УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Физиология спорта»

для специальности / специализации: 1-03 02 01 03 Физическая культура. Организация физкультурно-оздоровительной работы и туризма;         1-03 02 01 07 Физическая культура. Менеджмент спорта и туризма  

Согласовано: декан факультета физического воспитания Круталевич М.М.

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры

Протокол № ____ от «______» _________________ 2010 г.

Минск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………....

1.1. Общая характеристика учебно-методического комплекса..…..…….....

1.2. Выписка из образовательного стандарта (дидактические единицы

      учебной дисциплины)………………………………………… ………….

 

ПРОГРАММНЫЙ БЛОК

2. БАЗОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ …...… ………...….

2.1. Пояснительная записка……………………………………………....…….

2.2. Примерный тематический план ……………………………… ………….

2.3. Структурированное содержание учебного материала

    (по разделам, темам)………………………………………..……………….

2.4. Информационно-методическая часть

    2.4.1. Список рекомендуемой литературы……………………….………...

    2.4.2. Электронные информационные ресурсы………………..…………..

   

3. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ …...…………...….

3.1. Пояснительная записка……………..…………………………………….

3.2. Тематический план ………………………………………….. ………….

3.3. Структурированное содержание учебного материала

     (по разделам,  темам)…………….………………………………………..

3.4. Учебно-методическая карта дисциплины…………………………….…

3.5. Информационно-методическая часть………………………

     3.6.1. Список рекомендуемой литературы……………………………...

     3.6.2. Электронные информационные ресурсы…………………………..

3.6. Протокол согласования учебной программы……………………………

3.7. Дополнения и изменения к учебной программе………………………..

 

УЧЕБНЫЙ БЛОК

4. УЧЕБНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………....

4.1. Структура и краткое содержание лекционных занятий………………..

4.2. Структура и краткое содержание семинарских и

практических    занятий…………………

4.3. Информационная часть…………………………………………………..

4.3.1. Список основной и дополнительной

 рекомендуемой литературы .....................................................................

4.3.2 Электронные информационные ресурсы…………………………..

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………….

5.1. Методические рекомендации по организации

и стимулированию самостоятельной работы студентов…………………….

   5.2. Правила и требования, предъявляемые к выполнению

письменных студенческих работ (рефератов) ……………………………….

 

Контрольный  БЛОК

6. ФОРМЫ И КРИТЕРИИ контролЯ знаний ……………………………..

6.1. Перечень примерных тематик творческих студенческих

     работ (рефератов)…………………………………………………………..

6.2. Экзаменационные требования по дисциплине

     «Физиология спорта»…………………………………………………..

 

СОПРОВОЖДАЮЩИЙ БЛОК

7. ИНФОРМАЦИОННО-ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………

7.1. Список информационных, демонстрационных

и дидактических средств обучения…………………………………………..

7.2. Электронные аналоги элементов УМК …………………………………….



ВВЕДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Общая характеристика учебно-методического комплекса

    Учебно-методический комплекс (УМК) учебной дисциплины – это нормативный документ, регламентирующий учебно-методическую деятельность в образовательном процессе вуза. УМК учебной дисциплины разрабатывается на основании «Положения об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины» в соответствии с Законом Республики Беларусь о высшем образовании от 11 июля 2007 г. № 252-3, Концепцией развития педагогического образования в Республике Беларусь (2000), Программой инновационного развития Министерства образования Республики Беларусь на 2007-2010 г., Образовательным стандартом высшего образования первой ступени, Уставом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

Целью УМК по дисциплине «Физиология спорта» является управление и содействие рациональной учебной деятельности студентов по развитию их профессиональной компетентности как специалистов в области физического воспитания, физической культуры и спорта.

