Ремонтное хозяйство – совокупность общезаводских и цеховых подразделений предприятия, осуществляющих комплекс работ по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту оборудования. Оно включает:
– систему ремонтных средств на рабочих местах основного производства;
– ремонтные участки в основных цехах;
– стационарные и передвижные ремонтные мастерские;
– ремонтно-механические цеха;
– склады запасных частей и смазочных материалов.
Ремонтное хозяйство призвано обеспечить решение следующих задач:
– предупреждение аварий, преждевременного износа оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии;
– сокращение простоев оборудования в ТО и ремонте;
– обеспечение сохранности зданий и сооружений;
– внедрение прогрессивных форм, средств и методов ремонтов;
– повышение качества ремонта и сокращение затрат при его вы полнении.
Руководство ремонтным хозяйством осуществляет главный механик либо главный инженер.
Существует несколько систем организации ремонта оборудования.
1. Система ремонта оборудования «по отказам» предусматривает выполнение ремонтов в случае отказа работы оборудования. В этой системе достаточно сложно предусмотреть простои и затраты на ремонт. К числу недостатков этой системы можно отнести длительность простоя оборудования при ремонте и значительные затраты на ремонт.
2. Система послеосмотрового ремонта. При использовании этой системы решение о проведении ремонта принимается после осмотра оборудования. Вышеперечисленные две системы называются еще системами ремонта по потребности.
3. Система планово-предупредительного ремонта (ППР) предусматривает предварительное выполнение комплекса работ, предупреждающего большой износ оборудования, длительные простои, большие затраты на ремонт и аварии.
Основные принципы организации ППР – предупредительность и плановость.
Принцип предупредительности означает, что после отработки каждым агрегатом установленного промежутка времени для него выполняются техническое обслуживание и ремонтные работы независимо от физического состояния и степени износа. Принцип плановости предполагает, что проведение указанных технических воздействий осуществляется по специальному графику с заданными объемами работ в назначенные сроки. Все работы по поддержанию оборудования в работоспособном состоянии подразделяются на техническое обслуживание (ТО) и ремонт.
ТО – комплекс работ для поддержания работоспособности оборудования между ремонтами. Это обтирка, чистка, наружный осмотр, смазка, проверка состояния уровня масла и системы охлаждения, проверка заземления.
Ремонт оборудования – комплекс работ по восстановлению исправности и работоспособности оборудования. В зависимости от объема выполняемых работ выделяют текущий и капитальный ремонты. Текущий ремонт является профилактическим; он осуществляется для обеспечения или восстановления работоспособности оборудования между капитальными ремонтами.
Капитальный ремонт – комплекс работ, выполняемый для восстановления исправности и полного восстановления ресурса оборудования (паспортной производительности).
Планирование ремонта оборудования базируется на следующих основных нормативах:
1) категории ремонтной сложности; 2) ремонтной единице; 3) длительности и структуре ремонтного цикла; 4) длительности межремонтных периодов и осмотров.
Под категорией ремонтной сложности понимается степень сложности ремонта агрегата (единицы оборудования), которая зависит от его технических и конструктивных особенностей, размеров обрабатываемых деталей, точности их изготовления и особенности ремонта. Категория ремонтной сложности обозначается буквой R (Ремонтная единица) и числовым коэффициентом перед ней. Для выбранной группы оборудования принимается один из агрегатов в качестве эталона, и для него установлена категория сложности. Ремонтная единица – условный показатель, характеризующий нормативные затраты на ремонт оборудования первой категории сложности. За единицу ремонтной сложности механической части принята ремонтная сложность условного оборудования, трудоемкость капитального ремонта которого в условиях работы РМЦ (ремонтно-механического цеха) составляет 50 ч, а за единицу ремонт ной сложности электрической части оборудования – 12,5 ч. Под длительностью ремонтного цикла понимается наименьший повторяющийся период эксплуатации оборудования, в течение которого осуществляются в установленной последовательности все виды технического обслуживания и ремонта в соответствии со структурой ремонтного цикла, т. е. период времени от установки оборудования до капитального ремонта или между двумя очередными капитальными ремонтами. Примерное обозначение структуры ремонтного цикла: К–О–О–О–О–О–О–С–О–О–О–О–О–О–С–О–О–О–О–О–О–К, где К – капитальный ремонт; О – осмотр; С – средний ремонт.
На предприятии выполнение ремонтных работ может быть организовано следующими методами: централизованным, децентрализованным и смешанным. При централизованном методе ремонт всех видов и некоторые работы по техническому обслуживанию производятся силами ремонтно-механического цеха (РМЦ). При децентрализованном методе все виды ремонтных работ и изготовление части сменных деталей осуществляются силами и средствами цеховых ремонтных служб. Смешанный метод характеризуется тем, что ремонтные работы выполняются как цеховой ремонтной службой, так и РМЦ. За РМЦ закрепляется выполнение капитального ремонта всего оборудования предприятия.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 221.