (шифер, асбест). В качестве средств индивидуальной защиты используют спецодежду из сукна или брезента, очки, щитки из органического стекла и т.д. [2,3, 9, 12].

 

Контрольные вопросы к модулю 6

1. Какие правила обеспечения безопасности на производстве вы знаете?

2. Перечислите основные коллективные средства защиты.

3. Охарактеризуйте средства защиты органов слуха.

4. Перечислите и охарактеризуйте средства защиты органов дыхания.

5. Какие средства защиты от шума и вибрации вы знаете?

6. Что такое электробезопасность?

7. Перечислите факторы, оказывающие влияние на исход поражения электрическим током.

8. Перечислите технические способы и средства защиты от поражения электрическим током.

9. Как осуществляется защита от статического электричества?

10. Как осуществляется защита от излучений?

 

 

Список использованной литературы

1. Абрамов, В.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для вузов /В.В. Абрамов. – Санкт-Петербург, 2013. – 365 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда) [Текст]: учеб. пособие для вузов / П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др. – 4-е изд., перераб. – Москва: Высш. шк., 2007. – 335 с.

3. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) [Текст]: учебник для бакалавров / С. В. Белов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 682 с. – Серия : Бакалавр. Базовый курс.

4. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности. Терминология [Текст]: учебное пособие / С.В. Белов, В.С. Ванаев, А.Ф. Козьяков ; под ред. С.В. Белова. – Москва: КНОРУС, 2012. –390 с.

5. Гигиена труда [Текст]: учебник / под ред. Н.Ф. Измерова,                В.Ф. Кириллова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 592 с.

6. Глебова, Е.В. Снижение риска аварийности и травматизма в нефтегазовой промышленности на основе модели профессиональной пригодности операторов [Текст]: дис… д–ра техн. наук: 05.26.03 / Е.В. Глебова. – Москва, 2009. – 330 с.

7. Камалова, А.Т. Управление охраной труда на предприятиях хлебопекарной промышленности [Текст]: автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / А.Т. Камалова. – Москва, 2008. – 28 с.

8. Компаниец, В.С., Савченко, М.Б. Современные критерии оценки информационно-психологической безопасности «белых воротничков» [Текст] // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2004. – №6(41). –

С. 283–295.

9. Конспект лекций по дисциплине «Безопасность технологических процессов и производств» [Текст] /сост. О.И. Короткова, Е.И. Снежко http://dbs.sfedu.ru/ www/umr.umr_download?p_umr_id=27837.

10.  Кузнецов, К.Б. Безопасность технологических процессов и производств [Текст]: Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта. – Москва: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. – 204 с.

11.  Кузнецова, М.Н.. Профессиональный риск и управление его уровнем [Текст]: дис… канд. эконом. наук : 08.00.05 / М.Н. Кузнецова. – Воронеж, 2008. – 174 с.

12.  Петров, С. В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них [Текст]: учеб. пособие / C.B. Петров, И. В. Омельченко, В. А. Макашев. – Новосибирск: APTA, 2011. – 320 с.

13.  Радченко, С.А. Охрана труда [Текст]: учебное пособие / С. А. Радченко, М. С. Петрова, А.Н. Сергеев, С. С. Радченко, И.В. Лазарев,        И.В. Долгополов, П.Н. Медведев. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. – 328 с.

14.  Резчиков, Е.А., Ткаченко, Ю.Л., Рязанцева, А.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие. – Москва 2011. – 416 с.

15.  Руководство P 2.2.2006 – 05 Гигиена труда. Руководство, по гигиенической оценке, факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда.

16. Федеральный закон №197–ФЗ от 30.12.2001 «Трудовой кодекс РФ. Раздел 10. Охрана труда» (в ред. от 03.07.2016).

17. Российская энциклопедия по охране труда [Текст] / Рук. проекта

М. Ю. Зурабов; Отв. ред. А. Л. Сафонов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: НЦ ЭНАС, 2007.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебная дисциплина «Безопасность технологических процессов и производств» (БТПиП) является общепрофессиональной для образовательной программы по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность». Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования данного направления подготовки, область профессиональной деятельности выпускников включает обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизнедеятельности человека техносферы, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств и методов контроля. А объектами деятельности выпускников являются в том числе и опасные технологические процессы, и производства; методы и средства защиты человека и среды обитания от техногенных и природных опасностей; правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Научить решать эти важнейшие задачи современного мира и есть цель дисциплины «Безопасность технологических процессов и производств».

