Давайте, и дастся вам. Евангелие от Луки, 6, 38
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Прогрессия текста

(Однонаправленное и разнонаправленное развитие информации)

 Прогрессия текста – это увеличение его объема и количества информации. Функцию обеспечения прогрессии текста выполняет предложение, в котором заявлена коммуникативная задача всего текста или одной из его частей. Такое предложение помогает настроить читателя на восприятие текста. Информация его развивается в  последующих  микротемах с целью раскрытия коммуникативной задачи текста. Предложение, выполняющее функцию прогрессии текста, обычно расположено в начале всего текста или в начале микротемы (1–3 предложение).

♦ Информация текста может развиваться в одном или нескольких направлениях. Это зависит от того, как сформулирована коммуникативная задача текста, какое в ней данное текста: однонаправленное или разнонаправленное. Данное текста однонаправленное, если в предложении, содержащем КЗТ, только один смысловой центр (только одно данное). Информация в таком случае развивается только в одном направлении.

1)  В строении зубов человека и человекообразных обезьян имеются  существенные различия. Зубы человека относительно меньше по размерам, а клыки значительно короче, что связано с уменьшением его жевательного аппарата. У человека в отличие от обезьян позже прорезываются «зубы мудрости». У антропоморфных обезьян между резцом и клыком на верхней и нижней челюстях имеются широкие промежутки (диастемы), которые отсутствуют у человека.

 

♦  В тексте коммуникативная задача сформулирована в первом предложении – Различия в строении зубов человека и человекообразных обезьян. Значит самое главное (ключевое) слово в нем, передающее коммуникативную задачу, - различия. Именно оно является смысловым центром предложения. Это означает, что в тексте будут перечисляться отличительные признаки в строении зубов человека и человекообразных обезьян, а не что-либо другое. Информация текста в таком случае будет развиваться в одном направлении.

 

♦   Например, когда в предложении, содержащем коммуникативную задачу текста, несколько смысловых центров, информация развивается в двух и более направлениях.

2) Клеточный цикл – это последовательность событий в клетке между ее образованием и делением ее на дочерние клетки, который имеет 3 стадии: интерфазу, митоз, цитокинез. Интерфаза – период интенсивного синтеза и роста, во время которого происходит репликация ДНК. Митоз – процесс деления ядра. Цитокинез – процесс разделения цитоплазмы между двумя дочерними клетками.

       Коммуникативная задача также обозначена в первом предложении текста – это последовательность событий в клетке между ее образованием и делением ее на дочерние клетки, которая имеет 3 стадии: интерфазу, митоз, цитокинез. Коммуникативная задача содержит три смысловых центра«интерфаза», «митоз» и «цитокинез». Следовательно, движение текста будет происходить в трех направлениях.

Задание № 5. Прочитайте тексты. Определите направление движения информации в каждом тексте.

Текст 1.

  Биология – наука о жизни, живой природе, одна из естественных наук, предметом изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Кроме того биология классифицирует и описывает живые существа, происхождение видов, взаимодействие их между собой и с окружающей средой. В биологии существует узкая специализация наук по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология – животных, микробиология – одноклеточные организмы и т.д.

 

Текст 2.

Желудок – это сильно расширенный отдел пищеварительной трубки, расположенный в верхней части брюшной полости под диафрагмой. В нем выделяют входную и выходную части, дно, тело, а также большую и малую кривизну. Слизистая оболочка складчатая, что при заполнении пищей позволяет желудку растягиваться. Выходное отверстие запирается сильной запирательной мышцей – сфинктром.

 

Текст 3.

Причины старения и возможности его замедления интересовали людей с давних времен. Сейчас существует более 200 теорий старения, которые классифицируются по двум группам: негенетические и генетические теории старения. Теории первой группы рассматривают старение как структурные изменения клеток и тканей под действием факторов среды. Согласно теориям второй группы старение – генетически запрограммированный процесс. В организме имеются специальные гены, отвечающие за старение.

 

Текст 4.

Кровеносные сосуды носят разные названия в зависимости от их строения и функции. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются артериями. Артерии разветвляются на более мелкие сосуды, называемые артериолами. Артериолы многократно ветвятся, образуя микроскопические капилляры, проходящие между клетками практически всех тканей тела. Именно в капиллярах происходит обмен веществами между кровью и тканями.

 

Текст 4.

Адаптации у человека проявляются в двух формах: неспецифической и специфической. Общие (неспецифические) связаны с общим повышением иммунных свойств и усилением устойчивости организма к неблагоприятным условиям. Специфические адаптации узко направлены на приспособление к определенным условиям среды: на холод – повышение теплопродукции, в жарком климате – на повышение поверхности испарения и т.д.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 1018.