Тема 3.2. Методы развивающей работы психолога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Развивающая и коррекционная работа – это активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.

Психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.

Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. 

Консультативная психология пытается ответить на пять основных вопросов: 1) в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью (клиентом), и человеком, ее оказывающим (консультантом); 2) каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта; 3) какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в процессе консультирования; 4) какие требования налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента; 5) каковы те приемы или техники, которые могут быть сознательно использованы консультантом в процессе оказания помощи.

Психологический тренинг – использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. 

Т-группа – группа тренинга, создаваемая для воздействия в системе межличностных отношений на всех членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения, взаимодействия, управления конфликтными ситуациями.

Тренинг социально-психологический – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Социально-психологический тренинг может иметь конкретную направленность: тренинг чувствительности, ролевого, делового поведения. 

Профессиональная ориентация – (от франц. orientation - установка) - комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.

Методы психологической саморегуляции – обучающие методики, направленные на формирование внутренних средств управления собственными состояниями: нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, имажинативные методы, медитативные методы, самогипноз.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить на основе материалов из периодических журналов по психологии конспект программы развивающей работы психолога (на выбор студента).

 

Литература:

1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст] / под ред. Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А.

Карабанова и др. – М. : Академия, 2002.

2. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями [Текст] / В. Ю. Меновщиков. – М. : Смысл, 2005.

3. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст] / О. В. Хухлаева. – М., 2001.

4. Хозиева, М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию [Текст] / М. В. Хозиева. – М. : Академия, 2002.

5. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика [Текст] / А. Ф. Бондаренко. – М., 2000.

6. Пахальян, В. Э Личностно-ориентированное консультирование в образовании [Текст] / В. Э. Пахальян. – М., 2003.

7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка [Текст] / под ред. Л. М. Шипициной. – М. : ВЛАДОС, 2003.

8. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2001.

9. Ясюкова, Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников [Текст] / Л. А. Ясюкова. – СПб., 2003.

10. Елизаров, А. Н. Концепции и методы психологической помощи [Текст] / А. Н. Елизаров. – М. : Ось-89, 2004.

 

Вопросы для самоконтроля по курсу

1. Что означает термин «развитие»? Какую роль играют в развитии биологические процессы и окружающая среда?

2. Какая связь существует между процессами социализации и научения?

3. Какую роль в связи с факторами среды и наследственности играют факторы времени и готовности?

4. В чем заключается вклад этологии в исследование развития человека?

5. Опишите процесс передачи генетического кода индивидуума.

6. Охарактеризуйте позицию Балтиеса о временных соотношениях между нормативными возрастными, нормативными историческими и ненормативными событиями жизни.

7. Каковы подходы к историческому анализу понятия «детство» в трудах Ф. Ариеса?

8. В чем отличия генетической и детской психологии?

9. Какой метод ввел в психологию А. Гезелл?

10. Психологи какой школы изучают происхождение и развитие интеллекта у ребенка? Какие ступени возрастного развития в данном направлении выделяются?

11. 11.В теории какого автора используются понятия: «эмоция», «моторика», «подражание», «социум»? Как эти понятия рассматриваются автором?

12. Как развивала идеи З. Фрейда в контексте психологии развития А. Фрейд?

13. Какой автор рассматривает зависимость как центральный компонент теории научения? В чем суть его теории?

14. Сравните классическое и оперантное обусловливание.

15. Сравните вклад Л.С. Выготского и Ж. Пиаже в когнитивный подход к развитию.

16. Объясните сущность информационного подхода к развитию.

17. Что является ключевым понятием концепции Б. Скинера, в чем его суть?

18. Как развивает концепцию социального научения А. Бандура?

19. Определите понятия: «натависты», «виталисты», «эпигенез».

20. Чем теория развития личности Э. Эриксона отличается от теории З. Фрейда?

21. Как новорожденный адаптируется к новой среде?

22. Какие переживания свойственны ребенку на первом году жизни согласно теории Э. Эрикссона?

23. Как проявляется кризис первого года жизни?

24. Как проявляется кризис трех лет?

25. Какие виды внимания развиваются в дошкольном возрасте?

26. Как меняются свойства внимания в дошкольном возрасте?

27. В чем причины рассеянности дошкольника?

28. Как можно развивать аттенционные способности ребенка?

29. Что такое «сенсорные эталоны»?

30. Какие виды восприятия развиваются в дошкольном возрасте?

31. Какие виды памяти развиваются в дошкольном возрасте?

32. Какие виды воображения развиваются в дошкольном возрасте?

33. Какие виды мышления развиваются в дошкольном возрасте?

34. Какие выделяются виды психологической готовности к обучению в школе?

35. Как развивается произвольное и послепроизвольное внимание в младшем школьном возрасте?

36. Какие условия для поддержания в младшем школьном возрасте внимания необходимо выполнять?

37. Как организовать эффективное запоминание учебной информации?

38. Какие мыслительные операции осваивает ребенок в младшем школьном возрасте?

39. Как развивается любознательность, познавательная активность в младшем школьном возрасте?

