Тема 13. Психология зрелого возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основные понятия: личные обстоятельства жизни, событийные общности, различные аспекты Я, близость, родительство, профессиональный цикл, успешное совмещение работы и семейных обязанностей, задачи развития, гендерные особенности, дружба, изменения в карьере, сгорание на работе.

 

Период зрелого возраста включает следующие стадии: ранняя взрослость (от 20 до 40 лет), средняя взрослость (от 40 до 60 лет). 

Главная особенность развития в зрелом возрасте - минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека - его опытом, родом занятий, установками и т.д. Не все взрослые достигают одинаковых успехов или устраивают жизнь по единому образцу.

В теоретическом исследовании В.И. Слободчикова, представленном в соавторстве с Г.А. Цукерман, взрослость описывается двумя событийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей; творчество в системе экзистенциальных ценностей. Эти общности обеспечивают развитие во взрослости. Вхождение в новую общность знаменуются кризисами рождения. Позитивное разрешение таких кризисов всегда связано с тем, что в культуре находится более масштабная форма общности. Вступая в первую из названных общностей, субъект переживает кризис юности – разрыв идеала и реальности, при вступлении во вторую – кризис взрослости – разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни.

В кульминационной точке общности происходит кризис развития. Это момент, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие индивида внутри общности. В указанных общностях строится в первой – мировоззрение, во второй – личность (собственная позиция в культуре и истории).

Развитие взрослого человека можно рассматривать в контексте трех самостоятельных систем, связанных с различными аспектами Я: Я как индивидуума, Я как члена семьи и Я как работника. В центре этих систем развитие близости и генеративности.

Близость выражается через установление интимных отношений. Согласно трехкомпонентной теории любви Стернберга, любовь имеет три составляющие: интимность, или чувство близости с любимым человеком; страсть, или состояние возбуждения, связанного с физическим влечением и сексуальным поведением; и решение/обязательство, или решение любить какого-то человека и обязательство сохранять длительные отношения.

Требования и обязанности родительства способствуют формированию взрослого человека. Для каждого периода семейного цикла характерны свои достижения, задачи и конфликты. Среди стадий, включаемых в семейный цикл, можно назвать стадию выкармливания, во время которой родители привязываются к младенцу; интерпретативную стадию, во время которой родители пересматривают свои устоявшиеся взгляды и представления; и стадию расставания, когда дети покидают родительский дом. Каждая стадия требует от родителей разрешения своих внутренних конфликтов на более высоком уровне.

Профессиональный цикл начинается с приобретения жизненного опыта, ведущего к выбору профессии, продолжается все то время, в течение которого человек занимается выбранным им делом, и прекращается с выходом на пенсию. Этот цикл может сопровождаться рядом позитивных и негативных событий, влияющих на профессиональную карьеру человека.

Супер разбил профессиональный путь человека на 5 этапов, акцентируя внимание на выяснении индивидуумом своих склонностей и способностей: этап роста, этап исследования, этап упрочения карьеры, этан сохранения достигнутого и этап спада. Хейвигхерст предложил иную периодизацию профессионального пути, принимая во внимание прежде всего приобретение установок и трудовых навыков, позволяющих людям становиться полноценными работниками. По Хейвигхерсту этапами профессионального пути являются: идентификация с работником, приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия, приобретение конкретной профессиональной идентичности, становление профессионала, работа на благо общества и размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности.

Для успешного вхождения в профессию необходимо, чтобы человек смог превратить свои идеалистические мечты в реалистические цели. На ранних этапах своей трудовой жизни люди могут испытывать разочарование в тех случаях, когда их мечты не совпадают с действительностью. 

Левинсон подчеркивает роль наставников, помогающих молодым работникам в приобретении мастерства и уверенности в себе, в усвоении ценностей и норм, соответствующих выполняемой работе. После того как работникам удается адаптироваться к требованиям своей профессии и продвинуться вверх по служебной лестнице, они вступают в период сохранения достигнутого, в течение которого занимают прочное профессиональное положение. Однако многие люди меняют свою работу по несколько раз, так никогда и не достигая этапа упрочения карьеры и фазы стабильности, предполагаемых классической моделью профессионального цикла.

Успешное совмещение работы и семейных обязанностей – одна из главных проблем ранней взрослости. 

Развитие личности определяют через стадии развития; во взрослости эти стадии описываются как задачи. В числе задач развития, установленных Хейвигхерстом для ранней зрелости: выбор супруга; подготовка к супружеской жизни; воспитание детей; ведение домашнего хозяйства; начало профессиональной деятельности; принятие гражданской ответственности; нахождение конгениальной социальной группы. Задачи развития среднего возраста, находится достижение зрелой гражданской и социальной ответственности; достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня; помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми и др. 

В отличие от Хейвигхерста, Эриксон определял главную задачу среднего возраста в виде основного вопроса – генеративность против поглощенности собой. Чтобы избежать стагнации, люди должны заботиться о младшем поколении и о том, какой мир это поколение получит в наследство. 

