Особенности школьной информатики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура курса МПИ

Курс МПИ делится на лекционную и практическую части. Лекционный курс состоит из трех разделов: в первой рассматриваются общие вопросы методики преподавания информатики и организации учебного процесса, во второй – методики преподавания наиболее важных тем и понятий, в третьей – методики дополнительного обучения информатике.

Практический курс реализуется в виде лабораторных занятий, в ходе которых студент одновременно выполняет три роли, осваивая, соответственно, три вида деятельности: роль ученика (изучая и используя технические средства и программное обеспечение); роль учителя (разрабатывая материалы для учащегося: содержание уроков, задания, вопросы, тесты и др.); роль методиста-предметника (анализируя и оценивая деятельность других студентов и собственную).

Связь МПИ с другими дисциплинами

МПИ, являясь самостоятельной научной дисциплиной, в процессе формирования вобрала в себя знания других наук, а в своем развитии опирается на полученные ими результаты. Эти науки – философия, педагогика, психология, возрастная физиология, информатика, а также обобщенный практический опыт методик других общеобразовательных предметов средней школы.

В условиях глобальной информатизации всех отраслей человеческой деятельности и проникновения информатики во все другие науки можно смело утверждать о связи методики преподавания информатики практически с любой наукой.

В системе педагогических наук методика теснее всего связана с теорией обучения – дидактикой. Методика изучает закономерности обучения, проистекающие из особенностей изучаемой науки. Одна из задач методики – найти эффективные способы управления познавательной деятельностью учащегося. Для этого надо знать объективные закономерности, которые изучаются психологией, физиологией высшей нервной деятельности, что и определяет связь методики с этими науками.

С методикой преподавания математики МПИ связана генетически – понятие алгоритма пришло из математики и может пониматься как первичное. С другой стороны, многие доказательства в математике имеют явно алгоритмическую структуру. Одна из задач – научить выявлять эту алгоритмическую составляющую.

Сходство МПИ с методиками преподавания физики и химии проявляется в склонности информатики к опыту, эксперименту. Даже запуск программы на компьютере с целью поиска ошибки есть эксперимент.

Своеобразной является связь с методикой изучения иностранного языка. Например, перевод текста алгоритма с формального языка на содержательный – это вполне языковая, речевая деятельность.

Область пересечения интересов МПИ с психологией обусловлена наличием проблемы общения с компьютером. Особая форма такого общения – компьютерная игра. Особенности компьютерных игр, их влияние на развитие учащихся пока лишь изучаются. МПИ уже использует включение игровых элементов в учебную деятельность.


2. Нормативные документы: Кодекс об образовании, учебная программа школьного предмета «Информатика». Анализ учебной программы по информатике. Планирование учителем учебной работы по информатике на основе учебной программы.


Нормативные документы

Цели школьного образования в значительной степени зависят от социального заказа, который для школьной информатики определен в концепции обучения информатике в образовательном стандарте в области «Информатика» и реализован в учебной программе школьного курса информатики.

При организации любого обучения две важные и тесно связанные друг с другом задачи – это 1) определение содержания и объема обучения, 2) построение оптимальной последовательности изучения.

Руководящим государственным документом, который определяет цели, структуру и содержание школьных курсов информатики, уровень подготовки учащихся по информатике, критерии оценок, измерители и систему контроля, является образовательный стандарт в области «Информатика».

Образовательный стандарт общего среднего образования – нормативный документ, устанавливающий совокупность норм и требований к структуре, содержанию общего среднего образования, объему учебной нагрузки и уровням подготовки учащихся по ступеням обучения.

Стандарт образования отражает представления общества об уровне и качестве образования. Цель стандартов состоит в том, чтобы упорядочить разнообразие видов и форм образования, предоставляя свободу преподавания и обучения в рамках единого образовательного пространства.

Стандартизация выполняет следующие функции:

– защита свободы и прав личности на самовыражение и самореализацию;

– обеспечение единства и преемственности отдельных этапов образования;

– наличие диагностических показателей качества подготовки;

– предоставление содержательной основы для разработки образовательных программ, учебников, пособий.

Вторым по значению государственным документом, который определяет объем и содержание школьных курсов информатики и в значительной степени последовательность изучения, является официально утвержденная Министерством образования учебная программа курса информатики.

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретного учебного предмета, содержание и последовательность изучения учебного материала.

К разряду нормативных документов относится также учебный план. Он содержит перечень изучаемых учебных дисциплин по годам обучения, количество часов, отводимое на каждую дисциплину в неделю, виды и сроки итогового контроля.

 


3. Школьный курс информатики: содержание, структура, методические особенности. Формирование компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся.

Общеобразовательный характер школьного курса информатики имеет три основных аспекта. Мировоззренческий аспект информатики связан с формирование представлений о роли информации и закономерностях информационных процессов. Пользовательский (или технологический) – с подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого применения информационных технологий. Алгоритмический аспект связан в основном с развитием логического пооперационного мышления.

В основу курса заложены фундаментальные понятия современной науки «информация», «компьютер», «алгоритм», «модель». Так как современный человек ежечасно имеет дело с информацией и ее обработкой, компьютер в базовом курсе рассматривается, в основном, как средство (инструмент) обработки информации при решении практических задач. Те же цели преследуются и при использовании программного обеспечения компьютера. Изучение основ алгоритмизации имеет широкие общеобразовательные цели, связанные с формированием алгоритмического стиля мышления. Моделирование рассматривается как метод решения практических задач.

Содержание школьной информатики основано на следующих содержательных линиях:

информация и информационные процессы;

аппаратное и программное обеспечение компьютеров;

основы алгоритмизации и программирования;

компьютерные информационные технологии;

коммуникационные технологии.

Структура школьного курса информатики:

6 класс       1. Введение в информатику (2 ч) 2. Первоначальные приемы работы с персональным компьютером (6 ч) 3. Обработка графической информации (7 ч) 4. Обработка текстовой информации (10 ч) Кр по теме 4 5. Основы алгоритмизации и программирования (8 ч) Резерв (1 ч)
7 класс 6. Информация и информационные процессы (2 ч) 7. Аппаратное и программное обеспечение компьютера (7 ч) 8. Основы алгоритмизации и программирования (12 ч) 9. Компьютерные презентации (8 ч) Кр по теме 9 10. Компьютерные коммуникации и Интернет (3 ч) Резерв (1 ч)
8 класс 11. Основы алгоритмизации и программирования (10 ч) 12. Технология обработки текстовых документов (10 ч)    Кр по теме 12 13. Работа с векторной графикой (7 ч) 14. Вредоносное программное обеспечение и защита информации (2 ч) 15. Работа с электронной почтой (3 ч)      Резерв (1 ч)
9 класс 16. Представление информации в компьютере (3 ч) 17. Основы языка программирования (11 ч) 18. Основы анимации (12 ч) Кр по теме 18 19. Информационные ресурсы сети Интернет (6 ч)       Резерв (1 ч)
10 класс 20. Хранение информации (2 ч) 21. Цифровые устройства для обработки информации (2 ч) 22. Основы алгоритмизации и программирования (8 ч) 23. Информационные модели (4 ч) 24. Обработка информации в электронных таблицах (12 ч) Кр по теме 24 25. Компьютерные коммуникации и Интернет (3 ч) Резерв (2 ч)
11 класс 26. Основы веб-конструирования (12 ч)   Кр по теме 26 27. Основы алгоритмизации и программирование (9 ч) 28. Обработка информации в СУБД (8 ч) 29. Информационные системы и технологии (2 ч)    Резерв (2 ч)

Основные особенности курса: 1) ориентация на систематическое индивидуальное использование компьютеров; 2) подготовка непрофессиональных пользователей вычислительной (компьютерной) техники, 3) межпредметный характер содержания.

В методическом аспекте уроки информатики близки к урокам труда, т.к. компьютер – это инструмент для обработки информации. Овладеть инструментом можно только в процессе работы, постепенно осваивая новые знания, умения и навыки.

Исключительно важный методический подход в обучении информатике – исходить от задачи. Научиться решать задачи обработки информации на компьютере можно только в процессе работы над решением задач. Использование системы задач от простой к более сложным позволит учителю постепенно знакомить учащихся с новыми возможностями компьютера и программного обеспечения. Это означает, что необходимо предлагать для изучения систему команд того или иного средства не сразу всю, а постепенно, и не всегда в полном объеме, а лишь достаточную для решения задач.

Вторая сторона такого подхода проявляется в методике освоения отдельных программных средств. В школе главным является не изучение конкретных программных средств, а решение задач обработки того или иного вида информации с помощью соответствующего конкретного программного средства. Тем самым становятся достижимыми общеобразовательные цели. При таком подходе учащиеся усваивают основные возможности целого класса универсальных программных средств независимо от типа техники и конкретного программного обеспечения. По окончании обучения учащийся должен представлять возможности компьютера и основных типов программных средств. Так, спустя некоторое время после изучения информатики учащийся может и не вспомнить конкретные команды, забыть отдельные пункты меню, но должен сориентироваться в выборе программного средства на основе стоящей перед ним задачи обработки информации.

В качестве современных компонентов компьютерной грамотности рассматриваются практические умения подготовки и редактирования текста, рисунков, схем, выполнение простейших расчетов, поиск информации с помощью компьютера и только в некотором смысле – умения программирования. Такое определение компьютерной грамотности направляет содержание школьной информатики на компьютер и программное обеспечение, а процесс обучения – на формирование пользовательских знаний и умений, на овладение компьютерными технологиями.