40. Какие выделяются типы отношения к школе и индивидуальные варианты принятия учебной ситуации?

41. В чем заключается новая социальная ситуация развития в подростковом возрасте?

42. Какие психофизиологические преобразования происходят в пубертатный период?

43. Как меняется отношение подростка к учебной деятельности?

44. В чем заключается психологический контекст подросткового увлечения музыкой?

45. Как преобразуется мышление в подростковом возрасте?

46. Что такое «подростковый эгоцентризм»?

47. Как развивается воображение в подростковом возрасте?

48. Какие изменения происходят во внутреннем мире подростка?

49. Как влияет подростковая субкультура на развитие речи подростка?

50. Как развиваются отношения со сверстниками в подростковом возрасте? 

51. Какие преобразования внутреннего мира происходят в ранней юности?

52. Какие этапы зрелого возраста выделяются?

53. Какие особенности мышления проявляются в зрелом возрасте?

54. Какие теории старения выделяются?

55. Каковы основные факторы и причины старения?

 

Примерные темы курсовых работ

1. Развитие конфликтов поведения и совладающее поведение в раннем детстве.

2. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни.

3. Механизмы психологической защиты в зрелом возрасте.

4. Феномен «эмоционального сгорания».

5. Феномен «получения наслаждения от профессиональной деятельности».

6. Психология развития зрелого человека: половые различия.

7. Особенности психического развития в студенчестве.

8. Формирование идентичности в юношеском возрасте.

9. Стресс, депрессия и совладающее поведение в юношеском возрасте.

10. Потребность ориентации в смыслах жизни как базовая потребность ранней юности.

11. Проблема возрастных особенностей и возможностей младшего школьника.

12. Развитие полоролевой идентичности.

13. Формирование умения учиться в среднем детстве.

14. Представления детей о дружбе.

15. Социальная компетентность младшего школьника.

16. Детское общество: отношения со сверстниками.

17. Эмоциональное развитие младшего школьника.

18. Школьная тревожность как психологическая проблема.

19. Психологические особенности раннего родительства.

20. Формирование «Мы-концепции» в подростковом возрасте.

 

Вопросы для экзамена

 

1. Основные подходы к рассмотрению категории «развитие» в психологии.

2. Проблема детерминант психического развития.

3. Основные подходы к рассмотрению категории «возраст» в психологии.

4. Проблема периодизации психического развития. 

5. Кризисы возрастного развития.

6. Стратегии и методы исследования психического развития ребенка.

7. Психологические исследования детства в парадигме «ребенок – предмет» (К. Бюлер, Ст. Холл, В. Штерн, К. Коффка, А. Гезелл и др.).

8. Психологические исследования детства в парадигме «ребенок – взрослый» (М. Клейн, А. Фрейд, З. Фрейд, А. Валлон и др.).

9. Психологические исследования детства в парадигме «ребенок

– общество» (Ф. Ариес, М. Мид, Э. Эриксон и др.)

10. Периодизация развития личности З. Фрейда.

11. Стадии развития личности и стадии ритуализации Э. Эриксона.

12. Ключевые понятия концепции Б. Скинера контексте возрастной психологии.

13. Концепция социального научения А. Бандуры в контексте возрастной психологии.

14. Концепция когнитивного развития Ж. Пиаже.

15. Концепция культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.

16. Концепция возрастного развития Д.Б. Эльконина.

17. Психическое развитие младенца.

18. Важнейшие достижения раннего детства.

19. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

20. Когнитивное развитие дошкольника.

21. Психосоциальное развитие дошкольника.

22. Психологическая готовность к обучению в школе.

23. Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте.

24. Психосоциальное развитие в младшем школьном возрасте.

25. Когнитивное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте.

26. Психосоциальное развитие в подростковом и раннем юношеском возрасте.

27. Когнитивное развитие в зрелом возрасте.

28. Психосоциальное развитие в зрелом возрасте.

29. Теории старения. 

30. Изменения когнитивной сферы в старости.

31. Изменения психосоциальной сферы в старости.

32. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Рекомендуемая литература

 

Основная 

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по направлению подгот. (спец.) 030300 "Психология", 030301 "Психология" / Т. П. Авдулова [и др.] ; под ред. Т. Д. Марцинковской. - М. : Академия, 2011. - 336 с. - 12 экз.

2. Крайг Г., Бокум Д., Прохоренко Т. В. Психология развития [Текст] : [учеб. пособие] / Грейс Крайг, Дон Бокум; науч. ред. Т. В. Прохоренко. - СПб. : Питер, 2008. - 940 с. -: 100 экз.

3. Минюрова С.А. Возрастная психология : детство, отрочество [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Минюрова ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии. - Екатеринбург : [б. и.], 2010. - 176 с. - 10 экз.

4. Минюрова С.А. Психология развития и возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Минюрова ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии. - Екатеринбург : [б. и.], 2010. - 116 с. - 3 экз.

5. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов по спец. психологии / Т. Д. Марцинковская [и др.] ; под ред. Т. Д. Марцинсковской. - М. : Академия, 2008. - 528 с. - 15 экз.

6. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология [Текст] / Е. А. Сорокоумова. - СПб. : Питер, 2008. - 208 с. - 5 экз.

 

Дополнительная 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Акад. проект, 2001. - 704 с. -239 экз. 

2. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина [и др.]. - М. : Академия, 2007. - 368 с. - 15 экз. 

3. Возрастная психология: личность от молодости до старости : Учеб.пособие по курсу "Возраст.психология" для студентов и преподавателей вузов / М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Г.Г.Горелова, Л.М.Орлова. - М. : Пед.о-во России, 2001. -

272с. - 30 экз. 

4. Волков Б.С., Волкова Н.В..Психология развития человека [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Акад. Проект, 2004. - 224 с. - 16 экз. 

5. Выготский     Л.С.   Психология    развития         человека         /

Л.С.Выготский. - М. : Смысл: Эксмо, 2003. - 1136с. - 10 экз. 

6. Дарвиш О.Б., Клочко В.Е. Возрастная психология : Учеб.пособие для студентов вузов по спец.031000 "Педагогика и психология" / О.Б.Дарвиш; Под ред.В.Е.Клочко. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264с. -36 экз. 

7. Миллер С., Белоусов В.М. Психология развития: методы исследования / Пер.с англ.В.М.Белоусов. - СПб. : Питер, 2002. - 464с. - 5 экз. 

8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 431 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.uaru.net/content/1472.html

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов по пед. спец. / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2006. - 608 с.- 100 экз. 

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология : Учеб.пособие для студентов вузов - М. : Пед.о-во России, 2001. - 442с. - 116 экз. 

11. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология : Учеб.пособие для студентов вузов - М. : Пед.о-во России, 2000. - 448с. - 49 экз. 

12. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов по спец. психологии / Т. Д. Марцинковская [и др.] ; под ред. Т. Д. Марцинсковской. - М. : Академия, 2008. - 528 с. - 15 экз. 

13. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов высш. психол. учеб. заведений / под ред. Т. Д. Марцинсковской. - М. :

Академия, 2005. - 528 с. -40 экз. 

14. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость : Учеб.пособие для студентов вузов по спец.031000Педагогика и психология - М. : Академия, 2002. - 205с. - 23 экз. 

 

 

Информационное обеспечение дисциплины

 

Электронные ресурсы

Ресурсы локального доступа

1. Вопросы психологии [Электронный ресурс] : электрон. приложение к журналу «Вопросы психологии» – Электрон. дан. –М., сор.

2001. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 

2. Словарь психолога-практика [Электронный ресурс] : электрон. словарь-справ. – Электрон. дан. –М., сор. 2000. – 1 электрон. опт.

диск (CD-ROM).

Ресурсы удаленного доступа

1. Сайт лаборатории психологии учения Психологического института РАО – Режим доступа: http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/luchen.html

2. Сайт лаборатории изучения психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологического института РАО –

Режим доступа: http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-podjun.html

3. Сайт лаборатории психологических основ новых образовательных технологий Психологического института РАО – Режим доступа: http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html

4. Сайт лаборатории профессионального развития личности Психологического института РАО – Режим доступа:

http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-prof.html 

5. Сайт лаборатории теоретических и экспериментальных проблем психологии развития Психологического института РАО – Режим доступа: http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html 

6. Сайт группы психологии обучения и развития младших школьников Психологического института РАО – Режим доступа:

http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html

7. Сайт группы исследования факторов формирования индивидуальности Психологического института РАО – Режим доступа: http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-fak.html

 

8. Сайт лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО – Режим доступа:

http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html

9. Сайт журнала «Вопросы психологии» – Режим доступа:

http://www.voppsy.ru/

10. Сайт журнала         «Педология» –        Режим доступа:

http://www.genesis.ru/pedologia/home.htm

 

Студентам так же обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации, к локальным и удаленным электронным библиотечным ресурсам:

               через электронный каталог   Информационно-

интеллектуального центра – Научная библиотека УрГПУ;  через образовательный портал университета;  через Интернет (www.uspu.ru).

Все студенты имеют возможность открытого доступа к вузовской ЭБС http://e-lib.uspu.ru/index.php, электронному каталогу научной библиотеки http://ec-uspu.dyndns.org/, университетской библиотеке ONLINE http://www.biblioclub.ru/ (договор от 05 марта 2012 г. № 6103/12), к фондам учебно-методической документации на сайте Института психологии http://fps.uspu.ru/. 

Все зарегистрированные студенты имеют возможность доступа к фондам учебно-методической документации на учебном портале УрГПУhttp://e-portal.uspu.ru/portal, к базе психолого-педагогических журналов МГППУ http://psyjournals.ru (договор от 23 мая 2011 г. № 601-10/12). 

Все студенты и преподаватели имеют доступ к сетевой версии информационно-правовой системы «Консультант+», состоящей из 8 баз, с 2011 года – имеется доступ к новым электронным ресурсам: полнотекстовые журналы (на русском языке): научная библиотека eLIBRARY http://elibrary.ru/defaultx.asp.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 213.