К основным функциям УМК относится:

- раскрытие требований к содержанию дисциплины «Физиология спорта», к образовательным и профессиональным результатам подготовки студента как будущего специалиста по физической культуре и физическому воспитанию;

- обеспечение эффективного освоения студентами как теоретического учебного материала по дисциплине «Физиология спорта», так и повышения качества формирования практических навыков в области оценки и контроля динамики функциональных состояний в покое и при физической нагрузке различной интенсивности и направленности;

- объединение в единое целое различных дидактических средств обучения, обеспечение преемственности и междисциплинарных связей в процессе освоения учебной дисциплины.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология спорта» в своей структуре включает следующие блоки (модули):

· пояснительная записка (введение в УМК);

· программный блок с представленными базовой и рабочей учебными программами;

· учебный блок, обеспечивающий теоретический и практический уровень освоения материала в области физиологии спорта (планы, задания и краткое содержание семинарских и практических занятий; структура и краткая аннотация лекционных занятий; список рекомендуемой основной и вспомогательной учебной и научной литературы, необходимой для освоения изучаемой учебной дисциплины);

· методический блок, содержащий методические материалы и рекомендации по проведению практических и семинарских занятий; методические указания по организации и стимулированию самостоятельной работы студентов; правила оформления письменных студенческих работ (положение о реферативных работах);

· контрольный блок, включающий требования к освоению учебной дисциплины, критерии оценивания и тестирования знаний студентов по изучаемой дисциплине, тематики творческих студенческих работ (рефератов), примерный перечень тематик и заданий тестового контроля знаний, зачетные и экзаменационные требования, комплект экзаменационных билетов и задач;

· сопровождающий блок, содержащий список имеющегося информационного, демонстрационного и дидактического материала по изучаемой дисциплине, электронные аналоги элементов УМК.

 

 

1.2. Выписка из образовательного стандарта

(дидактические единицы учебной дисциплины)



ПРОГРАММНЫЙ БЛОК

БАЗОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет


Имени Максима Танка»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор БГПУ

                                                        _____________________ П.Д. Кухарчик

                                                        _____________________

 

                                                          Регистрационный№ УД-__________/баз.

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

И.Н. Рубченя, заведующий кафедрой физиологии и биохимии учреждения образования «Белорусский государственный университет физический культуры», кандидат биологических наук, доцент;

В.А. Соколов, профессор кафедры теории и методики физической культуры учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой медико-биологических основ физического воспитания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № от        10)

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

(протокол № .. от ......10)

 

Ответственный за редакцию: Соловьёва Н.Г.

                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

    Учебная программа по дисциплине «Физиология спорта» предназначена для подготовки студентов факультета физического воспитания по специальности 1-03 02 01 Физическая культура.

Дисциплина «Физиология спорта», согласно образовательному стандарту высшего образования Республики Беларусь, является курсом, включенным в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин. Данный курс, базирующийся на фундаментальных представлениях общей физиологии человека, анатомии и биохимии, раскрывает механизмы функциональной активности организма при различных видах мышечной деятельности и формирует естественнонаучные основы физического воспитания и спорта, тем самым представляя собой теоретический базис для подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

В настоящее время двигательная активность является одним из эффективных средств профилактики заболеваний кровообращения (атеросклероза, гипертонии), характеризующихся значительным «омоложением» и широким распространением среди населения. Кроме того, физические упражнения способствуют нормальному физическому развитию, предотвращают возникновение сколиоза, плоскостопия, ожирения и многих других заболеваний. В сочетании с естественными факторами природы они способствуют гармоничному развитию личности и нравственному совершенству. Профессиональная деятельность спортсмена связана с достаточно мощным напряжением ведущих физиологических систем, в силу чего одной из актуальных задач специалиста в области физического воспитания и спорта выступает умение эффективно оценивать степень приспособленности и выносливости отдельных функциональных систем и всего организма при различных видах спортивно-физкультурной активности.