С понятием «компьютерная грамотность» связано понятие «информационная культура учащегося» – умения получать, сохранять, искать, собирать и передавать информацию с помощью компьютера, использовать базы данных и разнообразные информационные системы. Фактически оба понятия оперируют определенным набором требований к знаниям, умениям и навыкам. Эти требования, взятые в минимальном объеме, составляют задачу достижения компьютерной грамотности, взятые в максимальном объеме – воспитание информационной культуры учащихся.


4. Средства обучения на уроках информатики. Учебные пособия по информатике. Программное обеспечение школьного курса. Электронные образовательные ресурсы по информатике.

В системе средств обучения основное место отводится учебнику (учебному пособию) по предмету. С ним должно быть связано остальное учебно-методическое обеспечение: объяснять и развивать содержащиеся в учебнике идеи, соответствовать учебной программе по предмету, служить общим целям формирования у учащихся прочных знаний и умений.

1. Информатика: Учеб.пособие для 7 кл. учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / А.Е. Пупцев., П.Л. Гращенко, А.И. Лапо – Мн.: Народная асвета, 2004. – 158 с.

2. Информатика: Учеб.пособие для 8 кл. учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / А.Е. Пупцев, А.И. Лапо – Мн.: Народная асвета, 2004. – 168 с.

3. Информатика: Учеб.пособие для 9 кл. учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / А.Е. Пупцев, А.И. Лапо, Л.А. Вишневская – Мн.: Народная асвета, 2006. – 197 с.

4. Информатика: Учеб.пособие для 10 кл. учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / А.Е. Пупцев, П.Л. Гращенко, А.И. Лапо, А.Г. Огейко – Мн.: Народная асвета, 2007. – 295 с.

К учебно-методическому обеспечению курса информатики помимо учебных пособий принадлежат методические пособия для учителей, инструктивно-методические материалы Министерства образования, статьи и методические разработки для учителей, опубликованные в журналах «Народная асвета», «Інфарматызацыяадукацыі», «Информатика и образование».

Учебно-методическое обеспечение курса информатики дополняется еще и нетрадиционным компонентом, обусловленным наличием компьютера. Этот компонент – программное обеспечение, которое используется в процессе преподавания информатики в школе. Программное обеспечение курса информатики включает базовое программное обеспечение для школьных компьютеров и педагогические программные средства (ППС). ППС поддерживают изучение конкретных тем курса и формирование у учащихся практических навыков, которые предусмотрены учебной программой.


5. Кабинет информатики и информационных технологий. Функциональное назначение и оборудование кабинета, организация работы. Санитарно-гигиенические требования к режиму работы и рабочему месту учащегося, правила охраны труда.

КИИТ предназначен для:

– проведения теоретических и практических занятий по курсам «Информатика», которые предусмотрены учебными программами;

– проведения классной, внеклассной, факультативной, кружковой и других дополнительных форм учебной деятельности по информатике;

– проведения уроков других предметов по некоторым отдельным темам с использованием компьютерных информационных технологий;

– осуществления эффективного управления учебно-воспитательным процессом с использованием средств компьютерных технологий;

оснащен:

– комплектом аппаратно-программных средств для персональных компьютеров, желательно объединенных локальной сетью;

– программным обеспечением, соответствующим учебной программе;

– учебно-методическими и наглядными пособиями;

– учебным оборудованием;

– мебелью и приспособлениями для проведения занятий и работы с использованием компьютерной техники;

– оборудованием, обеспечивающим в кабинете микроклимат, соответствующий установленным нормам (кондиционер, осветительные приборы и др.).

Оборудование КИИТ определяется «Положением о кабинете информатики и информационных технологий учебного учреждения системы общего и среднего образования», которое утверждается приказом Министра образования РБ. В состав оборудования и оснащения КИИТ могут входить: мультимедийный проектор, кинопроектор, диапроектор, графопроектор, экран, печатающие устройства, комплекты ППС, базовое программное обеспечение и др.

КИИТ также должен иметь:

инвентарную книгу для учета имеющегося в кабинете оборудования;

журнал для инструктажа учащихся по охране труда;

журнал использования компьютерной техники на каждом рабочем месте;

журнал списывания машин и их ремонта.

средства пожаротушения;

аптечку для оказания первой помощи;

учебные задания для реализации индивидуального подхода при обучении, выполнении самостоятельных и лабораторных работ, упражнений;

– комплект научно-популярной, справочной и методической литературы.

Инструктаж по охране труда проводится на первом уроке каждой четверти учителем информатики с указанием темы инструктажа.

Оборудование рабочих мест учеников и учителя должно соответствовать «Положению о кабинете информатики и информационных технологий учебного учреждения системы общего и среднего образования». Основу КИИТ составляют рабочее место учителя (РМП) и рабочие места учеников (РМУ).

Для каждого рабочего места отводится определенная площадь – 6 кв.м. Расстановка компьютеров должна обеспечить свободный доступ учащихся и учителя к рабочим местам во время урока, для удобного управления ходом урока, организации контроля, самостоятельной работы учащихся. Оптимальной, с точки зрения безопасности учащихся и учителя, является расстановка столов с компьютерами по периметру помещения так, чтобы мониторы компьютеров были обращены тыльной стороной к стене. В кабинете размещают дополнительные столы для чередования и совмещения разных форм работы на занятиях.

Техническое обслуживание по ремонту оборудования выполняется на основе договора с соответствующими организациями.

Санитарно-гигиенические требования к режиму работы и рабочему месту учащегося, правила охраны труда

Санитарно-гигиенические нормы. Санитарно-гигиенические требования к режиму работы и рабочим местам учащихся и учителя для КИИТ разработаны на основе действующих Санитарных норм и правил СанПиН 9-131 РБ2002 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы». В зависимости от возраста учащихся вводится ограничение на время работы за компьютером:

6 – 7 классы – до 20 минут,

8 – 9 классы – до 25 минут,

10 – 11 классы – до 30 минут.

Предлагается включать в ход урока физкультурные паузы. Для этого разработаны комплексы упражнений для глаз и для рук. Определен состав аптечки первой помощи.

Рекомендуется, чтобы окна кабинета выходили на северную или северо-восточную сторону горизонта. В противном случае окна необходимо оборудовать устройствами жалюзи светлого цвета для защиты экранов мониторов от прямых солнечных лучей.

После каждого урока или часа работы следует проводить проветривание помещения. Ежедневно в кабинете должна проводиться влажная уборка рабочих мест.

В КИИТ рекомендуется использовать вместо доски с мелом специальную доску для письма маркерами. На полу желательно иметь линолеум и протирать его несколько раз в день. Потолок и стены должны быть окрашенными.

Организация работы в КИИТ. Работа в кабинете организуется в соответствии с «Положением о кабинете информатики и информационных технологий учебного учреждения системы общего и среднего образования»; Правилами внутреннего трудового распорядка школы; приказами, инструкциями и указаниями органов образования; правилами, нормами и стандартами охраны труда; нормативными и инструктивными документами.

Работу КИИТ по приказу директора школы возглавляет один из учителей информатики (заведующий кафедрой), который оборудует кабинет и является организатором работы учителей и учащихся по информатике и применения компьютерной техники в преподавании отдельных тем по другим предметам. Заведующий кафедры несет ответственность за состояние оборудования, заполнение журналов и др. Под его руководством составляется расписание, распределяется работа между учителями, учащимися, разрабатывается перспективный план обучения информатике и оборудования КИИТ.

В начале изучения курса информатики за каждым учащимся закрепляется определенное рабочее место в КИИТ, за которое он несет ответственность во время урока в кабинете. Учащимся на первом уроке сообщают правила поведения и, в дальнейшем учитель постоянно следит за их выполнением.






Урок, типы уроков. Дидактические особенности учебных занятий по информатике. Подготовка учителя к уроку. План-конспект урока информатики. Целеполагание к уроку. Анализ урока.

Типы уроков

Урок сообщения новых знаний. На таком уроке формируются основные понятия, работа с которыми будет продолжаться при изучении темы. Содействуют развитию у учащихся культуры работы с компьютером и программным обеспечением, поскольку чаще всего сообщаются ключевые, важные понятия. 

Урок формирования и совершенствования практических умений. Планируется работа с техническими и программными средствами в рамках временных норм работы за компьютером. Проводится после урока сообщения новых знаний, если объем практического задания достаточно велик.

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков. Такие уроки обеспечивают единство теории и практики. Основное содержание урока – выполнение разнообразных тренировочных упражнений, способствующих закреплению знаний и формированию умений, а также заданий творческого характера. Основная форма работы – индивидуальная. Можно использовать для изучения небольшого количества нового материала, который на этом же уроке можно закрепить, повторяя и обобщая изученный ранее материал.

Урок контроля усвоения знаний и сформированности умений. Проводится контрольная работа с использованием методов: диктант, устный фронтальный опрос, письменный опрос, тестирование. Могут использоваться контролирующие программы.

Комбинированный (смешанный) урок. Содержит элементы уроков сообщения новых знаний и формирования умений. Обычно, в начале урока сообщается новый материал или закрепляют изученные понятия и осуществляют контроль усвоенного. Затем учащиеся выполняют практические задания фронтально или индивидуально. Этот тип урока чаще всего используют для проведения уроков информатики.

