Лекция 6,7. Тема: Физиологические основы формирования и развития двигательных навыков (4 ч, из них 2ч - УСР)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: изучение физиологических  механизмов формирования и развития двигательных навыков.

Ключевые понятия и термины: двигательные умения, двигательные навыки, теория функциональных систем П.К. Анохина, афферентный синтез, принятие решения, программа действия, акцептор результата действия, оценка достигнутого результата, стадии формирования двигательного навыка.

Вопросы для рассмотрения

1. Системная организация двигательных навыков: афферентный синтез, принятие решения, программа действия (эфферентный синтез) и формирующийся параллельно акцептор результата действия, формирование результата, оценка достигнутого результата.

2. Роль наследственности, условно-рефлекторных механизмов в формировании двигательных умений и навыков.

3. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков.

4. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста.

В основе всех рассмотренных нами физических упражнений лежат двигательные умения и навыки, которые, кроме того, составляют и основу технического мастерства спортсмена, существенно влияющие на спортивный результат. Двигательные умения - способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения. Спортсмену необходимо умение мгновенно оценивать возникшую ситуацию, быстро и эффективно перерабатывать поступающую информацию, выбирать в условиях дефици­та времени адекватную реакцию и формировать наиболее результативные действия. Эти способности в наибольшей мере проявляются в спортивных играх и единоборствах, которые относят к ситуационным видам спорта. В тех же случаях, когда отрабатываются одни и те же движения, которые в неизменном порядке повторяются на тренировках и во время соревнований (особенно в стандартных или стереотипных видах спорта), умения спортсменов закрепляются в виде специальных навыков.

Двигательные навыки - это освоенные и упроченные дей­ствия, которые могут осуществляться без участия сознания (автоматически) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи.

Любые навыки - бытовые, профессиональные, спортивные - не явля­ются врожденными движениями. Они приобретены в ходе индивидуально­го развития. Возникая в результате подражания, условных рефлексов или по речевой инструкции, двигательные акты осуществляются специальной функциональной системой нервных центров (Анохин П. К., 1975).

Функциональная система представляет собой не анатомическое образование, а совокупность нейронов разных нервных центров и разнообразных периферических органов, объединенных в единое целое тем полезным для организма результатом, который она создает. Дея­тельность этой системы включает следующие процессы: афферентный  синтез, в который входят  доминирующая мотивация, память (использование информации об уже имеющемся арсенале движений и изученных тактических комбинациях), обстановочная афферентация и пусковой стимул; принятие решения; формирование моторной программы действия и акцептора (образа) результата действия; выполнение программы и оценка достигнутого результата (внесе­ние сенсорных коррекций в программу, если результат не достигнут).

Становление двигательного акта как навыка проходит через несколько стадий (фаз) - стадию генерализации (иррадиации) возбуждения, стадию концентрации возбуждения, стадию стабилизации и автоматизации и втоматизации движений.

Первая стадия характеризуется широким распространением возбуждения по различным зонам мозга (генерализацией), продолжительным напряжением скелетных мышц, вовлеченных в сокращение, отсутствием интервалов их расслабления, плохой координацией движений, значительными энергетическими затратами, выраженностью вегетативных реакцих.

На второй стадии формирования двигательного навыка в коре головного мозга создается «мозаика» возбужденных и заторможенных комплексов нейронов, в результате чего в выполнение движения включаются только нужные для его реализации мышцы в нужный момент. Навык на этой стадии сформирован, но он не прочен.

На третьей стадии в результате многократного повторения разучиваемого движения помехоустойчивость повышается, создается рабочая доминанта, появляется стабильность и надежность навыка, развивается его автоматизация.

В ряде случаев некоторые из фаз могут отсутствовать. Это связано со многими факторами: степенью сложности и мощностью выполненной работы, квалификацией спортсмена и др.

Контрольные вопросы для самоподготовки

1. Раскрыть суть понятия функциональной системы.

2. Дать характеристику компонентам функциональной системы.

3. Какие стадии выделяют формировании двигательного акта как навыка?

Дата: 2019-02-19, просмотров: 298.