Программа по дисциплине «Физиология спорта» включает в себя два относительно самостоятельных и вместе с тем связанных между собой раздела – общую и частную физиологию спорта – освещающих механизмы физиологических реакций отдельных систем и организма в целом при спортивной деятельности, адаптивных реакций к физическим нагрузкам различной интенсивности и напряженности, резервных возможностей организма и его работоспособности при различных внешних условиях. Рассматриваются вопросы физиологических основ формирования двигательных навыков, физических качеств, спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды, физиологических особенностей тренировки лиц различной возрастной категории и пола.

Целью дисциплины «Физиология спорта» является изучение закономерностей физиологических процессов, происходящих в организме в результате мышечной дея­тельности разного вида, характера и интенсивности, а также в зависимости от возраста и пола.

В задачи дисциплины «Физиологии спорта» входит:

– изучение физиологического влияния физических упражнений на организм человека;

– оценка физиологического воздействия отдельных видов физических упражнений на функции организма;

– физиологическое обоснование режима занятий физической культурой для людей различного возраста и пола;

– определение физиологических норм мышечных нагрузок, программ физического воспитания.

В результате изучения дисциплины «Физиология спорта» студент должен знать:

– историю развития, предмет, задачи и методологию физиологии спорта, ее связь с другими науками;

– особенности протекания физиологических процессов и функциональные изменения состояния организма при различных видах спортивной деятельности;

– механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам применительно к требованиям вида спорта;

– физиологические основы работоспособности, развития утомления, восстановления и тренированности организма при занятиях физической культурой и спортом;

– физиологические закономерности формирования двигательных навыков, развития физических качеств, спортивной тренированности лиц различного возраста и пола и при различных условиях внешней среды;

– механизмы влияния двигательной активности на повышение неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды и его оздоровлении;

– методы оценки и контроля динамики функционального состояния организма при физической деятельности, физиологические и генетические подходы спортивного отбора.

     Специалист, используя полученные знания, должен уметь:

– оценивать физиологическое состояние организма, его функциональных систем и органов в покое, условиях физической нагрузки различной интенсивности и направленности и в период восстановления;

– интерпретировать динамику физиологических реакций организма при мышечной деятельности у людей разного возраста и пола;

– разрабатывать и планировать, оценивать перспективность, осуществлять корректирование программ по физическому воспитанию, занятиям физической культурой и спортом для лиц различного возраста, пола и состояния здоровья;

– определять физиологические критерии спортивного отбора.

Наибольшее внимание при изучении дисциплины «Физиология спорта» уделено изучению физиологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, являющихся базой вегетативного обеспечения двигательной активности. В ходе лабораторных занятий студенты выполняют задания по освоению классических методик оценивания физиологических функций у человека при разнообразных видах мышечной деятельности.

Программа по дисциплине «Физиология спорта» рассчитана на 122 часа, из них 54 аудиторных часов (24 часа – лекций, 24 часа – практических занятий и 6 часов – семинарских занятий). 


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Наименование тем занятий

Колич. аудитор. часов, в том числе:

Всего Лекции Практ. знят. Семин занят.
1. РАЗДЕЛ I . ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ   16 6 8 2
1.1. Тема 1.1. Введение в физиологию спорта 3 1   2
1.2. Тема 1.2. Адаптация к физическим нагрузкам 3 1 2  
1.3. Тема 1.3. Физиологические состояния организма при спортивной деятельности.   10 4 6  
2. РАЗДЕЛ II . ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ   38 18 16 4
2.1. Тема 2.1. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений применительно к требованиям вида спорта 6 4 4 2
2.2. Тема 2.2. Физиологические основы формирования и развития двигательных навыков   4 2 2  
2.3. Тема 2.3. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств (сила и быст­рота) 4 2 2  
2.4. Тема 2.4. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств (выносливости) 1 1 2  
2.5. Тема 2.5. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств (ловкости, гибкости, координации движений) 1 1 2  
2.6. Тема 2.6. Физиологические основы спортивной тренировки 4 2 2  
2.7. Тема 2.7. Спортивная работоспособ­ность в особых условиях внешней среды 4 2   2
2.8. Тема 2.8. Физиологические основы физических упражнений и тренировочного процесса у лиц разного возраста и пола 8 4 2  

ВСЕГО:

54 24 24 6

 




СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

 

1. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для высш. учеб. заведений физической культуры – М.: Терра-Спорт, 2001.

2. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физической культуры/ Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

3. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. – М.: Владос-Пресс, 2002.

4. Уилмор Дж. Х., Костилл Д.Л.. Физиология спорта и двигательной активности. – К.: Олимпийская литература, 1997.

5. Физиология человека: общая, возрастная, спортивная: лаборатор. практикум/ Ю.М. Досин [и др.]; под общ. ред. Ю.М. Досина.– Мн.: БГПУ, 2009.

 

Дополнительная

 

6. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений физ. культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.

7. Основы физиологии человека: учеб. для студ. вузов, обуч-ся по мед. и биол. спец-тям, 2-ое изд. испр. / И.А. Агаджанян [и др.]. – М.:РУДН, 2001.

8. Семкин А.А. Физиологическая характеристика сложных по структуре движения видов спорта (механизмы адаптации). – Мн.: Полымя, 1982.

9. Физиология мышечной деятельности / Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

10. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: 2-е изд. испр. и доп. – М.: Академия, 2003.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Учреждение образования

“Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка”


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе БГПУ

_________________ Ю.А.Быкадоров

____________________

Регистрационный № УД-_________ /р.

ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА

Рабочая программа для специальности:

1-03 02 01 03 Физическая культура. Организация физкультурно-оздоровительной работы и туризма;

1-03 02 01 07 Физическая культура. Менеджмент спорта и туризма;

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

    Учебная программа по дисциплине «Физиология спорта» предназначена для подготовки студентов факультета физического воспитания по специальности 1-03 02 01 Физическая культура.

Дисциплина «Физиология спорта», согласно образовательному стандарту высшего образования (первая ступень) Республики Беларусь, является курсом, включенным в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин. Данная дисциплина, базирующаяся на фундаментальных представлениях общей физиологии человека, анатомии и биохимии, раскрывает механизмы функциональной активности организма при различных видах мышечной деятельности и формирует естественнонаучные основы физического воспитания и спорта, тем самым представляя собой теоретический базис для подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

В настоящее время двигательная активность является одним из эффективных средств профилактики заболеваний кровообращения (атеросклероза, гипертонии), характеризующихся значительным «омоложением» и широким распространением среди населения. Кроме того, физические упражнения способствуют нормальному физическому развитию, предотвращают возникновение сколиоза, плоскостопия, ожирения и многих других заболеваний. В сочетании с естественными факторами природы они способствуют гармоничному развитию личности и нравственному совершенству. Профессиональная деятельность спортсмена связана с достаточно мощным напряжением ведущих физиологических систем, в силу чего одной из актуальных задач специалиста в области физического воспитания и спорта выступает умение эффективно оценивать степень приспособленности и выносливости отдельных функциональных систем и всего организма при различных видах спортивно-физкультурной активности.

Программа по дисциплине «Физиология спорта» включает в себя два относительно самостоятельных и вместе с тем связанных между собой раздела – общую и частную физиологию спорта – освещающих механизмы физиологических реакций отдельных систем и организма в целом при спортивной деятельности, адаптивных реакций к физическим нагрузкам различной интенсивности и напряженности, резервных возможностей организма и его работоспособности при различных внешних условиях. Рассматриваются вопросы физиологических основ формирования двигательных навыков, физических качеств, спортивной работоспособности в особых условиях внешней среды, физиологических особенностей тренировки лиц различной возрастной категории и пола.

Целью дисциплины «Физиология спорта» является изучение закономерностей физиологических процессов, происходящих в организме в результате мышечной дея­тельности разного вида, характера и интенсивности, а также в зависимости от возраста и пола.