Тип урока определяют в зависимости от ведущей дидактической цели урока.

Целеполагание

Цель – осознанное представление, эталон конечного результата деятельности. Выдвижение и формулирование цели называют целеполаганием.

Учитель к уроку формулирует три группы целей: дидактические, воспитательные, развивающие. Они взаимосвязаны канвой урока, поэтому их часто объединяют понятием триединая цель урока (ТЦУ).

 Дидактические или образовательные цели ориентированы на усвоение тех знаний, умений и навыков, которые соответствуют содержанию обучения по данному предмету. Например, одна и та же цель – «сформировать представление о понятии «алгоритм» – будет являться для урока информатики – дидактической, а для урока математики – развивающей.

Воспитательные цели закладывают формирование конкретных черт личности: аккуратности, взаимопомощи, собранности, целеустремленности и других. Развивающие – способствуют формированию психологических качеств, таких как внимание, память, мышление, а также общеучебных умений и навыков, полезных для обучения любой дисциплине: умения конспектировать, работать с литературой, аргументировать, анализировать и другие. Ошибочно считать, что формулировка воспитательной цели начинается со слова «воспитывать», а развивающей – «развивать». Направленность цели определяется ее содержанием.

Цели могут задавать изменения не только в системе понятий, умений и навыков, но и в системе мотивов. Например, «мотивировать изучение средств обработки текстовой информации путем демонстрации документов, оформленных с помощью текстового редактора» – дидактическая цель.

Кроме трех указанных существуют особый вид целей – методические. Эти цели учитель формулирует не для учащихся, как предыдущие, а для себя. Они касаются методики его работы, позволяют проверить эффективность для данного класса той или иной формы работы, метода, приема и т.д. Например, «сравнить результаты усвоения темы при использовании для текущего контроля устного и письменного опросов».

Структура урока

Каждый урок состоит из отдельных этапов в соответствии с целями урока и его типом. Основные этапы урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний и умений

4. Введение нового материала

5. Закрепление нового материала

6. Контроль результатов учебной деятельности

7. Задание на дом

8. Подведение итогов, рефлексия

Подготовка учителя к уроку

Подготовка учителя к урокам включает: календарно-годовое, тематическое и поурочное планирование. Главная цель всех трех видов подготовки – планирование процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков при минимальной затрате времени и усилий учителя и учащихся.

На основе тематического плана учитель разрабатывает планы каждого урока. От продуманного заранее плана зависят результаты работы на уроке и учителя, и учащихся. Конспект урока можно оформлять по-разному, это зависит от особенностей учителя, его общей, специальной, педагогической и методической подготовки, опыта работы. Конспект обязательно должен иметь:

– точные формулировки темы, целей урока;

– описание основного содержания и структуры урока;

– указание форм, методов и приемов, средств организации познавательной деятельности учащихся.

В конспекте урока можно также указать:

– опорные, базовые знания и умения учащихся, необходимые для усвоения нового материала;

– требования к знаниям и умениям учащихся по новой теме – результаты;

– перечень используемых наглядных средств, пособий, программного обеспечения и оборудования;

– содержание работы учащихся;

– список литературы, используемой учителем для подготовки урока.

Одним из важных этапов подготовки учителя к уроку является анализ содержания учебного материала.

Функции контроля

Контроль в процессе обучения выполняет следующие функции:

– проверочную – свидетельствует о достижениях учащегося;

– обучающую – предполагает повторение, закрепление, осмысление, обобщение, применение, усовершенствование знаний и умений;

– развивающую – способствует развитию познавательных возможностей учащегося за счет напряженной умственной деятельности, обостренных внимания, памяти, мышления, воображения;

– воспитательную – затрагивает эмоциональную сферу личности, дисциплинирует, воспитывает ответственность за результаты, организует;

– методическую – отражает работу учителя, используется для ее усовершенствования.

Требования к организации контроля: планомерность и систематичность; объективность; всесторонность; индивидуальность; экономичность; педагогическая тактичность, доброжелательность.

Виды контроля. Для проверки результатов учебной деятельности учащегося могут быть использованы следующие виды контроля: текущий, промежуточный (периодический), итоговый.

Текущий контроль может быть поурочным и тематическим. Осуществляется в соответствии с дидактической целью к уроку.

Промежуточный (периодический) контроль проводится для проверки уровня усвоения учащимися учебного материала за длительный промежуток времени в соответствии с учебной программой (в конце четверти, триместра или полугодия).

Итоговый контроль может проводиться по решению администрации школы для определения уровня усвоения учебного материала учащимися за год, за курс обучения.

Промежуточный и итоговый контроль учебных достижений учащихся подчинены требованиям Единого орфографического режима учреждений общего среднего образования. Проверочная работа включает, как правило, теоретические и практические задания, которые должны выявлять уровень владения знаниями и умениями по предмету и быть посильными учащимся. Недопустимо включать в проверочные работы задания, которые выходят за рамки требований образовательного стандарта и учебной программы. Основная часть теоретических заданий должна быть основана на материале, изученном не позднее двух последних месяцев перед контрольным мероприятием.

Формы организации контроля. Различные виды контроля могут осуществляться в устной, письменной или практической форме и в их сочетании, а также в форме компьютерного тестирования. Вид и форма проверочной работы определяются в зависимости от целей, этапа обучения, особенностей учебного материала.

На уроках информатики обычно проводят самостоятельные, практические и контрольные работы. Для текущего контроля можно использовать контролирующие программы и программы-тесты. Такой контроль должен показать степень усвоения базовых знаний, уровень сформированности умений и навыков, подготовленность к восприятию последующего материала.

Содержание контроля. При проведении текущего тематического, промежуточного и итогового контроля учащимся предъявляется совокупность заданий всех уровней сложности учебного материала. Содержание заданий может соответствовать определенному уровню следующим образом:

Уровень 1 (низкий, рецептивный) – определение взаимнооднозначного соответствия, выбор правильных ответов из предлагаемого набора.

Уровень 2 (удовлетворительный, рецептивно-репродуктивный) - определение, формулирование терминов, процессов.

Уровень 3 (средний, репродуктивно-продуктивный) – вопросы на сравнение, классификацию понятий, процессов, операций.

Уровень 4 (достаточный, продуктивный) – выполнение типового задания, описание технологии его реализации. Анализ готовых алгоритмов, моделей.

Уровень 5 (высокий, продуктивный, творческий) – выполнение задания без указания учителем способа и путей решения.

Приведенный материал «О контроле результатов учебной деятельности учащихся и их аттестации (методические рекомендации по учебным дисциплинам)» отражен в «Настаўніцкай газеце» ад 29 кастрычніка 2002 года.



Первоначальное знакомство с компьютером. Формирование умений работы с клавиатурой и манипулятором «мышь». Методика изучения вопросов, связанных с аппаратным обеспечением компьютера. Программное обеспечение компьютера и методика его изучения.

На уроке школьники знакомятся с компьютером. Учитель называет видимые части компьютера: монитор, клавиатура, системный блок, мышь. Надо развести понятия «блоки» и «устройства» компьютера. Современные компьютеры могут состоять из одного или нескольких блоков. Внутри блока могут находиться несколько устройств. Например, системный блок содержит устройства: процессор, оперативную память, винчестер, материнскую плату и другие. Необходимо сформировать у учащихся первоначальные представления об этих устройствах компьютера: 1) название устройства, 2) как оно выглядит, 3) для чего оно предназначено.Для этого урока наглядными средствами являются сам компьютер и его устройства, но можно использовать рисунки и плакаты с изображениями устройств.

Вопрос о том, как глубоко излагать материал, решает учитель в зависимости от подготовки учащихся. Можно кратко рассказать о видах и отличиях каждого из устройств. Например, мониторы бывают жидкокристаллические и на основе электронно-лучевой трубки; принтеры – матричные, струйные и лазерные; мыши – механические и оптические. Ориентир составляет содержание школьного пособия.

Далее учитель показывает, как включать компьютер, завершать его работу; как правильно работать с устройствами компьютера. Так, рекомендуют вначале включать монитор, а затем нажимать кнопку включения на системном блоке. При выключении компьютера монитор выключают после отключения системного блока.

На практической части урока учащихся обучают основным приемам работы за компьютером. Начинают с освоения манипулятора «мышь». Для освоения работы рекомендуется использовать соответствующие тренажеры. Рекомендуется работать с тренажерами по 7 – 10 минут на каждом уроке данной теме, начиная с первого урока. Освоение приемов работы с мышью необходимо для последующей работы с компьютером.

В качестве домашнего задания можно поручить: записать в тетрадь рассказ о компьютерных профессиях родителей и знакомых учеников или пофантазировать, что произойдет, если все компьютеры исчезнут.

6. Понятие о компьютерной программе, файле, папке, диске .

Учащиеся должны понимать смысл понятия «программа». Программаэто последовательность команд для компьютера, записанная на языке, понятном компьютеру (язык программирования). Все программы для компьютера составляют программное обеспечение (ПО). Основой ПО являетсяоперационная система (ОС). В состав ПО входит не только ОС, но и прикладные программы: для работы с текстовой, графической, числовой информацией; для прослушивания музыки, просмотра фильмов; обучающие программы и другие.

