Учебная программа для специальности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1-03 02 01 Физическая культура

 

                                                           

 

 

 

 

                                                                 2010 г.

СОСТАВИТЕЛЬ:

Ю.М. Досин, профессор кафедры медико–биологических основ физического воспитания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор медицинских наук, доцент;

Н.Г. Соловьёва, заведующий кафедрой медико–биологических основ физического воспитания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат биологических наук.

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

И.Н. Рубченя, заведующий кафедрой физиологии и биохимии учреждения образования «Белорусский государственный университет физический культуры», кандидат биологических наук, доцент;

В.А. Соколов, профессор кафедры теории и методики физической культуры учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой медико-биологических основ физического воспитания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № от        10)

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № .. от ......10)

 

Ответственный за редакцию: Соловьёва Н.Г.

                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

    Учебная программа по дисциплине «Физиология спорта» предназначена для подготовки студентов факультета физического воспитания по специальности 1-03 02 01 Физическая культура.

Дисциплина «Физиология спорта», согласно образовательному стандарту высшего образования Республики Беларусь, является курсом, включенным в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин. Данный курс, базирующийся на фундаментальных представлениях общей физиологии человека, анатомии и биохимии, раскрывает механизмы функциональной активности организма при различных видах мышечной деятельности и формирует естественнонаучные основы физического воспитания и спорта, тем самым представляя собой теоретический базис для подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

В настоящее время двигательная активность является одним из эффективных средств профилактики заболеваний кровообращения (атеросклероза, гипертонии), характеризующихся значительным «омоложением» и широким распространением среди населения. Кроме того, физические упражнения способствуют нормальному физическому развитию, предотвращают возникновение сколиоза, плоскостопия, ожирения и многих других заболеваний. В сочетании с естественными факторами природы они способствуют гармоничному развитию личности и нравственному совершенству. Профессиональная деятельность спортсмена связана с достаточно мощным напряжением ведущих физиологических систем, в силу чего одной из актуальных задач специалиста в области физического воспитания и спорта выступает умение эффективно оценивать степень приспособленности и выносливости отдельных функциональных систем и всего организма при различных видах спортивно-физкультурной активности.

Программа по дисциплине «Физиология спорта» включает в себя два относительно самостоятельных и вместе с тем связанных между собой раздела – общую и частную физиологию спорта – освещающих механизмы физиологических реакций отдельных систем и организма в целом при спортивной деятельности, адаптивных реакций к физическим нагрузкам различной интенсивности и напряженности, резервных возможностей организма и его работоспособности при различных внешних условиях. Рассматриваются вопросы физиологических основ формирования двигательных навыков, физических качеств, спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды, физиологических особенностей тренировки лиц различной возрастной категории и пола.

Целью дисциплины «Физиология спорта» является изучение закономерностей физиологических процессов, происходящих в организме в результате мышечной дея­тельности разного вида, характера и интенсивности, а также в зависимости от возраста и пола.

В задачи дисциплины «Физиологии спорта» входит:

– изучение физиологического влияния физических упражнений на организм человека;

– оценка физиологического воздействия отдельных видов физических упражнений на функции организма;

– физиологическое обоснование режима занятий физической культурой для людей различного возраста и пола;

– определение физиологических норм мышечных нагрузок, программ физического воспитания.

В результате изучения дисциплины «Физиология спорта» студент должен знать:

– историю развития, предмет, задачи и методологию физиологии спорта, ее связь с другими науками;

– особенности протекания физиологических процессов и функциональные изменения состояния организма при различных видах спортивной деятельности;

– механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам применительно к требованиям вида спорта;

– физиологические основы работоспособности, развития утомления, восстановления и тренированности организма при занятиях физической культурой и спортом;

– физиологические закономерности формирования двигательных навыков, развития физических качеств, спортивной тренированности лиц различного возраста и пола и при различных условиях внешней среды;

– механизмы влияния двигательной активности на повышение неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды и его оздоровлении;

– методы оценки и контроля динамики функционального состояния организма при физической деятельности, физиологические и генетические подходы спортивного отбора.

     Специалист, используя полученные знания, должен уметь:

– оценивать физиологическое состояние организма, его функциональных систем и органов в покое, условиях физической нагрузки различной интенсивности и направленности и в период восстановления;

– интерпретировать динамику физиологических реакций организма при мышечной деятельности у людей разного возраста и пола;

– разрабатывать и планировать, оценивать перспективность, осуществлять корректирование программ по физическому воспитанию, занятиям физической культурой и спортом для лиц различного возраста, пола и состояния здоровья;

– определять физиологические критерии спортивного отбора.

Наибольшее внимание при изучении дисциплины «Физиология спорта» уделено изучению физиологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, являющихся базой вегетативного обеспечения двигательной активности. В ходе лабораторных занятий студенты выполняют задания по освоению классических методик оценивания физиологических функций у человека при разнообразных видах мышечной деятельности.

Программа по дисциплине «Физиология спорта» рассчитана на 122 часа, из них 54 аудиторных часов (24 часа – лекций, 24 часа – практических занятий и 6 часов – семинарских занятий). 


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Наименование тем занятий

Колич. аудитор. часов, в том числе:

Всего Лекции Практ. знят. Семин занят.
1. РАЗДЕЛ I . ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ   16 6 8 2
1.1. Тема 1.1. Введение в физиологию спорта 3 1   2
1.2. Тема 1.2. Адаптация к физическим нагрузкам 3 1 2  
1.3. Тема 1.3. Физиологические состояния организма при спортивной деятельности.   10 4 6  
2. РАЗДЕЛ II . ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ   38 18 16 4
2.1. Тема 2.1. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений применительно к требованиям вида спорта 6 4 4 2
2.2. Тема 2.2. Физиологические основы формирования и развития двигательных навыков   4 2 2  
2.3. Тема 2.3. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств (сила и быст­рота) 4 2 2  
2.4. Тема 2.4. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств (выносливости) 1 1 2  
2.5. Тема 2.5. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств (ловкости, гибкости, координации движений) 1 1 2  
2.6. Тема 2.6. Физиологические основы спортивной тренировки 4 2 2  
2.7. Тема 2.7. Спортивная работоспособ­ность в особых условиях внешней среды 4 2   2
2.8. Тема 2.8. Физиологические основы физических упражнений и тренировочного процесса у лиц разного возраста и пола 8 4 2  

ВСЕГО:

54 24 24 6

 




Дата: 2019-02-19, просмотров: 215.