В задачи дисциплины «Физиологии спорта» входит:

– изучение физиологического влияния физических упражнений на организм человека;

– оценка физиологического воздействия отдельных видов физических упражнений на функции организма;

– физиологическое обоснование режима занятий физической культурой для людей различного возраста и пола;

– определение физиологических норм мышечных нагрузок, программ физического воспитания.

В результате изучения дисциплины «Физиология спорта» студент должен знать:

– историю развития, предмет, задачи и методологию физиологии спорта, ее связь с другими науками;

– особенности протекания физиологических процессов и функциональные изменения состояния организма при различных видах спортивной деятельности;

– механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам применительно к требованиям вида спорта;

– физиологические основы работоспособности, развития утомления, восстановления и тренированности организма при занятиях физической культурой и спортом;

– физиологические закономерности формирования двигательных навыков, развития физических качеств, спортивной тренированности лиц различного возраста и пола и при различных условиях внешней среды;

– механизмы влияния двигательной активности на повышение неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды и его оздоровлении;

– методы оценки и контроля динамики функционального состояния организма при физической деятельности, физиологические и генетические подходы спортивного отбора.

     Специалист, используя полученные знания, должен уметь:

– оценивать физиологическое состояние организма, его функциональных систем и органов в покое, условиях физической нагрузки различной интенсивности и направленности и в период восстановления;

– интерпретировать динамику физиологических реакций организма при мышечной деятельности у людей разного возраста и пола;

– разрабатывать и планировать, оценивать перспективность, осуществлять корректирование программ по физическому воспитанию, занятиям физической культурой и спортом для лиц различного возраста, пола и состояния здоровья;

– определять физиологические критерии спортивного отбора.

Наибольшее внимание при изучении дисциплины «Физиология спорта» уделено изучению физиологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, являющихся базой вегетативного обеспечения двигательной активности. В ходе практических занятий студенты выполняют задания по освоению классических методик оценивания физиологических функций у человека при разнообразных видах мышечной деятельности.

Программа по дисциплине «Физиология спорта» рассчитана на 122 часа, из них 54 аудиторных часов (24 часа – лекций, 24 часа – практических занятий и 6 часов – семинарских занятий). 

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Наименование тем занятий

Колич. аудитор. часов, в том числе:

Всего Лекции Практ. знят. Семин занят.
1. РАЗДЕЛ I . ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ   20 8 10 2
1.1. Введение в физиологию спорта. Адаптация к физическим нагрузкам 4 2 2  
1.2. Физиологические состояния организма при спортивной деятельности 16 6 8 2
2. РАЗДЕЛ II . ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ   34 16 14 4
2.1. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений применительно к требованиям вида спорта 6 4 2  
2.2. Физиологические основы формирования и развития двигательных навыков 4 2 2  
2.3. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств 8 4 4  
2.4. Физиологические основы спортивной тренировки 4 2 2  
2.5. Спортивная работоспособ­ность в особых условиях внешней среды 4 2 2  
2.6. Физиологические основы формирования и развития физических качеств. Спортивная работоспособность в особых условиях окружающей среды 2     2
2.7. Физиологические основы физических упражнений и тренировочного процесса у лиц разного возраста и пола 2   2  
2.8. Физиологические основы оздоровительной физической культуры 2     2
2.9. Физиологические основы спортивной тренировки женщин   2 2  

ВСЕГО:

54 24 24 6



Всего: 54 ч.

22 4 24 4      

 



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная

 

12. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учеб. для высш. учеб. заведений физической культуры – М.: Терра-Спорт, 2001.

13. Спортивная физиология: учеб. для ин-тов физической культуры/ Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

14. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. – М.: Владос-Пресс, 2002.

15. Уилмор Дж. Х., Костилл Д.Л.. Физиология спорта и двигательной активности. – К.: Олимпийская литература, 1997.