Учащихся знакомят с элементами интерфейса операционной системы, необходимыми для начальной работы с прикладными программами (Рабочий стол, кнопка Пуск, панель задач, значки, окна). Показывают способы запуска прикладной программы с использованием команды меню, ярлыка на Рабочем столе. В качестве примера можно запустить стандартное приложение Windows – программу Блокнот и набрать в его окне пару строк. Например, определение программы или перечень устройств компьютера. На этом примере подводят учащихся к понятию файл и папка. Результаты работы иногда требуется сохранить на компьютере. Информация в компьютере хранится в виде файлов, каждый имеет свое имя. Чтобы пользователю было удобно, файлы группируют в папки. Например, в одной папке файлы с рисунками, в другой – с текстом и т.д. Папки и файлы сохраняются в памяти компьютера – на диске. Сохранять текст в Блокноте не обязательно. Далее можно открыть окно Мой компьютер и показать значки дисков, папок, файлов.

Таким образом, для понятий файл, папка и диск не дают строгих определений. Учащимся достаточно различать и показывать их значки. Знакомство с файлами и каталогами осуществляется в объеме, достаточном для последующего сохранения и считывания информации.

7. Запуск программ с помощью ярлыков и меню .

Работу с программами можно рассмотреть на примере стандартных приложение Windows: Блокнот, Калькулятор, Paint. Рассматривают способы запуска прикладной программы 1) с использованием команды меню, 2) ярлыка на Рабочем столеи завершение работы с прикладной программой 1) с помощью кнопки Закрыть окна, 2) из меню программы (если такая команда есть). Оба способа запуска и закрытия должны отрабатываться многократно. Для этого можно предложить учащимся набрать текст в Блокноте, нарисовать рисунок к тексту в графическом редакторе, выполнить подсчеты с помощью Калькулятора и перенести результаты в Блокнот.

Поскольку учащиеся часть урока проводят за компьютером (до 20 минут), с ними на этом и последующих уроках проводят упражнения для снятия утомления (мышечного и зрительного).

8. Работа с мышью и клавиатурой .

Для освоения работы с манипулятором «мышь» и клавиатурой рекомендуется использовать соответствующие тренажеры. Учащиеся должны знать основные операции, осуществляемые с использованием манипулятора «мышь»: перемещение, щелчок, двойной щелчок, протяжка (перетаскивание, буксировка). Работать с тренажерами лучше понемногу с первого урока: по 5 – 7 минут на каждом уроке.

Данный урок посвящают в основном клавиатуре: знакомят с ее структурой, зонами клавиш (алфавитно-цифровые, функциональные, управляющие, клавиши управления курсором, цифровые). В разных пособиях могут выделять разные зоны и называть их иначе. Лучше придерживаться терминологии школьного пособия (7 класс). Там же на форзаце приведен рисунок клавиатуры с зонами. Учащимся рассказывают о правилах нажатия клавиш, десятипальцевом методе ввод а. Работают с клавиатурным тренажером. Если тренажера нет, используют программу Блокнот для ввода текста, например, из школьного пособия.

9. Самостоятельная работа .

На этом уроке опрашивают учащихся по теории и выполняют задания за компьютером: включение компьютера, запуск программы, работа с тренажерами на оценку, завершение работы программы.

Класс

Для изучения возможностей поиска и замены следует предлагать текст значительного объема, например, 5 – 10 страниц. Это позволит продемонстрировать эффективность автоматического поиска и замены, так как в маленьком тексте необходимую информацию можно сразу найти «глазами».

При создании списков следует показать учащимся: 1) как использовать параметры списка по умолчанию; 2) как вначале настроить параметры списка, а затем вводить текст; 3) как применить список к уже набранному обычному тексту. Можно научить учащихся использовать для настройки списка не только команды меню, но и маркеры на мерной линейке. На уроке рассматривают создание маркированного и нумерованного списков, а при наличии времени можно познакомить с созданием многоуровневого списка.

При работе с формулами, необходимо подобрать такие из них, которые знакомы учащимся из курсов математики, физики, химии.

Работа с колонками не освещена в школьном пособии. Применение колонок к части текста возможно, но требует определенных навыков. Изучая колонки, рассматривают создание колонок одинаковой и разной ширины, настройку промежутка между колонками, отображение разделителя.Иногда при создании колонок возникает проблема: текст надо из текущей колонки помесить в новую. Для, этого устанавливают курсор перед текстом, который должен располагаться с новой колонки, выбирают команду меню Вставка / Разрыв и в окне указывают Начать новую колонку, т.е. в данном месте надо колонки «разорвать».

Введение основных понятий алгоритмизации: алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя. Методическая роль компьютерных исполнителей в школьном курсе информатики. Работа с компьютерным исполнителем «Чертежник».

Начальные понятия алгоритмизации вводятся в 6-м классе.

Последовательность действий для решения задачи называют алгоритмом.

В разных школьных пособиях предлагают следующие определения:

1). Алгоритм – понятная и конечная последовательность точных действий (команд), формальное выполнение которых позволяет получить решение поставленной задачи.

2). Алгоритм – конечная последовательность команд исполнителю совершить конечную последовательность действий для достижения определенной цели.

3). Алгоритм – предписание исполнителю совершить конечную последовательность действий для достижения определенной цели.

4). Алгоритм – описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи.

Понятие алгоритма связано с понятием исполнитель. Каждый алгоритм предназначен для определенного исполнителя. Исполнитель алгоритма – человек или техническое устройство, которые понимают команды алгоритма и умеют их правильно выполнять. Перечень команд, которые воспринимает и может исполнить исполнитель, называют системой команд исполнителя.

Еще один важный момент – исполнитель работает формально. Это означает, что он не рассуждает над командами, просто их выполняет. Поэтому процесс исполнения алгоритма можно автоматизировать. Универсальным исполнителем алгоритмов является компьютер.

Если исполнитель – человек, то команды алгоритма формулируют как обычные предложения, фразы. Форма записи должна быть простой, порядок исполнения команд – понятным. Наиболее распространенной формой записи алгоритма для исполнителя – человека является словесная форма.

Надо подчеркнуть, что алгоритм – это только последовательность команд; для достижения цели необходимо алгоритм исполнить. Это можно сделать при наличии определенного набора данных (в примере – при наличии воды, чайника, электроплитки и напряжения в сети, а также при наличии умений пользоваться электроплиткой). Исполнение алгоритма начинают с первой команды, после ее исполнения переходят ко второй, к третьей и т.д. до последней. Таким образом, решение задачи подразумевает 1) составление алгоритма; 2) исполнение алгоритма исполнителем при заданном наборе данных.

Методика изучения основ алгоритмизации и программирования: введение понятий «программа», «программирование»; ознакомление со средой программирования, языком Pascal, правилами записи программы на языке Pascal, ее исполнения и отладки.

Программирование – это процесс написания программ при помощи языков программирования. Синтаксис (т.е. используемые служебные слова, команды и правила их применения) современных языков программирования, как правило, состоит из словесных конструкций, приближенных к естественной английской речи

Программа же представляет собой набор команд на языке, понятном исполнителю, реализующий некоторый алгоритм. В нашем случае исполнителем является компьютер, а языком

Отладка — это поиск и исправление ошибок в программе. Тестирование — это составление специальных наборов входных и выходных данных (тестов), а затем исполнение программы и проверка полученных результатов в поисках возможных семантических или логических ошибок.

ля того чтобы Pasсal–компилятор правильно понял, какие именно действия от него ожидаются, ваша программа должна быть оформлена в полном соответствии с синтаксисом (правилами построения программ) этого языка.

Знакомство и работа с величинами начинаются в 7-м классе.Учащихся знакомят с числовыми типами данных (целыми и вещественными). Работа с ними продолжается в 8 классе при изучении простых и составных условий, операторов ветвления и цикла.

Язык программирования представляет собой набор слов, специальных знаков и команд, понятных компьютеру. Мы познакомимся с языком Паскаль. Используя этот язык, составляют программы. Их текст набирают на клавиатуре и вводят в окне специальной программы – среды программирования. Затем встроенная в среду программирования программа-транслятор переводит текст программы с языка программирования на язык машинных кодов, понятный компьютеру. Теперь компьютер может исполнить программу. Составление последовательности команддля решения конкретных задач на языке программированияназывается разработкой программ или программированием.

Программа на Паскале оформляется по правилами может иметь вид.

program<имя программы>;

<раздел описаний, в котором описываются данные>

begin

<раздел команд (тело программы)>;

end.

Школьников знакомят со следующими правилами записи программ:

1. Имя программы может содержать произвольное количество латинских букв, цифр, знака подчеркивания и должно начинаться с буквы (знак подчеркивания «_» считается буквой).

2. Нельзя присваивать программам или данным имена зарезервированных в языке программирования слов (например, begin, end, program).

3. Команды в программе отделяются друг от друга точкой с запятой.

4. При вводе текста программы можно использоватьи строчные, и прописные буквы.

5. В фигурных скобках{} можно писать комментарии (пояснительный текст, которыйоблегчает понимание программы и не влияет на ее выполнение). Использование в программе комментариев необязательно.

В качестве примера можно рассмотреть конкретную программу, которую учитель запишет и пояснит.

Пример 1.Первая программа

Programtext1;

Begin

Writeln(’Я всемогущий компьютер! Жду ваших команд!’);

end.

