В решении и особых мнениях судей по делу «Олмстед против Соединенных Штатов», рассмотренному Верховным судом США в 1928 г., отчетливо проявились два противоположных подхода к толкованию Конституции США. Суть дела заключалась в том, что для раскрытия деятельности преступной группы полиция использовала подслушивающие устройства без санкции суда, но и без вторжения в жилище, т.к. приборы, позволяющие полиции прослушивать переговоры, были подключены к кабелю вне жилища. Истец утверждал, что нормы процессуального законодательства, позволяющего вести прослушивание без санкции суда, даже и без проникновения в жилище, противоречат 4-й поправке к Конституции США, гарантирующей «право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов». Однако в решении Верховного суда нормы и действия, связанные с прослушиванием на расстоянии, были признаны соответствующими Конституции, т.к. «не было физического вторжения или проникновения». Принципиально иная точка зрения была отражена в особом мнении по данному делу судьи Л. Брэндиса, который выразил несогласие с решением Суда. По его мнению, при анализе 4-й поправки необходимо учитывать истинные намерения ее авторов. Во времена ее принятия формы вмешательства в личную жизнь граждан были весьма простыми, только этим и можно объяснить столь ограниченный охват оправкой таких форм. Цель же поправки – защитить личную жизнь от вторжения. А поскольку вторжение в личную жизнь в рассматриваемом деле имело место, хотя и с применением более изощренных методов, появившихся с развитием технического прогресса, соответствующие нормы и действия противоречат 4-й поправке.
Какой подход к толкованию Конституции США применил Суд, а какой – предлагал применить судья Л. Брэндис ? Каковы достоинства и недостатки данных подходов? Что Вы думаете о возможности и целесообразности их применения?
Тема IX. Территориальное устройство публичной власти в зарубежных странах (2 часа)
1. Понятие территориального устройства и его формы. Территориальная автономия и ее виды.
2. Унитарное государство и его виды.
3. Региональные государства: понятие и причины возникновения.
4. Федеративное государство и его виды. Отличие от конфедераций. Способы распределения компетенции между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах.
5. Статус субъектов федерации и иных носителей государственной автономии в зарубежных странах.
6. Способы разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами.
7. Местное самоуправление и управление: понятие, органы и их полномочия. Виды муниципальных систем. Контроль органов центральной власти за местным самоуправлением.
Возможный интерактивный элемент семинара:
Деловая игра «Международная научно-практическая конференция «Дуалистическая, кооперативная и конкурентная модели федерализма: достоинства, недостатки, перспективы».
Задания для подготовки к семинару
Ответьте на вопросы
1. Чем отличается политико-территориальное деление от административно-территориального? Какой характер имеет областное деление России? К региональному делению какой страны оно ближе - Италии или Франции?
2. Какая разница между политико-административным и административно-территориальным делением?
3. Какая разница между территориальным делением и территориальным устройством?
4. Что такое административный округ? Какие виды административных округов вам известны?
5. Охватываются ли территориальными единицами акватории?
6. Что означает презумпция компетенции?
7. Какое государство более демократично - централизованное или децентрализованное, федеративное или унитарное и почему?
8. Как соотносятся форма правления и форма территориального устройства?
9. Чем федерация отличается от унитарного государства и от конфедерации?
10. Возможно ли конфедеративное государство? Вспомните в связи с этим последний проект Союзного договора в СССР.
11. В чем различие терминов "федеральный" и "федеративный"? В каких случаях мы говорим о федеративной конституции и в каких - о федеральной? Как с этими терминами соотносится термин "союзный"?
12. Симметрично ли территориальное устройство Испании? А России?
13. В чем различие между компетенцией и ее сферой?
14. Какие субъекты являются носителями компетенции территориальной единицы? А государства в целом?
15. Сравните Конституции Испании и Италии и определите, в чем сходство и различие их территориального устройства как конституционного института.
16. Обладают ли компетенцией федеральные территории и зависимые территории?
17. Как соотносятся между собой понятия "автономия" и "самоуправление", "автономия" и "федерация", "суверенитет" и "федерация"?
18. Чем объяснить тот факт, что в субъектах федераций парламенты часто однопалатные даже там, где национальные парламенты имеют двухпалатную структуру? Как, по-вашему, целесообразно решать этот вопрос в России?
19. Подчинены ли органы исполнительной власти субъектов федераций исполнительным органам федеральным?
20. Местная администрация, образованная местным представительным органом или избранная населением, - орган управления или самоуправления?
21. Какая модель организации публичной власти на местах представляется вам предпочтительной и почему? Какая модель действует в вашем городе, районе?
Дата: 2019-02-19, просмотров: 378.