Расходы на здравоохранение в % внутреннего валового продукта
Кричагин В.П. Экономика здравоохранения, 1996, 1, с. 11.
Продолжение табл. 48
Страна, регион |
Общие расходы на здравоохранение в долларах по обменному курсу | Расходы на здравоохранение в % внутреннего валового продукта | ||
млн | надушу населения | всего | государственный сектор | |
Бывшие социалистические страны Европы и страны с развитой экономикой | 1 532 340 | 1340 | 8,7 | 5,4 |
Экономически развивающиеся страны | 170 115 | 41 | 4,7 | 2,3 |
Весь мир | 1702 455 | 323 | 8 | 4,9 |
3% - средства ОМС и 10% добровольного страхования, частные средства.
Категории стоимости
и ценообразования в здравоохранении
Стоимость определяется как количество общественно необходимого труда, затраченного на производство товара (услуги) и овеществленного в этом товаре.
Денежное выражение стоимости товара - цена. Цены и ценообразование составляют ценовой механизм, который чрезвычайно важен для управления экономикой. Цена есть денежное выражение стоимости предмета, объекта, товара (услуги). Для покупателя цена - это количество денег, которые приходится платить за товар
(услугу).
В ценообразовании наиболее распространено определение цены по затратам производителя (издержкам). Эта модель це- нообразования используется и в здравоохранении современной России.
Формула расчета цен по этой модели имеет следующий вид: Цена = Себестоимость продукции (товаров, услуг) + Нормативная или расчетная прибыль + Надбавки (скидки) к цене.
В себестоимость обычно включают различные виды затрат. В сложившейся экономической практике затраты сводят к двум обоб- щающим позициям: материальные и приравненные к ним затраты и зарплата с начислениями на социальное страхование и накладными расходами (командировки, оплата труда вспомогательного
персонала, расходы по содержанию и оснащению помещений и др.). Состав затрат, включаемых в себестоимость и относимых к прибыли, устанавливается правительством в нормативных документах. Это необходимо, в частности, для функционирования налоговой системы.
Когда цена прогнозируется (до продажи), прибыль еще не известна, так как товар не реализован. В связи с этим для определения нормативно-расчетной прибыли используется категория рентабель- ности, или относительной прибыли. Основные категории рыночных отношений указаны на рис. 17.
При расчете цен чаще пользуются величиной рентабельности в виде отношения прибыли к себестоимости.
В отечественной экономике рентабельность выражают в процентах.
Рентабельность, равная 10%, считается приемлемой, 20% - удовлетворительной, 30% - высокой.
Цены могут быть предельными, равновесными, свободными, фиксированными, прейскурантными.
При оплате медицинских услуг и для финансирования учреждений здравоохранения в современной России используются бюджетные оценки медицинских работ, прейскурантные (тарифные) цены на платные медицинские услуги, тарифы на медицинские услуги по программам ОМС, договорные цены. Наиболее близки к свободным, рыночным ценам договорные цены в коммерческой медицине и в добровольном медицинском страховании.
До перехода на рыночные отношения финансирование учреждений здравоохранения из государственного бюджета осуществля-
Рис. 17. Основные понятия экономики, используемые в здравоохранении
лось по смете расходов. Смета представляла собой финансовый план учреждения, где были зафиксированы расходы учреждения по утвержденным статьям. Расходы по статьям сметы определялись на основании жестких нормативов, средства использовались исключительно по назначению, неиспользованные в течение года деньги возвращались в бюджет.
Первоначально в смете было 18 статей, затем отдельные статьи были исключены, и смета медицинских учреждений включала сле- дующие статьи:
Статья 1. Заработная плата.
Статья 2. Начисления на заработную плату (на социальное страхование работающих).
Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы. Статья 4. Командировки и служебные разъезды. Статья 8. Стипендии. Статья 9. Расходы на питание.
Статья 10. Приобретение медикаментов и перевязочных средств. Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря. Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и оборудования. Статья 15. Капитальные вложения, капитальное строительство. Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений. Статья 18. Прочие расходы.
При таком порядке действует распределительная система, финансирование осуществляется не по потребности, а по остаточному принципу. Государство, являясь единственным покупателем и не имея достаточных средств, само назначало и регулировало условную цену работ, товаров и услуг в здравоохранении, обеспечивая населению по возможности бесплатную, доступную, квалифицированную медицинскую помощь в условиях жесткой экономии, устанавливая низкую оплату труда и низкие цены на все товары, необходимые системе здравоохранения.
Истинно рыночной является свободная цена, устанавливаемая и регулируемая спросом и предложением. При переходе к рыночной экономике подходы к ценообразованию меняются и используются различные виды цен. В настоящее время в здравоохранении России используется так называемая затратная модель ценообразования. Зарубежный аналог этого метода носит название «издержки плюс прибыль».
Сформированная с учетом затрат ресурсов (рабочей силы, лекарств, материалов, оборудования и т.д.) цена согласно финансовому законодательству разбивается на не облагаемую налогом прибыль (себестоимость) и облагаемую налогом прибыль (собственно прибыль).
При расчете себестоимости медицинских услуг учитывают структуру затрат, входивших в сохраняющуюся, но сокращенную смету медицинских учреждений, использующих бюджетные цены.
