Лекция 1. Дефинирование философии права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Аспекты и задачи философии права. Вопрос о предмете философии права является дискуссионным. В современной мировой науке существует несколько определений философии права, несколько подходов к проблеме предмета, метода и сферы интересов философии права. Причем эти определения и подходы весьма несхожи между собой. И, тем не менее, в целом можно сказать, что современная философия права является особым, строго очерченным направлением исследования на стыке правоведения и философии.

Вопрос об определении философии права также является дискуссионным и имеет свою историю. В России термин "философия права", наряду с кантианцами и гегельянцами, использовался и представителями догматической юриспруденции (Г.Шершеневич, Н.Коркунов, В.Катков).

Известно, что с позиций юридического позитивизма право трактовалось как совокупность общеобязательных норм, выражающих требования государства и обеспеченных его принудительной силой"[1]. Это направление имело также свою философскую основу. Как отмечает В.Д.Зорькин, "сама теоретическая трактовка "позитивности", равно как и формально-догматического подхода, уходят корнями в определенную философию..."[2].

Последователи позитивизма О.Конта, Д.Милля, Г.Спенсера о том, что сущность явлений непознаваема. Так, Г.Ф.Шершеневич считал, что науке недоступно то, что стоит за явлениями"[3]. "Можно познать только явления, но не их сущность", - утверждал А.Х.Гольмстен[4]. "Сознательный уход от основных вопросов философии,как отмечает С.А.Пяткина, - провозглашается позитивизмом в качестве нового пути в философии, свободного от метафизики и истинно научного"[5]. От материальных основ права представители этой доктрины призывали обратиться к его формальной стороне. По мнению С.В.Пахмана, юридическая наука не объясняет жизненных основ права, а исследует его внутреннюю природу, логические конструкции юридических познаний, не выходя за их пределы"[6].

Философия права, по Шершеневичу, является составной частью философии. На ее формирование оказало влияние одно немаловажное обстоятельство. В то время как юристы занимались исключительно толкованием и систематизированием норм права, философия права разрабатывалась лицами, мало причастными к правоведению. Они изучали право, как оно есть, не задаваясь мыслью о том, каким оно должно быть и даже может ли оно быть иным, а философы создавали идеальное право, не зная, что оно такое и каков оно в действительности"[7]. В результате, по его мнению, возникла разобщенность между философией права и отдельными юридическими науками.

Так, Вальденберг отождествлял ее с теорией познания права, то есть предметом философии права у него является вопрос не о том, что такое право, а о том, как мы его понимаем и как изучаем[8].

У Шершеневича теория познания представляет собой лишь один из вопросов философии права, но не все ее содержание. В его работах выражено отрицательное отношение к теории естественного права. Под влиянием этого права, полагал он, лица, применяющие законы, проявляют склонность к толкованию, наиболее соответствующему абсолютным идеалам, чем нарушается начало законности - этот краеугольный камень правового порядка. "Естественное право указанного направления не может служить руководителем законодателя", - отмечают он[9].

В приведенном высказывании было упомянуто естественное право "указанного направления", представители которого верили в неизменность идеального права, начертанного самой природой. Новое направление философии права выступало под флагом "возрожденного естественного права", выдвигало естественного право с изменяющимся содержанием, отрицало возможность идеального правового порядка, пригодного во все времена.

"Не существует ни одного положения права, которое по своему положительному содержанию оставалось бы безусловно неизменным", - писал Р. Штаммлер[10]. Особенность философии права, полагал он, заключается в вопросе о том, что можно преподать в качестве безусловно общего для всякого мыслимого права". При таком положении философия права (она же естественное право), в его представлении, теряет всякую связь с юридическими науками. По мнению Г.Ф. Шершеневича, философия права должна изучать то же, что изучают и отраслевые юридические науки, - право, как оно есть, и право, каким оно должно быть. Ее теоретическая задача заключается в критическом исследовании всех главных понятий, созданных юридической наукой (понятие о праве, его содержании и формах, о государстве, правоотношении, о преступлении и наказании и т.д.).

Задача философии права, по Шершеневичу, двоякая - теоретическая и практическая. Практическая ее задача - построение идеала правового порядка.

В этом смысле она должна соединять в одно стройное представление различные теоретические выкладки отраслевых юридических наук, быть связующим звеном и общим началом всей правовой политики[11]. В структурном отношении философия права состоит из трех частей: общей теории права, истории философии права, политики права. Общая теория права включалась в философию права или, как отмечал он, составляла "теоретическую часть философии права".

История философии права имела своей задачей изложение последовательного образования представлений о правовом порядке и его сущности в идеале. Перед политикой права стояла задача оценки существующего законодательства и разработки мер, направленных на его совершенствование. В.Д.Зорькин отметил игривую манерность и вместе с тем лицемерную беспощадность Г.Ф.Шершеневича в отношении рационалистической философии права, который обвинял правоведение в том, что оно "порвав с традициями естественного права, пренебрегало своими задачами в сфере критики и политики и за это потеряло общественные симпатии"[12]. Что же он предлагал правоведению, "истосковавшемуся по идеалу"? Он предусмотрительно выводит политику права за рамки теории права и на этом основании объявляет философию права не юридической наукой, а философской. В этих условиях обобщающей наукой о праве, наукой, сводящейся к правовой догматике, в противоположность метафизическим построениям, становится общая теория права, хотя многие работы позитивистов продолжали сохранять название "философии права". В 70-е годы XIX века

А. Меркель вместо философии права ввел термин "теория права", обозначающий науку, которая вырастала из самого права и слагалась из общих частей специальных наук. Однако вопрос о соотношении философии и теории права на длительное время остался объектом пристального внимания юристов различных стран. В России им занимался, в частности, К.А.Кузнецов. Теория права, полагал он, объединяя "пестрый конгломерат" сведений о праве (сущность правового явления, его составные части и т.д.), в то же время имеет элемент "отвлечения" от многообразия правового материала, сквозь который "просвечивается" та форма, которая именуется правовой. Историю же философии права он рассматривал как "историю правовых идеалов". "Мы должны проводить грань, - писал он, - между правовым идеалом (желательным правом) и правовой действительностью (наличным правом)"[13].

Дата: 2019-02-19, просмотров: 217.