Строка Program text1; это заголовок программы, где text1 – имя программы. Имя пользователь придумывает сам. Желательно, чтобы имя программы соответствовало ее содержанию. После каждого предложенияна языке Паскаль надо ставить точку с запятой.Далее следует тело программы, котороеначинается со слова Begin. После него не ставят точку с запятой. Команда Writeln выводит на экран монитора текст, который заключен в апострофы. Последняя строка программы end – конец программы, здесь обязательно ставят точку.

Далее школьников знакомят с интерфейсом среды ABCPascal. Из опыта работы с другими приложениями и окнами им уже знакомы строка заголовка окна, строка меню, панель инструментов, строка состояния. Рабочая область системы программирования называется окно редактора. Сразу следует обратить внимание учеников на кнопки панели инструментов: «Выполнить программу» и «Завершить работу программы», а также их клавиатурные аналоги. При вводеи редактировании текста программы используютсятакие же приемы, как и при работе в текстовом редакторе. Ученики на своих компьютерах вводят текст рассмотренной программы и исполняют ее. Школьникам напоминают, что при запуске программы на исполнение система программирования проверяет программу на отсутствие ошибок. При обнаружении ошибок курсор устанавливается в окне редактирования в области ошибки и ее надо исправить. Полезно повторить материал о видах ошибок. В приложении школьного пособия приведены часто допускаемые начинающими программистами синтаксические ошибки.

После успешного исполнения программы учитель показывает, как сохранить текст программы в файл, загрузить текст программы на Паскале из файла, создать окно для ввода новой программы.  

Запись математических выражений в Паскале имеет свои синтаксические правила и приоритеты вычислений. Внимание школьников обращают на порядоквыполнения операций:

1.Выражения в скобках вычисляютсяв первую очередь.

2.После вычисления значений выражений в скобках вычисляются все функции.

3. После функций выполняется умножение и деление (они имеют одинаковый приоритет и выполняются в порядке их следования слева направо).

4. Далее выполняется сложение и вычитание в порядке их следования.



Ознакомление со способами подключения к сети Интернет. Формирование понятия об организации службы WorldWideWeb (WWW). Обучение поиску информации в Интернет и способам ее сохранения. Ознакомление с национальными информационными ресурсами.

Все остальное сетевое ПО можно разделить на 2 группы: ПО компьютеров-серверов; ПО компьютеров-клиентов. Нас интересует, прежде всего, клиентское ПО, поскольку именно с ним приходится работать пользователю. К такому ПО относятся:

Ø сетевые операционные системы;

Ø программы-клиенты для навигации и просмотра страниц в сети Интернет. Такие программы называют браузерами. Например, Microsoft Internet Explorer, Opera, FireFox;

Ø программы почтовые клиенты. Например, Microsoft Outlook Express, The Bat;

Ø программы для обеспечения общения пользователей в сети. Например, ICQ, Skype.

Функционирование компьютерной сети обеспечивают сетевые протоколыединые стандарты организации взаимодействия компьютеров при объединении их в сети. Они определяют формат и необходимые правила при передаче и приеме сообщений между различными устройствами компьютерной сети. TCP и IP – наиболее важные в Интернет протоколы. TCP (Transmission Control Protocol) служит для управления передачей информации (установка логического соединения между компьютерами клиентов и сервером, контроль доставки электронных сообщений в пункты назначения и др.). IP (Internet Protocol) – определяет формат передачи данных, обеспечивает организацию транспортировки электронных сообщений по сети в пункты назначения по определенным маршрутам. Протоколы TCP и IP тесно взаимосвязаны, поэтому их объединяют и говорят о едином протоколе передачи данных TCP/IP в сети Интернет.

Каждый компьютер, подключенный к сети, имеет свой уникальный IP-адрес, состоящий из четырех натуральных чисел, которые разделены точкой. Для удобства работы создана Доменная система имен (DNS), в которой адрес разделяется на несколько доменов (полей). Домены отделяются друг от друга точками. Количество доменов и число букв в них не ограничено. Например, доменное имя будет иметь вид www. bspu .unibel.by , если компьютер находится в сети учебного заведения bspu, которая является частью сети unibel, а сеть unibel расположена на территории Республики Беларусь, что определяется доменным именем by. Если одному из компьютеров, установленных в университете, присвоить имя pk, то полный доменный адрес этого компьютера будет pk.bspu.unibel.by. Таким образом, доменная система имён использует принцип последовательных уточнений. Домен низшего уровня находится в левой части имени, а высшего – в правой. Домен верхнего уровня обычно определяет тип учреждения или страну.

Доступ пользователей в Интернет выполняется при помощи организаций-поставщиков услуг Интернет – Интернет-провайдеров.

Наиболее распространенные способы подключения к компьютерной сети Интернет:

Ø подключение компьютеров к сети по телефонной линии (коммутируемый доступ). В этом случае необходимо специальное устройство, преобразующее данные компьютера для передачи их по телефонной сети и наоборот. Это устройство – модем;

Ø подключение к сети по специальному каналу связи (выделенной линии) оконечных систем (хостов) организаций и предприятий;

Ø беспроводное (мобильное) подключение к сети различных оконечных систем (хостов).

Полезно рассказать учащимся о современных технологиях подключения к Интернет, например, технологии ADSL. Технология ADSL (асимметричная цифровая абонентская линия, xDSL технологии) позволяет подключиться к Интернет по имеющейся телефонной линии с сохранением телефонных услуг на скорости передачи данных до 8 Мбит/с. Главное отличие постоянного доступа от коммутируемого заключается в том, что ваш компьютер подключен к Интернету постоянно. Следовательно, чтобы посмотреть электронную почту или заглянуть на какой-либо сайт, не нужно дозваниваться до модемного пула провайдера. Оплата Интернет-услуг производится только за переданный объем информации. Нет никаких ограничений на время нахождения в сети, не надо дополнительно оплачивать время за использование телефона. ADSL относится к классу широкополосных (broadband) технологий. Она обеспечивает скорость передачи данных в направлении к абоненту – до 7,5 Мбит/с, от абонента – до 1,5 Мбит/с. Высокая скорость позволяет комфортно работать с Web-сайтами, быстро перекачивать большие файлы и документы, работать с мультимедиа, полноценно использовать интерактивные приложения. Для такого подключения на АТС абонента должно быть соответствующее оборудование.

Возможно, многие учащиеся имеют опыт работы в Интернет. Поэтому рассмотрение подключения к сети Интернет можно провести с участием школьников, направляя их вопросами типа: Какие способы подключения к Интернет вам известны? Что такое модем? Как его выбрать и где установить, если подключается домашний компьютер? Как выбрать провайдера? Как оплачиваются услуги работы в Интернет?

Если в школе нет выхода в Интернет, можно кратко рассказать учащимся о программах, которые позволяют имитировать работу web-сервера при отсутствии реального выхода в Интернет. Например, о программе Small HTTP server или той, которая будет использоваться в работе. Учащимся сообщают: кем программа была разработана, откуда скачана, на каком основании (б/п), на каком ПК установлен www-сервер, какие имена имеют ПК www-клиентов.

 К источникам информации в Интернет относятся: web-страницы, тематические каталоги, базы данных, файловые серверы, материалы телеконференций, новости средств массовой информации и др.

Поиск информации в Интернет может быть выполнен по двум направлениям: поиск по адресу и тематический поиск. Основной тематический поиск информации в Интернет выполняют поисковые службы, которые разделяются на тематические каталоги и поисковые системы (машины). Каталог – систематизированная и рубрицированная подборка ссылок на интернет-ресурсы с описаниями. Поисковые системы – это автоматизированные интерактивные сервисные службы, которые выполняют поиск информации в Интернет по текстовому запросу пользователя. Под запросом в поисковой системе или поисковом сервере понимается комбинация из ключевых слов, которую пользователь применяет для поиска нужной информации. При создании пользователем сложных запросов используются логические операции.

При изложении материала можно пояснить обобщенные схемы работы поисковой системы и каталога, подчеркнуть различия между поисковыми системами и каталогами, привести факторы эффективности поиска информации в сети Интернет.

Приведем список некоторых поисковых систем.

YAHOO - http://www.yahoo.com     

AltaVista - http://www.altavista.com

Рамблер - http://www.rambler.com

Yandex - http://www.yandex.com

Каждая из поисковых систем предлагает два способа поиска – простой и сложный. Простой поиск заключается в том, что запрос состоит из набора ключевых слов, а поисковая машина возвращает документы, содержащие хотя бы одно из этих слов. Понятно, что при таком поиске будет найдено множество лишних документов, не представляющих интерес для пользователя. Для повышения эффективности поиска необходимо использовать сложные запросы. Правила построения сложных запросов можно найти в справочных файлах каждой поисковой системы. Рассмотрим основные принципы поиска.

Для поиска всех слов, имеющих общий корень, используется знак *. Например, результатом поиска по запросу компьютер* будут найдены документы, содержащие слова компьютер, компьютеры, компьютером, компьютерные и т. д. Ряд поисковых систем делают это автоматически, разыскивая документы, содержащие все морфологические формы ключевого слова.

Для поиска в документе фразы или словосочетания используются двойные кавычки. По запросу «информационные технологии» будут найдены документы, содержащие это словосочетание без вариантов.

Знак плюс, указанный перед словом или фразой без пробела, требует включения этого слова или фразы в документ, а знак минус – его исключение.

