Факультет физического воспитания
Кафедра медико-биологических основ физического воспитания
Курс (курсы) – третий
Семестр (семестры) – пятый
Лекции – 24 (2 УСРС) | Экзамен – пятый семестр |
Семинарские занятия – 6 (2 УСРС) | Зачет – нет |
Практические занятия – 24 | Курсовой проект (работа) – нет |
Всего аудиторных часов по дисциплине – 54 (4 УСРС) | |
Всего часов по дисциплине – 122 | Форма получения высшего образования – очная (дневная) ; заочная |
Составил(а): ………………
2010 г.
Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы по дисциплине «Физиология спорта», утверждена 23 июня 2010 г., регистрационный № УД- /баз.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры медико-биологических основ физического воспитания
09.06.2010 г., протокол № 10
Заведующий кафедрой
________________ Н.Г.Соловьёва
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета физического воспитания учреждения образования “Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка”
23.06.2010 г., протокол №
Председатель Совета
________________М.М. Круталевич
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по дисциплине «Физиология спорта» предназначена для подготовки студентов факультета физического воспитания по специальности 1-03 02 01 Физическая культура.
Дисциплина «Физиология спорта», согласно образовательному стандарту высшего образования (первая ступень) Республики Беларусь, является курсом, включенным в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин. Данная дисциплина, базирующаяся на фундаментальных представлениях общей физиологии человека, анатомии и биохимии, раскрывает механизмы функциональной активности организма при различных видах мышечной деятельности и формирует естественнонаучные основы физического воспитания и спорта, тем самым представляя собой теоретический базис для подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта.
В настоящее время двигательная активность является одним из эффективных средств профилактики заболеваний кровообращения (атеросклероза, гипертонии), характеризующихся значительным «омоложением» и широким распространением среди населения. Кроме того, физические упражнения способствуют нормальному физическому развитию, предотвращают возникновение сколиоза, плоскостопия, ожирения и многих других заболеваний. В сочетании с естественными факторами природы они способствуют гармоничному развитию личности и нравственному совершенству. Профессиональная деятельность спортсмена связана с достаточно мощным напряжением ведущих физиологических систем, в силу чего одной из актуальных задач специалиста в области физического воспитания и спорта выступает умение эффективно оценивать степень приспособленности и выносливости отдельных функциональных систем и всего организма при различных видах спортивно-физкультурной активности.
Программа по дисциплине «Физиология спорта» включает в себя два относительно самостоятельных и вместе с тем связанных между собой раздела – общую и частную физиологию спорта – освещающих механизмы физиологических реакций отдельных систем и организма в целом при спортивной деятельности, адаптивных реакций к физическим нагрузкам различной интенсивности и напряженности, резервных возможностей организма и его работоспособности при различных внешних условиях. Рассматриваются вопросы физиологических основ формирования двигательных навыков, физических качеств, спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды, физиологических особенностей тренировки лиц различной возрастной категории и пола.
Целью дисциплины «Физиология спорта» является изучение закономерностей физиологических процессов, происходящих в организме в результате мышечной деятельности разного вида, характера и интенсивности, а также в зависимости от возраста и пола.
В задачи дисциплины «Физиологии спорта» входит:
– изучение физиологического влияния физических упражнений на организм человека;
– оценка физиологического воздействия отдельных видов физических упражнений на функции организма;
– физиологическое обоснование режима занятий физической культурой для людей различного возраста и пола;
– определение физиологических норм мышечных нагрузок, программ физического воспитания.
В результате изучения дисциплины «Физиология спорта» студент должен знать:
– историю развития, предмет, задачи и методологию физиологии спорта, ее связь с другими науками;
– особенности протекания физиологических процессов и функциональные изменения состояния организма при различных видах спортивной деятельности;
– механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам применительно к требованиям вида спорта;
– физиологические основы работоспособности, развития утомления, восстановления и тренированности организма при занятиях физической культурой и спортом;
– физиологические закономерности формирования двигательных навыков, развития физических качеств, спортивной тренированности лиц различного возраста и пола и при различных условиях внешней среды;
– механизмы влияния двигательной активности на повышение неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды и его оздоровлении;
– методы оценки и контроля динамики функционального состояния организма при физической деятельности, физиологические и генетические подходы спортивного отбора.
Специалист, используя полученные знания, должен уметь:
– оценивать физиологическое состояние организма, его функциональных систем и органов в покое, условиях физической нагрузки различной интенсивности и направленности и в период восстановления;
– интерпретировать динамику физиологических реакций организма при мышечной деятельности у людей разного возраста и пола;
– разрабатывать и планировать, оценивать перспективность, осуществлять корректирование программ по физическому воспитанию, занятиям физической культурой и спортом для лиц различного возраста, пола и состояния здоровья;
– определять физиологические критерии спортивного отбора.
Наибольшее внимание при изучении дисциплины «Физиология спорта» уделено изучению физиологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, являющихся базой вегетативного обеспечения двигательной активности. В ходе практических занятий студенты выполняют задания по освоению классических методик оценивания физиологических функций у человека при разнообразных видах мышечной деятельности.
Программа по дисциплине «Физиология спорта» рассчитана на 122 часа, из них 54 аудиторных часов (24 часа – лекций, 24 часа – практических занятий и 6 часов – семинарских занятий).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| Наименование тем занятий | Колич. аудитор. часов, в том числе: | |||
Всего | Лекции | Практ. знят. | Семин занят. | ||
1. | РАЗДЕЛ I . ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ | 20 | 8 | 10 | 2 |
1.1. | Введение в физиологию спорта. Адаптация к физическим нагрузкам | 4 | 2 | 2 | |
1.2. | Физиологические состояния организма при спортивной деятельности | 16 | 6 | 8 | 2 |
2. | РАЗДЕЛ II . ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ | 34 | 16 | 14 | 4 |
2.1. | Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений применительно к требованиям вида спорта | 6 | 4 | 2 | |
2.2. | Физиологические основы формирования и развития двигательных навыков | 4 | 2 | 2 | |
2.3. | Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств | 8 | 4 | 4 | |
2.4. | Физиологические основы спортивной тренировки | 4 | 2 | 2 | |
2.5. | Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды | 4 | 2 | 2 | |
2.6. | Физиологические основы формирования и развития физических качеств. Спортивная работоспособность в особых условиях окружающей среды | 2 | 2 | ||
2.7. | Физиологические основы физических упражнений и тренировочного процесса у лиц разного возраста и пола | 2 | 2 | ||
2.8. | Физиологические основы оздоровительной физической культуры | 2 | 2 | ||
2.9. | Физиологические основы спортивной тренировки женщин | 2 | 2 | ||
ВСЕГО: | 54 | 24 | 24 | 6 |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 224.