1-03 02 01 Физическая культура
2010 г.
СОСТАВИТЕЛЬ:
Ю.М. Досин, профессор кафедры медико–биологических основ физического воспитания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор медицинских наук, доцент;
Н.Г. Соловьёва, заведующий кафедрой медико–биологических основ физического воспитания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат биологических наук.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
И.Н. Рубченя, заведующий кафедрой физиологии и биохимии учреждения образования «Белорусский государственный университет физический культуры», кандидат биологических наук, доцент;
В.А. Соколов, профессор кафедры теории и методики физической культуры учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой медико-биологических основ физического воспитания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
(протокол № от 10)
Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
(протокол № .. от ......10)
Ответственный за редакцию: Соловьёва Н.Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по дисциплине «Физиология спорта» предназначена для подготовки студентов факультета физического воспитания по специальности 1-03 02 01 Физическая культура.
Дисциплина «Физиология спорта», согласно образовательному стандарту высшего образования Республики Беларусь, является курсом, включенным в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин. Данный курс, базирующийся на фундаментальных представлениях общей физиологии человека, анатомии и биохимии, раскрывает механизмы функциональной активности организма при различных видах мышечной деятельности и формирует естественнонаучные основы физического воспитания и спорта, тем самым представляя собой теоретический базис для подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта.
В настоящее время двигательная активность является одним из эффективных средств профилактики заболеваний кровообращения (атеросклероза, гипертонии), характеризующихся значительным «омоложением» и широким распространением среди населения. Кроме того, физические упражнения способствуют нормальному физическому развитию, предотвращают возникновение сколиоза, плоскостопия, ожирения и многих других заболеваний. В сочетании с естественными факторами природы они способствуют гармоничному развитию личности и нравственному совершенству. Профессиональная деятельность спортсмена связана с достаточно мощным напряжением ведущих физиологических систем, в силу чего одной из актуальных задач специалиста в области физического воспитания и спорта выступает умение эффективно оценивать степень приспособленности и выносливости отдельных функциональных систем и всего организма при различных видах спортивно-физкультурной активности.
Программа по дисциплине «Физиология спорта» включает в себя два относительно самостоятельных и вместе с тем связанных между собой раздела – общую и частную физиологию спорта – освещающих механизмы физиологических реакций отдельных систем и организма в целом при спортивной деятельности, адаптивных реакций к физическим нагрузкам различной интенсивности и напряженности, резервных возможностей организма и его работоспособности при различных внешних условиях. Рассматриваются вопросы физиологических основ формирования двигательных навыков, физических качеств, спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды, физиологических особенностей тренировки лиц различной возрастной категории и пола.
Целью дисциплины «Физиология спорта» является изучение закономерностей физиологических процессов, происходящих в организме в результате мышечной деятельности разного вида, характера и интенсивности, а также в зависимости от возраста и пола.
В задачи дисциплины «Физиологии спорта» входит:
– изучение физиологического влияния физических упражнений на организм человека;
– оценка физиологического воздействия отдельных видов физических упражнений на функции организма;
– физиологическое обоснование режима занятий физической культурой для людей различного возраста и пола;
– определение физиологических норм мышечных нагрузок, программ физического воспитания.
В результате изучения дисциплины «Физиология спорта» студент должен знать:
– историю развития, предмет, задачи и методологию физиологии спорта, ее связь с другими науками;
– особенности протекания физиологических процессов и функциональные изменения состояния организма при различных видах спортивной деятельности;
– механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам применительно к требованиям вида спорта;
– физиологические основы работоспособности, развития утомления, восстановления и тренированности организма при занятиях физической культурой и спортом;
– физиологические закономерности формирования двигательных навыков, развития физических качеств, спортивной тренированности лиц различного возраста и пола и при различных условиях внешней среды;
– механизмы влияния двигательной активности на повышение неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды и его оздоровлении;
– методы оценки и контроля динамики функционального состояния организма при физической деятельности, физиологические и генетические подходы спортивного отбора.
Специалист, используя полученные знания, должен уметь:
– оценивать физиологическое состояние организма, его функциональных систем и органов в покое, условиях физической нагрузки различной интенсивности и направленности и в период восстановления;
– интерпретировать динамику физиологических реакций организма при мышечной деятельности у людей разного возраста и пола;
– разрабатывать и планировать, оценивать перспективность, осуществлять корректирование программ по физическому воспитанию, занятиям физической культурой и спортом для лиц различного возраста, пола и состояния здоровья;
– определять физиологические критерии спортивного отбора.
Наибольшее внимание при изучении дисциплины «Физиология спорта» уделено изучению физиологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, являющихся базой вегетативного обеспечения двигательной активности. В ходе лабораторных занятий студенты выполняют задания по освоению классических методик оценивания физиологических функций у человека при разнообразных видах мышечной деятельности.
Программа по дисциплине «Физиология спорта» рассчитана на 122 часа, из них 54 аудиторных часов (24 часа – лекций, 24 часа – практических занятий и 6 часов – семинарских занятий).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| Наименование тем занятий | Колич. аудитор. часов, в том числе: | |||
Всего | Лекции | Практ. знят. | Семин занят. | ||
1. | РАЗДЕЛ I . ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ | 16 | 6 | 8 | 2 |
1.1. | Тема 1.1. Введение в физиологию спорта | 3 | 1 | 2 | |
1.2. | Тема 1.2. Адаптация к физическим нагрузкам | 3 | 1 | 2 | |
1.3. | Тема 1.3. Физиологические состояния организма при спортивной деятельности. | 10 | 4 | 6 | |
2. | РАЗДЕЛ II . ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ | 38 | 18 | 16 | 4 |
2.1. | Тема 2.1. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений применительно к требованиям вида спорта | 6 | 4 | 4 | 2 |
2.2. | Тема 2.2. Физиологические основы формирования и развития двигательных навыков | 4 | 2 | 2 | |
2.3. | Тема 2.3. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств (сила и быстрота) | 4 | 2 | 2 | |
2.4. | Тема 2.4. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств (выносливости) | 1 | 1 | 2 | |
2.5. | Тема 2.5. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств (ловкости, гибкости, координации движений) | 1 | 1 | 2 | |
2.6. | Тема 2.6. Физиологические основы спортивной тренировки | 4 | 2 | 2 | |
2.7. | Тема 2.7. Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды | 4 | 2 | 2 | |
2.8. | Тема 2.8. Физиологические основы физических упражнений и тренировочного процесса у лиц разного возраста и пола | 8 | 4 | 2 | |
ВСЕГО: | 54 | 24 | 24 | 6 |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 240.