Когда элементы запроса связаны союзом OR (или), это означает, что в любом из найденных документов должен присутствовать хотя бы один из них. Например, сыщик OR детектив. По этому запросу будут найдены документы, содержащие как оба слова, так и каждое из них в отдельности. Союз AND (и) употребляется в том случае, когда необходимо присутствие всех соединённых им слов. Например, информационные AND технологии. В найденных документах будут присутствовать оба слова. Но это не означает, что они находятся в тексте близко друг от друга или связаны по смыслу. Слова или фразы, перед которыми стоит NOT (не), будут исключены из результатов поиска. Например, «поиск в Интернет» NOT «поисковые машины».

Каждая поисковая система по-разному представляет пользователям результаты поиска. Обычно это список найденных по запросу документов. Для каждого сообщается его название, URL, размер, время обновления и несколько первых фраз текста, по которым можно судить о его содержании. Название документа и его URL оформляются в виде гиперссылки, по которой пользователь имеет возможность загрузить документ на свой компьютер для прочтения, сохранения и печати.

Поисковые системы выводят список документов в определённом порядке В начале списка будут находиться документы, имеющие более высокую степень соответствия запросу. Однако, каждая поисковая система использует собственные критерии ранжирования документов, поэтому результат поиска по одинаковому запросу будет различным для каждого поискового инструмента. Пользователь может сам повлиять на порядок ранжирования документов, указав в соответствующем окне наиболее значимые слова и фразы.

Необходимо показать учащимся, как можно сохранить найденную в Интернет информацию. Учащимся объясняют, как сохранить: Web-страницу в формате HTML; Web-страницу с разметкой; Web-архив – страницу с рисунками; отдельный рисунок; фрагмент текста; адрес страницы в папке Избранное.

Для проведения урока желателен доступ к сети Интернет. При его отсутствии можно использовать: 1) программы имитации работы сервера; 2) соответствующие иллюстрации учебного пособия. Во втором случае учитель заранее скачивает отдельные Web-страницы и предлагает практическое задание по сохранению и копированию информации с них. Например, составить по материалам Web-страниц реферат на одну из следующих тем.

Создание всемирной информационной паутины (WWW) было вызвано необходимостью объединения различных услуг сети Интернет, что дало возможность расширить доступ к информационным ресурсам сети. Вводятся понятия: «браузер», «гипертекст», «гиперссылка», «web-страница», «сайт».

Браузер – это клиентская программа, предназначенная для осуществления навигации в сети Интернет (например, MS Internet Explorer, Netscape Communication и др.). Первый браузер назывался Mosaic, создан в 1993 году Марком Андреесеном в университете штата Иллинойс.

Гипертекстспособ организации информации, внутри которой присутствуют гиперссылки.

Гиперссылкизапись, связывающая между собой части одного документа или несколько документов с различными информационными ресурсами.

Web-страницадокумент, содержащий объекты, расположение которых описывается в специальном формате HTML (HyperText Markup Language – язык разметки гипертекстовых документов).

Web-сайт (сайт) – несколько web-страниц, объединенных общей темой и дизайном. На сайте, как совокупности web-страниц, обычно существует главная web-страница, которая может содержать ссылки на другие web-страницы сайта. Так как все эти web-страницы хранятся на компьютере, то для организации доступа к ним одного доменного имени DNS мало. В связи с этим необходим специальный адрес, который называется универсальным указателем ресурса – URL (Uniform Resource Locator) – единообразный локатор (определитель местонахождения) ресурса. Применяется для обозначения адресов почти всех ресурсов Интернет. Ранее он назывался Universal Resource Locator – универсальный локатор ресурса. URL – это стандартизированный способ записи адреса ресурса в сети Интернет.



Структура курса МПИ

Курс МПИ делится на лекционную и практическую части. Лекционный курс состоит из трех разделов: в первой рассматриваются общие вопросы методики преподавания информатики и организации учебного процесса, во второй – методики преподавания наиболее важных тем и понятий, в третьей – методики дополнительного обучения информатике.

Практический курс реализуется в виде лабораторных занятий, в ходе которых студент одновременно выполняет три роли, осваивая, соответственно, три вида деятельности: роль ученика (изучая и используя технические средства и программное обеспечение); роль учителя (разрабатывая материалы для учащегося: содержание уроков, задания, вопросы, тесты и др.); роль методиста-предметника (анализируя и оценивая деятельность других студентов и собственную).

Связь МПИ с другими дисциплинами

МПИ, являясь самостоятельной научной дисциплиной, в процессе формирования вобрала в себя знания других наук, а в своем развитии опирается на полученные ими результаты. Эти науки – философия, педагогика, психология, возрастная физиология, информатика, а также обобщенный практический опыт методик других общеобразовательных предметов средней школы.

В условиях глобальной информатизации всех отраслей человеческой деятельности и проникновения информатики во все другие науки можно смело утверждать о связи методики преподавания информатики практически с любой наукой.

В системе педагогических наук методика теснее всего связана с теорией обучения – дидактикой. Методика изучает закономерности обучения, проистекающие из особенностей изучаемой науки. Одна из задач методики – найти эффективные способы управления познавательной деятельностью учащегося. Для этого надо знать объективные закономерности, которые изучаются психологией, физиологией высшей нервной деятельности, что и определяет связь методики с этими науками.

С методикой преподавания математики МПИ связана генетически – понятие алгоритма пришло из математики и может пониматься как первичное. С другой стороны, многие доказательства в математике имеют явно алгоритмическую структуру. Одна из задач – научить выявлять эту алгоритмическую составляющую.

Сходство МПИ с методиками преподавания физики и химии проявляется в склонности информатики к опыту, эксперименту. Даже запуск программы на компьютере с целью поиска ошибки есть эксперимент.

Своеобразной является связь с методикой изучения иностранного языка. Например, перевод текста алгоритма с формального языка на содержательный – это вполне языковая, речевая деятельность.

Область пересечения интересов МПИ с психологией обусловлена наличием проблемы общения с компьютером. Особая форма такого общения – компьютерная игра. Особенности компьютерных игр, их влияние на развитие учащихся пока лишь изучаются. МПИ уже использует включение игровых элементов в учебную деятельность.


2. Нормативные документы: Кодекс об образовании, учебная программа школьного предмета «Информатика». Анализ учебной программы по информатике. Планирование учителем учебной работы по информатике на основе учебной программы.


Нормативные документы

Цели школьного образования в значительной степени зависят от социального заказа, который для школьной информатики определен в концепции обучения информатике в образовательном стандарте в области «Информатика» и реализован в учебной программе школьного курса информатики.

При организации любого обучения две важные и тесно связанные друг с другом задачи – это 1) определение содержания и объема обучения, 2) построение оптимальной последовательности изучения.

Руководящим государственным документом, который определяет цели, структуру и содержание школьных курсов информатики, уровень подготовки учащихся по информатике, критерии оценок, измерители и систему контроля, является образовательный стандарт в области «Информатика».

Образовательный стандарт общего среднего образования – нормативный документ, устанавливающий совокупность норм и требований к структуре, содержанию общего среднего образования, объему учебной нагрузки и уровням подготовки учащихся по ступеням обучения.

Стандарт образования отражает представления общества об уровне и качестве образования. Цель стандартов состоит в том, чтобы упорядочить разнообразие видов и форм образования, предоставляя свободу преподавания и обучения в рамках единого образовательного пространства.

Стандартизация выполняет следующие функции:

– защита свободы и прав личности на самовыражение и самореализацию;

– обеспечение единства и преемственности отдельных этапов образования;

– наличие диагностических показателей качества подготовки;

– предоставление содержательной основы для разработки образовательных программ, учебников, пособий.

Вторым по значению государственным документом, который определяет объем и содержание школьных курсов информатики и в значительной степени последовательность изучения, является официально утвержденная Министерством образования учебная программа курса информатики.

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретного учебного предмета, содержание и последовательность изучения учебного материала.

К разряду нормативных документов относится также учебный план. Он содержит перечень изучаемых учебных дисциплин по годам обучения, количество часов, отводимое на каждую дисциплину в неделю, виды и сроки итогового контроля.

 


3. Школьный курс информатики: содержание, структура, методические особенности. Формирование компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся.

Общеобразовательный характер школьного курса информатики имеет три основных аспекта. Мировоззренческий аспект информатики связан с формирование представлений о роли информации и закономерностях информационных процессов. Пользовательский (или технологический) – с подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого применения информационных технологий. Алгоритмический аспект связан в основном с развитием логического пооперационного мышления.

В основу курса заложены фундаментальные понятия современной науки «информация», «компьютер», «алгоритм», «модель». Так как современный человек ежечасно имеет дело с информацией и ее обработкой, компьютер в базовом курсе рассматривается, в основном, как средство (инструмент) обработки информации при решении практических задач. Те же цели преследуются и при использовании программного обеспечения компьютера. Изучение основ алгоритмизации имеет широкие общеобразовательные цели, связанные с формированием алгоритмического стиля мышления. Моделирование рассматривается как метод решения практических задач.

Содержание школьной информатики основано на следующих содержательных линиях:

информация и информационные процессы;

аппаратное и программное обеспечение компьютеров;

основы алгоритмизации и программирования;

компьютерные информационные технологии;

коммуникационные технологии.

