Способы развития информации в тексте (параллельный и цепной)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

♦ По способу параллельности могут быть связаны части простого или сложного предложения и отдельные предложения внутри текста, представляющие две или более независимые друг от друга ситуации действительности. В каждой из этих частей есть смысловой центр – новая информация (Н-1, Н-2 и т.д. в предложении и микротемы – МТ-1, МТ-2 и т.д.─ в тексте). Независимые ситуации объединены известной информациейданным) в предложении  и предложением, в котором выражена коммуникативная задача (КЗТ), в тексте. Предмет или явление в таком случае описывается с разных сторон.

 

I. Параллельный способ связи информации внутри предложения:

Анализ поведения людей во время катастроф показывает, что 50 процентов потерпевших, находясь в психологическом шоке, все же оказываются в состоянии выполнять четкие команды; 25 процентов действуют решительно и разумно, а еще 25 процентов становятся неспособными к какой-либо деятельности. В этом предложении данная информация (Д) – анализ поведения людей во время катастроф. Новая информация (Н) показывает, какие именно существуют варианты поведения людей во время катастроф. Новая информация представлена тремя ситуациями действительности: первая: первый вариант поведения – 50% потерпевших в состоянии выполнять четкие команды (Н-1), вторая: второй вариант поведения - 25% потерпевших действуют решительно и разумно (Н-2), третья: третий вариант поведения - 25% потерпевших неспособны к какой-либо деятельности (Н-3). Ситуации не зависят друг от друга, следовательно, между ними параллельная связь информации.

 

Параллельный способ развития информации между предложениями такой, при котором новые дозы информации (Н-1, Н-2, Н-3) существуют в них независимо друг от друга, параллельно. При этом явление характеризуется с разных сторон, между дозами новой информации нет отношений взаимозависимости. Они объединены только коммуникативной задачей текста.

Схема параллельной связи:

МТ

                                          Н-1 Н-2  Н-2

Например:

  Летучие фракции растений обладают выраженными целебными свойствами. Известна биологическая активность 17 эфирных масел. Исследователями НИИ гриппа выявлено антиинфекционное действие аэрофитонов на различные типы вирусов, включая вирус гриппа. Известно успокаивающее действие летучих фракций. Кроме того, выяснены общестимулирующие и другие свойства аэрофитонов.

   

КЗТ  выражена в первом предложении – Летучие фракции растений обладают выраженными целебными свойствами. Смысловым центром КЗТ является словосочетание целебными свойствами. Новая информация представляет собой ситуации, независимые друг от друга, объединенные только коммуникативной задачей: Н-1 – антиинфекционное действие, Н-2 – успокаивающее действие, Н-3 – общестимулирующее действие. Следовательно, в тексте параллельный способ связи информации между предложениями.

                                                           Т

аэрофитоны

                                                          КЗТ

целебные свойства

Н-1                     Н-2                     Н-3             

  антиинфекционноеуспокаивающееобщестимулирующее

 II . Цепной способ развития информации.

 

♦  В отличие от параллельного способа информация текста может развиваться последовательно. При этом последующая новая информация вытекает из предыдущей: Н-1 → Н-2 → Н-3. Новая информация в таком случае развивается как бы по цепочке. Такой способ развития информации называется цепным. Явление описывается с одной какой-либо стороны и ситуации при этом оказываются взаимосвязанными. Цепной способ характерен, например, для описания процессов в организме человека, связанных с физиологией, патологической анатомией, микробиологией, биохимией. При этом часто показывается влияние определенного фактора на развитие процессов.

 

♦ Логико-грамматические отношения при цепном способе могут разворачиваться как причинно-следственные и условно-следственные, выражаются с помощью различных моделей предложения: что вызывает что, что ведет/приводит к чему, что является причиной чего, что обусловливается чем, что свидетельствует о чем. Схематично цепной способ развития информации текста можно представить так:

                               Схема 1:                      Схема 2:

причина условие

 

 

                                        ↓                             ↓

                             Следствие Н-1         Следствие Н-1  

                                        ↓                              ↓

                            Следствие Н-2         Следствие Н-2

                                        ↓

                            Следствие Н-3

♦ Рассмотрим пример цепного развития информации между предложениями, соединенными причинно-следственными отношениями:

  1)  Ишемическое повреждение митохондрий приводит к поломке натрий-калиевого АТФ-насоса, постепенному накапливанию в клетке натрия и потере ее калия. Нарушение натрие-калиевого обмена ведет к вытеснению кальция из митохондрий. Вследствие этого в цитолплазме повышается уровень ионизированного кальция и увеличивается связывание его с кальмодулином. С повышением содержания кальций-кальмодулиновых комплексов связан ряд изменений в клетке.

  Тема текста – ишемическое повреждение митохондрий. КЗТ – последствия ишемического повреждения митохондрий. Д (данное) для 1-го предложения – повреждение митохондрий ведет, Н-1 для первого предложения - поломка  натрий-калиевого АТФ-насоса, Н-2 – постепенное накапливание в клетке натрия и потеря ею калия. Д (данное) для 2-го предложения – нарушение натрие-калиевого обмена. Эта информация представляет собой обобщение Н-1 и Н-2 первого предложения. Д второго предложения – это Н-1 + Н-2 первого предложения. Н-1 второго предложения – вытеснение кальция из митохондрий. Д третьего предложения – вследствие этого, т.е. Н-1 второго предложения. Н-1 в третьем  предложении - повышение в цитоплазме уровня ионизированного кальция и Н-2увеличение связывания кальция с кальмодулином. Д для четвертого предложения – это обобщение информации Н-1 и Н-2 третьего предложения. Н-1 в четвертом предложении - ряд изменений в клетке. Следовательно, информация текста развивается последовательно, предложения внутри текста соединены причинно-следственными отношениями (см. схема 1). Способ развития информации в тексте – цепной.

 

Схема 1:

ишемическое повреждение митохондрий.

↓Н-1

Дата: 2019-02-19, просмотров: 2241.