Пэк расширил описанную Эриксоном картину развития в среднем возрасте, включив в нее семь проблем, или конфликтов, развития: ценность мудрости против ценности физических сил; уравновешивание на новом уровне социального против сексуального начала в человеческих отношениях; эмоциональная гибкость против эмоционального обеднения; умственная гибкость против умственной ригидности; дифференциация эго против поглощенности ролями; трансценденция тела против поглощенности телом; трансценденция эго против поглощенности эго.

Гендерные особенности. Исследования мужчин в середине жизни показывают, что большинство из них связаны обязательствами как перед работой, так и перед семьей, и должны научиться справляться с проблемами, вызванными старением родителей и взрослением детей. Женщины в середине жизни традиционно определяют себя через свое место в семейном цикле. В значительной степени, и время наступления основных событий в жизненном и профессиональном циклах определяет статус, образ жизни и возможность выбора женщин средних лет.

Одной из важных задач среднего возраста является одновременное приспособление к возросшей ответственности за стареющих родителей и обязанностям по отношению к детям, которые становятся независимыми взрослыми. Среди задач, которые необходимо выполнить: отпускание детей в самостоятельную жизнь и приспособление к жизни в «опустевшем гнезде»; переопределение отношений с детьми, которые стали взрослыми; удовлетворение физических потребностей стареющих родителей и переопределение отношении с ними.

В среднем возрасте дружба играет очень важную роль. Лоувентал и ее коллеги обнаружили значительное постоянство образов дружбы. С юности и до конца среднего возраста люди склонны при выборе друзей пользоваться примерно одними и теми же критериями. Наиболее сложные и многосторонние дружеские отношения имеют место между людьми в конце среднего возраста. Возможно, это связано с тем, что в середине жизни у людей увеличивается склонность к самоанализу, и они начинают глубже осознавать многогранность собственной личности и личностей других людей.

Средний возраст является также периодом профессиональной преемственности и изменений. Многие люди в середине жизни переоценивают свою профессиональную карьеру, чтобы увидеть, чего им удалось достичь, следует ли им изменить свои цели. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере. Перемены в профессиональной жизни могут, вызвать стресс, если карьера человека не развивается предсказуемо, если человек вынужден изменить род занятий под давлением обстоятельств или если он теряет работу. Потеря работы может сопровождаться реакцией горя, пока работник не сможет принять эту потерю и у него не появится надежда вновь выйти на рынок труда.

Если высокие ожидания работника не оправдываются и приложенные им большие усилия не вознаграждаются, то он может «сгореть» на работе. Термин «сгорание на работе» обычно применяется для описания состояния лиц, профессии которых связаны с оказанием помощи людям, но его можно использовать и для описания того, что происходит, когда люди чрезвычайно усердно работают, стремясь к недостижимой цели.

 

План практического занятия

1. Задачи развития зрелого возраста.

2. Семья, работа и образ жизни.

 

План лабораторного занятия

1. Задачи развития зрелого возраста.

2. Семья, работа и образ жизни.

 

Задания для самостоятельной работы 1. Письменно ответить на вопрос:

Объясните, почему К. Ригель считает диалектическое мышление «5-й стадией когнитивного развития»?

 

2. Дать психологический комментарий приведенным ниже высказываниям (письменно):

2.1. «Это незнакомое чувство, преследующее меня своей вкрадчивой тоской, я не решаюсь назвать, дать ему прекрасное и торжественное имя – грусть. Это такое всепоглощающее, такое эгоистическое чувство, что я почти стыжусь его, а грусть всегда внушала мне уважение. Прежде я никогда не испытывала ее – я знала скуку, досаду, реже раскаяние. А теперь что-то раздражающее и мягкое как шелк обволакивает меня и отчуждает от других». (Франсуаза Саган

 

2.2. «Я молод был и верил в то,

    Что будет много дней,

    И верил в то, что взрослый     В сто крат умней детей.

    Но час настал, я взрослым стал,

    И тут увидел я, как много взрослых дураков     Живет вокруг меня.

    И понял я, что на камнях

    Не вырастет травы,

    И дети в парках и садах     Меня зовут на «вы».

    Еще чуть-чуть пожить, вздохнуть –     И вот окончен путь.

    Я так хотел от этих дел немного отдохнуть. 

    (Андрей Макаревич)

 

3. Подготовить на основе материалов из периодических журналов по психологии конспект двух методик, которые посвящены изучению психологических особенностей в зрелом возрасте (на выбор студента).

 

Литература:

1. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж. Баттерворт, М. Харрис. – М., 2000. С. 307-323.

2. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб., 2006.

С. 648-825.

3. Миллер, С. Психология развития [Текст] / С. Миллер. – СПб. : Питер, 2002. 

4. Психология возрастных кризисов. Хрестоматия [Текст] / сост. К. В. Сельченок. – Минск : Харвест, 2000. – 560 с.

5. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М. : Аспект-Пресс, 2001.

6. Слободчиков, В. И. Психология развития человека [Текст] / В.

И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М., 2000.

7. Хухлаева, О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость [Текст] / О. В. Хухлаева. – М. : Академия, 2002.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 205.