В постановлении по этому вопросу в 1993 г. было сказано о не- обходимости разработки и принятия законов по приватизации особо социально значимых объектов, в том числе в здравоохранении. В 1991 г. некоторым учреждениям здравоохранения удалось получить разрешение на аренду с правом выкупа по Закону «Об аренде», существовавшему в СССР. В последующем эти учреждения стали акционерными предприятиями, работающими по Закону «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В действующем плане государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий и учреждений также не было специального раздела о приватизации в здравоохранении, хотя имеется ряд ограничений на приватизацию санитарно-эпидемиологических учреждений и учреждений социальной защиты. Была разрешена приватизация аптечных учреждений и предприятий медицинской промышленности. На территориальном уровне в осо-
бых случаях в порядке исключения принимались решения о приватизации отдельных медицинских учреждений.
Переход от государственной формы собственности к негосударственной называется разгосударствлением.
Приватизацией называется переход к частной или максимально приближенной к частной, например, к акционерной форме соб- ственности.
Основными способами приватизации являются: аукционная продажа, конкурсная продажа, прямая продажа, выкуп арендованного имущества.
В качестве источников средств при приватизации государственного имущества могут быть использованы:
- личные сбережения граждан;
- собственные средства юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности, обще- ственных объединений и т.д.);
- заемные средства (кредиты банков и других кредиторов);
- иностранные инвестиции.
На первом этапе приватизации в качестве источника средств для приватизации государственной собственности использовались приватизационные чеки.
Способ приватизации определялся соответствующим учреждением по управлению имуществом в зависимости от численности работающих и стоимости основных фондов. Мелкие предприятия с численностью работающих до 200 человек и стоимостью основных фондов на 01.01.92 менее 1 млн руб. подлежали продаже на аукционе или по конкурсу. Предприятия, имеющие более 1000 работников и основные фонды стоимостью свыше 50 млн руб., преобразовывались в акционерные общества. Остальные предприятия могли быть приватизированы любым из установленных способов.
Наибольшее распространение получила приватизация государственной собственности путем ее акционирования. Акциони- рование - это преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Такая приватизация осуществлялась в соответствии с законом, принятым еще в 1992 г. в несколько этапов.
На 1-м этапе приватизации на предприятии (другом объекте собственности) создавалась комиссия по приватизации при участии чле-
нов коллектива с оформлением соответствующих протоколов собраний и других документов, предусмотренных при создании комиссии.
На 2-м этапе комиссия подготавливала предприятие к приватизации путем акционирования.
На 3-м этапе проводилось собрание и учреждалось акционерное общество с оформлением соответствующих документов.
На 4-м этапе осуществлялось распределение акций, оформление их передачи в собственность акционеров.
Учредителем акционерного общества выступал соответствующий комитет по управлению имуществом. Комиссия по приватизации создавалась комитетом и определяла размер уставного фонда акционерного общества на основе оценки объекта приватизации. С момента регистрации акционерного общества прежнее государственное или муниципальное предприятие считалось преобразованным, а его имущество - переданным на баланс акционерного общества.
Было разработано несколько вариантов приватизации предприятий государственной собственности путем акционирования.
По 1-му варианту 25% акций передавалось безвозмездно коллективу приватизированного предприятия, каждому акционеру на сумму не более 20 минимальных размеров месячного заработка. Эти акции распределялись между работниками в порядке, принятом общим собранием, они являлись привилегированными, не давали права голоса, но по ним получали дивиденды. Еще 10% акций могли быть проданы коллективу со скидкой 30% их стоимости, причем приобретение акций одним человеком было возможно не более чем на 6 минимальных размеров месячного заработка. Акции покупали в рассрочку на 3 года, первый взнос не мог быть менее 15%. Кроме того, должностным лицам из администрации приватизируемого предприятия предоставлялась возможность приобрести 5% акций, но не более чем на сумму, соответствующую 2 тыс. размеров минималь- ной заработной платы на каждого. Остальные акции поступали в свободную продажу, 10% выручки поступали на личные приватизационные счета работников предприятий и могли быть использованы для покупки акций своего или любого другого предприятия.
По 2-му варианту акционирования членам трудового коллектива предоставлялось право приобретения 51% обыкновенных, голосующих акций по цене в 1,7 раза выше их номинальной стоимости. Таким образом, в собственность коллектива переходил контрольный пакет акций. Остальные акции продавались.
По 3-му варианту группа работников с согласия трудового коллектива брала на себя ответственность за выполнение плана приватизации и недопущение банкротства предприятия и заключала соответствующий договор на 1 год с фондом имущества, внеся залог в размере 200 минимальных размеров заработной платы на каждого. По истечении срока договора и соблюдении его условий члены группы могли приобрести 20% уставного капитала в виде обыкновенных акций по номинальной стоимости. Всем работникам продавались акции на сумму 20% уставного капитала, но не более 20 размеров минимального месячного заработка на одного работника, со скидкой 30% номинальной стоимости, оплатой в рассрочку на 3 года при первом взносе не менее 15%. Этот вариант мог применяться на предприятиях с численностью работников более 200 человек и стоимостью основных фондов от 1 млн до 50 млн
руб. на 01.01.92.
2-й и 3-й варианты акционирования допускались только тогда, когда за них проголосовали не менее 2/3 работников предприятия, так как эти варианты давали некоторые преимущества администрации предприятия при проведении приватизации, хотя и связаны с определенным риском.
Приватизация должна была создать условия для активизации предпринимательской деятельности и повышения эффективности производства различных товаров и услуг на основе конкуренции.
Предпринимательство или предпринимательская деятельность - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Определенные элементы предпринимательской деятельности могут быть связаны и с некоммерческой деятельностью, преследующей социально значимые цели, в том числе и в здравоохранении. Предпринимательская деятельность может осуществляться предприятиями и организациями различных форм собственности в зависимости от их организационно-правовой формы. В России определенные виды и элементы предпринимательской деятельности осуществляются государственными, муниципальными, индивидуальными, семейными, частными предприятиями, товариществами (с ограниченной ответственностью, полными, смешанными), акционерными обществами открытого и закрытого типов, объединениями предприятий.
Предпринимательская деятельность без привлечения наемного труда регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность,
а с привлечением наемного труда - как предприятие. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается. Статус предпринимателя приобретается путем государственной регистрации. Предпринимательская деятельность может осуществляться собственником или субъектом, управляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества. Отношения субъекта, управляющего имуществом, и собственника имущества регламентируются договором (контрактом).
Предпринимательство является наиболее действенным стимулом к высокопроизводительному труду, повышению эффективно- сти, удовлетворению общественных потребностей. Предпринимательская деятельность принципиально возможна в медицинских учреждениях любых форм собственности. От того, сможет ли руководитель медицинского учреждения работать, как современный предприниматель, используя лучшие элементы предпринимательской деятельности для достижения целей своего учреждения в ин- тересах здравоохранения в целом, зависят выживание и перспективы развития как самого учреждения, так и отрасли.
Предпринимательство тесно связано с менеджментом, хотя это далеко не одно и то же. Менеджер - управляющий. Если предприниматель - собственник, сам управляет своим предприятием (или иной собственностью), осуществляя производство товаров и услуг, он работает как менеджер. Если руководитель предприятия (учреждения) - менеджер и работает по контракту, заключенному с собственником (государством, организацией или частным лицом), осуществляя управление от имени собственника на правах полно- го или ограниченного хозяйственного ведения, он действует в определенной степени как предприниматель.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 223.