КОНФЛИКТНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

СТУДЕНТАМИ

Работа с педагогическими ситуациями может строиться сле­дующим образом: группе студентов (3—5 человек) предлагается ситуация и конкретное задание к ней. Студентам необходимо найти свой вариант решения ситуации и охарактеризовать ее по следующим критериям:                                                   ,■

20

• определение мотивов поведения учащихся;

• оценка конструктивности действий учителя;

• выбор способов взаимодействия учителя и ученика;

• полученный результат и предполагаемое последействие.

Ситуация «Задача»

Ученик у доски решает задачу по физике. Учитель долго добивается от ученика правильного решения. Наконец ученик говорит: «А вы сами не знаете, как она решается».

Найдите выход из ситуации.

Ситуация «Замечание»

В ответ на замечание учителя: «Как ты разговариваешь с учителем?» — ученик говорит: «Человек, который неправильно произносит слова пиджак и коридор вообще не имеет права быть учителем». Что ответит учитель?

Ситуация «Двойка»

Получив двойку на уроке английского языка, ученик шум­но и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя.

Каковы будут действия учителя?

Ситуация «Трудный ученик»

Конфликт между молодой учительницей музыки и учеником шестого класса Игорем, трудным, вспыльчивым мальчиком из неблагополучной семьи, не пользующимся авторитетом в классе.

На уроке музыки учительница оглашала отметки за викто­рину, написанную на прошлом уроке. Игорю показалось, что учительница поставила ему заниженную оценку. Он грубо обозвал ее и вышел из класса. Учительница велела передать Игорю, чтобы к ней на урок он больше не приходил.

Как установить нормальные взаимоотношения между уче­ником и учителем?

Ситуация «Егоза»

Ваня Морозов, сообразительный, энергичный и непосед­ливый пятиклассник, постоянно раздражает учительницу своей

21

болтовней и вертлявостью. Пересаживание на первую парту не помогло. Град дисциплинарных замечаний лишь на не­сколько минут утихомиривает егозу. И вот однажды, не вы­держав перешептывания мальчика с соседом, педагог реши­тельно заявляет: «В следующий раз без отца или матери на урок не пущу!». Расстроенный пятиклассник пулей вылетел из класса.

Можно ли считать поведение школьника конфликтным? Конструктивна ли педагогическая тактика, избранная учитель­ницей? Какой выход из этой ситуации предложили бы вы?

Ситуация «Смелый поступок»

Артем, ученик шестого класса, на перемене вылез в окно и, пройдя по карнизу следующие три окна, снова забрался в класс. Классный руководитель видел по горящим глазам своих вос­питанников, какое впечатление произвел на них поступок мальчика. Некоторые шептались между собой: «Вот это да! Какой он смелый, ничего не боится». Классный руководитель хоро­шо понимал, что среди ребят найдутся те, которые захотят повторить этот «геройский поступок». И в то же время ясно, что Артем действительно смелый мальчик.

Ваши действия?

Ситуация «Нарушитель тишины»

В пятом классе идет урок русской литературы. Учитель чи­тает ребятам стихотворение. Тишину нарушает какой-то скрип. Учитель замечает, что Вова нарочно покачивается на стуле, привлекая внимание всего класса. Ребята уже не слушают учи­теля, а некоторые из них следуют его примеру.

Ваши действия?

Ситуация «Конфликт»

У Оли испортились отношения с классной руководитель­ницей. На ее уроках девочка не отвечает, при попытках объяс­ниться дерзит или упрямо молчит. Просьбы и требования не выполняет, нарушает дисциплину, причем делает это демонст­ративно, подчеркивая свое неуважение к учительнице.

Что бы вы посоветовали учительнице?

22

Ситуация «Портфель»

Ученик десятого класса с большим нежеланием занимается На уроках истории и обществоведения. Учительница, не су­мев найти контакта с учеником, часто грубо делает ему заме­чания по поводу его отношения к занятиям. Ученик в ответ намеренно нарушает дисциплину. Однажды он так вел себя на уроке, что учительница попросила его выйти из класса. Ученик отказался выполнить ее просьбу. Тогда учительница подошла к его столу, взяла портфель и выбросила в коридор. Ученик в ответ подошел к столу учительницы, взял ее сумку и бросил вдоль класса.

Как разрешить данную ситуацию?

Ситуация «Жучок»

В пятом классе учился Вова, ученик очень грубый и недис­циплинированный. Класс он держал в своих руках. Учителей не слушал и этим гордился. В школу пришла новая учитель­ница. На второй день Вова решил проучить новую учитель­ницу, а себе прибавить славы. Когда учительница пришла на урок, он, как дежурный, доложил, что положено, и вдруг что-то сунул ей в руку. Молодая учительница вскрикнула, потом вдруг поняла, что это жучок, сделанный из катушки с резинкой...

Как реагировать на данную ситуацию учителю?

Ситуация «Стул»

Учительница пения работает в школе первый год. Она класс­ный руководитель четвертого класса, в котором у нее сейчас начался урок. Когда она хотела сесть на стул, ученик, стоящий за ее спиной, отодвинул стул — и учительница упала...

Как учительнице действовать дальше?

Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество? = The conflict - is it creative? Тренинговый практикум по конфликтологии - Минск, 1996.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) - М., 1994

Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических си­туаций - М., 1999.

23

Дата: 2019-02-19, просмотров: 670.