Лекция 6. Философия права Новейшего времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для философии права прошлого столетия была характерна трансформация обоснований двух основных течений философско-правового мышления: юстнатурализма и юридического позитивизма. В первую очередь изменения способа обоснования выразились в отказе рассматривать право на фоне какого-либо универсального плана. Так, юридический позитивизм перестал апеллировать к природе как к последней инстанции, обусловливающей исполнение правовых норм, и признал в качестве таковой государство. В свою очередь теория естественного права, или юстнатурализм, перестал оперировать понятием «трансцендентальное» и обратился к моральному самосознанию индивида как главному средству совершенствования правовых норм. В качестве примеров юридического позитивизма и юстнатурализма кратко рассмотрим неопозитивистскую концепцию « теории чистого права», предложенную Г. Кельзеном и неокантианскую концепцию естественного права с меняющимся содержанием Р. Штамлера.

Свою концепцию Кельзен назвал «чистой теорией права» в силу стремления определить подлинную сущность правового действия. Необходимость решения этой задачи обусловлена тем, что позитивное право несет на себе отпечатки элементов неправовых реальностей: морали, социальных условий, традиций, само же по себе право есть должное. Специфика правового долженствования определяется Кельзеном как «вменение», под которым понимается применение санкций за нарушение установленных норм. Право налагания санкций принадлежит внешней властной инстанции, которая получает соответствующие внешние полномочия от другой инстанции. Тем самым выстраивается иерархия правовых институтов. Наличие полномочия является, по Кельзену, важнейшим признаком правового действия. Правовая иерархия гарантирует одинаковое отношение к типовым ситуациям, благодаря чему идея справедливости становится излишней.

Базой правовой системы и главным источником налагания санкций служит так называемая «основная норма», под которой Кельзен в разные периоды своей жизни понимал подчинение законодателю и совокупность легальных судебных решений. Но в любом случае законность в конечном итоге является силой государственной власти. Здесь возникает очень важный для «чистой теории права» вопрос: может ли банда разбойников обрести полномочия легальной власти? Согласно Кельзену, это возможно, если банда длительное время удерживает определенную территорию и осуществляет в ней отправление правосудия по определенным правилам. Это означает, что правовая система обладает способностью самолегитимизации. Благодаря этому за правом должна быть признана свобода от внешних, прежде всего моральных и социальных обоснований.

В противоположность Кельзену, Р. Штаммлер полагал, что в конечном итоге право основывается не на силе государства, а на чувстве справедливости, испытываемом людьми. В защиту своей точки зрения он приводил тот факт, что далеко не всякое указание власти обладает юридическим статусом. Более того, действующее законодательство можно оценивать как справедливое или несправедливое. Это означает, что право в том или ином отношении подчиняется идее справедливости. Последняя в различные исторические эпохи может получать наполнение в зависимости от идеала, которым руководствуется в данный момент конкретное общество. Данное подчинение юридической системы морально-нравственным требованиям получило наименование идеи «естественное право с меняющимся содержанием». В отличие от «чистой теории права» Кельзена, представляющей собой систему норм, конструкция Штаммлера имеет ярковыраженный метафизический характер. В ее задачу входит демонстрация действенности духовного начала в человеке, его способности совершенствовать правовую систему общества.

Вывод. История философии права представляет собой философско-правовую дисциплину, исследующую процесс выдвижения, развития и замены различных правовых теорий и концепций. Без подробного изучения философско-правовых учений прошлого невозможно эффективное решение проблем, стоящих перед современным теоретически правосознанием.

Лекция 7. Философские аспекты правового принуждения.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 247.