Знать:
- сущность и содержание понятий правосознания, правовой культуры, правового мышления и формы практического выражения этих явлений в юридической практике;
Уметь:
- оценивать правовые ситуации с точки зрения развитого правосознания, правовой культуры, правового мышления;
- Навыки:
- владеть навыками наиболее оптимального разрешения правовых ситуаций с точки зрения развитого правосознания, правовой культуры, правового мышления.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- базовые положения философии, основные философские проблемы и способы их разрешения в зависимости от избранной концепции (ОК-1);
- основные способы, формы и методы повышения уровня своей профессиональной компетентности, рассматривает это как основополагающие требования для продолжения профессиональной деятельности (ОПК-6);
- сущность и содержание понятий правосознания, правовой культуры, правового мышления и формы практического выражения этих явлений в юридической практике (ПК-2).
Уметь:
- использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- выбирать необходимые формы и методы повышения уровня своей профессиональной компетентности, находить и использовать для этого имеющиеся возможности (ОПК-6);
- оценивать правовые ситуации с точки зрения развитого правосознания, правовой культуры, правового мышления ((ПК-2).
Навыки:
- навыками использования основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- владеть навыками использования различных форм, методов и способов повышения уровня своей профессиональной компетентности (ОПК-6);
- владеть навыками наиболее оптимального разрешения правовых ситуаций с точки зрения развитого правосознания, правовой культуры, правового мышления (ПК-2).
3.1. Программа формирования компетенций по дисциплине Философия права
Код и наименование формируемой компетенции или ее части | Разделы, темы дисциплины участвующие в формировании данной компетенции | Технологии формирования компетенций | Планируемые результаты обучения и уровни формирования компетенций | Формы контроля | Показатели освоения компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ОК-1 – способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | Раздел 1. «Введение в дисциплину философия права» | Лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа, активные и интерактивные формы занятий | Знать: -базовые положения философии, основные философские проблемы и способы их разрешения в зависимости от избранной концепции; Уметь: -использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции; Навыки: -навыками использования основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | Устный опрос, написание эссе, контрольная работа, решение задач и упражнений на самостоятельность мышления, зачет | В полном объеме, прочно и систематизировано знает базовые положения философии, основные философские проблемы и способы их разрешения в зависимости от избранной концепции. В полной мере умеет использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции. Полно, систематично владеет навыками применения основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции. |
ОПК-6 − способность повышать уровень своей профессиональной компетентности | Раздел 2. «История философии права» | Лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа, активные и интерактивные формы занятий | Знать: -основные способы, формы и методы повышения уровня своей профессиональной компетентности, рассматривает это как основополагающие требования для продолжения профессиональной деятельности Уметь: -выбирать необходимые формы и методы повышения уровня своей профессиональной компетентности, находить и использовать для этого имеющиеся возможности Навыки: -навыками использования различных форм, методов и способов повышения уровня своей профессиональной компетентности | Устный опрос, написание эссе, контрольная работа, решение задач и упражнений на самостоятельность мышления, решение ситуационных задач, написание рефератов, зачет | В полном объеме, прочно и систематизировано знает способы, формы и методы повышения уровня своей профессиональной компетентности, рассматривает это как основополагающие требования для продолжения профессиональной деятельности. В полной мере умеет правильно выбирать необходимые формы и методы повышения уровня своей профессиональной компетентности, находить и использовать для этого имеющиеся возможности. Полно, систематично владеет навыками использования различных форм, методов и способов повышения уровня своей профессиональной компетентности. |
ПК-2 – способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Раздел 2. «История философии права» Раздел 3 «Современная философия права» | Лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа, активные и интерактивные формы занятий | Знать: -сущность и содержание понятий правосознания, правовой культуры, правового мышления и формы практического выражения этих явлений в юридической практике Уметь: -оценивать правовые ситуации с точки зрения развитого правосознания, правовой культуры, правового мышления Навыки: -владеть навыками наиболее оптимального разрешения правовых ситуаций с точки зрения развитого правосознания, правовой культуры, правового мышления. | Устный опрос, написание эссе, контрольная работа, решение задач и упражнений на самостоятельность мышления, решение ситуационных задач, написание рефератов, зачет | В полном объеме, прочно и систематизировано знает сущность и содержание понятий правосознания, правовой культуры, правового мышления и формы практического выражения этих явлений в юридической практике. В полной мере умеет правильно оценивать правовые ситуации с точки зрения развитого правосознания, правовой культуры, правового мышления. Полно, систематично владеет навыками наиболее оптимального разрешения правовых ситуаций с точки зрения развитого правосознания, правовой культуры, правового мышления. |
4. Структура и содержание дисциплины философия права
4.1 Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа
Таблица 1
№ п/п | Номера и названия разделов | Очная форма обучения | Очно – заочная форма обучения | Заочная форма обучения | ||||||||||||
Семестр | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Самостоятельная работа (час.)
