Методы и приемы при обучении информатике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Метод (греч. metodos) – путь, способ достижения цели. Метод обучения – это способ совместной деятельности педагога и учащихся, при которой учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развиваются их личностные качества и способности, формируется научное мировоззрение.

Характеристика методов

Одна из классификаций методов – по степени активности и самостоятельности учащихся. В соответствии с ней выделяют: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские методы. Группы методов названы в порядке возрастания активности и самостоятельности учащихся.

Объяснительно-иллюстративные методы связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем. К этим методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, изложение, демонстрация, иллюстрация, работа с учебником под руководством учителя.

Репродуктивные методы используются для выработки умений и навыков деятельности по образцу, в стандартной, знакомой ситуации. Эту группу методов составляют: пересказ, работа под руководством учителя с обучающими программами, программами-тренажерами, выполнение по образцуупражнений разных видов: вводных, тренировочных, с комментированием.

Проблемные методы предполагают активное участие учащихся в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи. В этом случае говорят, что учитель создает на уроке проблемную ситуацию и организует работу с учащимися по ее решению. Обязательное условие в этом случае: у учащихся должно быть достаточно знаний и умений, чтобы найти решение проблемы. К этой группе можно отнести вариативные упражнения.

Приведем пример создания проблемной ситуации при работе обу­чаемых с электронной таблицей.Учащимся предлагается представить, что они участвуют в подготовке школьной ярмарки для продажи самодельных товаров. От продажи планируется получить Х рублей. Требуется рассчитать, как получить запланированную сумму. Для этого необходимо определить:

а) какую цену установить на каждый товар;           .

б) сколько изделий каждого типа нужно продать.

Сначала учащиеся заполняют электронную таблицу: оформляют заголовки, формируют необходимые колонки, вводят предполагаемые данные (количество продаваемых товаров и их цену). Затем приступают к решению проблемы. Для достижения требуемого результата неоднократно изменяют введенные данные, анализируют промежуточные суммы и конечный результат до тех пор, пока не будет достигнут желаемый или приемлемый результат.

При использовании частично-поисковых методов школьники привлекаются к выдвижению гипотез для объяснения ситуации, решения проблемы, к постановке эксперимента, разработке учебного проекта. Наиболее известным методом из этой группы является эвристическая беседа. Она заключается в следующем: учитель выстраивает вопросы таким образом, чтобы учащиеся сами находили ответы, открывая для себя новые сведения; учитель лишь подводит школьников к открытиям, а выводы делают сами учащиеся. Практическую часть представляют задания, выполнение которых происходит в частично измененной ситуации.

Исследовательские методы включают наблюдение, эксперимент, связанные с работой на компьютере. Учитель здесь выступает как организатор самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Методы этой группы связаны с творческой деятельностью.

Домашнее задание по информатике

Необходимость домашней работы обусловлена не столько решением дидактических задач (закрепление знаний, совершенствование умений и навыков), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки к самообразованию. Домашнее задание заключает в себе широкие возможности для активизации познавательной деятельности учащихся. 

Домашняя работа отличается от работы в классе тем, что выполняется по указаниям учителя, но без его непосредственного руководства. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы.

Приведем примерные виды домашних заданий:

– изучение материала учебного пособия и его пересказ;

– доработка материала, изученного на уроке;

– ответы на специально поставленные вопросы учителя;

– письменные ответы на вопросы;

– подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

– выделение в тексте основного и второстепенного материала;

– самостоятельное составление плана ответа по теме;

– выделение главного, формулирование выводов;

– группировка и систематизация материала;

– подготовка таблиц, схем, опорных конспектов;

– подбор дополнительного материала по теме, приведение примеров;

– самостоятельное изучение материала;

– практическая работа;

– решение аналогичных задач, нестандартных задач, задач с межпредметными связями;

– работа над ошибками;

– самостоятельное составление задач;

– нетрадиционные задания обобщающего характера: составление кроссворда, теста;

– домашняя контрольная работа.

Учителю имеет смысл использовать несколько уровней домашнего задания. Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам. Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом такие ученики могут освобождаться от заданий первого уровня. Третий уровень – творческое задание, используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, добровольно и стимулируется высокой отметкой и похвалой. Примеры творческих заданий: разработать по теме стихи, частушки, басни, рассказы, чайнворды, кроссворды, сборники интересных фактов, учебные комиксы, плакаты и т.п.

Обычно, учителя задают домашнюю работу в конце урока, но для информатики лучше это делать в начале урока или перед практической частью, пока ученики находятся за партами. Домашнее задание по информатике чаще всего не требует использования компьютера. Включать задания с использованием компьютера можно, если ученики могут в свободное время после уроков прийти в школьный компьютерный класс и выполнить задание или все ученики класса имеют компьютеры дома.

Для задавания на дом необходимо: отводить специальное время; привлечь полное внимание всего класса; донести смысл задания (что делать) и порядок его выполнения (как делать) всем учащимся. Для этого домашнее задание сопровождают пояснениями. Учитель предлагает ученикам:

1) выполнить дома задания таким же способом, как на уроке;

2) объясняет способ выполнения задания на двух-трех примерах;

3) разбирает наиболее трудные элементы домашнего задания.

Учащиеся должны знать, что выполнить домашнее задание легче и быстрее в тот же день, когда оно было задано. Некоторым полезно прочитать параграф школьного пособия до того, как объяснит учитель.

Учителю следует помнить: если проверка домашнего задания проводится постоянно и связана с содержанием работы на уроке, то учащиеся более ответственно относятся к его выполнению и стараются работать дома самостоятельно, чтобы быть готовыми к предстоящему уроку.

Способы проверки домашнего задания определяет сам учитель: устный или письменный опрос, тестирование, просмотр или тщательная проверка тетрадей, самопроверка или взаимопроверка учащихся.

 Проверка домашнего задания должна сопровождаться отметкой или оценкой. Неудовлетворительную отметку можно не ставить, предложив учащемуся переделать задание.

 



Дата: 2019-02-19, просмотров: 199.