Изучая многообразие вредностей и опасностей техносферы, а также возможную тяжесть их влияния на человека, студенты не только узнают методы и средства снижения защиты человека и окружающей среды, но и осознают всю ответственность их будущей профессиональной деятельности.

На любом выпускающем продукцию предприятии существуют три задачи – это повышение производительности, качества выпускаемой продукции и обеспечение безопасности труда. При невыполнении первых двух позиций к ответственному работнику могут быть применены взыскания в виде отстранения от занимаемой должности или лишения премии. В случае нарушений, приводящих к снижению уровня безопасности труда, особенно приводящих к профессиональным заболеваниям, увечьям или смертельному исходу, на ответственного работника могут завести уголовное дело [9].

Модуль 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ   «БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ»

 

1.1. Предмет исследования и цели дисциплины              «Безопасность технологических процессов и производств»

Безопасность технологических процессов и производств    (БТП и П) традиционно относится к науке об охране труда, хотя в последнее время формируется инновационная научная область – наука о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере, которая базируется на накопленном практическом опыте при решении таких прикладных задач, как защита от вибрации, звуковых волн, электромагнитных полей, химического и радиационного воздействия, а также на использовании фундаментальных основ наук [3]. 

Охрана труда, как наука, имеет конкретные цель, предмет и специальные методы исследования.

Предметом изучения является целая область, где объект   труда – рабочие места: участок, цех, здание, сооружение, дорога и т.д.

 

Предмет труда – то, с чем человек непосредственно соприкасается руками: заготовка, деталь, оснастка, прибор, машина и т.д. [9].

Особенности взаимодействия человек – предмет труда – объект труда можно проиллюстрировать на примере:

Рабочий изготавливает деталь на станке.

Изготавливаемая деталь является предметом труда, а станок объектом. Формирование условий труда происходит в процессе изготовления детали: рабочий может менять скоростные режимы с целью увеличения производительности, однако любая интенсификация связана с быстрой утомляемостью, приводящей к ослаблению внимания, захвату одежды движущимися деталями, недостаточному закреплению детали, что нередко провоцирует возникновение опасных моментов и даже несчастных случаев.

Предметом изучения является комплексное обеспечение основной цели: безопасности человека в условиях производства, т.е. создание безопасных, комфортных условий труда, что достигается приобретением навыков разработки, выявления и оценки производственных вредных и опасных факторов, формированием у обучающихся устойчивого, цельного представления об основных законах, принципах и методах организации и обеспечения условий безопасного труда, в том числе на этапах разработки и освоения технологических процессов, их эксплуатации [3, 9].

Законы науки об охране труда

Наука об охране труда, как любая наука, опирается на объективные законы, знание и использование которых позволяет эффективно обеспечивать комфортные условия на производстве.

Законы:

1. Соответствие труда характеристикам человека.

Данный закон основан на необходимости знания физических, психических и адаптационных возможностей человека, т.е. в соответствии с этим законом условия труда должны соответствовать параметрам и характеристикам конкретного человека (острота зрения, слуха, быстрота реакции, болевая и тактильная чувствительность и т.д.).

2. Непрерывное и планомерное совершенствование и контроль состояния охраны труда.

Данный закон говорит о необходимости непрерывного совершенствования организации безопасности труда на производстве, в том числе и орудий труда, инструментов, оборудования, способов и средств защиты на всех этапах технического процесса.

3. Соответствие материальной технической базы и условий труда.

Так как обеспечение безопасных условий труда напрямую зависит от системного использования специализированных технических средств, индивидуальных и коллективных средств защиты работающих, отсутствие этих обеспечивающих безопасность труда материальных технических средств автоматически запрещает реализацию технического процесса в производстве.

4. Необходимость учета противоречий, имеющихся в сфере производства и, выбора оптимального уровня безопасности труда на производстве.

Несоответствие требуемого уровня реальным возможностям предприятий приводит к тому, что службы, ответственные за охрану труда, находятся в подчинении главного инженера и директора предприятия [2,3,9].

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 220.