ная .работа (час.) | Семестр | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Самостоятельная работа (час.) |
Семестр | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Самостоятельная .работа (час.) | ||||||||
Лекции (час.) | Практические, семинарские и др. занятия (час.) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | Лекции (час.) | Практические, семинарские и др. занятия (час.) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | Лекции (час.) | Практические, семинарские и др. занятия (час.) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
1. | Раздел 1. «Введение в дисциплину философия права» | 3 | 2 | 2 | Устный опрос, тестирование | 6 | 3 | 2 | 2 | Устный опрос, написание эссе, тестирование | 6 | 3 | 2 | 2 | Устный опрос, тестирование | 8 |
2 | Раздел 2. «История философии права» | 3 | 10 | 10 | Устный опрос, тестирование | 30 | 3 | 4 | 6 | Устный опрос, тестирование | 42 | 3 | Устный опрос, тестирование | 46 | ||
3 | Раздел 3 «Современная философия права» | 3 | 2 | 4 | Устный опрос, рефераты, эссе, тестирование | 6 | 3 | 2 | 2 | Устный опрос, рефераты, тестирование | 6 | 3 | 2 | Устный опрос, рефераты, эссе, тестирование | 8 | |
Итог | 14 | 16 | зачет | 42 | 8 | 10 | зачет | 54 | 2 | 4 | зачет | 62 |
4.2 Содержание дисциплины
Раздел 1. «Введение в дисциплину философия права»
Дидактическая единица 1 (1. 1. Дефинирование философии права)
Раздел 2. «История философии права»
Дидактическая единица 2 (2. 1. Античная философия права)
Дидактическая единица 3 (2. 2. Философия права средневековья)
Дидактическая единица 4 (2. 3. Философия права Нового времени)
Дидактическая единица 5 (2. 4. Философия права в России в XIX – XX вв.)
Дидактическая единица 6 (2. 5. Философия права Новейшего времени)
Раздел 3 «Современная философия права»
Дидактическая единица 7 (3.1.Философские аспекты правового принуждения)
Содержание лекций
Номер п/п | Раздел, тема, содержание (основные вопросы) | Номер занятия | Количество часов | Литература | ||
Форма обучения | ||||||
очная | очно - заочная | заочная | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 1 «Введение в дисциплину философия права» | ||||||
1 | Лекция 1.1. Дефинирование философии права Вопросы: 1. Цель, задачи и концептуальные идеи философии права. Право в общем и целом как объект изучения философии права. Метаобъект и аспект исследования философии права. Определение философии права как философско-мировоззренческой юридической дисциплины. 2Мировоззренческая, методологическая, теоретическая и воспитательная функции философии права. 3. Методология философии права. Понятие и признаки методологии, методологические подходы. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1-7 |
Раздел 2 «История философии права» | ||||||
2 | Лекция 2.1 Античная философия права. Вопросы: 1. Основной вопрос античной философии права. Закон единства и взаимосвязи публичного и частного права. Категории публичного и частного права. Взаимосвязь власти и собственности. 2. Умозрительная методология и формально-логический метод. 3. Античная философия права раннего периода (IX – VI вв. до н.э.): творчество Гомера, Гесиода и «семи мудрецов»; Демокрит, Пифагор и пифагорейцы, Гераклит. | 2 | 2 | 2 | 1-7 | |
3 | Лекция 2.2. Философия права средневековья. Вопросы: 1. Основной вопрос философии права Средневековья. Закон единства и взаимосвязи церковного и светского права. Категории церковного и светского права. 2.Догматическая методология и схоластический метод. 3. Философско-правовые учения средневековья. Теократическая доктрина Аврелия Августина. Философско-правовые учения Иоанна Солсберийского и св. Фомы Аквинского. | 3 | 2 | 1-7 | ||
4 | Лекция 2.3. Философия права Нового времени. Вопросы: 1. Основной вопрос философии права Нового времени. Закон единства и взаимосвязи естественного и позитивного права. 2. Категории естественного и позитивного права. 3. Взаимосвязь сущности права и правового явления – как основной принцип философии права | 4 | 2 | 1-7 | ||
