Физическая культура. Лечебная физическая культура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Факультет физического воспитания

Кафедра медико-биологических основ физического воспитания

Курс (курсы) – третий

Семестр (семестры) – пятый

Лекции – 24 (2 УСРС)   Экзамен – пятый семестр
Семинарские занятия – 6 (2 УСРС) Зачет – нет
Практические занятия – 24   Курсовой проект (работа) – нет
Всего аудиторных часов по дисциплине – 54 (4 УСРС)  
Всего часов по дисциплине – 122 Форма получения высшего образования – очная (дневная) ;                                     заочная

 

Составил(а): ………………

2010 г.

Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы по дисциплине «Физиология спорта», утверждена 23 июня 2010 г., регистрационный № УД-               /баз.

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры медико-биологических основ физического воспитания                                     

09.06.2010 г., протокол № 10

Заведующий кафедрой

________________ Н.Г.Соловьёва

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета физического воспитания учреждения образования “Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка”

23.06.2010 г., протокол №

Председатель Совета

________________М.М. Круталевич

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

    Учебная программа по дисциплине «Физиология спорта» предназначена для подготовки студентов факультета физического воспитания по специальности 1-03 02 01 Физическая культура.

Дисциплина «Физиология спорта», согласно образовательному стандарту высшего образования (первая ступень) Республики Беларусь, является курсом, включенным в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин. Данная дисциплина, базирующаяся на фундаментальных представлениях общей физиологии человека, анатомии и биохимии, раскрывает механизмы функциональной активности организма при различных видах мышечной деятельности и формирует естественнонаучные основы физического воспитания и спорта, тем самым представляя собой теоретический базис для подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

В настоящее время двигательная активность является одним из эффективных средств профилактики заболеваний кровообращения (атеросклероза, гипертонии), характеризующихся значительным «омоложением» и широким распространением среди населения. Кроме того, физические упражнения способствуют нормальному физическому развитию, предотвращают возникновение сколиоза, плоскостопия, ожирения и многих других заболеваний. В сочетании с естественными факторами природы они способствуют гармоничному развитию личности и нравственному совершенству. Профессиональная деятельность спортсмена связана с достаточно мощным напряжением ведущих физиологических систем, в силу чего одной из актуальных задач специалиста в области физического воспитания и спорта выступает умение эффективно оценивать степень приспособленности и выносливости отдельных функциональных систем и всего организма при различных видах спортивно-физкультурной активности.

Программа по дисциплине «Физиология спорта» включает в себя два относительно самостоятельных и вместе с тем связанных между собой раздела – общую и частную физиологию спорта – освещающих механизмы физиологических реакций отдельных систем и организма в целом при спортивной деятельности, адаптивных реакций к физическим нагрузкам различной интенсивности и напряженности, резервных возможностей организма и его работоспособности при различных внешних условиях. Рассматриваются вопросы физиологических основ формирования двигательных навыков, физических качеств, спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды, физиологических особенностей тренировки лиц различной возрастной категории и пола.

Целью дисциплины «Физиология спорта» является изучение закономерностей физиологических процессов, происходящих в организме в результате мышечной дея­тельности разного вида, характера и интенсивности, а также в зависимости от возраста и пола.

В задачи дисциплины «Физиологии спорта» входит:

– изучение физиологического влияния физических упражнений на организм человека;

– оценка физиологического воздействия отдельных видов физических упражнений на функции организма;

– физиологическое обоснование режима занятий физической культурой для людей различного возраста и пола;

– определение физиологических норм мышечных нагрузок, программ физического воспитания.

В результате изучения дисциплины «Физиология спорта» студент должен знать:

– историю развития, предмет, задачи и методологию физиологии спорта, ее связь с другими науками;

– особенности протекания физиологических процессов и функциональные изменения состояния организма при различных видах спортивной деятельности;

– механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам применительно к требованиям вида спорта;

– физиологические основы работоспособности, развития утомления, восстановления и тренированности организма при занятиях физической культурой и спортом;

– физиологические закономерности формирования двигательных навыков, развития физических качеств, спортивной тренированности лиц различного возраста и пола и при различных условиях внешней среды;

– механизмы влияния двигательной активности на повышение неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды и его оздоровлении;

– методы оценки и контроля динамики функционального состояния организма при физической деятельности, физиологические и генетические подходы спортивного отбора.

     Специалист, используя полученные знания, должен уметь:

– оценивать физиологическое состояние организма, его функциональных систем и органов в покое, условиях физической нагрузки различной интенсивности и направленности и в период восстановления;

– интерпретировать динамику физиологических реакций организма при мышечной деятельности у людей разного возраста и пола;

– разрабатывать и планировать, оценивать перспективность, осуществлять корректирование программ по физическому воспитанию, занятиям физической культурой и спортом для лиц различного возраста, пола и состояния здоровья;

– определять физиологические критерии спортивного отбора.

Наибольшее внимание при изучении дисциплины «Физиология спорта» уделено изучению физиологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, являющихся базой вегетативного обеспечения двигательной активности. В ходе практических занятий студенты выполняют задания по освоению классических методик оценивания физиологических функций у человека при разнообразных видах мышечной деятельности.

Программа по дисциплине «Физиология спорта» рассчитана на 122 часа, из них 54 аудиторных часов (24 часа – лекций, 24 часа – практических занятий и 6 часов – семинарских занятий). 

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Наименование тем занятий

Колич. аудитор. часов, в том числе:

Всего Лекции Практ. знят. Семин занят.
1. РАЗДЕЛ I . ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ   20 8 10 2
1.1. Введение в физиологию спорта. Адаптация к физическим нагрузкам 4 2 2  
1.2. Физиологические состояния организма при спортивной деятельности 16 6 8 2
2. РАЗДЕЛ II . ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ   34 16 14 4
2.1. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений применительно к требованиям вида спорта 6 4 2  
2.2. Физиологические основы формирования и развития двигательных навыков 4 2 2  
2.3. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств 8 4 4  
2.4. Физиологические основы спортивной тренировки 4 2 2  
2.5. Спортивная работоспособ­ность в особых условиях внешней среды 4 2 2  
2.6. Физиологические основы формирования и развития физических качеств. Спортивная работоспособность в особых условиях окружающей среды 2     2
2.7. Физиологические основы физических упражнений и тренировочного процесса у лиц разного возраста и пола 2   2  
2.8. Физиологические основы оздоровительной физической культуры 2     2
2.9. Физиологические основы спортивной тренировки женщин   2 2  

ВСЕГО:

54 24 24 6



Дата: 2019-02-19, просмотров: 224.