9. Контроль учебных достижений учащихся по информатике: функции, виды, формы и содержание контроля.
Контроль и оценка – это компоненты процесса диагностики. Для выяснения всех обстоятельств того, как протекает процесс обучения, осуществляют диагностику его результатов. Различают диагностику успеваемости и обучаемости. Нас в первую очередь интересует диагностика успеваемости. Она включает контроль, проверку, оценивание и анализ.
Функции контроля
Контроль в процессе обучения выполняет следующие функции:
– проверочную – свидетельствует о достижениях учащегося;
– обучающую – предполагает повторение, закрепление, осмысление, обобщение, применение, усовершенствование знаний и умений;
– развивающую – способствует развитию познавательных возможностей учащегося за счет напряженной умственной деятельности, обостренных внимания, памяти, мышления, воображения;
– воспитательную – затрагивает эмоциональную сферу личности, дисциплинирует, воспитывает ответственность за результаты, организует;
– методическую – отражает работу учителя, используется для ее усовершенствования.
Требования к организации контроля: планомерность и систематичность; объективность; всесторонность; индивидуальность; экономичность; педагогическая тактичность, доброжелательность.
Виды контроля. Для проверки результатов учебной деятельности учащегося могут быть использованы следующие виды контроля: текущий, промежуточный (периодический), итоговый.
Текущий контроль может быть поурочным и тематическим. Осуществляется в соответствии с дидактической целью к уроку.
Промежуточный (периодический) контроль проводится для проверки уровня усвоения учащимися учебного материала за длительный промежуток времени в соответствии с учебной программой (в конце четверти, триместра или полугодия).
Итоговый контроль может проводиться по решению администрации школы для определения уровня усвоения учебного материала учащимися за год, за курс обучения.
Промежуточный и итоговый контроль учебных достижений учащихся подчинены требованиям Единого орфографического режима учреждений общего среднего образования. Проверочная работа включает, как правило, теоретические и практические задания, которые должны выявлять уровень владения знаниями и умениями по предмету и быть посильными учащимся. Недопустимо включать в проверочные работы задания, которые выходят за рамки требований образовательного стандарта и учебной программы. Основная часть теоретических заданий должна быть основана на материале, изученном не позднее двух последних месяцев перед контрольным мероприятием.
Формы организации контроля. Различные виды контроля могут осуществляться в устной, письменной или практической форме и в их сочетании, а также в форме компьютерного тестирования. Вид и форма проверочной работы определяются в зависимости от целей, этапа обучения, особенностей учебного материала.
На уроках информатики обычно проводят самостоятельные, практические и контрольные работы. Для текущего контроля можно использовать контролирующие программы и программы-тесты. Такой контроль должен показать степень усвоения базовых знаний, уровень сформированности умений и навыков, подготовленность к восприятию последующего материала.
Содержание контроля. При проведении текущего тематического, промежуточного и итогового контроля учащимся предъявляется совокупность заданий всех уровней сложности учебного материала. Содержание заданий может соответствовать определенному уровню следующим образом:
Уровень 1 (низкий, рецептивный) – определение взаимнооднозначного соответствия, выбор правильных ответов из предлагаемого набора.
Уровень 2 (удовлетворительный, рецептивно-репродуктивный) - определение, формулирование терминов, процессов.
Уровень 3 (средний, репродуктивно-продуктивный) – вопросы на сравнение, классификацию понятий, процессов, операций.
Уровень 4 (достаточный, продуктивный) – выполнение типового задания, описание технологии его реализации. Анализ готовых алгоритмов, моделей.
Уровень 5 (высокий, продуктивный, творческий) – выполнение задания без указания учителем способа и путей решения.
Приведенный материал «О контроле результатов учебной деятельности учащихся и их аттестации (методические рекомендации по учебным дисциплинам)» отражен в «Настаўніцкай газеце» ад 29 кастрычніка 2002 года.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 639.