16. Физиология человека: общая, возрастная, спортивная: лаборатор. практикум/ Ю.М. Досин [и др.]; под общ. ред. Ю.М. Досина.– Мн.: БГПУ, 2009.

 

Дополнительная

 

17. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений физ. культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.

18. Основы физиологии человека: учеб. для студ. вузов, обуч-ся по мед. и биол. спец-тям, 2-ое изд. испр. / И.А. Агаджанян [и др.]. – М.:РУДН, 2001.

19. Семкин А.А. Физиологическая характеристика сложных по структуре движения видов спорта (механизмы адаптации). – Мн.: Полымя, 1982.

20. Физиология мышечной деятельности / Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

21.  Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

22.  Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: 2-е изд. испр. и доп. – М.: Академия, 2003.

 

 

Видеофильмы

 

1. Человеческий мозг. Тело человека как биологическая машина.

2. Человеческое тело. Грани возможного. Сила мышц.

 

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

Название дисциплины, с которой требуется согласование Название кафедры Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)
ТМФК   Кафедра теории и методики физической культуры, оздоровительно-профилактической работы Согласованы на уровне учебных программ Утвердить принятое решение. протокол №  от  

 

 

 

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

на ________/________ учебный год 

 

№№ пп Дополнения и изменения Основание
       

 

 

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

(протокол №______от_________200__г.)

 

Заведующий кафедрой

 

____________________   _________________      ____________________

(степень, звание)                                   (подпись)                                                 (И.О. Фамилия)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

 

____________________   _________________      ____________________

(степень, звание)                                   (подпись)                                                 (И.О. Фамилия)

 

 



УЧЕБНЫЙ БЛОК



УЧЕБНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тренировки женщин

Вопросы для рассмотрения

1. Морфофункциональные особенности женского организма.

2. Особенности проявления силовых, скоростно-силовых и аэробно-анаэробных возможностей женского организма.

    3. Овариально-менструальный цикл и физическая работоспособность женщин.

    4. Учет фаз биологического цикла при построении тренировочного процесса.

    5. Влияние больших нагрузок на организм спортсменок.

6. Физиологическая обоснованность влияния физических упражнений и умеренной двигательной активности в развитии и течении нормальной беременности, восстановительный послеродовый период.

 

 

Ход занятия

Собеседование, выполнение письменной проверочной работы.

 

 


 


МЕТОДИЧЕСКИЙ     БЛОК

 



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Методические рекомендации по организации и стимулированию самостоятельной работы студентов

1. Преподаватель проводит консультацию по методике и форме выполнения КСР, рекомендует источники литературы и план изложения темы.

2. Студент должен:

· ознакомиться с перечнем вопросов, подлежащих изучению;

· проработать литературу по теме;

· кратко зареферировать изучаемый материал по предложенному плану, выполнить расчетно-графическую работу или работу в соответствие с рабочей программой;

· представить выполненную работу;

· пройти собеседование с преподавателем по выполненной теме (если не предусмотрена другая форма отчетности).

 

 

Контрольный  БЛОК



ФОРМЫ контролЯ знаний

6.1. Перечень примерных тематик творческих студенческих

работ (рефератов)

1. Физиологическое обоснование рациона питания спортсмена.

2. Использование и характер физической нагрузки для укрепления здоровья.

3. Физиологические механизмы физической нагрузки для лечения ожирения, сахарного диабета, артериальной гипертензии.

4. Физиологическое обоснование наличия взаимосвязи между приемом пищи и тренировками.

  5. Энергетические затраты в покое и при физических нагрузках.

6. Оптимальная масса тела для занятий спортом.

7. Развитие двигательных качеств в дошкольном и школьном возрасте.

8. Контроль интенсивности физической нагрузки.

9. Особенности физических нагрузок в период полового созревания (физиологическое обоснование).

  10. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора.

 

 

6.2. Экзаменационные требования по дисциплине

«Физиология спорта»

 

1. Предмет, задачи и содержание учебного курса «Физиология спорта» и его значение при подготовке преподавателей физкультуры, тренеров.