Одним из видов цен на медицинские услуги являются бюджетные. Они использовались в здравоохранении и в условиях нового хозяйственного механизма для обоснования финансирования медицинских учреждений, работающих на принципах коллективного (бригадного) или арендного подряда, для взаиморасчетов между медицинскими учреждениями, для взаиморасчетов между подразделениями внутри одного медицинского учреждения.
Величина бюджетных цен не зависела от реальных издержек медицинского учреждения. Они разрабатывались, исходя из расходов по смете:
Цена единицы продукции = Сумма расходов по смете / Сумма единиц продукции
За единицу продукции могли приниматься отдельные медицинские услуги, законченный случай лечения, койко-день, пролеченный больной, прикрепленный к поликлинике пациент и т.д.
Классическая формула ценообразования по затратной модели при расчете бюджетных цен не использовалась, себестоимость и прибыль не выделялись.
В настоящее время в условиях бюджетно-страховой системы здравоохранения бюджетные цены продолжают использовать при прямом государственном, бюджетном финансировании работ, вы- полняемых медицинскими учреждениями.
Так как возможности бюджета по финансированию здравоохранения из-за экономических трудностей, переживаемых страной, уменьшились, то бюджетные цены, основанные на смете медицинских учреждений, сейчас включают только часть прежних статей, заработную плату и начисления на заработную плату. При наличии возможностей в бюджетные цены, по которым оплачивается работа медицинских учреждений, включаются расходы на питание больных, приобретение медикаментов и перевязочных средств, а также частично хозяйственные расходы. Критическая ситуация в экономике не позволяла регулярно финансировать оплату медицинских
услуг по бюджетным ценам, включавшим даже только две статьи сметы, непосредственно связанные с оплатой труда работников медицинских учреждений. Недостаточность бюджетного финансирования при отсутствии реального рынка медицинских услуг лишала некоторые медицинские учреждения возможности не только развития, но и выживания, а пациентов - доступной и квалифицированной медицинской помощи. Это приводило к росту платных медицинских услуг в системе здравоохранения России при отсутствии достаточных доходов у населения, к социальной и экономической незащищенности пациентов и ухудшению экономического положения учреждений здравоохранения, к снижению доступности и качества медицинской помощи.
Цены на платные медицинские услуги населению в нашей стране привлекли к себе внимание в середине 80-х годов в связи с введением нового хозяйственного механизма и ухудшением бюджетного фи- нансирования здравоохранения из-за экономического спада в начале реформ. В этот период разрабатывались государственные цены на платные медицинские услуги. Они оформлялись территориальными прейскурантами, реже прейскурантами отдельных учреждений.
Цены рассчитывались по классической формуле и представляли собой сумму себестоимости (типичные фактические затраты на производство медицинских услуг, рассчитанные на основе утвержденных трудовых и материальных норм и нормативов) и прибыли в размере отраслевого или территориального коэффициента (процент себестоимости услуги). По разным территориям этот коэффициент колебался от 15 до 30%.
Аналогично формируются цены на платные медицинские услуги в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Прейскурантные цены, т.е. с указанием прейскуранта (списка) цен на медицинские услуги не освобождают исполнителей медицинских услуг (медицинские учреждения) от проведения собственных расчетов. Такие расчеты и их сопоставление с прейскурантными ценами необходимы для коррекции деятельности медицинских учреждений при несоответствии цен учреждения, учитывающих реальные затраты, прейскурантным государственным ценам. Кон- кретному медицинскому учреждению, как правило, выгоднее работать по собственным ценам за платные медицинские услуги. Это возможно при условии утверждения цен территориальными органами управления. Для управления здравоохранением важно исполь-
зовать единую методику расчета цен, при этом цены отдельных учреждений могут различаться, как различаются сами учреждения, их ресурсы и используемые методы.
Договорные цены на медицинские услуги являются третьей группой цен, используемых в здравоохранении России. Эти цены утверждаются прямым договором исполнителя медицинских работ (медицинского учреждения) и юридического лица (предприятия, организации, фирмы и т.д.) - заказчика работ. Договорные цены наиболее близки к свободным, они учитывают спрос и предложение, информацию о ценах конкурентов. Эти цены устанавливаются на дополнительные виды работ и стимулируют развитие новых видов обслуживания, создают новые экономические возможности для тех, кто хочет и умеет работать. Предоставляемая государствен- ным и муниципальным учреждениям здравоохранения возможность оказывать дополнительные платные медицинские услуги по договорным ценам в ряде случаев позволяет поправить их экономическое положение и сохранить для населения необходимое медицинское обслуживание.
Договорные цены включают полные затраты на медицинские услуги и сопутствующие работы, а также прибыль в размере, соот- ветствующем интересам договаривающихся сторон. Договорные цены на медицинские услуги являются на рынке медицинских услуг прообразом равновесных цен, которые определяются соотношением спроса и предложения.
В настоящее время сфера использования договорных цен - добровольное медицинское страхование и частная медицина.
Тарифы на медицинские услуги в ОМС условно можно считать четвертым видом цен в системе современного здравоохранения Рос- сийской Федерации. Подробнее вопросы формирования и использования тарифов на медицинские услуги в ОМС рассмотрены в разделе, посвященном медицинскому страхованию.
Рыночные отношения
Дата: 2019-02-19, просмотров: 250.