5 | Лекция 2.4. Философия права в России в XIX – XX вв. Вопросы: 1. Программа преобразования России начала XIX в. и философия естественного права. 2. Юридическая реформа М.М. Сперанского. Определение державной и конституционной властей. Теория разделения властей. Принцип единства морали и права. Классификация законов: общежительные и государственные законы. 3. Правовая концепция декабристов. «Русская Правда» П.Пестеля как правовой документ. Учение о правах человека и критике крепостного права. Права народностей и права безопасности. Власть и право. Проблема прав собственности. Конституция Н. Муравьёва. Принцип верховенства закона. | 5 | 2 | 2 | 1-7 | |
6 | Лекция 2.5. Философия права Новейшего времени. Вопросы: 1. Основной вопрос философии права Новейшего времени. Закон единства и взаимосвязи объективного и субъективного права. 2. Категории объективного и субъективного права, их роль в познании сущности основного вопроса философии права Новейшего времени. 3. Диалектическая методология и экспериментальный метод философии права Новейшего времени. | 6 | 2 | 1-7 | ||
Раздел 3 «Современная философия права» | ||||||
7 | Лекция 3.1. Философские аспекты правового принуждения Вопросы: 1. Проблема принуждения в истории философской мысли 2. Политика наказания в России | 7 | 2 | 2 | 1-7 | |
Итого | 14 | 8 | 2 |
Содержание семинарских (практических) занятий
Номер п/п | Раздел, тема, содержание (основные вопросы) | Номер занятия | Количество часов | Виды самостоятельной учебной деятельности обучающегося на занятии | Литература | ||
Форма обучения | |||||||
очная | очно - заочная | заочная | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Занятие 1.1: «Дефинирование философии права». Вопросы: 1. Цель, задачи и концептуальные идеи философии права. Право в общем и целом как объект изучения философии права. Метаобъект и аспект исследования философии права. Определение философии права как философско-мировоззренческой юридической дисциплины. 2Мировоззренческая, методологическая, теоретическая и воспитательная функции философии права. 3. Методология философии права. Понятие и признаки методологии, методологические подходы | 1 | 2 | 2 | 2 | Участие в работе занятия: подготовка конспектов выступлений, использование методов критики и опровержения | 1-7 |
2 | Занятие 2.1: «Античная философия права». Вопросы: 1. Основной вопрос античной философии права. Закон единства и взаимосвязи публичного и частного права. Категории публичного и частного права. Взаимосвязь власти и собственности. 2. Умозрительная методология и формально-логический метод. 3. Античная философия права раннего периода (IX – VI вв. до н.э.): творчество Гомера, Гесиода и «семи мудрецов»; Демокрит, Пифагор и пифагорейцы, Гераклит. | 2 | 2 | Участие в работе занятия: подготовка конспектов выступлений, использованиие методов критики и опровержения | 1-7 | ||
3 | Занятие 2.2: «Философия права средневековья». Вопросы: 1. Основной вопрос философии права Средневековья. Закон единства и взаимосвязи церковного и светского права. Категории церковного и светского права. 2. Догматическая методология и схоластический метод. 3. Философско-правовые учения средневековья. Теократическая доктрина Аврелия Августина. Философско-правовые учения Иоанна Солсберийского и св. Фомы Аквинского. | 3 | 2 | Участие в работе занятия: подготовка конспектов выступлений, использование методов критики и опровержения | 1-7 | ||
4 | Занятие 2.3 «Философия права Нового времени». Вопросы: 1. Основной вопрос философии права Нового времени. Закон единства и взаимосвязи естественного и позитивного права. 2. Категории естественного и позитивного права. 3. Взаимосвязь сущности права и правового явления – как основной принцип философии права | 4 | 2 | 2 | Участие в работе занятия: подготовка конспектов выступлений, использование методов критики и опровержения | 1-7 | |