Структура школьного курса информатики:

6 класс       1. Введение в информатику (2 ч) 2. Первоначальные приемы работы с персональным компьютером (6 ч) 3. Обработка графической информации (7 ч) 4. Обработка текстовой информации (10 ч) Кр по теме 4 5. Основы алгоритмизации и программирования (8 ч) Резерв (1 ч)
7 класс 6. Информация и информационные процессы (2 ч) 7. Аппаратное и программное обеспечение компьютера (7 ч) 8. Основы алгоритмизации и программирования (12 ч) 9. Компьютерные презентации (8 ч) Кр по теме 9 10. Компьютерные коммуникации и Интернет (3 ч) Резерв (1 ч)
8 класс 11. Основы алгоритмизации и программирования (10 ч) 12. Технология обработки текстовых документов (10 ч)    Кр по теме 12 13. Работа с векторной графикой (7 ч) 14. Вредоносное программное обеспечение и защита информации (2 ч) 15. Работа с электронной почтой (3 ч)      Резерв (1 ч)
9 класс 16. Представление информации в компьютере (3 ч) 17. Основы языка программирования (11 ч) 18. Основы анимации (12 ч) Кр по теме 18 19. Информационные ресурсы сети Интернет (6 ч)       Резерв (1 ч)
10 класс 20. Хранение информации (2 ч) 21. Цифровые устройства для обработки информации (2 ч) 22. Основы алгоритмизации и программирования (8 ч) 23. Информационные модели (4 ч) 24. Обработка информации в электронных таблицах (12 ч) Кр по теме 24 25. Компьютерные коммуникации и Интернет (3 ч) Резерв (2 ч)
11 класс 26. Основы веб-конструирования (12 ч)   Кр по теме 26 27. Основы алгоритмизации и программирование (9 ч) 28. Обработка информации в СУБД (8 ч) 29. Информационные системы и технологии (2 ч)    Резерв (2 ч)

Основные особенности курса: 1) ориентация на систематическое индивидуальное использование компьютеров; 2) подготовка непрофессиональных пользователей вычислительной (компьютерной) техники, 3) межпредметный характер содержания.

В методическом аспекте уроки информатики близки к урокам труда, т.к. компьютер – это инструмент для обработки информации. Овладеть инструментом можно только в процессе работы, постепенно осваивая новые знания, умения и навыки.

Исключительно важный методический подход в обучении информатике – исходить от задачи. Научиться решать задачи обработки информации на компьютере можно только в процессе работы над решением задач. Использование системы задач от простой к более сложным позволит учителю постепенно знакомить учащихся с новыми возможностями компьютера и программного обеспечения. Это означает, что необходимо предлагать для изучения систему команд того или иного средства не сразу всю, а постепенно, и не всегда в полном объеме, а лишь достаточную для решения задач.

Вторая сторона такого подхода проявляется в методике освоения отдельных программных средств. В школе главным является не изучение конкретных программных средств, а решение задач обработки того или иного вида информации с помощью соответствующего конкретного программного средства. Тем самым становятся достижимыми общеобразовательные цели. При таком подходе учащиеся усваивают основные возможности целого класса универсальных программных средств независимо от типа техники и конкретного программного обеспечения. По окончании обучения учащийся должен представлять возможности компьютера и основных типов программных средств. Так, спустя некоторое время после изучения информатики учащийся может и не вспомнить конкретные команды, забыть отдельные пункты меню, но должен сориентироваться в выборе программного средства на основе стоящей перед ним задачи обработки информации.

В качестве современных компонентов компьютерной грамотности рассматриваются практические умения подготовки и редактирования текста, рисунков, схем, выполнение простейших расчетов, поиск информации с помощью компьютера и только в некотором смысле – умения программирования. Такое определение компьютерной грамотности направляет содержание школьной информатики на компьютер и программное обеспечение, а процесс обучения – на формирование пользовательских знаний и умений, на овладение компьютерными технологиями.

С понятием «компьютерная грамотность» связано понятие «информационная культура учащегося» – умения получать, сохранять, искать, собирать и передавать информацию с помощью компьютера, использовать базы данных и разнообразные информационные системы. Фактически оба понятия оперируют определенным набором требований к знаниям, умениям и навыкам. Эти требования, взятые в минимальном объеме, составляют задачу достижения компьютерной грамотности, взятые в максимальном объеме – воспитание информационной культуры учащихся.


4. Средства обучения на уроках информатики. Учебные пособия по информатике. Программное обеспечение школьного курса. Электронные образовательные ресурсы по информатике.

В системе средств обучения основное место отводится учебнику (учебному пособию) по предмету. С ним должно быть связано остальное учебно-методическое обеспечение: объяснять и развивать содержащиеся в учебнике идеи, соответствовать учебной программе по предмету, служить общим целям формирования у учащихся прочных знаний и умений.

1. Информатика: Учеб.пособие для 7 кл. учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / А.Е. Пупцев., П.Л. Гращенко, А.И. Лапо – Мн.: Народная асвета, 2004. – 158 с.

2. Информатика: Учеб.пособие для 8 кл. учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / А.Е. Пупцев, А.И. Лапо – Мн.: Народная асвета, 2004. – 168 с.

3. Информатика: Учеб.пособие для 9 кл. учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / А.Е. Пупцев, А.И. Лапо, Л.А. Вишневская – Мн.: Народная асвета, 2006. – 197 с.

4. Информатика: Учеб.пособие для 10 кл. учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / А.Е. Пупцев, П.Л. Гращенко, А.И. Лапо, А.Г. Огейко – Мн.: Народная асвета, 2007. – 295 с.

К учебно-методическому обеспечению курса информатики помимо учебных пособий принадлежат методические пособия для учителей, инструктивно-методические материалы Министерства образования, статьи и методические разработки для учителей, опубликованные в журналах «Народная асвета», «Інфарматызацыяадукацыі», «Информатика и образование».

Учебно-методическое обеспечение курса информатики дополняется еще и нетрадиционным компонентом, обусловленным наличием компьютера. Этот компонент – программное обеспечение, которое используется в процессе преподавания информатики в школе. Программное обеспечение курса информатики включает базовое программное обеспечение для школьных компьютеров и педагогические программные средства (ППС). ППС поддерживают изучение конкретных тем курса и формирование у учащихся практических навыков, которые предусмотрены учебной программой.


5. Кабинет информатики и информационных технологий. Функциональное назначение и оборудование кабинета, организация работы. Санитарно-гигиенические требования к режиму работы и рабочему месту учащегося, правила охраны труда.

КИИТ предназначен для:

– проведения теоретических и практических занятий по курсам «Информатика», которые предусмотрены учебными программами;

– проведения классной, внеклассной, факультативной, кружковой и других дополнительных форм учебной деятельности по информатике;

– проведения уроков других предметов по некоторым отдельным темам с использованием компьютерных информационных технологий;

– осуществления эффективного управления учебно-воспитательным процессом с использованием средств компьютерных технологий;

оснащен:

– комплектом аппаратно-программных средств для персональных компьютеров, желательно объединенных локальной сетью;

– программным обеспечением, соответствующим учебной программе;

– учебно-методическими и наглядными пособиями;

– учебным оборудованием;

– мебелью и приспособлениями для проведения занятий и работы с использованием компьютерной техники;

– оборудованием, обеспечивающим в кабинете микроклимат, соответствующий установленным нормам (кондиционер, осветительные приборы и др.).

Оборудование КИИТ определяется «Положением о кабинете информатики и информационных технологий учебного учреждения системы общего и среднего образования», которое утверждается приказом Министра образования РБ. В состав оборудования и оснащения КИИТ могут входить: мультимедийный проектор, кинопроектор, диапроектор, графопроектор, экран, печатающие устройства, комплекты ППС, базовое программное обеспечение и др.

КИИТ также должен иметь:

инвентарную книгу для учета имеющегося в кабинете оборудования;

журнал для инструктажа учащихся по охране труда;

журнал использования компьютерной техники на каждом рабочем месте;

журнал списывания машин и их ремонта.

средства пожаротушения;

аптечку для оказания первой помощи;

учебные задания для реализации индивидуального подхода при обучении, выполнении самостоятельных и лабораторных работ, упражнений;

– комплект научно-популярной, справочной и методической литературы.

Инструктаж по охране труда проводится на первом уроке каждой четверти учителем информатики с указанием темы инструктажа.

Оборудование рабочих мест учеников и учителя должно соответствовать «Положению о кабинете информатики и информационных технологий учебного учреждения системы общего и среднего образования». Основу КИИТ составляют рабочее место учителя (РМП) и рабочие места учеников (РМУ).

Для каждого рабочего места отводится определенная площадь – 6 кв.м. Расстановка компьютеров должна обеспечить свободный доступ учащихся и учителя к рабочим местам во время урока, для удобного управления ходом урока, организации контроля, самостоятельной работы учащихся. Оптимальной, с точки зрения безопасности учащихся и учителя, является расстановка столов с компьютерами по периметру помещения так, чтобы мониторы компьютеров были обращены тыльной стороной к стене. В кабинете размещают дополнительные столы для чередования и совмещения разных форм работы на занятиях.

Техническое обслуживание по ремонту оборудования выполняется на основе договора с соответствующими организациями.

Санитарно-гигиенические требования к режиму работы и рабочему месту учащегося, правила охраны труда

Санитарно-гигиенические нормы. Санитарно-гигиенические требования к режиму работы и рабочим местам учащихся и учителя для КИИТ разработаны на основе действующих Санитарных норм и правил СанПиН 9-131 РБ2002 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы». В зависимости от возраста учащихся вводится ограничение на время работы за компьютером:

6 – 7 классы – до 20 минут,

8 – 9 классы – до 25 минут,

10 – 11 классы – до 30 минут.