2. Физические упражнения и их значение для рекреации, реабилитации и адаптации организма к внешней среде.

3. Естественнонаучные основы физического воспитания. Биологические эффекты, вызываемые физическими упражнениями.

4. Основные закономерности роста и развития детей и подростков, роль физических упражнений в сохранении и поддержании уровня здоровья.

5. Физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость). Роль наследственности в определении степени тренируемости физических качеств.

6. Учет акселерации и ретардации при занятиях физическими упражнениями.

7. Физиологическая классификация спортивных упражнений.

8. Предстартовое состояние.

9. Гипокинезия и гиподинамика и их влияние на организм человека. Гипокинезия и организм детей.

10. Спортивная гиперкинезия и ее влияние на растущий организм.

11. Тренировка и активный отдых – два пути реализации оздоровительного влияния физических упражнений.

12. Основные направления и виды оздоровительной физической культуры.

13. Адаптация к физической нагрузке, стадии, механизмы, срочная долговременная адаптация.

14. Физиологические резервы организма, последовательность включения при физической нагрузке.

15. Двигательные умения и навыки как результат обучения. Механизмы формирования двигательного навыка. Стадии формирования двигательных навыков.

16. Классификация спортивных упражнений по В.С. Фарфелю.

17. Характеристика стандартных (циклических, ациклических) и нестандартных (ситуационных) движений. Упражнения аэробного и анаэробного характера.

18. Физиологические состояния при спортивной деятельности. Врабатывание и устойчивое состояния.

19. «Мертвая точка» и «второе дыхание». Механизмы развития этих состояний, способы регулирования.

20. Утомление и причины его возникновения при разных видах мышечной деятельности. Компенсированное и некомпенсированное утомление.

21. Восстановительные процессы после мышечной деятельности. Средства восстановления (сон, питание, личная гигиена и др.).

22. Физические качества и физические способности. Критические и сенситивные (чувствительные) периоды, их развитие, учет при занятиях физическими упражнениями.

23. Общие физиологические закономерности (принципы) воспитания физических качеств.

24. Силовые и скоростные способности (абсолютная и относительная сила, статическая, динамическая и взрывная сила, время двигательной реакции, скорость движения, максимальный темп движений). Резервы развития силы и быстроты.

25. Выносливость. Виды выносливости. Значение аэробного и анаэробного режимов деятельности в ее обеспечении. Средства и методы развития выносливости.

26. Характеристика ловкости и гибкости. Координационные способности как основа проявления ловкости. Возрастные особенности совершенствования ловкости и гибкости.

27. Тренируемость. Функциональные эффекты тренировки.

28. Основные принципы тренировки (специфичность, постепенность увеличения физических нагрузок, системность тренировочных занятий и др.).

29. Характеристика перетренированности и перенапряжения. Меры профилактики.

30. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам детей дошкольного и школьного возраста. Их аэробные и анаэробные возможности.

31. Оздоровительное воздействие ходьбы и бега.

32. Значение закаливания. Физиолого-гигиенические основы и принципы закаливания. Гигиеническая организация закаливания воздухом, солнцем и водой.

33. Механические факторы воздействия, энергетика и терморегуляция организма человека в процессе плавания. Оздоровительное влияние плавания.

34. Ходьба на лыжах (особенности физических упражнений, оздоровительное влияние).

35. Подвижные и спортивные игры (особенности физических упражнений, оздоровительное влияние)

36. Контроль и самоконтроль при занятиях спортом и оздоровительной физической культурой.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Физиология спорта»

для специальности / специализации: 1-03 02 01 03 Физическая культура. Организация физкультурно-оздоровительной работы и туризма;         1-03 02 01 07 Физическая культура. Менеджмент спорта и туризма  

Согласовано: декан факультета физического воспитания Круталевич М.М.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 224.