ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
СТУДЕНТАМИ
Работа с педагогическими ситуациями может строиться следующим образом: группе студентов (3—5 человек) предлагается ситуация и конкретное задание к ней. Студентам необходимо найти свой вариант решения ситуации и охарактеризовать ее по следующим критериям: ,■
20
• определение мотивов поведения учащихся;
• оценка конструктивности действий учителя;
• выбор способов взаимодействия учителя и ученика;
• полученный результат и предполагаемое последействие.
Ситуация «Задача»
Ученик у доски решает задачу по физике. Учитель долго добивается от ученика правильного решения. Наконец ученик говорит: «А вы сами не знаете, как она решается».
Найдите выход из ситуации.
Ситуация «Замечание»
В ответ на замечание учителя: «Как ты разговариваешь с учителем?» — ученик говорит: «Человек, который неправильно произносит слова пиджак и коридор вообще не имеет права быть учителем». Что ответит учитель?
Ситуация «Двойка»
Получив двойку на уроке английского языка, ученик шумно и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя.
Каковы будут действия учителя?
Ситуация «Трудный ученик»
Конфликт между молодой учительницей музыки и учеником шестого класса Игорем, трудным, вспыльчивым мальчиком из неблагополучной семьи, не пользующимся авторитетом в классе.
На уроке музыки учительница оглашала отметки за викторину, написанную на прошлом уроке. Игорю показалось, что учительница поставила ему заниженную оценку. Он грубо обозвал ее и вышел из класса. Учительница велела передать Игорю, чтобы к ней на урок он больше не приходил.
Как установить нормальные взаимоотношения между учеником и учителем?
Ситуация «Егоза»
Ваня Морозов, сообразительный, энергичный и непоседливый пятиклассник, постоянно раздражает учительницу своей
21
болтовней и вертлявостью. Пересаживание на первую парту не помогло. Град дисциплинарных замечаний лишь на несколько минут утихомиривает егозу. И вот однажды, не выдержав перешептывания мальчика с соседом, педагог решительно заявляет: «В следующий раз без отца или матери на урок не пущу!». Расстроенный пятиклассник пулей вылетел из класса.
Можно ли считать поведение школьника конфликтным? Конструктивна ли педагогическая тактика, избранная учительницей? Какой выход из этой ситуации предложили бы вы?
Ситуация «Смелый поступок»
Артем, ученик шестого класса, на перемене вылез в окно и, пройдя по карнизу следующие три окна, снова забрался в класс. Классный руководитель видел по горящим глазам своих воспитанников, какое впечатление произвел на них поступок мальчика. Некоторые шептались между собой: «Вот это да! Какой он смелый, ничего не боится». Классный руководитель хорошо понимал, что среди ребят найдутся те, которые захотят повторить этот «геройский поступок». И в то же время ясно, что Артем действительно смелый мальчик.
Ваши действия?
Ситуация «Нарушитель тишины»
В пятом классе идет урок русской литературы. Учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает какой-то скрип. Учитель замечает, что Вова нарочно покачивается на стуле, привлекая внимание всего класса. Ребята уже не слушают учителя, а некоторые из них следуют его примеру.
Ваши действия?
Ситуация «Конфликт»
У Оли испортились отношения с классной руководительницей. На ее уроках девочка не отвечает, при попытках объясниться дерзит или упрямо молчит. Просьбы и требования не выполняет, нарушает дисциплину, причем делает это демонстративно, подчеркивая свое неуважение к учительнице.
Что бы вы посоветовали учительнице?
22
Ситуация «Портфель»
Ученик десятого класса с большим нежеланием занимается На уроках истории и обществоведения. Учительница, не сумев найти контакта с учеником, часто грубо делает ему замечания по поводу его отношения к занятиям. Ученик в ответ намеренно нарушает дисциплину. Однажды он так вел себя на уроке, что учительница попросила его выйти из класса. Ученик отказался выполнить ее просьбу. Тогда учительница подошла к его столу, взяла портфель и выбросила в коридор. Ученик в ответ подошел к столу учительницы, взял ее сумку и бросил вдоль класса.
Как разрешить данную ситуацию?
Ситуация «Жучок»
В пятом классе учился Вова, ученик очень грубый и недисциплинированный. Класс он держал в своих руках. Учителей не слушал и этим гордился. В школу пришла новая учительница. На второй день Вова решил проучить новую учительницу, а себе прибавить славы. Когда учительница пришла на урок, он, как дежурный, доложил, что положено, и вдруг что-то сунул ей в руку. Молодая учительница вскрикнула, потом вдруг поняла, что это жучок, сделанный из катушки с резинкой...
Как реагировать на данную ситуацию учителю?
Ситуация «Стул»
Учительница пения работает в школе первый год. Она классный руководитель четвертого класса, в котором у нее сейчас начался урок. Когда она хотела сесть на стул, ученик, стоящий за ее спиной, отодвинул стул — и учительница упала...
Как учительнице действовать дальше?
Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество? = The conflict - is it creative? Тренинговый практикум по конфликтологии - Минск, 1996.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) - М., 1994
Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций - М., 1999.
23
Дата: 2019-02-19, просмотров: 670.