5 | Занятие 2.4 «Философия права в России XIX в - XX вв.». Вопросы: 1. Программа преобразования России начала XIX в. и философия естественного права. 2. Юридическая реформа М.М. Сперанского. Определение державной и конституционной властей. Теория разделения властей. Принцип единства морали и права. Классификация законов: общежительные и государственные законы. 3.Правовая концепция декабристов. «Русская Правда» П.Пестеля как правовой документ. Учение о правах человека и критике крепостного права. Права народностей и права безопасности. Власть и право. Проблема прав собственности. Конституция Н. Муравьёва. Принцип верховенства закона. | 5 | 2 | 2 | Участие в работе занятия: подготовка конспектов выступлений, участие в дискуссии методом анализа конкретных ситуаций | 1-7 | |
6 | Занятие 2.5 «Философия права Новейшего времени». Вопросы: 1. Основной вопрос философии права Новейшего времени. Закон единства и взаимосвязи объективного и субъективного права. 2. Категории объективного и субъективного права, их роль в познании сущности основного вопроса философии права Новейшего времени. 3. Диалектическая методология и экспериментальный метод философии права Новейшего времени. | 6 | 2 | 2 | Участие в работе занятия: подготовка конспектов выступлений, участие в дискуссии методом анализа конкретных ситуаций | 1-7 | |
7 | Занятие 3.1 Философские аспекты правового принуждения Вопросы: 1.Специфика правового принуждения. 2. Сущность правового принуждения. | 7 | 4 | 2 | 2 | Участие в работе занятия: подготовка конспектов выступлений, участие в дискуссии методом анализа конкретных ситуаций | 1-7 |
Итого | 16 | 10 | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося
Раздел, тема, содержание (основные вопросы) | Количество часов | Номер п/ п | Внеаудиторная самостоятельная работа | ||
Форма обучения | |||||
очная | очно - заочная | заочная | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 1 «Введение в дисциплину философия права»
Тема 1.1. Дефинирование философии права
| 6 | 6 | 6 | 1 | Изучение лекционных материалов. Выполнение заданий, выданных преподавателем. |
Раздел 2 «История философии права»
Тема 2.1: «Античная философия права».
Тема 2.2: «Философия права средневековья». Тема 2.3 «Философия права Нового времени».
Тема 2.4 «Философия права в России XIX в -XX вв.».
Тема 2.5 «Философия права Новейшего времени».
Раздел 3 «Современная философия права»
Тема 3.1 Философские аспекты правового принуждения
Итого | 30 | 42 | 50 | 2 | Изучение рекомендуемой литературы и нормативных правовых актов. Выполнение заданий, выданных преподавателем. Подготовка рефератов и докладов. |
6 42 | 6 54 | 6 62 | 3 | Изучение рекомендуемой литературы и нормативных правовых актов. Выполнение заданий, выданных преподавателем. Подготовка рефератов и докладов. Написание эссе. |
5.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).
Рябченко А.Г. Философия права. [Электронный ресурс]: Методические указания для подготовки к практическим и семинарским занятиям для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Краснодар, ЮИМ. 2017.
Самостоятельная работа студентов реализуется в разных видах. Она включает подготовку студентов к семинарским (практическим) занятиям. Для этого студент изучает лекции преподавателя, основную, дополнительную литературу, журнальные и газетные публикации, Интернет-ресурсы, рекомендованные в разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины».
Самостоятельная работа предусматривает также решение во внеучебное время тестовых заданий и написание рефератов.
Студенты заочной формы обучения должны выполнить контрольную работу, ее написание помогает обучаемым углубить и закрепить полученные знания по дисциплине, приобрести навыки самостоятельного проведения научных исследований, анализа и обобщения юридической практики, литературного оформления результатов творческого труда. Студенту предоставляется право выбора темы.
6. Фонды оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
6.1 Текущий контроль знаний по дисциплине
Текущая аттестация студентов производится по дисциплине в следующих формах:
1) Устный опрос,
2) рефераты,
3) тестирование
Дата: 2019-02-19, просмотров: 447.