Предлагается включать в ход урока физкультурные паузы. Для этого разработаны комплексы упражнений для глаз и для рук. Определен состав аптечки первой помощи.

Рекомендуется, чтобы окна кабинета выходили на северную или северо-восточную сторону горизонта. В противном случае окна необходимо оборудовать устройствами жалюзи светлого цвета для защиты экранов мониторов от прямых солнечных лучей.

После каждого урока или часа работы следует проводить проветривание помещения. Ежедневно в кабинете должна проводиться влажная уборка рабочих мест.

В КИИТ рекомендуется использовать вместо доски с мелом специальную доску для письма маркерами. На полу желательно иметь линолеум и протирать его несколько раз в день. Потолок и стены должны быть окрашенными.

Организация работы в КИИТ. Работа в кабинете организуется в соответствии с «Положением о кабинете информатики и информационных технологий учебного учреждения системы общего и среднего образования»; Правилами внутреннего трудового распорядка школы; приказами, инструкциями и указаниями органов образования; правилами, нормами и стандартами охраны труда; нормативными и инструктивными документами.

Работу КИИТ по приказу директора школы возглавляет один из учителей информатики (заведующий кафедрой), который оборудует кабинет и является организатором работы учителей и учащихся по информатике и применения компьютерной техники в преподавании отдельных тем по другим предметам. Заведующий кафедры несет ответственность за состояние оборудования, заполнение журналов и др. Под его руководством составляется расписание, распределяется работа между учителями, учащимися, разрабатывается перспективный план обучения информатике и оборудования КИИТ.

В начале изучения курса информатики за каждым учащимся закрепляется определенное рабочее место в КИИТ, за которое он несет ответственность во время урока в кабинете. Учащимся на первом уроке сообщают правила поведения и, в дальнейшем учитель постоянно следит за их выполнением.






Урок, типы уроков. Дидактические особенности учебных занятий по информатике. Подготовка учителя к уроку. План-конспект урока информатики. Целеполагание к уроку. Анализ урока.

Особенности школьной информатики

1. Преподавание информатики в школе введено не так давно по сравнению с другими школьными дисциплинами. Поэтому опыт преподавания продолжает накапливаться, методика обучения информатике формируется и развивается.

2. За время преподавания информатики в школе изменялся социальный заказ общества на подготовку в области информатики. Поэтому изменялись учебные программы и требования к знаниям и умениям школьников.

3. Сферы применения компьютеров и информационных технологий постоянно расширяются, что приводит к введению в школьный курс новых тем и направлений. Поэтому у школьной информатики нет четких границ с высшим образованием.

4. Требования подготовки школьников по информатике предполагают рассадку учащихся по одному за компьютером. Поэтому класс для уроков информатики делится на подгруппы.

5. Уроки информатики проводятся один раз в неделю. Этого не всегда достаточно для формирования прочных умений работы за компьютером. В то время как основой практического освоения школьной информатики является систематическая работа ученика за компьютером. Поэтому особое значение приобретает самостоятельная индивидуальная работа школьников за компьютерами.

6. Использование компьютера на уроках требует соблюдения санитарно-гигиенических норм. Особенно это касается времени непрерывной работы за компьютером на уроке. Поэтому учитель должен выстраивать урок в соответствии с требованиями охраны труда.

7. Персональный компьютер на уроках информатики одновременно выполняет три роли: является 1) объектом изучения (его устройство, принципы работы, программное обеспечение), 2) инструментом для решения задач (обработка информации), 3) техническим средством обучения (с его помощью проводятся демонстрация, работа с обучающими программами, тестирование). Поэтому использование компьютера имеет свои особенности, требует сочетания методов обучения с компьютером и без него.

8. Знания и умения по информатике учащиеся приобретают не только на уроках. Школьники к моменту изучения информатики и позже имеют разный уровень владения компьютером. А также они имеют разные возможности в использовании компьютера для выполнения домашних заданий, удовлетворения своих интересов. Поэтому учителю необходимо это учитывать при организации учебного процесса.

9. Задания, выполняемые учащимися, относятся к разным предметным областям. Поэтому изучение информатики имеет межпредметный характер.

10. Высокие темпы развития информатики требуют от учителя регулярного пополнения знаний. Поэтому учителю для подготовки часто приходится использовать материалы периодических изданий и другую дополнительную литературу.

11. Молодость открыта к восприятию нового. В юном возрасте новое знание воспринимается легче, быстрее и прочнее. И для изучения информатики характерны ситуации, когда младший школьник консультирует старшего, ученик – учителя. Поэтому важную роль приобретает свобода межвозрастного общения большая в сравнении с другими дисциплинами.

12. Чаще всего на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием и не задают вопрос «Зачем нам учить вашу информатику?». Потому что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета.

Типы уроков

Урок сообщения новых знаний. На таком уроке формируются основные понятия, работа с которыми будет продолжаться при изучении темы. Содействуют развитию у учащихся культуры работы с компьютером и программным обеспечением, поскольку чаще всего сообщаются ключевые, важные понятия. 

Урок формирования и совершенствования практических умений. Планируется работа с техническими и программными средствами в рамках временных норм работы за компьютером. Проводится после урока сообщения новых знаний, если объем практического задания достаточно велик.

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков. Такие уроки обеспечивают единство теории и практики. Основное содержание урока – выполнение разнообразных тренировочных упражнений, способствующих закреплению знаний и формированию умений, а также заданий творческого характера. Основная форма работы – индивидуальная. Можно использовать для изучения небольшого количества нового материала, который на этом же уроке можно закрепить, повторяя и обобщая изученный ранее материал.

Урок контроля усвоения знаний и сформированности умений. Проводится контрольная работа с использованием методов: диктант, устный фронтальный опрос, письменный опрос, тестирование. Могут использоваться контролирующие программы.

Комбинированный (смешанный) урок. Содержит элементы уроков сообщения новых знаний и формирования умений. Обычно, в начале урока сообщается новый материал или закрепляют изученные понятия и осуществляют контроль усвоенного. Затем учащиеся выполняют практические задания фронтально или индивидуально. Этот тип урока чаще всего используют для проведения уроков информатики.

Тип урока определяют в зависимости от ведущей дидактической цели урока.

Целеполагание

Цель – осознанное представление, эталон конечного результата деятельности. Выдвижение и формулирование цели называют целеполаганием.

Учитель к уроку формулирует три группы целей: дидактические, воспитательные, развивающие. Они взаимосвязаны канвой урока, поэтому их часто объединяют понятием триединая цель урока (ТЦУ).

 Дидактические или образовательные цели ориентированы на усвоение тех знаний, умений и навыков, которые соответствуют содержанию обучения по данному предмету. Например, одна и та же цель – «сформировать представление о понятии «алгоритм» – будет являться для урока информатики – дидактической, а для урока математики – развивающей.

Воспитательные цели закладывают формирование конкретных черт личности: аккуратности, взаимопомощи, собранности, целеустремленности и других. Развивающие – способствуют формированию психологических качеств, таких как внимание, память, мышление, а также общеучебных умений и навыков, полезных для обучения любой дисциплине: умения конспектировать, работать с литературой, аргументировать, анализировать и другие. Ошибочно считать, что формулировка воспитательной цели начинается со слова «воспитывать», а развивающей – «развивать». Направленность цели определяется ее содержанием.

Цели могут задавать изменения не только в системе понятий, умений и навыков, но и в системе мотивов. Например, «мотивировать изучение средств обработки текстовой информации путем демонстрации документов, оформленных с помощью текстового редактора» – дидактическая цель.

Кроме трех указанных существуют особый вид целей – методические. Эти цели учитель формулирует не для учащихся, как предыдущие, а для себя. Они касаются методики его работы, позволяют проверить эффективность для данного класса той или иной формы работы, метода, приема и т.д. Например, «сравнить результаты усвоения темы при использовании для текущего контроля устного и письменного опросов».

Структура урока

Каждый урок состоит из отдельных этапов в соответствии с целями урока и его типом. Основные этапы урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний и умений

4. Введение нового материала

5. Закрепление нового материала

6. Контроль результатов учебной деятельности

7. Задание на дом

8. Подведение итогов, рефлексия

Подготовка учителя к уроку

Подготовка учителя к урокам включает: календарно-годовое, тематическое и поурочное планирование. Главная цель всех трех видов подготовки – планирование процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков при минимальной затрате времени и усилий учителя и учащихся.

На основе тематического плана учитель разрабатывает планы каждого урока. От продуманного заранее плана зависят результаты работы на уроке и учителя, и учащихся. Конспект урока можно оформлять по-разному, это зависит от особенностей учителя, его общей, специальной, педагогической и методической подготовки, опыта работы. Конспект обязательно должен иметь:

– точные формулировки темы, целей урока;

– описание основного содержания и структуры урока;

– указание форм, методов и приемов, средств организации познавательной деятельности учащихся.

В конспекте урока можно также указать:

– опорные, базовые знания и умения учащихся, необходимые для усвоения нового материала;

– требования к знаниям и умениям учащихся по новой теме – результаты;

– перечень используемых наглядных средств, пособий, программного обеспечения и оборудования;

– содержание работы учащихся;

– список литературы, используемой учителем для подготовки урока.

Одним из важных этапов подготовки учителя к уроку является анализ содержания учебного материала.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 580.